-
20.05.2007, 00:18 #1Витийствующий ретроград
- Регистрация
- 27.07.2005
- Сообщений
- 986
Опера в эпоху стандартизации: искусство или индустрия?
"Журналисты называют Рене Флеминг "золотым стандартом сопрано". Полагаю, если бы Льва Толстого назвали "золотым стандартом романиста" или Джузеппе Верди - "золотым стандартом оперного композитора", они бы оскорбились и правильно сделали бы. В промышленности соответствие стандарту - похвала, особенно в России: "Хорошо, дескать, штампуете, ребята, без всяких там фантазий". Назвать певицу стандартом, даже золотым - значит отказать ей в индивидуальности. Собственно, к стиранию индивидуальности всё и идёт.
Великих певцов прошлого и даже совсем недавних кумиров, завершивших свою карьеру, легко было узнать по уникальному тембру - сегодняшние "великие" трудно определимы. Исключение составляет, может быть, Чечилия Бартоли. Современной музыкальной индустрии удобно ставить двести новых Карузо в ряд и различать их по причёске, скандальным историям и так далее, отнюдь не по голосу. Как замечает сама Флеминг, в США интерес к классической музыке очень низок. Приходится петь всё и привлекать всем. Например, записью музыки к "Властелину колец", чтобы остаться, по крайней мере, в истории кино" (Соколинский Е. Золотой стандарт // Скрипичный ключ. 2006. № 1. С. 30).
А вот размышления Любови Казарновской:
" - <ИНТЕРВЬЮЕР:> Сегодня за меру вещей многие принимают так называемый стандарт чистого, почти безвибратного пения.
- <КАЗАРНОВСКАЯ:> К сожалению, такой стандарт существует. Тембральные голоса намного сложнее обучать. Они требуют намного большей шлифовки, потому что в этом красивом тембре нужно оставить все имеющиеся в диапазоне нотки. А это сложно. Проще сделать весь диапазон беловатым, бестембровым. Но в результате получается бескрасочное пение. Существует мнение, что старинная музыка пелась без вибрато. Но такие большие мастера барочной оперы, как Гендель или Вивальди, писали, что это ни в коем случае не допустимо. "Прямыми" голосами пели мадригалы, но не оперы. Как писал Гендель, "для оперы "Ринальдо" мне прислали сопрано, у которой голос без вибрато. Я её отправил домой. Мне такие голоса не нужны".
Мирелла Френи рассказывала мне, что всякий раз, когда записывали Николая Гяурова, у звукорежиссёров была истерика. Чтобы "взять" полноту звучания красивого объёмного тембра, нужно иметь терпение сидеть и работать. А так выставляются определённые параметры - и сиди, ни о чём не думай. Голоса Ренаты Тебальди, Марии Каллас или Беверли Силлз узнавали сразу. А сегодня получается, что мы иногда с трудом отличаем одного певца от другого. Да ведь и многие оркестры сейчас звучат одинаково.
- <ИНТЕРВЬЮЕР:> Что это за тенденция?
- <КАЗАРНОВСКАЯ:> Это общая тенденция, которая существует на мировом музыкальном рынке. Поддерживается в среднем как бы неплохой уровень, но очень серый. С личностями сложнее иметь дело. Серость никогда ничего не спросит, а скажет "хорошо, всё сделаю".
- <ИНТЕРВЬЮЕР:> Несмотря на все проблемы, мир продолжает петь.
- <КАЗАРНОВСКАЯ:> И будет продолжать петь. Как земля, которая всё ещё вертится. Музыкальный мир будет пребывать в усреднённом состоянии, пока публике не надоест. Это среднее арифметическое - когда всё срастается, соблюдён некий уровень. События нет, но всё всеми съедается. А от публики, которая скажет своё "фе", скажет, что ей надоели бесцветные голоса, бесцветные дирижёры и режиссёры, будет зависеть многое. Так или иначе, но в высказываниях больших артистов, музыкантов всё чаще звучат слова о том, что личностный фактор теряется. Все кричат об этом.
- <ИТЕРВЬЮЕР:> Кому нужно, чтобы такая машина работала?
- <КАЗАРНОВСКАЯ:> Думаю, это требования рынка. С одной стороны, он хочет индивидуальностей, чего-то необыкновенного, с другой, соглашается на красивые заманчивые обёрточки. Оперные директора и менеджеры дуют в одну дуду: берут певца, дирижёра или режиссёра Х, начинают из него делать звезду, рассказывая об этом всему миру. Публика клюёт, покупает билеты, диски. Но со временем она разочаровывается, ей начинает надоедать. тогда эту звезду бросают - берутся за новую. И так далее по кругу. Сегодня карьеры не выстраиваются как настоящие, как судьбы. Фирма берёт певца, делает с ним запись с партией, которую тот никогда не пел или пел очень мало. После чего оперные театры на базе этого диска, его рекламы начинают продавать его как лучшего исполнителя той или иной партии. Публика в таких условиях лишается возможности сама себе создавать кумиров - её зомбируют рекламой.
- <ИНТЕРВЬЮЕР:> Что сегодня вместо судьбы?
- <КАЗАРНОВСКАЯ:> Шумиха. Если вокруг вас много шумихи, все говорят, что карьера есть. Если шумихи нет - нет карьеры" (Казарновская Л. Сегодня карьеры не выстраиваются как судьбы // Большой Каменный. 2006. № 1. С. 3).
Итак, проблема существует. Возможны ли в таком случае перспективы у ИСКУССТВА оперы и при каких условиях?
Ответ: Опера в эпоху стандартизации: искусство или индустрия?
Глобализация, стандартизация, технологии, конвейер- слова казалось бы не от искусства. Однако так уж сложилось, что генезис культуры чутко реагирует на крупные повороты в истории и человеческом сознании. На дворе век тиража: у нас одинаковые мобильники, джинсы, компьютерные программы...
Это заслуга омассовления всего и вся, рекламы-с одной стороны, тех.прогресса, ускорения жизни-с другой.
Символ времени-стандарт. Не эталон, заметьте, не образец, а именно стандарт- категория, лишенная аксиологической составляющей. Это данность, не подлежащая оговорке.
Опера и др.сферы будут развиваться, но в сторону внешних метаморфоз, как мне кажется.
При сложившейся ситуации определяющими являются финансирование, реклама и прочие инфраструктурные штучки и лишь потом деятельность непосредственно музыкантов, ИМХО.
А вообще разговор сурьезный.![]()
- Регистрация
- 27.07.2005
- Сообщений
- 986
- Регистрация
- 27.07.2005
- Сообщений
- 986
Ответ: Опера в эпоху стандартизации: искусство или индустрия?
на дворе век торгашей, мир на данный момент принадлежит им, шедевры плохо продаются, нужен оборот, вал, прибыли ради прибылей, только деньги имеют значение и прочее...
кому нужен певец собирающий оперный зал, - нужны стадионы, причем в нескольких городах одновременно,
"настоящие деньги делаются на ширпотребе" - любимая поговорка торгашей
Ответ: Опера в эпоху стандартизации: искусство или индустрия?
Вот интересно, если человек не в состоянии отличить Вероник Жан (Gens) от Доротеи Рёшманн (Шолля от Лёна, Бостриджа от Рольф-Джонсона, Зелиха от Кооя), говорит это об «общей тенденции на мировом музыкальном рынке» или о проблемах со слухом?Сообщение от Казарновская
(реплика, понятно, не с целью переубедить в чём-то автора топика, а скорее из желания несколько ризоморфировать намечающийся стройный хор о(б)суждающих голосов)
Ответ: Опера в эпоху стандартизации: искусство или индустрия?
Ну, если сослаться на В.Мартынова и его книжку "opus posth", которой лично я весьма симпатизирую, с приходом письменной традиции началась история тиражирования. Но это если совсем глобально, если локальнее, пожалуй с приходом звукозаписывающей индустрии во многом облегчающей жизнь исполнителям. Плюс влияние массовой культуры, которая за свою недолгую историю успела скатиться с исполнителя-импровизатора до певуна-плясуна. Вот этот самый уже легко-тиражируемый персонаж изрядно подпортил критерии "высокого искусства".
ИМХО.
Ответ: Опера в эпоху стандартизации: искусство или индустрия?
Голоса бескрасочны, оркестры звучат одинаково...
Мне кажется, многое зависит от точки зрения, свежести восприятия, а также способности различения. Если на чей-то глаз все китайцы одинаковы, так ли это в действительности? Стандартизацию можно проследить в любые времена и в отношении чего угодно. Принято считать, что поток, разнообразие и объем информации увеличивается в непостижимой прогрессии. Спосообность же воспринимать и переваривать подчас не только остается неизменной, но снижается. Вот и срабатывает "защита", отфильтровывается все "лишнее": новое, особенное и специфическое, чтобы не повредился и без того хрупкий и давно работающий под перегрузками механизм восприятия.
Похожие темы
-
Опера Международный фестиваль "Опера всем" - Опера "Снегурочка", 15 июля 2012
от Vasilisa в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 27Последнее сообщение: 05.08.2014, 13:25 -
«Фауст» как «Маргарита»: опера Ш.Гуно в Метрополитен Опера (13.12.11)
от AlexAt в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 2Последнее сообщение: 24.04.2012, 22:17 -
Опера «Орфей... Любви и смерти вечный карнавал» в театре «Санки-Петербургъ Опера»
от iskusstvo в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 0Последнее сообщение: 29.04.2010, 15:43 -
Индустрия массового искусства: парадигмы, техника и технология
от SSK в разделе БеседкаОтветов: 158Последнее сообщение: 27.02.2010, 17:18 -
Арбат-опера и Шаляпин-опера
от miarch в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 3Последнее сообщение: 10.12.2005, 13:27



Ответить с цитированием






Социальные закладки