1. #1

    По умолчанию строгость и свобода в композиции

    Ниже излагается мой вопрос, адресованный композиторам - участникам форума.
    Как начинающему композитору мне было бы интересно узнать отношение опытных мастеров к свободе и ограничению в собственном творчестве, а также в творчестве коллег.
    (Заранее пр. пр. за, возможно, излишне условную схематизацию).
    Выделю два типа композиционного процесса:
    1. Непосредственно-творческий (т.)
    2. Механический (м.)
    Первый характеризуется возможностью выбора наиболее оптимального, по мнению композитора, действия на каждой ступени процесса.
    Второй характеризуется отсутствием возможности такого выбора и предопределённостью каждого действия некоторым изначально установленным принципом. В этом случае объектом собственно творчества становится сам принцип, создаваемый либо избираемый композитором произвольно.
    В соответствии с указанными типами процесса условно разделю методы композиции на три группы:
    1. Строгий. Его схема: т.-м. То есть, первый этап составляет "сочинение" принципа, второй - механическая работа на основе этого принципа.
    2. Относительно - свободный: т.-м.=>т.-м.=>...=>т.-м. Механическая работа имеет место, но её принципы определяются свободно на основании условий, складывающихся в макропроцессе.
    3. Абсолютно-свободный. Механическая работа не имеет места, на каждом этапе сочинения композитор пользуется свободой выбора действия.
    (Понятно, что при любом подходе композитор планирует сочинение как целостность, и потому всегда определяет некие изначальные принципы его построения, но, подчеркну, я выше подразумеваю лишь те принципы, которые сводят дальнейшую работу к механической).
    Итак, уважаемые композиторы, поведайте, пожалуйста, какой из названных подходов Вы считаете наиболее перспективным, и, если Ваш метод можно отнести к какому-л. из перечисленных, то, если это не секрет, к какому именно?
    Musica est scientia numeris


  • #2
    Постоянный участник
    Регистрация
    10.05.2005
    Адрес
    Москва
    Возраст
    41
    Сообщений
    2,550
    Записей в дневнике
    10

    По умолчанию Re: строгость и свобода в композиции

    а мнения неопытных немастеров в расчёт принимаются? если да, то вот моё: механическое может породить только механическое. музыка - как вода, может быть живая и мёртвая. мёртвую лучше не пить и тем более не создавать...

  • #3

    По умолчанию Re: строгость и свобода в композиции

    очень условное разделение на три типа. потому что и первый тип, и третий все равно имеют что-то общее, и это общее – нечеткая логика, описывающая работу мозга. то есть всегда решения принимаются вероятностно, с учетом меняющихся условий. найти полностью вычисленную композицию, не поверенную слухом, так же нереально, как полностью "вычувствованную", без тени алгоритмического расчета.

    так что градации тут скорее количественные, а границы размыты.

  • #4
    Старожил
    Регистрация
    05.06.2006
    Сообщений
    2,310
    Записей в дневнике
    2

    По умолчанию Re: строгость и свобода в композиции

    Последнее время мне кажется, что само по себе разделение этих принципов (условно принимаю Вашу формулировку), а также их противопоставление является признаком того, что человек не осознает единства всех вещей, их взаимосвязь и взаимопревращение, того, что цифра или пролитые на нотную бумага чернила имеют то же происхождение, что и музыкальный звук.

    -Бу-, механическое не обязательно порождает механическое, мертвое может порождать жизнь.

    Мир - это движение превращений, бесконечная мутация переход одного в другое, в этом учавствуют и камень и зверь и трава и бензопила, это заметил еще Овидий, японцы знают об этом еще больше. Бах тоже знал немало.

    Именно по этим причинам я никогда не отвечу на поставленый в начале темы вопрос, поскольку моя свобода ограничивается не системой, но возможностью выбора системы, а выбор - это личная ответственность.


    Разве не прекрасны эти сумасшедшие алгоритмы Ксенакиса, а каков результат? Осознано или нет, но он проник в связи вещей. Он ьуквально показал как одно может переходить в другое. Его творчество - одно из самых значительных эстетических достижений прошедшего века.

  • #5
    Старожил
    Регистрация
    05.06.2006
    Сообщений
    2,310
    Записей в дневнике
    2

    По умолчанию Re: строгость и свобода в композиции

    Fugenmacher,


    извините, что несколько отвлекся от темы. Картинка под Вашим ником навела)

  • #6

    По умолчанию Re: строгость и свобода в композиции

    Цитата Сообщение от 8u8 Посмотреть сообщение
    очень условное разделение на три типа. потому что и первый тип, и третий все равно имеют что-то общее, и это общее – нечеткая логика, описывающая работу мозга. то есть всегда решения принимаются вероятностно, с учетом меняющихся условий. найти полностью вычисленную композицию, не поверенную слухом, так же нереально, как полностью "вычувствованную", без тени алгоритмического расчета.

    так что градации тут скорее количественные, а границы размыты.
    Всё верно. Я и привёл это разделение именно как условное обозначение практически недостижимых границ - предельных случаев и множества промежуточных явлений, которые могут быть в той или иной степени ближе к одному из пределов.
    Поэтому вопрос мой может быть иначе сформулирован следующим образом:
    Предполагает ли Ваша творческая установка преобладание какого-л. из указанных методов, и если да, то какого?
    Musica est scientia numeris

  • #7
    Постоянный участник
    Регистрация
    10.05.2005
    Адрес
    Москва
    Возраст
    41
    Сообщений
    2,550
    Записей в дневнике
    10

    По умолчанию Re: строгость и свобода в композиции

    Цитата Сообщение от Jonah Посмотреть сообщение
    Разве не прекрасны эти сумасшедшие алгоритмы Ксенакиса, а каков результат? Осознано или нет, но он проник в связи вещей. Он ьуквально показал как одно может переходить в другое. Его творчество - одно из самых значительных эстетических достижений прошедшего века.
    Разве можно прекрасные сумасшедшие алгоритмы Ксенакиса относить к механическому?

  • #8
    Старожил
    Регистрация
    05.06.2006
    Сообщений
    2,310
    Записей в дневнике
    2

    По умолчанию Re: строгость и свобода в композиции

    Формально - можно, аналогия с механикой будет даже очень точной.

  • #9

    По умолчанию Re: строгость и свобода в композиции

    Цитата Сообщение от -Бу- Посмотреть сообщение
    Разве можно прекрасные сумасшедшие алгоритмы Ксенакиса относить к механическому?
    А куда же еще?
    Из Вики:
    "Xenakis' theory of meta-art – the concept that an artistic expression can be realized mathematically in any artistic medium. "

  • #10
    Постоянный участник
    Регистрация
    10.05.2005
    Адрес
    Москва
    Возраст
    41
    Сообщений
    2,550
    Записей в дневнике
    10

    По умолчанию Re: строгость и свобода в композиции

    тогда можно сказать, что и диатоническая гамма тоже механистична. и вообще тональность. она, кстати, гораздо более механистична, чем алгоритмы Ксенакиса, ибо он алгоритмы свои сам сочиняет, а мы тональность берём уже готовенькую.

  • Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Свобода приходит нагая!
      от Sun_Lion в разделе Беседка
      Ответов: 97
      Последнее сообщение: 13.05.2012, 21:53
    2. Музыка из Намедни - 92. Свобода торговли
      от adios в разделе Поиск записей симфонических произведений
      Ответов: 1
      Последнее сообщение: 03.01.2010, 15:02
    3. Свобода
      от Peter S. Ovtscharov в разделе Про все на свете
      Ответов: 16
      Последнее сообщение: 09.10.2007, 00:55
    4. Если вам необходима "Свобода"!
      от Albert Maksimov в разделе Джаз
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 18.07.2007, 17:28
    5. Свобода слова по-севидовски
      от Александр Самойлов в разделе Фортепиано
      Ответов: 48
      Последнее сообщение: 23.06.2007, 16:41

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100