-
25.04.2010, 07:57 #31
Очень важно понять, что в основе индийской музыки - особая философия, затем музыкальная "математика" используется для описания...Ваш ответ показывает, что вы как раз увлеклись "математикой"... а вначале или хотя бы параллельно нужно постараться разобраться в философии...
К примеру, говоря о "сваре" - это:
в первую очередь Свара йога - древнейшая наука о пране и биоритмах физического тела.
И лишь затем это еще и "тон", или "нота", как перевел автора переводчик в статье, как мне это понимается.
Индийские профи-музыканты изучают и йогу и древние трактаты о музыке. Вот, к примеру о некоторых из них:
Существование многовековых музыкальных традиций уже в Древности создало необходимость оформления стройной обобщающей теории. Первые попытки систематизировать элементы музыки относятся к ведийским песнопениям, когда называются семь тонов (свара), обозначены их функции и названия (по порядковому номеру), говорится об основах музыкального движения. Наиболее полную теоретическую обработку музыкальная система получила в древнейшем трактате о драматическом искусстве – Натьяшастре ( II в. до н.э.- III в. н.э.). Там описаны такие средства музыкальной выразительности, как шрути (микротон), свара (тон), грама (звукоряд), мургхана (лад), джати (определенная мелодическая модель). В трактате используется термин «сангита», обозначающий слияние вокальной и инструментальной музыки и танца. В более ранних текстах музыка определяется терминами «гандхарвам», «гандхарваведа», которые происходят от названия класса мифических небесных музыкантов – гандхарвов. Чем обширнее область знания, тем богаче представлена литература о нем. Канонических текстов, посвященных вопросам музыки, насчитывается порядка 70. Тем не менее, Натьяшастра оказала серьезное влияние на все последующие работы. Более поздние труды в подавляющем большинстве содержат извлечения из трактата, помимо собственных положений комментируют выкладки Натьяшастры.
или (из отрывка) книги В. Е. Еремеева "Чертеж антропокосмоса"
"В Индии, например, существовало учение о высшем звуке «Нада-Брахман», являющемся зародышем всего мироздания. В своем первичном, «неударенном» (анахата) состоянии он непроявлен, затем развертывается в видимый мир, представляющий из себя вибрации той или иной высоты. Звуковой диапазон — это только часть этих вибраций, но и он отражает в себе все основные мировые закономерности…
...Бхарата дает следующие названия 7 ступеней восходящей древ- неиндийской гаммы: шадджа, ришабха, гандхара, мадхьяма, панчама, дхайвата, нишада (принятые сокращения: Са, Ри, Га, Ма, Па, Дха, Ни). Индийская музыкальная система обладает одной важной чертой, отличающей ее от всех музыкальных систем мира. Помимо выделения в звукоряде 7 ступеней (свара) существует еще разделение октавы на 22 шрути (букв, «то, что услышано»). Шрути представляют собой организующиеся вокруг свар микротоновые зоны, определяющие фиксированные различия в высоте звука. Между сварами может находиться 2, 3 или 4 шрути, причем для каждого случая величина шрути различна. Поэтому звукоряд, составленный из них, является нетемперированным и неравномерным.
Как свары, так и шрути наделялись психоэмоциональными характеристиками. Известно, что воздействие на человека звука как энергетического явления, характеризуемого частотой, силой и тембровой напряженностью, вызывает не только соответствующие смены напряжений в психофизической области, но и изменения «психической» энергии. Но насколько правомерно говорить о конкретной связи музыкальных ступеней с теми или иными психическими проявлениями? Современная наука пока этого не знает.
Бхарата в «Натьяшастре» выделяет 8 эмоциональных состояний, соответствующих сварам: Ма и Па — веселье и любовь; Са и Ри — героизм, гнев, изумление; Га, Ни — печаль; Дха — отвращение, страх. Таким образом, структура звукоряда определялась древнеиндийскими психофизиоакустическими представлениями, согласно которым для каждого из 22 шрути в организме есть свой канал (нади). Но может, все-таки число 22 определяет какие-то структуры в организме?
По-видимому, его можно соотнести с хромосомным набором. У человека общее число хромосом равно 46. Из них: две половые хромосомы — мужская (Y) и женская (X) — и 44 парных. Таким образом, хромосомный набор имеет следующую структуру: Y + X + 22 пары. Эти 22 пары присутствуют в любой клетке организма. Каждая клетка выполняет свою особую функцию, что и отличает ее от других, но имеется нечто общее, что объединяет все клетки в единый организм — это хромосомный набор. Именно хромосомы как бы «связывают» клетки воедино, что, видимо, можно уподобить каналам-нади. Каждая хромосома имеет специфическую форму и размеры, которые существенным образом определяют ее назначение. Если составить последовательность из 2 половых и 22 парных хромосом в зависимости от квадратного корня их относительной длины, то получившиеся пропорции окажутся весьма схожими с пропорциями звукоряда из 22 шрути, причем половые хромосомы встанут на место «толчковых» ступеней… " и т.д. и т.п.
Только я не хочу выдавать себя за специалиста в области музыки Индии, мне гораздо интереснее изучать философско-религиозные системы. Но видя глубокий интерес к такой музыке в вашей теме, я просто взяла на себя смелость обратить ваше внимание на, с моей точки зрения, важный,но ускользающий в обсуждениях аспект.
В продолжение ответа на
Вы сами можете посмотреть на сайте откуда я взяла одну из цитат
о сваре - ноте-тоне
"Свара ( sva ra) также не вполне соотносится европейскому понятию тона. В текстах перечислены семь основных тонов: Са-Ри-Га-Ма-Па-Дха-Ни (садджа, ришабха, гандхара, мадхьямя, панчама, дхайвата, нишадха). К описанию тонов примыкает этимология их названий. Как то: «Поскольку Са порождается совокупностью (действий) шести (органов) – носа, горла, грудной клетки, неба, языка изубов, то она названа шадджа («рожденная шестью»)». Есть и такое описание, в котором звучания нот ассоциируются с голосами животных: «Павлин поет Са, чатака выводит Ри, козел кричит Га, журавль – Ма, кокила кукует Па, bheka кричит Дха, слон трубит Ни».
Са считается самым важным тоном (может быть соотнесена с нотой До в европейской музыке). Каждый музыкант ищет свою Са. Наставник, Гуру, часто не позволяет ученику приступать к изучению нового, пока не уверится, что тот правильно избрал для себя тон Са. Встречается мнение о том, что садджа – это тон, «порожденный шестью» остальными. Подобно тому, как белый цвет возникает от слияния семи входящих в спектр цветов, так Са заключает в себе остальные звуки и являет образ тона чистой гармонии. "
Как все сложно у них да?Но это настоящее искусство "музыкотерапии"...
Выражаю глубокую печаль в связи с недавним уходом из жизни , соавтора индийской монографии о шрути. Именно шримати Дипали Наг предложила мне начать изучение индийской музыкальной культуры с упомянутой в названии темы монографии. Я безоговорочно принял её предложениe и никогда не пожалею об этом. Более того, моя благодарная память о матери и память о шримати Дипали Наг теперь тесно переплелись.
Центральная глава обсуждаемой здесь , изданной непосредственно в Индии является выдающимся событием в истории мировой музыкальной науки. Она поэтому требует самого тщательного и всестороннего изучения.
Прежде всего хочется отметить, что статья представляет собой очень современную но глубоко проникающую в древнюю почву и потому достаточно надёжную опору для проведения дальнейших исследований по уточнению её предположений.
Я рад, что Вы решили принять участие в обсуждении книги.
Последний раз редактировалось commator; 25.04.2010 в 11:11.
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Но ведь есть же мощный способ бороться с большими числителями и знаменателями дробей… Теория так называемых “цепных дробей” позволяет во многих случаях очень эффективно заменять дроби с большими числителями и знаменателями на дроби с гораздо меньшими числителями и знаменателями:
Можно надеяться, что “на слух” при такой замене ничего заметно не будет…
В. И. Арнольд демонстрирует эту методологию для случая числа “пи”:
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Может быть. Но может быть и так, что он читал западных теоретиков и пытался приспособить их идеи к индийской музыкальной практике. Во всяком случае он желал, чтобы Европе стала понятна индийская классическая музыка. :
<<... В конце 19-го века раджа С. М. Тагор провозглашал, как богатый помещик из Бенгалии, кампанию в пользу индийской классической музыки. Он публиковал или предавал гласности различные работы по искусству и дарил коллекции инструментов для музеев в Европе. Рабиндранат Тагор был потомком этого семейства, как самый известный и гениальный универсальный ученый Индии, Нобелевский лауреат по литературе (1922) ...>>Однако не всегда ясно, насколько близки к истине личные знания уважаемого человека. Не добавляют ли иногда авторитетные мнения серьёзных искажений в общественном представлении об истинном знании?<<... At the end of the 19th century Raja S.M. Tagore had proclaimed as a rich landowner from Bengale a campaign in favor of the Indian Classical Music. He published or let publish different art works and gifted collections of instruments to museums in Europe. Rabindranath Tagore has been descended from this family as India’s most famous and genius universal scholar and nobel prize winner for literature (1922) ...>>
Последний раз редактировалось commator; 27.04.2010 в 13:17.
По поводу этой картинки очень любопытное наблюдение зафиксировано на стр. 24:
<<... Один интересный пункт на заметку из рисунка есть то, что, в общем, не только делаются соотношения, представляющее двенадцать нот [что] имеют МА больше, чем их окружающие, но они также показываются с некоторым свободным пространством с обеих сторон. Они, видятся, чтобы стоять четко отдельно ...>>Этот факт порождает мысль, что MA можно попытаться поставить в зависимость от ширины свободного пространства вокруг ноты. В первом приближении представляется, что чем шире пространство, тем выше уровень приемлемости. Может быть эта теория, или ДШБ, или их сочетание способны дать возможность автоматически выстраивать в заданной окрестности вокруг произвольной точки на числовой оси все рациональные числа с заданным верхним пределом значений числителя/знаменателя?One interesting point to note from the figure is that, in general, not only do the ratios representing the twelve notes have MA larger than the surrounding ones but they also appear to have some free spaces on both the sides. They seem to stand distinctly apart.
Последний раз редактировалось commator; 28.04.2010 в 16:26.
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
В определенном смысле “эта теория” и ДШБ -- это одно и то же.
Эта методология “наилучшей” аппроксимации дробей с большими числителями/знаменателями дробями с меньшими числителями/знаменателями хорошо звестна, нужно подумать только как в данном случае ее получше использовать.
Есть геометрические представления этой процедуры аппроксимации, например, на “звездном небе” Клейна:
Или аналогичное представление у Кокстера:
Или у Арнольда:
Да, нужно подумать, потому, что на стр 30 есть ещё рисунок 2.4:
О нём на стр. 31:
<<... Рисунок 2.4 представляет три различных набора шрути полученых путем итераций описанных выше вместе с соответствующими MA. Распределение 66 шрути обнаруживает кластеры, разделенные вакантными районами. Интересно отметить, что полоски представляющие позиции 22 шрути находятся в этих вакантных участках. Можно заметить, что MA обычно увеличивается как число шрути уменьшаться. Фактически МА для 22 шрути показывает скачок по сравнению с 53 шрути. ...>>Ранее было замечено, что 12 больших интервалов попадают своими границами в вакантные области распределения всех 137 возможных соотношений небольших чисел в пределах саптака.Теперь выясняется, что аналогичная ситуация наблюдается и для границ интервалов набора 22-х шрути со сравнительно большим МА в распределении 66-ти отфильтрованных соотношений из 137 возможных. Увеличивается вероятность существования связи между величиной MA ноты и шириной вакантного интервала вокруг её положения в саптаке.Figure 2.4 presents three different sets of shrutis obtained through the iterations described above along with the corresponding MAs. The distribution of the 66 shrutis reveals clusters separated by vacant regions. It is interesting to note that the bars representing the 22 shruti positions are placed in these vacant areas. One may notice that MA generally increases as the number of shrutis decrease. In fact the MA for 22 shrutis show a jump compared to those for 53 shrutis.
Пока я думаю, что появление вокруг произвольной точки числовой оси большого количества близких ей соотношений сравнительно небольших целых чисел будет означать, что у неё небольшое значение MA и она плохо вписывается в тональность. Поэтому решение задачи об автоматическом отыскании всего подмножества таких рациональных чисел видится достаточно полезным.
Последний раз редактировалось commator; 28.04.2010 в 17:11.
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Приведенные ссылки дают основу для построения “лучевой” реализации Дерева, в которой вершины Дерева моделируются лучами Клейновского “звездного неба”. Например, на 2-ом уровне Дерева:
расположены 7 чисел, которым будет соответствовать 7 лучей на Клейновском “звездном небе” (я не включил сюда два “вырожденных” числа 0/1 и 1/0, которым на “небе” соответствуют координатные оси).
Если мы будем проходить указанные 7 чисел 2-го уровня Дерева в порядке их возрастания: 1/3, 1/2, 2/3, 1/1, 3/2, 2/1, 3/1, то это будет соответствовать вращению луча на “небе”. Кокстер:
описывает этот процесс вращения луча применительно к последовательности Фарея (являющейся в общем случае некоторой подпоследовательностью Древесной последовательности n-го уровня). По поводу последовательностей Фарея см.:
---------------------------
Последовательности Фарея как раз и возникают из наложения пределов на величину числителя и знаменателя дроби, а именно, требуется, чтобы ни числитель, ни знаменатель дроби не превышали некоторого заданного целого числа.
---------------------------
“Лучевая” реализация Дерева может иметь преимущества перед его обычной реализацией в том, что становится возможным применить ко всем рассмотрениям положения уже развитой мощной теории, а именно – положения “геометрии чисел” Минковского.
Похожие темы
-
Гармонический анализ
от LERI в разделе Теория музыкиОтветов: 4Последнее сообщение: 09.05.2012, 19:11 -
Тритава: новый экспериментальный строй
от Ctyveh в разделе Теория музыкиОтветов: 130Последнее сообщение: 22.02.2010, 03:28 -
Анализ репертуара 1-2 кл
от Vikont в разделе Поиск нот для скрипки и альтаОтветов: 0Последнее сообщение: 08.06.2009, 17:50 -
Палестрина: анализ
от Сноу - Шу в разделе Теория музыкиОтветов: 6Последнее сообщение: 08.10.2008, 14:31 -
Иполнительский анализ
от SashaWL в разделе Исполнители-солистыОтветов: 0Последнее сообщение: 06.05.2008, 23:12





Ответить с цитированием




Социальные закладки