-
25.08.2009, 19:49 #41
Re: Ответ: Стравинский после "русского" периода
Вот это точно !
Да, я понимаю, что многие мои мысли спорны, но и вы тоже должны понять, что я их отнюдь не на ходу выдумываю
Если бы я их выдумывал, нажимая на кнопки клавиатуры компьютера, лишь ради того, чтобы кому-нибудь из вредности перечить, то это было бы слишком просто.
В Стравинском разные люди видят и принимают разное: к примеру, один из лучших наших пианистов, музыкант высочайшей звуковой культуры, которую он являет, в частности, в своих исполнениях Шопена и Равеля - Алексей Володин вдруг берётся за "Петрушку" ! Я уже как-то сообщал об этом: в концерте, где он играл e-moll-ную партиту Баха, "Вариации на т.Корелли" Рахманинова и (совершенно гениально) "Отражения" Равеля, он последним номером поставил ..... "Петрушку"
)
Выслушав бесподобно сыгранного Равеля, я просто ИСПУГАЛСЯ остаться на "Петрушку" - я всерьёз опасался за адекватность своей реакции, поэтому во время аплодисментов удрал из зала, тем самым лишив себя сомнительного "удовольствия" от выслушивания этой композиции (не из-за пианиста
). Но я не понимаю, сам-то пианист - как он мог играть это, да ещё "на закуску" после всего остального ?? Зачем вообще играть эту лубочную побрякушку ? В конце концов существует оркестровая версия, вот и исполнять бы её в симфонических концертах, если уж так надо - нет ведь ! Стравинский нарочно написал эту свою "прелюдию до-диез минор", он же "этюд ре-диез минор №12", он же "этюд до минор №10" - это вечный и заигранный до дыр "тяжкий крест" каждого из этих авторов, роль которого у Стравинского выполняет ф-п транкрипция его "Петрушки".
Не-на-ви-жу !!
"Петрушку"
)
А тем временем Юрий выложил уникальные записи Рихтера, среди которых неизданная запись Каприччио для ф-п с оркестром, которое я ни разу не слушал в исполнении Рихтера, и даже уже позабыл, что есть эта фонограмма.
Это сюрприз.
Так что давайте приобщимся к "послепетрушечному" Стравинскому:
Re: Ответ: Стравинский после "русского" периода
Конечно, реакция на первые балеты С. была далека от благоговения, но нельзя забывать и о полемическом, пристрастном, энтузиастическом тоне критики того времени. К искусству относились, как к живому процессу, формируемому здесь и сейчас; так же, как и С., доставалось практически всем его коллегам по цеху - Рахманинову, Прокофьеву, Мясковскому - жаль, у меня сейчас нет под рукой материалов (еду в поезде)...
...нужно добавить - "у нас", ибо на Западе имя С. ассоциируется скорее с "Игрой в карты", "Музагетом" и "Агоном". Тому виной - вполне понятные культурно-историч. причины.По моему мнению, эпатажность "русского периода" оказала ИФС медвежью услугу, ибо в целом (за редким исключением) творчество ИФС находилось в тени указанного периода (о чём косвенно свидетельствует и название темы).
Хорошо, что Вы озвучили эту очевидность, которую как-то и поминать неудобноПо-моему, сравнивая с П. Чайковским, у ИФС - не "вторичность", а, скорее, другое миросозерцание, иная эстетика.. С. действительно стоял у истоков эры диалога с историей, эры обращения к накопленному взамен создания новых накоплений.
Спасибо, очень интересная статья. Кое-что в ней удивило меня: если я правильно Вас понял, С. для воссоздания поэтики танка (характерной символики и пр.) пользуется приемами риторики? Т.е. система символизации, выработанная одной культурой - на службе системы, выработанной другой культурой?Во вложении (не навязываю), полагаю, рассмотрена иная точка зрения.
Интересно, насколько С. был тогда "копенгаген" в аутентичной японской традиции? Мне этот цикл представлялся скорее мирискуснической игрой в Японию, вроде сомовских игр в рококо, или - если говорить о музыкальных примерах - малеровской игрушечной китайщны в Песни о земле.
Вернусь домой - м.б. обсудим подробнее.
Show must go on!
Re: Ответ: Стравинский после "русского" периода
Я долгое время не понимал Стравинского. И не особенно ценил. И вдруг - "поворот винта"! - он мне стали как-то очень близок. Скрипичный концерт, "История солдата", "Весна...", "Мавра", "Соловей", "Петрушка"... Думаю, это вопрос "жизнеощущения".
А вот "Серенада" мне не приглянулась. Но, может, еще полюблю.
Re: Ответ: Стравинский после "русского" периода
Один мой приятель, немец, историк архитектуры, больше всех других любит трех композиторов: Дебюсси, Скрябина и... Стравинского.Утонув в К. Дебюсси, я вдруг осознала, что мне нужен ИФС.![]()
- Регистрация
- 08.12.2007
- Адрес
- Четвертитончик из верхнего регистра
- Сообщений
- 1,564
- Записей в дневнике
- 17
Единство стиля Стравинского
Один из самых взвешенных текстов о Стравинском для меня-наблюдения над стилем на стыке техники, теории и философии сочинения музыки -это статья Л.Дьячковой (доктор искусствоведения, преп. РАМ) "К проблеме формы Стравинского. Принцип подобия".В сб.: И.Ф.Стравинский. Статьи. Воспоминания. М.,1985. Эта статья нравится мне тем ,что автор говорит о его стиле в целом, объединяя в своём взгляде разные периоды сочинений. Особенно примечательны, например, наблюдения на с.153-161.
Re: Ответ: Стравинский после "русского" периода
Как всегда, вынужден оспорить утверждение дорогого нашего Музилы. Мне представляется, что оно может быть верно в основном для западных музыкально-профессиональных кругов. А вот что касается обычных слушателей классической музыки - очень сомневаюсь!
Я уже не раз на форуме ссылался на данные сайта " arkivmusic.com", первый раз это было в теме о Шостаковиче, см. . Там же я рассказал, что собой представляет этот сайт и чем он интересен в качестве показателя популярности того или иного композитора и его произведений. Так вот, проделав описанную в моем сообщении процедуру для Стравинского, получим следующие данные:
Из 894-х записей произведений Стравинского, изданных к настоящему времени (26.08.2009), и представленных на вышеуказанном сайте, наиболее популярными сочинениями являются следующие (цифра в скобках как раз означает количество записей):
1. The Rite of Spring (Le sacre du printemps) (143)
2. Pétrouchka (77)
3. Firebird Suite (67)
4. Firebird - (Complete Ballet) (47)
5. Symphony in Three Movements (30)
6. Concerto for Violin in D major (30)
7. Symphony of Psalms (25)
8. Chant du rossignol (Song of the Nightingale) (25)
9. Fireworks, Op. 4 (22)
10. Pastorale for Violin, Oboe, English Horn, Clarinet and Bassoon (19)
11. Octet for Wind Instruments (18 )
12. L'Histoire du soldat (18 )
Конечно мне тут же возразят, что статистику по записям нельзя считать адекватным отражением популярности, что для этой цели лучше подойдет статистика концертных исполнений. К сожалению, аналогичных данных по числу исполнений разных произведений Стравинского у меня нет. Если у кого-либо есть – пусть поделится. Хотя, с моей точки зрения, статистика по записям более показательна, чем данные по концертам. Дело в том, что поход в концерт, по крайней мере для меня, дело в значительной степени случайное. То есть я могу пойти на концерт под влиянием разных причин, в том числе порой не имеющих отношения к исполняемой музыке. Тем более, что в концерте два отделения и ты, условно говоря, можешь пойти из-за концерта Моцарта (Чайковского, Рахманинова и т.п.) в первом отделении, а на Стравинского - во втором - тебе наплевать. А вот диск я буду приобретать только в том случае, если мне интересно либо представленное на нем произведение, либо его исполнение, а желательно – и то, и другое.
Так вот, как видим из представленного списка на Архивмьюзик, именно произведения "русского" периода лидируют, и с большим отрывом, в дюжине самых популярных записей произведений И.Ф.Стравинского.
Последний раз редактировалось Читатель; 26.08.2009 в 17:03.
Re: Ответ: Стравинский после "русского" периода
Как всегда, рад такому компетентному и интеллигентному оспариванию, как Ваше, дорогой наш Читатель
Мне представляется то же самоеМне представляется, что оно может быть верно в основном для западных музыкально-профессиональных кругов.. Собственно, я говорил преимущественно о концерных программах, а также о музыковедческих и публицистических интересах - основываясь не на статистических данных, а на своем личном опыте. Большая часть опусов С., которые встречались мне в контексте западной муз. жизни, относилась ко второму и третьему периодам.
Show must go on!
Похожие темы
-
Ищу ноты "Песенка Левши" из "Русского секрета"
от VorozhkoAndrew в разделе Поиск нот для вокалистовОтветов: 0Последнее сообщение: 08.12.2012, 00:45 -
Ищу ноты "Русского танца" Стравинского (который в обработке Душкина)
от korund в разделе Поиск нот для скрипки и альтаОтветов: 2Последнее сообщение: 16.04.2012, 19:08 -
Ищу Прокофьев "Война и Мир", Стравинский "Похождения повесы"
от Мажор-Минор в разделе Где скачать классическую музыку?Ответов: 3Последнее сообщение: 02.03.2011, 16:39 -
ИЩУ КЛАВИРЫ ОПЕР! Стравинский "Похождения повесы", Форованти "Деревенские певицы"
от Flower Poetess в разделе Поиск нот для вокалистовОтветов: 2Последнее сообщение: 10.02.2011, 08:15 -
Циклы произведений "во всех тональностях" до-Баховского периода
от a27 в разделе Старинная музыкаОтветов: 31Последнее сообщение: 17.06.2007, 17:03




И всё остальное
Ответить с цитированием




Социальные закладки