-
11.02.2010, 04:00 #201Старожил
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Ранний Оголевец мне дорог тем, что он очень хорошо подготовил свою систему для описания при помощи некоей аксиоматической дедуктивной теории (как это, по сути дела, и имело место быть во времена зарождения теории музыки).
А начать здесь конечно же проще с раннего Оголевца, чем с позднего.
Уже и в ранней версии Оголевец использовал при построении своей системы (неосознанно, надо полагать) очень прогрессивные теоретико-множественные конструкции, как я уже отмечал мимоходом:
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
В принципе, объяснить теоретико-множественную суть построений Оголевца можно очень просто (на уровне, понятном школьнику). Для быстрых ссылок на необходимый материал здесь представлены базовые знания по наивной теории множеств:
<<...
В бывшем Советском Союзе - А.Оголевец (от 17-ступенной до 200-ступенной темперации, включая 29-, 41-, 53-, 60-ступенную и т.д.). Максимально приемлемым для музыкальных целей количеством ступеней в октаве Оголевец считал 233, однако практическое использование таких систем ему представлялось довольно проблематичным, учитывая имеющиеся в то время данные психоакустических исследований. Автору этих строк посчастливилось вести переписку и много раз встречаться с А.Оголевцом в последние годы его жизни. При этом А.Оголевец в общих чертах рассказывал о возможностях дальнейшего развития своей теории. В частности, он начал разрабатывать более совершенную концепцию с обоснованием возможности использования вместе с "галактическим", "сфероидальным тональным пространством", и "внегалактические" структуры, в первую из которых входили бы системы с добавлением новых 12 координации к существующей диатонике (что дает системы 19-, 31-, 43-, ...n-ступенные), а во вторую, "внегалактическую систему", входили бы системы с 9-, 16-, 23-, 30-ступенными и т.д. - они объединялись бы, по представлениям автора, одним важным показателем - так называемой "отрицательной диатоникой" [55, 56].
...>>
Неясно, какие диатоники отрицательные, но по Бозанкету системы РДО
Интересные числа упомянул в связи с поздним Оголевцем Г. Когут!
- 19-, 31-, 43-, ... 7+12*n-ступенные являются отрицательными первого порядка;
- 9-ступенная - отрицательная 3-го порядка/положительная 9-го;
- 16-ступенная - отрицательная 4-го порядка/положительная 8-го порядка;
- 23-ступенная - отрицательная 5-го порядка/положительная 7-го;
- 30-ступенная - отрицательная 6-го порядка/положительная 6-го порядка.
Открывается факт существования таких систем РДО, которые одновременно и положительные и отрицательные по Бозанкету.
Или я в чём-то ошибаюсь...
Последний раз редактировалось commator; 18.02.2010 в 15:20.
такую связь буквенных обозначений ступеней диатоники
такую
Мне ясно, что это путь именно к той музыкальной алгебре, которую я осознал и начал использовать до чтения этих фрагментов. Они подтверждают, что путь конструктивный.
В той алгебре, которую я выработал из практики переложений 12РДО нот для их игры в системах 31/53РДО гармонические терции занимают своё неповторимое место. Системы обозначений Оголевца и Римана (прикладываю сонантометрию) с ней также прекрасно согласуются при условии пренебрежения октавами. Их у Оголевца нет, а у Римана они присутстствуют без должного внимания к коэффициентам перед ними. Есть место и для любой мыслимой системы чистой интонации, потому что в основе лежат простые числа и свойства множества гармонических обертонов. Такое множество всегда присутствует в ощущении высоты звука из-за нелинейной зависимости этого ощущения от частоты вызывающего стимула.
Каждый тон получает свою уникальную формулу, как накопление тех или иных перемещений на интерсонанты _T_, _D_, _M_, _Q_, _N_, _P_, ... соответствующие простым числам 2, 3, 5, 7, 11, 13, ...
Структура пифагорейской диатоники получается как единственная цепь квинт (:_Dt_: = :_D_:_t_: ~ 3/2)
Если абсолютным началом или нулевым сонантом считать С:0S, то имеем
F,:Td_Dt_C:0S_Dt_G:Dt_Dt_d:2D2t_Dt_a:3D3t_Dt_e':4D4t_Dt_h':5D5t
Диатоника чистого строя получается как две цепи квинт, смещённые на гармоничесую малую терцию (:_Mdt_: = :_M_:_d_:_t_: ~ 5/6)
F,:Td_Dt_C:0S_Dt_G:Dt_Dt_d:2D
_Mdt_
D,<:M2d_Dt_A,<:Mdt_Dt_E<:M2t_Dt_H<:MD3t
Можно подумать, как изменится диатоника, если в её формировании примет участие гармоническая септима (:_Q2t_: ~ 7/4)
Я вижу сходство с тем, как в химии веществам соответствуют их формулы, как сочетания тех или иных простых элементов.
Последний раз редактировалось commator; 21.02.2010 в 12:51.
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Пояснить проще на примере проективной геометрии, которая (при современном подходе) также формулируется в теоретико-множественных терминах:
В (двумерной) проективной геометрии рассматриваются объекты двух сортов: точки и прямые. Имеется также бинарное отношение (отношение инцидентности), связывающее множество точек и множество прямых.
Музыкально, в контексте таблицы Оголевца:
мы интерпретируем это следующим образом: точки – это звуки, прямые – это тональности. Основное атомарное утверждение проективной геометрии – данная точка инцидентна данной прямой интерпретируем как данный звук находится в данной тональности.
И тогда можно будет написать систему (музыкальных) аксиом инцидентности, творчески переосмыслив таковую для проективной плоскости:
Конечно, отличия будут. И существенные. Но все же еще более существенным является сходство, заключающееся в том, что в таблице Оголевца звуки абсолютно равноправны с тональностями (как на проективной плоскости точки абсолютно равноправны с прямыми). А это заставляет подозревать наличие в этой системе (Оголевца) феномена двойственности по аналогии с таковым для проективной плоскости:
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Можно добавить еще следующее. В контексте проективной плоскости имеется пара двойственных друг другу понятий: ряды и пучки:
Ряд (точек) может быть определен как множество всех точек, инцидентных данной прямой.
Пучок (прямых) может быть определен как множество всех прямых, инцидентных данной точке.
При музыкальной интерпретации в контексте таблицы Оголевца мы имеем:
ряд (звуков) есть множество всех звуков, входящих в данную тональность;
пучок (тональностей) есть множество всех тональностей, в которые входит данный звук.
Сам Оголевец вместо понятия “пучок тональностей” использует понятие “период звука”:
Любой ряд звуков (как множество) состоит из 12-ти элементов. Любой пучок тональностей (как множество) состоит из 12-ти элементов. Этот факт еще раз подчеркивает полное равноправие звуков и тональностей в системе Оголевца…
Похожие темы
-
Пианист Алексей Султанов
от Anonymous в разделе Исполнители-солистыОтветов: 482Последнее сообщение: 30.03.2023, 02:36 -
Алексей Володин
от flo в разделе XII Международный конкурс им. ЧайковскогоОтветов: 14Последнее сообщение: 26.02.2011, 16:49 -
Алексей Марков
от Таненкта в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 34Последнее сообщение: 10.12.2009, 00:53 -
Алексей Животов
от Musicolog в разделе Современная музыкаОтветов: 2Последнее сообщение: 26.07.2008, 19:14 -
Оголевец А. "Введение в современное музыкальное мышление"
от pet.ru в разделе Поиск книг и других печатных материалов о музыкеОтветов: 5Последнее сообщение: 12.03.2008, 18:38




Ответить с цитированием



Социальные закладки