-
13.11.2006, 09:07 #1
Музыкальность...С чем ее едят?
Друзья! Что для вас заключено в понятии музыкальность?
Музыкальность в человеке, в пейзаже, книге... Музыкальность впечатлений, переживаний, эмоций...
Марсель Пруст, анализируя природу музыкальных впечатлений, описывает фразу из сонаты некого мифического композитора – Вейнтеля, разглядывая ее не в микроскоп, как думают некоторые, а в телескоп. В том смысле, что мелодическая фраза кажется мелкой обыденному сознанию. В непрофанном мире – это глыба, айсберг, звезда, расположенная от нас за тысячу световых лет и лишь кажущаяся профанам незначительной, мелкой.
«Сван, внезапно завороженный, не умея явственно различить очертания, определить то, что пленяло его слух, попытался удержать в памяти фразу или мелодию...
Быть может, именно от того, что он не знал музыки, у него и возникло одно из тех неясных впечатлений, которые, пожалуй, только и можно назвать истинно музыкальными, нерастяжимыми, вполне оригинальными, не похожими ни на какие другие...»
А бывало так с вами? Что-то неясное, неуловимое вас заворожило в музыке... Потом Вам попадаются ноты... Вы ищите и находите этот фрагмент... Вот он, перед Вами, наколотый булавкой на бумагу. Он, вроде, ясен, Вы его окидываете умом в деталях и в целом. А очарование от Вас улетучивается.
Не является ли некая неясность, неуловимость музыкального переживания самой главной сутью наших музыкальных впечатлений, которая ставит предел потугам гордого интеллекта расставить все по местам и полочкам?Последний раз редактировалось NeDo; 13.11.2006 в 18:56.
И ни туды...
И ни сюды...
Re: Музыкальность...С чем ее едят?
"Не является ли некая неясность, неуловимость музыкального переживания самой главной сутью наших музыкальных впечатлений, которая ставит предел потугам гордого интеллекта расставить все по местам и полочкам?"
Позволю себе сказать, что является, чем вызову гнев ревнителей соблюдения УРТЕКТА, как УКРФ. "Гордый интеллект" следит, правильно ли играются все трели, форшлаги, нахтшлаги и в результате получает полный дуршлаг. Не имеет значения сколько секунд играл скерцо Гилельс по сравнению с Рихтером или Гринберг. Важно, кого мы любим, кто задевает душу.А почему - этого никто не знает. В этом тайна и суть музыки.
И тут встаёт один вопрос: кто кому нужнее - исполнитель слушателю или слушатель исполнителю.
" Вещи бывают великими и малыми не токмо по воле судьбы и обстоятельств, но также по понятиям каждого". Козьма Прутков.
- Регистрация
- 12.01.2006
- Сообщений
- 1,515
Re: Музыкальность...С чем ее едят?
На самом деле, вопрос крайне интересный.
Со взимоотношениями "слушатель - исполнитель" более менее все понятно, потому что без исполнителя, вроде как, и слушать нечего.
А вот "исполнитель-слушатель" - тут сложнее.
Есть мнение, что исполнение вещь самодостаточная, и в слушателе не нуждается.
Так ли оно?
(про финансовую сторону вопроса временно забудем).
Re: Музыкальность...С чем ее едят?
"Есть мнение, что исполнение вещь самодостаточная, и в слушателе не нуждается".
Такое мнение абсолютно правомерно, но ,на мой взгляд,не для профессионалов, а для людей, учившихся музыке "для себя". Всё-таки профессионал, потративший и детство, и юность, и всю оставшуюся жизнь на достижение целей, которые он поставил перед собой, нуждается в оценке своих достижений и в реакции на них. Известно, что Рубинштейн даже на запись приглашал слушателей и Рихтеру была нужна публика.
" Вещи бывают великими и малыми не токмо по воле судьбы и обстоятельств, но также по понятиям каждого". Козьма Прутков.
Re: Музыкальность...С чем ее едят?
Мм. Любое исполнение, кажется мне, имеет своего слушателя уже хотя бы в лице исполнителя - без этого оно вполне бессмысленно, нет?
Фраза про форшлаги и дуршлаги - прелесть что такое![]()
Re: Музыкальность...С чем ее едят?
Ну не знаю... Со мной так бывает ВСЕГДА!
Сначала ты слышишь мелодию, которая нравится, завораживает, очаровывает и т.п. ... Если ты можешь ее воспроизвести на своем инструменте, начинаешь искать ноты. Находишь, начинаешь учить - трудно, коряво... очарование разваливается, улетучивается.... НО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Выучил, добился приемлемого для исполнения этой мелодии технического уровня, начинаешь вкладывать в исполнение собственные эмоции, собственный ум, вкус, честь, совесть... что там еще...
И очарование возвращается
Так, что не все так грустно![]()
Диета! Дисциплина! Гигиена!
Re: Музыкальность...С чем ее едят?
"Любое исполнение, кажется мне, имеет своего слушателя уже хотя бы в лице исполнителя - без этого оно вполне бессмысленно" .
Это утверждение - аксиома. Но оно относится, в равной мере, как к профессионалам, так и к любителям. Но на Форуме часто поднимался вопрос о том,что оценить исполнение могут только профессионалы, да еще с партитурой в руках. Тогда, на какого черта этим профи публика? На сцене - профессионал, в зале - профессионалы, (или ОЧЕНЬ продвинутые дилетанты, каких сейчас мало).... А обыкновенный человек спокойно берёт диск и наслаждается любимым исполнителем в тишине своего убежища. Тем более, что сейчас технические возможности необъятны.
" Вещи бывают великими и малыми не токмо по воле судьбы и обстоятельств, но также по понятиям каждого". Козьма Прутков.
- Регистрация
- 12.01.2006
- Сообщений
- 1,515
Re: Музыкальность...С чем ее едят?
Честно говоря, тезис про "профессионалов с партитурой" мне кажется крайне сомнительным: по-моему, оценить что угодно способен кто угодно - другой вопрос, что это будет разная совершенно оценка по разному набору критериев. С другой стороны, сама я дилетант, и, может быть, в этом вся загвоздка - чего-то такого критичного мне не понятно про профессионалов с партитуройЭто утверждение - аксиома. Но оно относится, в равной мере, как к профессионалам, так и к любителям. Но на Форуме часто поднимался вопрос о том,что оценить исполнение могут только профессионалы, да еще с партитурой в руках. Тогда, на какого черта этим профи публика? На сцене - профессионал, в зале - профессионалы, (или ОЧЕНЬ продвинутые дилетанты, каких сейчас мало).... А обыкновенный человек спокойно берёт диск и наслаждается любимым исполнителем в тишине своего убежища. Тем более, что сейчас технические возможности необъятны.![]()
Re: Музыкальность...С чем ее едят?
...Всё-таки профессионал, потративший и детство, и юность, и всю оставшуюся жизнь на достижение целей, которые он поставил перед собой, нуждается в оценке своих достижений и в реакции на них. Известно, что Рубинштейн даже на запись приглашал слушателей и Рихтеру была нужна публика.
Неужели всего лишь так, на уровне удовлетворения тщеславия - показать, чего достиг?
Оценка достижений и реакция - это не всегда тщеславие -это скорее - диалог.
__________________
" Вещи бывают великими и малыми не токмо по воле судьбы и обстоятельств, но также по понятиям каждого". Козьма Прутков.
Похожие темы
-
Музыкальность
от Pelagea в разделе Философия и музыкаОтветов: 5Последнее сообщение: 12.12.2010, 22:06 -
Музыкальность
от Pelagea в разделе Мастер-классОтветов: 10Последнее сообщение: 11.12.2010, 16:07 -
Авангард в джазе (с чем его едят)
от AlexMachen в разделе ДжазОтветов: 115Последнее сообщение: 14.08.2008, 21:03 -
Korg - PA 800, с чем его едят!
от NeDo в разделе ИнструментарийОтветов: 0Последнее сообщение: 05.12.2007, 16:45 -
Bossa Nova...с чем её едят!?
от Lirik в разделе ДжазОтветов: 1Последнее сообщение: 04.03.2007, 07:21



Ответить с цитированием




Социальные закладки