-
08.07.2010, 10:48 #541
На мой взгляд всё же антагонисты. Оголевец считает всех, кто стремится найти основы гармонического языка вне пифагорейской цепи чистых квинт преступниками и подвергая всяческим унижениям ставит их к стенке.
Бозанкет предлагает сделать цепь квинт эластичной именно для того, чтобы избавиться от пифагорейской негармоничности без резкой смены состояния музыкально-теоретических догм.
Бозанкету просто повезло, что Оголевец до него не добрался. Последний бы быстро вскрыл буржуазную сущность манипуляций первого с псевдопифагорейскими цепями нечистых квинт. Я представляю как бы АСО клеймил РХМБ за идеи меченых дуоден, доводящие до введения специальных значков управления коммами.
Оголевцу, не способному физически уничтожить синтоническую большую терцию, приглянулась по-революционному оригинальная идея сослать её в угол жилплощади уменьшённой кварты. Бозанкет оппортунистически оставляет её жить на привычном третьем этаже мажорной гаммы и выделяет отдельную комнату...Последний раз редактировалось commator; 08.07.2010 в 11:28.
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Не знаю, почему Вы так решили. Апологетами пифагорова строя являлись обсудаемые выше в этой теме Оголевец и Лесман (по поводу концепции последнего см:
А упомянутые Вами личности просто излагали в своих книгах Пифагоров строй. Смысл моего поста заключался в том, что изложение Пифагорова строя у Немировского и Гарбузова в значительной степени основывается на изложении Римана, а вот изложение у Бозанкета довольно существенно отличается. Причем это такое отличие, которое делает удобным (на мой взгляд) сравнение теорий Оголевца и Бозанкета.
Re: Алексей Степанович Оголевец
Предлагаю обсудить тему энгармонизмов у теоретиков, где я ее выделил вне контекста апологетов.
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Re: Алексей Степанович Оголевец
Для разминки и с целью подготовки основы для дальнейшего изложения, представим первые семь из 36 пифагоровых величин, рассмотренных Риманом:
в виде линейных комбинаций базисных векторов e1 и e2 (мы только меняем местами числитель и знаменатель в дробях, приведенных Риманом, чтобы интерпретировать их как отношения частот, а не как отношения длин струн). Итак, имеем:
c (до) = 1 = 0* e1 + 0* e2
his (си-диез) = (3 в степени 12)/(2 в степени 19) = 12* e1 + 19* e2
des (ре-бемоль) = (3 в степени -5)/(2 в степени -8 ) = -5* e1 - 8* e2
cis (до-диез) = (3 в степени 7)/(2 в степени 11) = 7* e1 + 11* e2
hisis (си-дубль-диез) = (3 в степени 19)/(2 в степени 30) = 19* e1 + 30* e2
eses (ми-дубль-бемоль) = (3 в степени -10)/(2 в степени -16) = -10* e1 - 16* e2
d (ре) = (3 в степени 2)/(2 в степени 3) = 2* e1 + 3* e2
(символ * в приведенных формулах обозначает операцию умножения вектора на скаляр)
-------------------------
Напомню, что в соответствии с принятыми ранее соглашениями, базисному вектору e1 отвечает ход на дуодециму вверх (от точки-звука, к которой приложен этот вектор), а вектору e2 отвечает ход на октаву вниз (от точки-звука, к которой приложен этот вектор):
Re: Алексей Степанович Оголевец
Подтверждаю своё понимание ещё парой примеров, но предлагаю избавиться от дроби за счёт операций со знаками показателей факторизации. Операцию "в степени" обозначаю символом "^":
ges (соль-бемоль) = (3^(-6))*(2^10) = (-6)*e1 + 10*e2
fis (фа-диез) = (3^6)*(2^(-9)) = 6*e1 + (-9)*e2
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Re: Алексей Степанович Оголевец
Для дальнейшего было бы полезно ознакомиться с основными положениями теории векторных пространств в изложении вездесущего Б. Л. ван дер Вардена (они приведены в его культовой книге “Алгебра”:
Б. Л. ван дер Варден.
Алгебра.
М.: Наука, 1979, сc. 80 — 90.
Ведь все эти конструкции могут быть музыкально проинтерпретированы в рамках (расширенной) квинтовой спирали, известной как система Чистой Интонации Предела 3 (ЧИП3) и представленной нами как “школьная тетрадка в клеточку”…
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Re: Алексей Степанович Оголевец
В плане изучения квинтовой спирали именно Оголевцом, представляет интерес его таблица мажорных тональностей:
В принципе, ее можно продолжать бесконечно – и по горизонтали и по вертикали.
В горизонтальной строке-заголовке идут звуки квинтовой спирали, а в вертикальной строке-заголовке идут “тональности”.
По-видимому, Оголевец нащупал здесь возможность отождествить “пространство тональностей” с пространством, двойственным пространству звуков квинтовой спирали. Если считать, что пространство звуков квинтовой спирали состоит из “векторов”, то пространство тональностей будет состоять из “ковекторов”.
Поэтому хотелось бы иметь возможность иметь в рамках нашей “тетрадки в клеточку” столь же ясное понятие о “ковекторах”, какое мы имеем о “векторах”. Некоторые предложения по этому поводу я изложил здесь:
Re: Алексей Степанович Оголевец
Купил себе эту книгу в 1979. Тогда же и познакомился. Музыкальность конструкций оценил. Однако ещё до покупки замкнул спираль 53-х квинт, заметил, что понижение б. 3 псевдопифагорейского строя (ППС) на темперированную комму (ТК) приводит к б. 3 псевдочистого строя (ПЧС), а понижение м. 7 ППС на ТК приводит к псевдогармонической септиме, которую в теорию и практику западной музыки не пускают, потому что для этого четвёртого базового вектора нет места в игрушечно-карикатурном пространстве системы 12РДО. С тех пор обратил внимание, что восточная музыка не столь ограничена, как западная и таким образом оценил гармоническое пространство, как имеющее не менее 4-х измерений. Мне поэтому даже трёхмерная система ЧИП5 представляется несколько тесноватой для выяснения основ гармонического мышления. В плоской же ЧИП3 кроме системы музыкальной нотации от многомерного гармонического пространства мало что остаётся.
Re: Алексей Степанович Оголевец
Похожие темы
-
Пианист Алексей Султанов
от Anonymous в разделе Исполнители-солистыОтветов: 482Последнее сообщение: 30.03.2023, 02:36 -
Алексей Володин
от flo в разделе XII Международный конкурс им. ЧайковскогоОтветов: 14Последнее сообщение: 26.02.2011, 16:49 -
Алексей Марков
от Таненкта в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 34Последнее сообщение: 10.12.2009, 00:53 -
Алексей Животов
от Musicolog в разделе Современная музыкаОтветов: 2Последнее сообщение: 26.07.2008, 19:14 -
Оголевец А. "Введение в современное музыкальное мышление"
от pet.ru в разделе Поиск книг и других печатных материалов о музыкеОтветов: 5Последнее сообщение: 12.03.2008, 18:38





Ответить с цитированием

Социальные закладки