-
03.07.2004, 21:30 #1Новичок
- Регистрация
- 02.07.2004
- Адрес
- Москва
- Сообщений
- 10
Почему о конкурсе скрябина нет никакой информации ?
Почему о конкурсе скрябина нет никакой информации ?
Ничего интересного не нашла в интернете и в печати тоже ничего нет.
Газета "КоммерсантЪ" №119(295от 03.07.04
На Скрябина нашлись новые игроки
// конкурс пианизм
В Большом зале консерватории сыграли торжественный концерт молодые лауреаты III Международного конкурса пианистов имени Скрябина. Будущее фортепианного исполнительства показалось ВАРВАРЕ Ъ-ТУРОВОЙ весьма радужным.
Музыкальные конкурсы – дело особое. Несмотря на многовековую историю разнообразнейших соревнований, критерии, по которым можно определить, кто играет на рояле лучше, а кто хуже, до сих пор очень туманны. Не секрет также, что и конечные решения жюри часто не имеют никакого отношения к реальности, подтверждением чему служат сотни забытых меломанами победителей и столько же любимых публикой проигравших. О коррумпированности конкурсов, клановости и битве скорее влиятельных педагогов, чем самих музыкантов (к примеру, на прошлом конкурсе Чайковского большинство призов получили ученики членов жюри) говорят практически в открытую.
Все эти неприятности давно не новость. Новость то, что обнаруживаются вдруг соревнования, где их нет. Третий конкурс пианистов имени Скрябина как раз такая история. Все было не так, как обычно. Во-первых, в рамках конкурса члены жюри не поленились и дали собственные концерты. В Малом зале консерватории выступили с сольными вечерами знаменитый француз Паскаль Девуайон и не менее знаменитый итальянец Андреа Бонната. В программу их концертов были включены и произведения Александра Скрябина, исполнявшиеся и конкурсантами. Во-вторых, за десять конкурсных дней не произошло не одного скандала. Конечно, случились некоторые огорчения (например, когда на второй тур не пропустили двоих интересных музыкантов – Константина Шамрая и Пелагею Резниченко), но не могут же решения жюри устроить всех. В-третьих, была достигнута главная цель конкурса – определить и поощрить наиболее перспективных музыкантов.
Концерт лауреатов состоял из выступлений трех призеров и трех дипломантов конкурса. Из дипломантов наиболее интересной показалась Мария Дубровкина (шестая премия). По крайней мере обогнавшая ее на одну позицию японка Юми Сато выглядела на концерте откровенно серой, хоть и была вполне убедительной технически. Замыкавший тройку дипломантов Александр Куликов доставил несколько приятных минут исполнением си-минорной Фантазии Александра Скрябина, но, видимо после конкурса сил не осталось вовсе, и его игре отчаянно не хватало forte.
Так или иначе, расстановку сил после третьей премии вряд ли стоит считать принципиальной. А тот контраст между третьим и четвертым местом, который прямо-таки засверкал, едва начала играть обладательница третьей премии Галина Чистякова, лишь подтвердил компетентность жюри. Семнадцатилетняя пианистка не по-девичьи мощно исполнила на концерте лауреатов две Мазурки Александра Скрябина и Прелюдию и Фугу Сергея Танеева. Впечатление было такое, как будто до ее выхода на сцену крышка рояля была закрыта. Высокая пианистка с длинными, свободными руками добилась от рояля чистого, звонкого, хоть иногда и прямолинейного звука.
Но настоящим откровением конкурса стал девятнадцатилетний Станислав Хегай, студент Московской консерватории в классе профессора Льва Наумова. О нем заговорили с первого тура. Нерв, чутье, чувство, чувствительность, нежность, образность, темперамент, мысль, превосходная техника, азарт – это лишь некоторые слова, которыми можно было бы описать стиль его игры. В упрек ему можно поставить, пожалуй, порой излишнюю темпераментность, буквально сметающую все на своем пути и не дающую возможности пианисту показать все изобретательные тонкости его игры.
Обладателем первой премии ($10 тыс.) стал Андрей Коробейников, также студент Московской консерватории по классу известного пианиста профессора Андрея Диева. Это легкий, позитивный, как бы воздушный пианист, обладающий хорошим вкусом и приятным, теплым звуком. На мой взгляд, в смысле яркости производимого впечатления он уступает Станиславу Хегаю, но объяснение тому, что именно Андрей Коробейников, а не фаворит публики Хегай выиграл этот конкурс, есть. Член жюри известный пианист Дмитрий Башкиров прокомментировал итоги конкурса так: "Играть Скрябина очень трудно, надо обладать совершенно особым складом ума, чувством, и я старался голосовать за того, кто хотя бы некоторыми мгновениями приближается к пониманию музыки Скрябина". И в этом смысле с профессором Башкировым трудно не согласиться. Потрясающее чувство, темперамент и невероятный талант, с которым играет Станислав Хегай, конечно, никуда не денутся. Но в исполнении неуловимой музыки Александра Скрябина Андрей Коробейников был действительно очень хорош.
Недаром знаменитый пианист, педагог Парижской консерватории и член жюри Мариан Рыбицкий назвал игру Коробейникова одним из самых сильных впечатлений в его жизни. Правда, он же пригласил играть концерт в Париже не только победителя, но и Станислава Хегая.
- Регистрация
- 01.02.2004
- Адрес
- Москва
- Сообщений
- 2,890
Варя, это не опечатка?Сообщение от flo
не опечатка, а моя невнимательность и усталость.
доцента, конечно.
:(
Газета "Культура"
Шоколадная жеребьевка
Международный конкурс имени Скрябина
Евгений ЭПШТЕЙН
Впервые этот конкурс был проведен в 1995 году в Нижнем Новгороде, почетным председателем оргкомитета был Святослав Рихтер, а международное жюри возглавлял известный пианист, президент Международного скрябинского общества Михаил Воскресенский. Успех конкурса показал, что он уверенно занял собственную нишу среди авторитетных музыкальных состязаний.
Нынешний (третий по счету) не отличался массовым наплывом пианистов: тонкий, прихотливый, одухотворенный пианизм Скрябина не каждому музыканту по плечу. На жеребьевку явились двадцать четыре соискателя лауреатских званий. Сама жеребьевка, к слову, была нестандартной: участники тянули не просто бумажки, а... шоколадки, на обертках которых были обозначены номера. Один из спонсоров конкурса, А.Коркунов, заботливо рассудил: музыканты затрачивают огромное количество нервной и физической энергии, которую полезно восстановить с помощью сладкой продукции принадлежащей ему фирмы.
Масштабная программа четырех (!) туров конкурса состояла из сочинений Скрябина и произведений мировой классики.
В первом туpe конкурсанты должны исполнять этюды, ноктюрны и мазурки Шопена и ранние сочинения Скрябина. Большинство из них сумели опровергнуть бытующее в музыкальных кругах мнение, что современная фортепианная молодежь разучилась "петь" на рояле, одержимая стремлением играть как можно громче и быстрее. Пианисты музицировали тонко, не чуждались лиризма, поэтичности, демонстрировали владение контрастной скрябинской динамикой, сложными гармоническими узорами и многоплановой ритмикой.
Во втором туре романтический флер сменился скрябинским миром позднего периода с его мистико-идеалистическими образами, смятением, порывами к Свету, экзальтированным пафосом и поэзией борьбы. Играли более крупные произведения романтиков Шопена и Листа, а также пьесы Танеева, Метнера, Мясковского, А.Александрова – великолепную русскую музыку, находившуюся долгие годы в незаслуженном забвении.
По существу, каждый из конкурсантов давал сольный концерт с большой и разнообразной программой, и бушевавшие на сцене страсти перехлестывались в зрительный зал, откликавшийся овациями и аплодисментами почти на каждое выступление.
Но конкурс есть конкурс – в результате на финишную прямую вышла "великолепная шестерка", которой и предстояло "разложить" лауреатский пасьянс. Главным соискателям пришлось пройти через обязательную программу: Пятая соната Скрябина, его же миниатюры, произведения крупной формы мирового классического репертуара и Концерт Скрябина в четвертом туре.
– Пятая соната написана на рубеже между двумя периодами творчества Скрябина, поэтому и было решено сделать ее пробным камнем для всех финалистов, – говорит Михаил Воскресенский. – Что касается трудностей, то все конкурсанты, несмотря на молодость, имеют достаточно крепкую профессиональную подготовку, значит, могут и должны стремиться к вершинам.
Жюри, в состав которого вошли М.Воскресенский, Д.Башкиров, В.Маргулис, П.Девуайон, М.Рыбицкий, Э.Стин-Нокльберг, Б.Соколаи и ответственный секретарь А.С.Скрябин, пришлось нелегко в выборе лучших. Первую премию конкурса завоевал Андрей Коробейников, вторую – Станислав Хегай, третью – Галина Чистякова.
Неординарная личность – 18-летний лирик с "железными" пальцами Андрей Коробейников – студент Московской консерватории по классу доцента А.Диева. Щедро одаренный природой, он впервые пытался поступить в консерваторию в 13 лет, но не "прошел" по возрасту. Что не помешало молодому человеку поступить в Международную академию права, окончить ее, стать аспирантом и… все-таки прийти в консерваторию, чтобы совмещать учебу в музыкальном вузе с преподаванием в Академии права. Лучшим достижением Коробейникова в третьем туре стало исполнение Пятой сонаты Скрябина, где он преодолел некоторую рыхлость формы и превратил калейдоскопичность образов в яркое полотно, следуя предпосланному композитором эпиграфу к Сонате: "Я к жизни призываю вас, скрытые стремленья!"
Еще во втором туре казахский пианист Станислав Хегай, студент второго курса Московской консерватории по классу профессора Л.Наумова, ошеломил вулканическим темпераментом и феноменальной техникой. Не знаю, знакомы ли ему слова Скрябина о том, что Соната – это "воплощение грандиозности в сфере высшей утонченности", но играл претендент в полном соответствии с авторским определением. Главное достоинство пианизма Хегая – оркестровость. Его игра вырастает до звучания симфонического оркестра с яркой окраской каждого тембра. Он извлекает из каждой клавиши фортепиано максимум выразительности (при минимуме педализации в отличие от многих коллег), и даже очень быстрые темпы (как в Фуге Танеева) не нарушают объемной графичности звука. Яркий романтизм 18-летнего виртуоза проявился и во Второй сонате Шумана, и в серии вальсов, прелюдий и танцев Скрябина.
Как это часто бывает, решение жюри не совпало с мнением многочисленной публики, весьма бурно требовавшей первой премии для С.Хегая. Но судейский вердикт окончателен и обжалованию не подлежит…
Мужскую компанию финала нарушила семнадцатилетняя ученица выпускного класса ЦМШ по классу доцента А.Рябова Галина Чистякова. Отдельные мелкие погрешности в Пятой сонате Скрябина она с лихвой компенсировала феерическим исполнением "Воспоминаний о Дон Жуане" Моцарта – Листа. Пожалуй, такого каскада романтической виртуозности не доводилось слышать со времен незабвенного Григория Романовича Гинзбурга. Ноктюрны и Экспромт Скрябина закрепили конкурсный успех Чистяковой.
Остальные трое пианистов, прошедшие в третий тур, заслужили право именоваться лауреатами Конкурса имени Скрябина, хотя и не участвовали в четвертом – оркестровом. Высокий класс их пианизма безусловен, просто первая тройка оказалась чуть выше и удачливее. Александр Куликов (класс профессора А.Наседкина) завоевал признание публики отточенной техникой и исполнительской глубиной. Японка Юми Сато продемонстрировала счастливое сочетание по-мужски смелой виртуозности с лирическим обаянием. Студентка консерватории Мария Дубровкина (класс профессора Ю.Слесарева) ровно и уверенно прошла два тура, но в финале ей не хватило выдержки: перед конкурсом девушке пришлось играть консерваторский дипломный экзамен с другой (и тоже сложной) программой.
На завершающем туре дирижер Владимир Зива, руководитель Московского симфонического оркестра, послушно следовал за солистами, но в то же время неприметно опекал их, заботливо подводил к кульминациям, давал простор для "пения" в кантилене или "журчания" в пассажах скрябинского Концерта и старался при этом высветить достоинства конкурсантов.
Когда отзвучали последние аккорды конкурса и его участники наконец-то смогли перевести дух, у вице-президента Международного скрябинского общества, внучатого племянника композитора, Александра Серафимовича Скрябина все еще было немало забот – ведь ему и его жене Анне пришлось вынести на своих плечах всю организационную тяжесть проведения конкурса, судьба которого то и дело зависела от нетворческих обстоятельств. К счастью, большую помощь оказали министр культуры и массовых коммуникаций А.Соколов и генеральный спонсор – крупнейшая золотодобывающая компания России "Полюс".
everything in its right place (c)
Похожие темы
-
ЛЕВ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЛАПУТИН! Ищу сочинения,ноты,как можно больше информации!
от Wisdom в разделе Поиск книг и других печатных материалов о музыкеОтветов: 0Последнее сообщение: 29.10.2011, 07:32 -
Статья об утечках информации с мобильных устройств
от femmina в разделе Про все на светеОтветов: 6Последнее сообщение: 14.06.2008, 20:31 -
1-Я Соната Скрябина в редакции самого Скрябина)
от Capriccioso в разделе Фортепианная музыкаОтветов: 0Последнее сообщение: 07.08.2007, 22:50 -
Музыка на Новодевичьем. Никакой политики
от regards в разделе Светлая памятьОтветов: 19Последнее сообщение: 08.05.2007, 14:54 -
В поисках информации
от До ля в разделе Симфоническая музыка / дирижерыОтветов: 16Последнее сообщение: 14.01.2005, 16:27



Ответить с цитированием

Социальные закладки