-
02.06.2024, 23:21 #1
В Зальцбурге с 17 по 20 мая 2024 года прошел ежегодный фестиваль
Вы закроете глаза и увидите оперу с неподражаемой Чечилией Бартоли и ее соратниками

Это история не об эго, а об артистизме и приключениях. Меццо-сопрано Чечилия Бартоли целенаправленно реализует свое творческое видение на Зальцбургском фестивале Пятидесятницы и позволяет себе быть одновременно серьезной и игривой.
16:25, 02.05. 2024 г.
С 17 по 20 мая в Зальцбурге прошел ежегодный фестиваль , художественным руководителем которого с 2012 года является итальянская певица Чечилия Бартоли. Ежегодно она создает интригующую тематическую программу. На этот раз Чечилия Бартоли выбрала слоган Tutto Mozart – только Mozart! Буклет фестиваля украсили юмористические рисунки всех его участников, играющих шоколадными шариками Моцарта.
Не считая калорий
Чечилия Бартоли оправдывает наличие конфет во вступительных словах фестиваля: «Шоколадные лакомства бывают всех форм и размеров. Я уверена, что в 1890 году, когда Поль Первый изобрел шоколадный шарик «Моцарткугель», его решение придать конфетам именно такую форму не случайно: это гладкая сфера, внутри которой удивительные слои вкусов и текстур. Основные ингредиенты – шоколад и орехи – можно сравнить с впечатлением, создаваемым музыкой Моцарта.
Когда мы впервые сталкиваемся с внешне простой и приятной «внешней» музыкой Моцарта, мы не всегда сразу замечаем мастерство, эмоциональность и юмор композитора. Поэтому я позволил себе визуализировать свою преданность музыке Моцарта, игриво ссылаясь на самый популярный коммерческий продукт, связанный с его именем. Моцарткугель сделал композитора известным во всем мире, даже среди людей, не интересующихся классической музыкой».
Все, что делает Чечилия Бартоли, мотивировано ее опытом, страстью и страстью. Певица говорит: "Моцарт был яркой планетой на моем личном горизонте с самого начала моей карьеры. До того, как я познакомилась с музыкой Моцарта, мое творчество было сосредоточено вокруг Джоаккино Россини, которого я всегда буду любить. Четкость вокальных линий Россини и блеск орнаментов всегда очаровывал меня так же, как и его великолепный ансамбль. Позже я обнаружила, что Россини был великим кумиром, чью музыку я узнала - Вольфгангом Амадеем Моцартом.
Впервые в чудесное путешествие в мир Моцарта меня взял маэстро Даниэль Баренбойм. Он познакомил меня с операми Моцарта, написанными в сотрудничестве с либреттистом Лоренцо да Понти, и помог мне разучить партии, обычно исполняемые молодым меццо-сопрано: Керубино, Дорабеллу и Церлину. С тех пор мое увлечение Моцартом не ослабло. Встреча с дирижером Николя Арнонкуром стала еще одним поворотным моментом в моей карьере, работа с ним изменила мое отношение к партитурам Моцарта и звучанию оркестра. Мысля нестандартно, вместе с маэстро Арнонкуром я смогла попробовать партии, которые не входят в традиционный репертуар меццо-сопрано, но которые подходят моему голосу и личности, например, Донна Эльвира и Фьордилиджи».
В буклете Фестиваля Чечилия Бартоли пишет: «Я часто задаюсь вопросом, сколько людей на самом деле знают бесчисленные опусы Моцарта и скольким из них посчастливилось услышать их в театрах и концертных залах – даже самые известные его произведения. Думая о том, сколько чудесной музыки Моцарт создал за невероятно короткий срок, мы полны трепета и смиренного молчания. Он создал вселенную, которая доставляет нам бесконечное удовольствие. Вы можете быть удивлены тем фактом, что я ни разу не обращалась к Моцарту с 2012 года, когда я заняла его место, как художественный руководитель Зальцбургского фестиваля.
Поэтому в этот раз я решила посвятить четыре дня фестиваля моему любимому композитору, включив в программу юмор и конфетного Моцарта. Больше всего на свете я хочу донести до слушателей радость от игры и прослушивания музыки Моцарта. Увидеть мир Моцарта за четыре дня — амбициозная и невыполнимая задача — это все равно, что показать коробку конфет «Моцарт», но дать попробовать только одну или две из них. Однако это только начало, стимул, напоминание, вдохновение, вспышка памяти. Моцарт всегда присутствует в Зальцбурге, и его музыка никогда не надоедает. К нему можно возвращаться бесконечно, и относиться к нему следует с любовью, вниманием и заботой».
Фестиваль, входящий в структуру большого, знаменитого Зальцбургского фестиваля, является отражением личности Чечилии Бартоли. «Чесилия Бартоли, со свойственной ей погруженностью в создание программы, сумела в этом году чудесно показать существенные стороны творчества Моцарта. Вот уже двенадцать лет ее безупречное музыкальное и драматургическое чутье делает Праздник художественным событием высочайшего качества», — говорит Маркус Хинтерхайзер, художественный руководитель Зальцбургского фестиваля.
Огненная аутентичность
Чечилия Бартоли – уникальное явление как в мире классической музыки, так и в современной культуре. Не будет преувеличением сказать, что она больше, чем певица и оперная артистка, которая лишь путешествует от одного театра и концертной площадки к другой, от одного фестиваля к другому и выпускает одну пластинку за другой. Она творческий дух с ненасытным духом любопытства и открытий. Зрители восхищаются ее энергией, харизмой и огнем на сцене, восхищаются образом мышления, философией артистки, ее репертуаром и выбором партнеров. Чечилия Бартоли делает то, что никто другой не делает уже более тридцати пяти лет. Она работает музыковедом, ее вдохновляют открытия малоизвестной музыки и интересуют исторически обоснованные исполнительские практики. В своих спектаклях и проектах Чечилия Бартоли сочетает в себе основные стороны своей личности: музыкальность, интеллект, воображение, чувство театра, глубину эмоций и личную теплоту.
ФОТО:[IMG]file:///C:/Users/nata/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image004.jpg[/IMG]Всё, то, что делает Сесилия Бартоли, обусловлено ее опытом, страстью и страстью. Foto – Emanuēle Skorčelleti, Decca Classics
Певица родилась в Риме и обучалась вокалу под руководством своей матери Сильваны Бакони. Самыми важными дирижерами в ее карьере являются Даниэль Баренбойм, Герберт фон Караян и Николаус Арнонкур. Репертуар Чечилии Бартоли основан на музыке Россини, Моцарта, Генделя и их современников. Изучение вокальных качеств и партий певцов Фаринелли, Марии Малибран и Джудиты Паста побудило Чечилию Бартоли попробовать свои силы в репертуаре, ранее считавшемся нетипичным для меццо-сопрано.
Пои нициативе певицы в 2016 году в Опере Монте-Карло был основан оркестр Les Musiciens du Prince – Monaco (музыканты, играющие на аутентичных инструментах), покровителями которого являются принц Монако Альберт II и принцесса Каролина Ганноверская. Чечилия Бартоли выступает с этим ансамблем как в Монте-Карло, так и на гастролях по Европе. Вместе с ним этот коллектив во главе с главным дирижером Джанлукой Капуано музицирует и в Зальцбурге. С начала 2023 года певеца является директором Оперы Монте-Карло.
ФОТО:
[IMG]file:///C:/Users/nata/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image006.jpg[/IMG] Джанлука Капуано, главный дирижер Les Musiciens du Prince – Монако, обеспечивает высочайшее музыкальное качество мероприятий Зальцбургского Фестиваля Foto – Džanandrea Udžeti
На Зальцбургском фестивале Чечилия Бартоли последовательно реализует свое художественное видение – это история не об эго, а об артистизме, о заманчивых творческих задачах, идеях и приключениях, о желании петь и играть в самых благоприятных условиях и принимать всех желающих. Еще вместе с ней, Чечилия Бартоли создала среду, в которой она может достичь желаемых результатов. Зрители откликаются на призыв артистки – за четыре дня мероприятия фестиваль 2024 года посетили 13 225 зрителей из 52 стран. Заполняемость мест составила 98,5 %.
Важность прощения
На этот раз на Зальцбургском фестивале состоялась премьера оперы Моцарта «Тит» в постановке итальянского дирижера Джанлуки Капуано и канадского режиссера Роберта Карсена. В опере играл барочный оркестр Les Musiciens du Prince –Monaco, пел итальянский хор Il Canto di Orfeo. В этой постановке Сесилия Бартоли впервые играет Сесто на театральной сцене. Ранее она исполняла эту партию в концертной версии, а также существует запись «Tita's Mercy» 1992 года с ее участием. Опера была исполнена на фестивале 17 и 19 мая, этот спектакль также включен в программу большого Зальцбургского фестиваля – в августе он прозвучит шесть раз.
ФОТО: Чеччилия Бартоли впервые играет Сесто на сцене театра в постановке «Милосердие Тита», созданной на Зальцбургском фестивале. Ранее она исполняла эту партию в концертной версии. Foto – Marko Borelli
Это мощное и серьёзное произведение музыкального театра, Роберт Карсен создал пронзительную, современную и жёсткую постановку. Сюжет милосердия Тита пронизан личным честолюбием, жадностью и жестокой борьбой за власть. Опера задается вопросом: что такое хороший правитель? "Вопрос правильного политического поведения находится на первом плане", - говорит Роберт Карсен. Главный герой оперы, римский император Тит, – либеральный гуманист, которого волнуют требования, которые люди предъявляют государству. Режиссер подчеркивает: этому лидеру важна правда, с которой он - в отличие от многих других в век фейковых новостей - хочет действовать ответственно. Тит правит во время извержения Везувия и пытается облегчить человеческие страдания, вкладывая большие средства в предотвращение последствий стихийного бедствия, тем самым Моцарт показывает, что Тит любит свой народ и занимается организацией его жизни. Действие новой постановки происходит не в Древнем Риме 79-го года, а в сегодняшних серых коридорах власти, Сенате, кабинетах и залах заседаний. Титус – политик высшего ранга – лидер страны.
Наряду с «Волшебной флейтой», «Милосердие Тита» — последняя опера Моцарта. «Возможно, речитативы милосердия Тита даже не до конца закончены», — делится своими мыслями Роберт Карсен, один из самых умных и требовательных режиссеров музыкально-драматических театров. «Милосердие Тита — произведение особенное, потому что оно является своеобразной антитезой «Волшебной флейте», которую Моцарт сочинил в то же время. «Милосердие Тита» сконцентрировано, в нем мало персонажей. Это герметически запечатанный мир. Сюжет развивается в политической обстановке: Тита предполагается убить, но он переживает запланированное убийство. Во втором акте мы видим, как Титус расправляется как с людьми, предавшими его, так и со своими чувствами, властью, но он не хочет злоупотреблять ею тем, что считает морально правильным. Тот факт, что его лучший друг Сесто организовал против него заговор, очень сильно на него влияет", - подчеркивает Роберт Карсен.
Foto – Jans Frīze
Одноиз мест действия оперы — Капитолийский холм в Риме, где происходят массовые беспорядки и попытка свержения правления Тита. В этом контексте нельзя не вспомнить о насильственном вторжении сторонников Дональда Трампа в Капитолий США, который является местом заседаний Конгресса в Вашингтоне, в январе 2021 года. "Это доказывает, что классическая опера всегда имеет современный резонанс", - говорит режиссер.
В спектакле поют немецкий тенор Даниэль Бёле (Титус), французские сопрано Александра Марселье (Вителлия) и Мелисса Пти (Сервилия), израильское меццо-сопрано Анна Тетруашвили (Аннио) и итальянский бас-баритон и бас-кантабиле Ильдебрандо Д'Арканджело (Публио) вместе с Чечилией Бартоли (Сесто). Эта постановка отличается от других интерпретаций «Милосердия Тита» тем, что Сесто и Аннио не представлены как брючные роли. "Мы живем в эпоху гендерного разнообразия и изменчивой гендерной идентичности. Среди шести солисток две женщины, притворяющиеся мужчинами - это просто уже невозможно и правдоподобно, поэтому в нашей версии Сесто и Аннио - женщины", - объясняет режиссер свой решение, которое привносит новые нюансы в отношения героев и делает их еще более острыми и напряженными.
Моцарт смотрит в прошлое
Тенор Даниэль Беле – впечатляющий и убедительный Титус, как по звучанию голоса, так и по манере держаться на сцене. Он один из самых интересных поющих актеров Европы. В конце прошлого года в Амстердаме Даниэль Беле, не являющийся типичным героем-тенором, восхитился оригинальным прочтением роли Лоэнгрина, к тому же он еще и композитор, в трех театрах была поставлена первая оперетта Даниэля Беле «Хмель и солод». в прошлом году.
Фото. Тенор Даниэль Беле, исполняющий роль Тита, — один из самых интересных певцов Европы. Foto – Marko Borelli
«Титус надеется, что людям можно преподать урок, прощая их, а не уничтожая», - описывает режиссер Роберт Карсен главного героя оперы Моцарта. «Необходимо помнить, что означает милосердие в данном конкретном случае: Тит решает кого-то помиловать, хотя закон требует от него иного. Смертный приговор, вынесенный виновному, отменяется, потому что правитель помиловал его. Тит не действует, как ожидалось, но так, как считалось правильным. Путь к этому решению иллюстрируется в монологе Тита во втором акте, в котором он рассматривает плюсы и минусы наказания и прощения. Такому человеку, как Тит, настоящему гуманисту, трудно выжить в нынешнем политическом климате. Надо признать, что ужасы ХХ века не смогли помешать обществу вернуться к нетерпимости, расколу и насилию. Действие шоу разворачивается в якобы демократической системе, но я хотел показать нынешнюю угрозу, исходящую от правых партий в некоторых демократических странах, партий, которые выражают всеболее крайнюю позицию, которые вмешиваются во все сферы общественной жизни и стремятся захватить власть как можно скорее, если они еще не у власти", - говорит директор.
Оркестр и хор под руководством дирижера Джанлуки Капуано демонстрируют в спектакле потрясающую игру. «Милосердие Тита» было сочинено Моцартом в 1791 году – оно было создано как срочный и престижный орден в честь коронации австрийского императора Леопольда II, как короля Богемии. Музыкальные силы, задействованные в новой постановке в Зальцбурге, позволяют услышать, что в этой опере Моцарт смотрит не в будущее - XIX век - а почтительно оглядывается в XVII и XVIII века, эпоху барокко. Этот звук идеально соответствует обстановке XXI века, созданной режиссером Робертом Карсеном, и игре певцов.
В этом году Роберту Карсену также была поручена постановка спектакля «(1911)» – визитной карточки Зальцбургского фестиваля – драматурга Гуго фон Гофмансталя, основателя фестиваля (история Зальцбургского фестиваля началась с премьеры в 1920 году). Он пройдет в Зальцбургском куполе с 20 июля по 28 августа.
Аварийного выхода нет
На фестивале Джанлука Капуано также дирижировал оперой Une folle giornèe в постановке итальянского режиссера Давиде Ливермора в конце оперы. Вместе с солистами выступили оркестр Les Musiciens du Prince – Monaco, хор IlCanto di Orfeo и Зальцбургский хор Баха. Такой концерт возможен только на фестивале Чечилия Бартоли – он создан в виде оперной стилизации, как головокружительный гобелен из арий и ансамблей из опер Моцарта и да Понте «Женитьба Фигаро», «ДонЖуан» и «Так все»; как фрагменты кантаты Моцарта "Давид раскаивается". Программу составила сама Чечилия Бартоли.
Это было грандиозное, искрометное ревю, оперное музыкальное шоу без пауз –авантюрное, игривое, дерзкое, балансирующее на границе хрупкого китча. Безумный день превратился в комедию и водевиль, и трудно поверить, что такая постановка с ее амбициозной, остроумной сценографией была подготовлена всего за один вечер. Фестиваль существует и для того, чтобы предложить публике что-то эксклюзивное и неповторимое. Конечно – музыкально идеально. В спектакле, в котором прозвучал чудесный мегамикс Моцарта и да Понте, певцы разных поколений пели вместе с Чечилией Бартоли – ее партнершей по шоу «Милосердие Тита», а также меццо-сопрано Леа Десандра, тенор Роландо Виллассон, баритоны Маттиа Оливьери, Алессандро Корбелли и Рубен Дроле.
Ансамбль высококлассных солистов Моцарта застревает в аэропорту имени Лоренцо да Понте – вот отправная точка истории. В предисловии к спектаклю содержится предупреждение: «Если вам не нравится опера, немедленно покиньте помещение! Здесь нет аварийных выходов». Герои оперной трилогии Моцарта и да Понте пересекаются в аэропорту. Мы наблюдаем за яркими, непослушными пассажирами, ожидающими рейсов в Севилью, Палермо и Неаполь и сталкивающимися с забастовками, штормами, задержками, протестами и взаимными превратностями. Они начинают вести себя так, как не принято в аэропортах.
Зрители не сомневаются: все артисты получают удовольствие от происходящего на сцене, для них это тоже праздник, все чувствуют себя свободно и раскованно, поэтому поют феноменально. Эта программа еще раз доказывает, что Чечилия Бартоли –женщина театра. У нее отличный комедийный талант. Невозможно устоять перед ее обаянием и энтузиазмом. Концерты Моцарта Ch'io mi scordi di te? ... Non temer,amato bene Чечилия Бартоли великолепно поет в сопровождении звездного пианиста Даниила Трифонова. Это вечер, утверждающий жизнь, вдохновение и силу искусства.
При отмене рейсов вам придется воспользоваться возможностью улететь на воздушном шаре. Сесилия Бартоли тоже так делает! Ни для кого не секрет, что в реальной жизни она избегает перелетов и предпочитает наземный и морской транспорт.
Подарок с небес
Совершенно иное настроение царило на концерте духовной музыки под управлением Джанлуки Капуано в воскресенье, 19 мая: оркестр Les Musiciens du Prince –Монако, хор Il Canto di Orfeo, Зальцбургский хор Баха и солисты Регула Мюлемане (сопрано), Gillette Я (меццо-сопрано), Ян Петрика (тенор) и Ясуси Хирано (бас) исполнили одно из самых красивых сочинений Моцарта – Мессу до минор.
ФОТО: [IMG]file:///C:/Users/nata/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image012.jpg[/IMG]
Бременский Немецкий камерный филармонический оркестр под управлением эстонского маэстро Пааво Яерви выступил на фестивале с гостевым концертом: 25-й фортепианный концерт Моцарта был сыгран совместно с пианистом Даниилом Трифоновым (можно было восхититься легкостью и глубиной фортепианной игры солиста, ловкостью и поэтичностью). Исполнять Моцарта в родном городе композитора – это большая ответственность, и Бременский оркестр справился с этой задачей, исполнив 31-ю, или Парижскую, симфонию Моцарта и 41-ю симфонию, или Симфонию Юпитера, с элегантностью, жизненной силой и энергией. Пааво Яерви руководит этим коллективом уже двадцать лет, и музыканты прекрасно понимают друг друга – всегда приятно слушать интерпретации эстонского дирижера, он создает четкую форму и позволяет артистам оркестра проявить свои способности, а это работа высочайшего качества.
ФОТО: [IMG]file:///C:/Users/nata/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image014.jpg[/IMG]
Свою зальцбургскую программу я завершил в полдень 20 мая посещением сольного концерта венгерско-британского пианиста Андраша Шиффа. По его мнению, Моцарт — «величайший гений всех времен, дар небес человечеству». Андраш Шиф посвятил музыке Моцарта многие десятилетия своей творческой жизни – он является одним из наиболее авторитетных интерпретаторов творчества композитора. Андраш Шиф – художник с характером. Подготовка и объявление подробной программы за год до концерта — практика, которую пианист воспринимает как ограничивающую: «Нельзя заранее решать, что будет в этот день на ужин!» Он избрал более спонтанный подход к искусству и объявляет свою программу на сцене, взяв на себя также роль эрудированного ведущего.
Андраш Шиф играет на фортепиано Bösendorfer (модель 280VC – Венский концерт), у него есть стул, соответствующий отделке фортепиано, своя аура и свое звучание. «Не думайте, что это Моцарт!» - сказал Андраш Шиф после первого спектакля.«Конечно, это не Моцарт. Это Бах, отрывок из «Музыкального посвящения». Андраш Шифф рассказал, что Моцарт, посещая частную библиотеку барона Готфрида ван Свитена в Вене, познакомился с рукописями Баха и Генделя и что Бах всегда был важен для Моцарта. Влияние Баха чувствуется в опусах Моцарта. «Каждый день я начинаю с Баха – и заканчиваю тоже!» добавил пианист.
Андраш Шифф исполнил фортепианные сонаты и фантазии Моцарта, дополнив концерт меткими ироничными комментариями: «Теперь вы сможете закрыть глаза и увидеть оперу. Никакого направления!» Зал ответил овацией, но не все закрыли глаза – многие тщательно улавливали каждый жест и реакцию легендарного солиста.
ОПЕРА "Милосердие Тита"
Дирижер Джанлука Капуано, режиссер Роберт Карсен
На Зальцбургском фестивале 1, 3, 5, 8, 10 и 13 августа.
Перевод Google
ФОТО к статье смотреть ЗДЕСЬ:
Будьте вежливы с людьми во время вашего восхождения по лестнице - вы можете снова встретиться с ними, когда будете спускаться.
Похожие темы
-
Фестиваль «Виртуозы гитары» 2024
от Guitar Magazine в разделе GuitarMag.NetОтветов: 0Последнее сообщение: 15.02.2024, 18:20 -
Женский гитарный фестиваль GUITARMAGfest 2024!
от Guitar Magazine в разделе GuitarMag.NetОтветов: 0Последнее сообщение: 15.02.2024, 16:10 -
Ежегодный фестиваль " Voices " ( фестиваль голосов ) в Ратингене ( Германия )
от femmina в разделе ДжазОтветов: 0Последнее сообщение: 28.11.2010, 00:24 -
Ежегодный балетный фестиваль в финском городе Саванлинна
от femmina в разделе БалетОтветов: 0Последнее сообщение: 17.08.2010, 00:19 -
Мариинский театр провел ежегодный фестиваль балета
от femmina в разделе БалетОтветов: 0Последнее сообщение: 04.04.2009, 18:50




Ответить с цитированием
Социальные закладки