Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, всегда ли сочетание пунктирного ритма в одной руке и ровных триолей или секстолей в другой играется как полиритмия, или есть случаи, в которых последняя нота пунктира совпадает с последней нотой триолей или секстолей? Заранее спасибо!
Благодарю за ответ! Просто сейчас готовлюсь к открытому уроку, и хотелось бы знать эти правила или закономерности. Например, если на протяжении всего произведения в правой руке восьмая с точкой и шестнадцатая, а в левой триоль, то шестнадцатая совпадает с последней триольной восьмой, а если в правой мы встречаем и четверть + восьмая в триоли, то пунктир будет восприниматься полиритмией... Что-то подобное слышал, но давно это было.
Более того, пунктирный ритм в инструментальной музыке барокко часто исполнялся 32-ой нотой вместо 16-й (если говорить о восьмушке с точкой и шестнадцатой), так называемый дубль пунктирный ритм. А в некоторых танцах клавирной музыки, например, куранте пунктир играется в метрике триолей. Однако, в скрипичной партите №2, в куранте, где общее движение триольное, пунктирный ритм исполняется "правильно". Большинство педагогов не знают каким способом играть, поэтому пунктир "усредняется" что-то между квартолью и триолью, оставляя домысливание слушателю. Специальное усреднение пунктира возможно (и это частая практика) в "Хоре пленных евреев" из оперы Набукко Верди. Партия хора и оркестра написана в пунктирном ритме, однако хор поёт несколько сглажено и не так отчётливо этот ритм. Точное указание, как исполнять пунктирный ритм встречается крайне редко в академической музыке. Нужно опираться на свой вкус и чувство стиля конкретной эпохи (композитора, жанра).
Только лишь в 20 веке, когда ритму стали уделять особое внимание, некоторые композиторы стали писать точные пометки ритма, темпа, времени и пр.
Касательно пометок пунктира - это хорошо отразилось в блюзе и джазе. Как правило композиторы сами указывали, что в пьесе можно/нужно свинговать (см. мой аватар).
Более того, пунктирный ритм в инструментальной музыке барокко часто исполнялся 32-ой нотой вместо 16-й (если говорить о восьмушке с точкой и шестнадцатой), так называемый дубль пунктирный ритм.
Особенно это относится к произведениям в жанре "Увертюры", характеризующимся "пунктирным пафосом" :
А разве тут следует из нотной записи, что пунктирный ритм совпадает с триольным? Ноты набраны так, что видно, что НЕ совпадает...
В том и прикол: иногда лучше исходить не из формальной записи, а из здравого смысла (тем более, что это можно осмыслить в традиции предыдущих времён). Ноты набраны так, а играть лучше, совпадая — иначе "хромота" какая-то, "рванина", ткскзть...
...иногда лучше исходить не из формальной записи, а из здравого смысла....
Очень правильная мысль, которую, порой, сложно донести до собеседника. Кстати о "здравии" смысла. Хотел узнать ваше мнение по вопросу возможных опечаток или редакторских/авторских неточностей в нотных сборниках. В частности меня интересуют возможные неточности в этюде Шопена №18 такты: 7(2-я 16-я ля или ля#),8(2-я 16-я ля или ля#),26(4-я 8-я в л.р. ми или ми-бемоль),52(последняя 16-я ля или ля#),56(последняя 16-я ля или ля#). Также мне кажется странной педаль в сонате Бетховена №17 с 51-го такта разработки (Largo). В работе Н. Голубовской "Искусство педализации" затрагивается этот вопрос, но там говорится о педали на 4 ноты в рамках одного аккорда, но никак не на следующую одноголосную фразу в правой руке на фоне пауз в левой! Записи даже именитых исполнителей меня, если честно, не убедили, кроме, может отчасти записи Рихтера 17-й сонаты, где он находит компромисс и незаметно меняет педаль в середине той одноголосной, "одинокой" фразы. В других произведениях я также нахожу массу опечаток, но они менее известны, их нет в записи "великих", потому все ошибки исправляются без лишнего шума "знатоков".
Покупка квартиры в новостройке всегда связана с важным выбором — от качества жилья до надежности застройщика. Например, если вы ищете комфортное и современное жилье в Краснодара, обратите внимание на...
Современные компании, независимо от их размера и отрасли, сталкиваются с необходимостью оптимизации своей работы, повышения производительности и гибкости. Один из самых эффективных инструментов для...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
10.10.2025, 08:01
Чат-платформы для офиса: альтернатива почте и телефонуМногие компании привыкли строить рабочую коммуникацию через электронную почту и телефонные звонки. Но эти инструменты часто оказываются слишком...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
23.09.2025, 16:44
Ансамбль дома: график репетиций, когда в квартире собака
Домашние репетиции ансамбля – это всегда баланс между качеством музыки, комфортом соседей и заботой о питомцах. Если в квартире живёт собака,...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
23.09.2025, 14:03
Социальные закладки