1. #1
    Постоянный участник
    Регистрация
    06.12.2002
    Адрес
    (Нижний Новгород) Ann Arbor, MI
    Возраст
    49
    Сообщений
    447
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Старая сказка на новый лад

    Братья Стругацкие, "Хромая судьба".

    - Но позвольте! Это же бессмыслица! Какая может быть у
    произведения объективная ценность?
    - Почему бы и нет?- Повторил он.
    - Да хотя бы потому... Это же, простите, банальность!
    Мне, например, нравится, а вас от каждого слова тошнит.
    Сегодня это гремит на весь мир, а завтра все забыли...
    - Все это, Феликс Александрович, верно, но какое это
    имеет отношение к объективной ценности?
    - А такое это имеет отношение к объективной ценности,-
    сказал я, горячась,- что объективно ценное произведение
    должно быть и для вас ценно, и для меня ценно, и вчера было
    ценно, и завтра будет ценно, а этого не бывает, этого не
    может быть!
    Однако он возразил, что я путаю объективную ценность с
    ценностью вечной. Вечных ценностей не бывает действительно,
    ничего не бывает в литературе и искусстве такого, что бы
    ценилось всеми и всегда. Но не замечал ли я, что многие
    произведения, отгремев, казалось бы, свое, проживши,
    казалось бы, свою жизнь, вдруг возрождаются спустя века и
    снова гремят и живут, и еще даже громче и энергичнее, нежели
    раньше? Может быть, имеет смысл такую вот способность заново
    обретать жизнь как раз и считать мерою объективной ценности?
    Причем это всего лишь один из возможных подходов к проблеме
    объективной ценности... Существуют другие, более
    функциональные, более удобные для алгоритмизации.
    Я слушал его и физически ощущал, как горячность моя
    уходит, словно вода в песок. Я люблю поспорить, особенно на
    такие вот отвлеченные темы, непрактичные темы. Но мое
    представление об отвлеченных спорах непременно предполагает
    вполне определенную атмосферу: легкая эйфория, уютная
    компания, кофейничек, естественно, и в перспективе второй
    кофейничек, коль скоро возникнет в нем необходимость. Здесь
    же, среди шершавых шкафов, в мертвенном свете ртутных
    трубок, среди рулонов и графиков, и не в уютной компании, а
    в обществе человека, перед которым я испытывал робость...
    Нет, граждане, в такой обстановке я вам не спорщик...
    И словно бы угадав эти мои мысли, он произнес:
    - Впрочем, спорить об этом, Феликс Александрович, не
    имеет никакого смысла. Машина для измерения художественной
    ценности произведений, Мензура Зоили, как Вы ее называете,
    создана. И уже довольно давно. И вот когда она была создана,
    Феликс Александрович, возник другой вопрос, гораздо более
    важный: да нужна ли кому-нибудь объективная ценность
    произведения? Чрезвычайно поучительна судьба первой
    действующей модели такой машины, а также ее изобретателя...
    Простите, я вас не утомляю?
    Жутковатое предчувствие уже овладело мною, и я поспешно
    закивал, всем видом своим давая понять, что нисколько не
    утомлен и очень жду продолжения.
    И не обмануло меня предчувствие. Он рассказал мне, как
    три десятка лет назад молодой изобретатель-энтузиаст привез
    на мотоцикле в писательский дом творчества в Кукушкине свою
    первую модель "изпитала" - "измерителя писательского
    таланта"; и о том, как Захар Купидоныч без разрешения
    подбросил в машину рукопись Сидора Аменподестовича и потом с
    восторгом зачитал в столовой заключение "изпитала", никого
    не удивившее, впрочем; и о том, какая безобразная драка
    произошла возле равнодушной машины между Флавием
    Веспасиановичем и бестактным редактором издательства
    "Московский литератор"; и о том, как был безнадежно испорчен
    юбилей Гауссианы Никифоровны, когда пропали даром сто семь
    порций осетрины на вертеле и филе по-суворовски,
    доставленные из Клуба на персональном зисе; и как Лукьян
    Любомудрович тщился подкупить изобретателя, чтобы тот
    подкрутил что-нибудь в своем проклятом аппарате,- предлагал
    сначала ящик водки, потом деньги и, наконец, жилплощадь в
    одном из высотных зданий... Словом, о том, как восемь дней в
    доме творчества в Кукушкине стоял ад кромешный, а в ночь на
    девятый день машину разнесли вдребезги, а еще через день
    Мефодий Кирилыч закончил эту историю в полном соответствии с
    исчезнувшими ныне правилами разрешения конфликтов.
    Жадно выслушав эту историю, я спросил, едва он
    замолчал:
    - Значит, и вы знали Анатолия Ефимовича?
    - Разумеется!- Ответил он с некоторым даже удивлением.-
    А почему вы о нем сейчас вспомнили?
    - Ну, как же! Ведь все то, что вы мне сейчас
    рассказали, это замысел комедии, которую покойный Анатолий
    Ефимович хотел написать...
    - А, да,- произнес он, как бы вспомнив.- Только он,
    знаете ли, не только хотел написать. Он и написал эту
    комедию. Он и себя там вывел - под другим именем, конечно. А
    в марте пятьдесят второго года в Кукушкине все это и
    произошло...
    Что-то резануло меня в этой последней фразе, но я уже
    зацепился за другую, как мне казалось, несообразность.
    - Что значит- написал?- Возразил я.- Мне Анатолий
    Ефимович все это рассказывал буквально за месяц до кончины.
    Именно как замысел для комедии рассказывал!
    Он усмехнулся невесело.
    - Нет, Феликс Александрович. Когда он вам это
    рассказывал, пьеса уже четверть века как была написана. И
    лежала она в трех экземплярах, отредактированная,
    выправленная, вполне готовая к постановке, в ящике его
    стола. Помните его стол? Огромный, старинный, со множеством
    ящиков. Так вот слева, в самом низу и лежала эта его комедия
    с неуклюжим названием "изпитал".
    Он произнес это так веско и так в то же время грустно,
    что мне не оставалось ничего иного, как немного помолчать. И
    мы помолчали, и он снова раскрыл мою папку и принялся
    перелистывать рукописи.
    Я чувствовал легкую обиду на Анатолия Ефимовича, что не
    доверился он мне и не показал этот кусочек своей жизни, а
    ведь казалось мне, что он меня любит и отличает. Хотя, с
    другой стороны, кто я ему был такой, чтобы мне доверять?
    Бесед своих удостаивал в кухне за чаем, где принимал только
    близких, и на том спасибо...
    Но одновременно с легкой этой обидою испытывал я и
    удивление. Меня удивляло не то, что Мензура Зоили,
    оказывается, давно уже изобретена и опробована. Меня
    удивляло, что я не испытываю по этому поводу удивления.
    Как-никак реальное существование такой машины опрокидывало
    многие мои представления о возможном и невозможном...
    Наверное, все дело было в том, что сама личность моего
    собеседника до такой степени выходила за рамки этих моих
    представлений, что все остальное казалось мне странным и
    удивительным лишь постольку, поскольку было от нее
    производным. Мне ужасно хотелось спросить, а не он ли тот
    самый молодой изобретатель, который устроил неделю ужасов в
    кукушкине, а затем был выведен в пьесе Анатолия ефимовича. Я
    уже кашлянул и уже рот было разинул, но он тотчас же поднял
    на меня свои серые прозрачные глаза, и я тут же понял, что
    ни за что не решусь задать ему этот вопрос. И брякнул я
    наугад:
    - Так что же это у вас получается? Значит, все эти
    шкафы и есть "изпитал"? Значит, правильно у нас говорят, что
    вы здесь измеряете уровень наших талантов?
    На этот раз он даже не улыбнулся.
    - Нет, конечно,- проговорил он.- То есть, в каком-то
    смысле - да. Но в общем-то мы занимаемся совсем другими
    проблемами, очень специальными, скорее лингвистическими...
    Или, точнее, социально-лингвистическими.
    Я спросил, надо ли мне его понимать так, что эти
    шершавые шкафы действительно могут измерить уровень моего
    таланта, только сейчас настроены на другую задачу. Он
    ответил, что в известном смысле это так и есть. Тогда я не
    без яду осведомился, в каких же единицах измеряется у них
    здесь талант: по пятибалльной шкале, как в средней школе,
    или по двенадцатибалльной, как измеряются землетрясения...
    Он возразил, что наивно было бы предполагать, будто такое
    сложное социопсихологическое явление, как талант, можно
    оценивать в таких примитивных единицах. Талант - явление
    специфическое и для своего измерения требует единиц
    специфических...
    - Впрочем,- сказал он,- проще будет показать вам, как
    машина работает. Данные, которые она выдает, имеют весьма
    косвенное отношение к таланту, но все равно... Вот, скажем,
    эта страничка, ваша рецензия на некую повесть под названием
    "рожденье голубки"... Что это за повесть - можно судить по
    одному названию... Но машина будет иметь дело не с повестью,
    а только с вашей рецензией, Феликс Александрович.
    Он не без труда отцепил от листков намертво
    приржавевшую скрепку, взял верхний листок и положил его в
    этакий мелкий ящичек размером в машинописную страницу. Затем
    он задвинул ящичек в паз, небрежно перекинул несколько
    тумблеров на пульте и нажал указательным пальцем на красную
    клавишу с лампочкой внутри. Лампочка погасла, но зато
    засуетились и замигали многочисленные огоньки на
    вертикальной панели, и оживились два больших экрана по
    сторонам панели. Зазмеились кривые, запрыгали цифры,
    защелкали и тихонько заныли всякие там клистроны, кенотроны
    и прочие электронные потроха. Эпоха НТР.
    Длилось все это с полминуты. Затем нытье прекратилось,
    а на панели и на экранах установились покой и порядок.
    Теперь там светились две гладкие кривые и огромное
    количество разнообразных цифр.
    - Ну, вот и все,- произнес он, выдвинул ящичек и уложил
    листок обратно в папку.
    Я и рта раскрыть не успел, а он уже объяснял мне, что
    вот эти цифры - это энтропия моего текста, а вот эти
    характеризуют что-то такое, что долго объяснять, а вот эта
    кривая - это сглаженный коэффициент чего-то такого, что я не
    разобрал, а вот эта - распределение чего-то такого, что я
    разобрал и даже запомнил было, но сразу забыл.
    - Обратите внимание вот на эту цифру,- сказал он,
    постукивая пальцем по одинокой четверке, сиротливо
    устроившейся в нижнем правом углу цифрового экрана.- Среди
    ваших коллег сложилось почему-то убеждение, будто именно это
    и есть пресловутая объективная оценка или индекс
    гениальности, как называет ее этот странный, обмотанный
    бинтами человек.
    - Ойло Союзное,- пробормотал я машинально.
    - Возможно. Впрочем, сегодня он назвался Козлухиным, а
    вообще-то он появлялся здесь неоднократно, каждый раз с
    другой рукописью и под другим именем. Так вот, он упорно
    называет эту цифру индексом гениальности и считает, что чем
    она больше, тем автор гениальней...
    И он рассказал, как, пытаясь разубедить Петеньку
    Скоробогатова, он однажды вырвал наугад из какой-то случайно
    попавшейся под руку газеты фельетон про жуликов в торговой
    сети и вложил в машину, и машина показала семизначное число,
    и хотя невооруженным глазом было видно, что фельетон
    безнадежно далек от гениальности, Петенька Скоробогатов ни в
    чем не разубедился, хитренько подмигнул и бережно спрятал
    газетный обрывок в разбухшую записную книжку.
    - Так что же она показала, эта ваша семизначная цифра?-
    С любопытством спросил я.
    - Простите, Феликс Александрович, но цифры бывают
    только однозначные. Семизначными бывают числа. Так вот,
    число, выдаваемое на этой строчке дисплея,- он снова
    постучал пальцем по моей четверке,- популярно говоря, есть
    лишь наивероятнейшее количество читателей данного текста.
    - Читателей текста...- Заметил я с робкой
    мстительностью.
    - Да-да, строгий стилист несомненно найдет это
    словосочетание отвратным, однако в данном случае "читатель
    текста" - это термин, означающий человека, который хотя бы
    один раз прочитал или прочтет в будущем данный текст. Так
    что эта четверка - не какой-то там мифический индекс вашей,
    Феликс Александрович, гениальности, а всего лишь
    наивероятнейшее количество читателей вашей рецензии,
    показатель нкчт, или просто чт...
    - А что такое эн-ка?- Спросил я, чтобы что-нибудь
    сказать: голова у меня шла кругом.
    - Нк - наивероятнейшее количество.
    - Ага...- Сказал я и замолчал было, но в голове моей
    тут прояснилось на мгновение, и я спросил с возмущением:-
    так какое же отношение это ваше нкчт имеет к таланту, к
    способностям, вообще к качеству данного, как вы выражаетесь,
    текста?
    - Я предупреждал вас, Феликс Александрович, что мера
    эта имеет лишь косвенное отношение...
    - Да никакое даже не косвенное!- Прервал я его, набирая
    обороты.- Количество читателей зависит в первую очередь от
    тиражей!
    - А тиражи?
    - Ну, знаете,- сказал я,- уж мне-то вы не
    рассказывайте! Уж мы-то знаем, от чего, а главное - от кого
    зависят тиражи! Сколько угодно могу я вам назвать
    безобразной халтуры, которая вышла полумиллионными
    тиражами...
    - Разумеется, разумеется, Феликс Александрович! Вы
    сейчас совсем как этот ваш забинтованный Козлухин, почему-то
    упорно и простодушно связываете величину нкчт с качеством
    текста прямой зависимостью.
    - Это не я связываю, это вы сами связываете! Я-то как
    раз считаю, что никакой зависимости нет, ни прямой, ни
    косвенной!
    - Ну как же нет, Феликс Александрович? Вот текст,- он
    двумя пальцами поднял за уголок страничку злосчастной моей
    рецензии,- показатель нкчт, как видите, четыре. Есть
    возражения против такой оценки?
    - Но позвольте... Естественно, если брать рецензию, да
    еще внутреннюю... Ну, редактор ее прочтет... Может, автор,
    если ему покажут.
    - Так. Значит возражений нет.
    Он вдруг ловко, как фокусник, извлек из моей папки
    старую школьную тетрадку в выцветшей, желто-пятнистой
    обложке и столь стремительно придвинул ее к лицу моему, что
    я отшатнулся.
    - Что мы здесь видим?- Спросил он.
    Мы здесь видели щемяще знакомую с детских лет картинку:
    бородатый витязь прощается с могучим долгогривым конем. А
    под картинкой стихи: "как ныне сбирается вещий Олег..."
    - В чем дело?- Спросил я с вызовом.- Между прочим,
    замечательные, превосходные стихи... Никакие уроки
    литературы их не убили...
    - Безусловно, безусловно,- сказал он.- Но я вас
    спрашиваю не об этом. Если этот листок ввести сейчас в
    машину, то?..
    Я интеллектуально заметался.
    - Н-ну...- Промямлил я,- много должно получиться,
    наверное. Одних школьников сколько... Миллионов
    десять-двадцать?
    - За миллиард,- жестко произнес он.- За миллиард, Феликс
    Александрович.
    - Может, и за миллиард,- сказал я покорно.- Я и говорю
    - много.
    - Итак,- произнес он,- тривиальная рецензия - нкчт
    равно четырем. "Замечательные, превосходные стихи" - нкчт
    превосходит миллиард. А вы говорите - никакой зависимости
    нет.
    - Так ведь...- Я замахал руками и защелкал пальцами.-
    "Песня-то о вещем Олеге"... Она ведь напечатана! И сколько
    раз! Ее поют даже!
    - Поют,- он покивал.- И будут петь. И будут печатать
    снова и снова.
    - Ну вот! А рецензия моя...
    - А рецензию вашу петь не будут. И печатать ее тоже не
    будут. Никогда. Потому в нкчт у нее всего четыре. На прошлые
    времена и на все будущие. Так она и сгниет, никем
    нечитанная.
    Удивительное ощущение возникло у меня в этот момент. Он
    словно хотел подсказать мне что-то, навести на какую-то
    мысль. Он словно в какую-то невидимую мне дверцу моего
    сознания стучался: "открой! Впусти!" Но все произнесенные
    нами слова и высказанные мысли были сами по себе банальны до
    бесцветности, и никакого отклика во мне они не находили.
    Словно кто-то пуховой подушкой бил в стальную дверь намертво
    запертого сейфа.
    - Ну и правильно...- Сказал я нерешительно.- И господь
    с ней. Тоже мне - художественная ценность...
    Он помолчал, разминая пальцами кожу над бровями.
    - Я пошутил, Феликс Александрович,- сказал вдруг он
    почти виновато.- Конечно же, вы совершенно правы.
    Он снова замолк. Молчал и я, пытаясь понять, в чем же
    именно оказался я прав, да еще - совершенно прав. И еще, в
    чем была соль шутки. И когда молчание стало неловким и даже
    неприличным, я произнес:
    - Ну, что же... Я пойду, пожалуй?
    - Да-да, конечно, большое вам спасибо.

    ******

    ...Как хотите, а вся эта их затея с определением нкчт -
    чушь и разбазаривание народных денег. Как и большинство
    высокоумных затей, связанных с литературой и искусством
    вообще. Это же надо, понаставили шкафов тысяч на сто, и все
    для того лишь, чтобы доказать: ежели писателя издавать, то
    читателей у него будет много, хотя, может, не очень; а
    ежели его, наоборот, не издавать, ежели его, сукина кота, в
    черном теле держать, то тогда у него, мерзавца, пакостника
    этакого, и вовсе читателей не будет. Или еще хлестче: ежели
    издать, скажем, Александра Сергеевича Пушкина томик хотя бы
    и прозы, и параллельно издать романчик Унитазова Сортир
    Сортирыча про страсти в литейном ковше, то у Пушкина
    читателей окажется не в пример больше. Вот ведь, по сути
    дела, и все, что он пытался мне там втолковать. Ну, плюс
    еще, может быть нехитрую мысль, что хорошее всегда хорошо, а
    плохое не всегда плохо...
    ****

    И вот когда я вспомнил про нкчт (просто так вспомнил, к
    мысли пришлось по принципу иронии и жалости), вот тогда
    словно сама собой проявилась у меня догадка, ясная и сухая,
    как формула: не ценность произведения они там определяют, а
    предсказывают они там судьбу произведения!
    Так вот что он хотел мне все время втолковать,
    невеселый мой вчерашний знакомец! Наивероятнейшее количество
    читателей текста - сюда же все входит! И тиражи сюда входят,
    и качество, и популярность, и талант писателя, и талант
    читателя, между прочим. И можешь ты гениальнейшую вещь
    написать, а машина выдаст тебе мизер, потому что никуда твоя
    гениальная вещь не пойдет, прочтут ее разве что жена,
    близкие друзья да хорошо знакомый редактор, на котором все и
    кончится: "ты же понимаешь, старик... Ты, старик, пойми меня
    правильно...".
    Умненькая машина, хитренькая! А я, дурак, потащил к ним
    свои рецензии, мусор им свой потащил, мусорную свою корзину.
    Я сел, обхвативши колени руками. Вот что он имел в виду. Вот
    почему он мне, можно сказать, назначил следующее свидание.
    Сущное он мое имел в виду, подлинное. Чтобы твердо понял я,
    на каком я свете и надо ли мне дальше горячиться или же,
    подобно многим до меня, стоит бросить работать и начать
    вместо этого хорошо зарабатывать...
    И холодно мне стало от этих мыслей, кожа пошла
    мурашками, и я натянул на плечи одеяло, и ужасно вдруг
    захотелось курить.
    Страшненькая машина, жутенькая! И зачем только это
    понадобилось им? Конечно, знать будущее - вековая мечта
    человечества, вроде ковра-самолета и сапог-скороходов.
    Цари-короли-императоры большие деньги за такое знание
    сулили. Но если подумать, то при одном непременном условии:
    чтобы будущее это было приятным. А неприятное будущее - кому
    его нужно знать? Вот прихожу я на Банную с Синей папкой, и
    говорит машина мне человеческим голосом: "а дела твои,
    Феликс Александрович, дерьмо. Три читателя у тебя будет, и
    утрись...".


    *********


    - Давайте теперь попробуем разобраться, чего же Вы,
    Феликс Александрович, боитесь и на что надеетесь. Вы,
    конечно, боитесь, что машина моя наградит вас за все ваши
    труды какой-нибудь жалкой цифрою, словно не труд всей своей
    жизни вы ей предложили, а какую-нибудь макулатурную
    рецензию, писанную с отвращением и исключительно чтобы
    отделаться... А то и ради денег. А надеетесь вы, Феликс
    Александрович, что случится чудо, что вознаградит вас моя
    машина шестизначным, а то и семизначным числом, словно вы и
    впрямь заявляете миру некий новый апокалипсис, который сам
    собой прорвется к читателю сквозь все и всяческие препоны...
    Однако же вы прекрасно знаете, Феликс Александрович, что
    чудеса в нашем мире случаются только поганые, так что
    надеяться вам в сущности не на что. Что же до ваших
    опасений, то не сами ли вы сознательно обрекли свою папку на
    погребение в недрах своего письменного стола - изначально
    обрекли, Феликс Александрович, похоронили, еще не родив, а
    только едва зачав? Вы следите за ходом рассуждений моих?
    Я кивнул.
    - Вы понимаете, что я только облек в словесную форму
    ваши собственные мысли?
    Я снова кивнул и сказал сиплым голосом, мимолетно
    поразившим меня самого:
    - Вы упустили еще третью возможность...
    - Нет, Феликс Александрович! Не упустил! О вашей
    детской угрозе огнем я догадываюсь. Так вот, чтобы наказать
    вас за нее, я расскажу вам сейчас о четвертой возможности,
    такой стыдной и недостойной, что вы даже не осмеливаетесь
    пустить ее в свое сознание, ужас перед нею сидит у вас
    где-то там, на задворках, ужас сморщенный, голенький,
    вонючий... Рассказать?
    Предчувствие этого сидящего на задворках сморщенного
    ужаса резануло меня, как сердечный спазм, и я даже
    задохнулся, но я уверен был, что ничего он не может сказать
    такого, о чем я сам уже не передумал, чем не перемучился
    тридцать три раза. Я стиснул зубы и сквозь платок, прижатый
    ко рту, процедил:
    - Любопытно было бы узнать...
    И он рассказал.
    Честью клянусь, жизнью дочери моей Катьки, жизнью
    внуков: не знал я заранее и представить себе не мог, что он
    мне расскажет обо мне самом. И это было особенно унизительно
    и срамно, потому что четвертая моя возможность была такой
    очевидной, такой пошлой, такой лежащей на поверхности...
    Любой нормальный человек назвал бы ее первой. Для Ойла
    Союзного она вообще единственная, и других он не ведает...
    Только такие, как я, занесшиеся без всякой видимой причины,
    надутые спесью до того, что уже и надутости этой не ощущают,
    невесть что вообразившие о себе, о писанине своей и о мире,
    который собою осчастливливают, только такие, как я, способны
    упрятать эту возможность от себя так глубоко, что сами о ней
    не подозревают...
    Ну как, в самом деле, я, Феликс Александрович Сорокин,
    создатель незабвенного романа "Товарищи офицеры!", как я мог
    представить себе, что проклятая машина на Банной может
    выбросить на свои экраны не семизначное признание моих,
    Сорокина, заслуг перед мировой культурой, и не гордую
    одинокую троечку, свидетельствующую о том, что мировая
    культура еще не созрела, чтобы принять в свое лоно
    содержимое синей папки, а может выбросить машина на свои
    экраны крепенькие и кругленькие "90 тыс.", означающие,
    что синюю папочку благополучно приняли, благополучно
    вставили в план, и выскочила она из печатных машин, чтобы
    осесть на полках районных библиотек рядом с прочей
    макулатурой, не оставив по себе ни следов, ни памяти,
    похороненная не в почетном саркофаге письменного стола, а в
    покоробленных обложках из уцененного картона.
    Дальше - не в тему, но очень хочется.


    Однажды в Мурашах, в доме творчества, дурак Рогожин
    публично отчитал Ойло за повышение голоса в столовой, да еще
    вдобавок прочитал ему мораль о нравственном облике
    советского писателя. Ойло выслушал все это с подозрительным
    смирением, а наутро на обширном сугробе прямо перед крыльцом
    дома появилась надпись: "Рогожин, я Вас люблю!". Надпись эта
    была сделана желтой брызчатой струей, достаточно горячей,
    судя по глубине проникновения в сугроб.
    Теперь, значит, представьте себе такую картину. Мужская
    половина обитателей мурашей корчится от хохота. Ойло с
    каменным лицом расхаживает среди них и приговаривает: "это,
    знаете ли, уже безнравственно. Писатели, знаете ли, так не
    поступают..." Женская половина брезгливо морщится и требует
    немедленно перекопать и закопать эту гадость... Вдоль
    надписи, как хищник в зоопарке, бегает взад и вперед Рогожин
    и никого к ней не подпускает до прибытия следственных
    органов. Следственные органы не спешат, зато кто-то
    услужливо делает для Рогожина (и для себя, конечно)
    несколько фотоснимков: надпись, Рогожин на фоне надписи,
    просто Рогожин и снова надпись. Рогожин отбирает у него
    кассету и мчит в Москву. Сорок пять минут на электричке,
    пустяк.
    С кассетой в одном кармане и с обширным заявлением на
    Петеньку - в другом, Рогожин устремляется в наш секретариат
    возбуждать персональное дело о диффамации. В фотолаборатории
    клуба ему в два счета изготавливают дюжину отпечатков, и их
    он с негодованием выбрасывает на стол перед Федором
    Михеичем. Кабинет Федора Михеича как раз в это время битком
    набит членами правления, собравшимися по поводу какого-то
    юбилея. Многие уже в курсе. Стоит гогот. Полина Златопольских (мечтательно заведя глаза): «Однако же, какая струя!»
    Федор Михеич с каменным лицом объявляет, что не видит в
    надписи никакой диффамации. Рогожин теряется лишь на
    секунду. Диффамация заключена в способе, коим произведена
    надпись, заявляет он. Федор Михеич с каменным лицом
    объявляет, что не видит никаких оснований обвинять именно
    Петра Скоробогатова. В ответ Рогожин требует графологической
    экспертизы. Все валятся друг на друга. Федор Михеич с
    каменным лицом выражает сомнение в действенности
    графологической экспертизы в данном конкретном случае.
    Рогожин, горячась, ссылается на данные криминалистической
    науки, утверждающей, якобы, будто свойства идиомоторики
    таковы, что почерк личности остается неизменным, чем бы
    личность ни писала. Он пытается демонстрировать этот факт,
    взявши в зубы шариковую ручку, чтобы расписаться на бумагах
    перед Федором Михеичем, угрожает и вообще ведет себя
    безобразно.
    В конце концов Федор Михеич вынужден уступить, и на
    место происшествия выезжает комиссия. Петенька Скоробогатов,
    прижатый к стене и уже слегка напуганный размахом событий,
    сознается, что надпись сделал именно он. "Но не так же, как
    вы думаете, пошляки! Да разве это в человеческих силах?" Уже
    поздно. Вечер. Комиссия в полном составе стоит на крыльце.
    Сугроб еще днем перекопан и девственно чист. Петенька
    Скоробогатов медленно идет вдоль сугроба и, ловко орудуя
    пузатым заварочным чайником, выводит: "Рогожин, я к Вам
    равнодушен!" Удовлетворенная комиссия уезжает. Надпись
    остается.
    Каков Скоробогатов, Ойло мое Союзное!?
    Последний раз редактировалось Илья Блинов; 20.01.2005 в 01:01.


  • #2

    По умолчанию Re: Старая сказка на новый лад

    Нет, позвольте, зачем Стругацкие? Вот у Хулио Кортасара , по моему, это все поставлено на правильную ногу:
    "Когда хронопы поют свои любимые песни,они приходят в такое возбуждение, что частенько попадают под грузовики и велосипеды, вываливаются из окон и теряют не только то, что у них в карманах, но и счет дням.
    Когда хроноп поет, надейки и фамы сбегаются послушать, хотя и не понимают, что здесь особенного,и даже несколько задеты. Окруженный толпой, хроноп воздевает ручки, словно поддерживает солнце, словно небо - блюдо, а солнце - голова Крестителя, так что песня хронопа - как бы обнаженная Саломея, танцующая для фамов и надеек, которые застыли с раскрытыми ртами, спрашивая друг у друга - доколе?! Но так как в глубине души они славные (фамы просто хорошие, а надейки - безобидные дурочки), то в конце концов они хронопу аплодируют, а тот, придя в себя, удивленно озирается по сторонам и тоже начинает аплодировать. бедняжка."
    Очевидно, что для хронопа число аплодирующих (будь то "гордая, одинокая троечка" или "крепкие девяносто тысяч") значения не имеет.

  • #3

    По умолчанию Re: Старая сказка на новый лад

    Хромая судьба - правда хорошая повесть.

  • Похожие темы

    1. Старая скрипка.
      от mitchell в разделе Скрипичный мастер
      Ответов: 15
      Последнее сообщение: 30.10.2009, 14:10
    2. Старая фисгармония
      от zhirnyi в разделе Инструментарий
      Ответов: 9
      Последнее сообщение: 28.10.2009, 17:05
    3. Старая скрипка.
      от Petrovich в разделе Скрипичный мастер
      Ответов: 40
      Последнее сообщение: 02.12.2008, 15:32
    4. Старая традиция
      от Loge в разделе Опера и вокал / Музыкальный театр
      Ответов: 12
      Последнее сообщение: 31.12.2007, 21:24

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100