Страница 1 из 11 12 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 108

Тема: Шостакович - Прелюдии и фуги оп.87.

              
  1. #1

    По умолчанию Шостакович - Прелюдии и фуги оп.87.

    Решил вынести на суд публики свои каракули по поводу заключительной пьесы из цикла. Прошу строго не судить, йад не предлагать и апстену бицца тоже.


    Кирилл Козловский
    О Прелюдии и Фуге d-moll Дм.Шостаковича.

    Данное эссе не претендует на полноту анализа. Это просто размышление о некоторых аспектах интерпретации вышеозначенного произведения, основанное исключительно на исполнительском опыте. Одна из главных проблем исполнительства вообще и инструментального исполнительства в частности - содержание музыкального произведения. До сих пор идут споры о том, может ли непрограммная музыка иметь содержание, есть ли содержание непременный атрибут музыки; если есть, то как оно выражается, возможно ли его в музыке заметить, если возможно, то как - и так далее. Поиск ответа на эти вопросы не входит в круг проблем, очерченный в этой статье; скажу лишь, что на мой взгляд многие произведения обладают конкретным содержанием, которое можно внятно и относительно точно выразить вербально; попрошу всех читателей принять сие хотя бы на время чтения моей заметки как аксиому. На способах поиска содержания в музыке вообще я сейчас останавливаться не буду, формат статьи не слишком для этого приспособлен. Скажу лишь, что всякий подобный процесс есть спекуляция, a бесспорных ответов здесь быть не может. С другой стороны, а много ли в музыке вообще бесспорного? Поэтому я и хочу сейчас задать вопрос: "О чем же написаны заключительные прелюдия и фуга из опуса 87 Шостаковича?". Если кто-то из читателей придерживается мнения, что "Говорить о музыке-все равно, что танцевать об архитектуре", то таковым дальнейшее чтение ни к чему.
    Первое, за что можно зацепиться в поисках содержания в заключительной пьесe цикла прелюдий и фуг Шостаковича - цитаты. Первая тема фуги заимствована из второй части Первой Симфонии Густава Малера. Противосложение ко второй теме - цитата из Cцены у собора Василия Блаженного из "Бориса Годунова" Мусоргского. В опере этой нисходящей интонацией из двух нот озвучивается возглас народа "Хлеба! Хлеба!". Отметим пока, что выбор композиторов для цитирования вполне мог быть неслучайным; и Мусоргский, и Малер оказали огромное влияние на Шостаковича, причем речь идет не только о заимствовании композиторских приемов, но и о глубоком сродстве содержания. Следующее наблюдение: появление этих цитат - последнее, но отнюдь не первое в цикле прелюдий и фуг. Шостакович как будто "строит" эти мотивы, плавно вводя в разные пьесы цикла иногда более, иногда менее заметные "намеки" на тематизм Прелюдии и Фуги d-moll. Малеровская цитата в своем конечном и легко узнаваемом виде появляется в Прелюдии Des-dur, хотя отдельные ее элементы можно найти и в более ранних пьесах цикла. Появление же этой темы в конце Прелюдии Es-dur можно назвать просто вызывающим: четыре первых ноты появляются в тональности ре минор на фоне выдержанного заключительного ми-бемоль-мажорного (!) аккорда; как будто Шостакович хочет сказать: "Обратите внимание на эту тему все те, кто даже после Прелюдии Des-dur еще не понял ее важности". Последнее же ее появление перед последней фугой цикла - в Прелюдии d-moll. "Приготовление" материала завершено.
    Тема, основанная на цитате из Мусоргского (она станет в фуге d-moll противосложением ко второй теме), выстраивается автором несколько иначе. Первое ее появление происходит уже в самом начале цикла, в прелюдии e-moll, где ее форма уже очень близка к окончательной, устанавливающейся в конце цикла. Следы этой темы можно найти еще в нескольких пьесах (даже в совершенно иной по характеру фуге B-dur). Незадолго до конца цикла Шостакович возвращается к цитате из Мусоргского и делает ee основной частью темы фуги g-moll. Форма настолько близка к окончательной, что можно сказать: "приготовление" материала завершено и здесь. После рассмотрения обеих цитат мы можем попытаться применить тезис о "приготовлении" материала и к другим важным темам фуги d-moll. Единственный значительный элемент, нами еще не рассмотренный - это собственно тема второй фуги, противосложением к которой и является возглас "Хлеба!" из оперы Мусоргского. Тема построена из плачущих интонаций, большей частью нисходящих секундных (что роднит ee в том числе и с собственным противосложением, а также с песней Юродивого, которой заканчивается "Сцена под Кромами" из "Бориса Годунова"). Подобных интонаций в цикле много. В первый же раз они появляются в качестве важного тематического материала в Прелюдии fis-moll (отметим пока, что Прелюдия и Фуга fis-moll-единственная пьеса цикла, полностью построенная на интонациях столь любимой Шостаковичем еврейской народной музыки, для которой "стонущие" интонации тоже очень характерны). Впоследствии нисходящие мотивы появляются еще несколько раз (например, в "еврейской" прелюдии As-dur или "русской" прелюдии es-moll), пока, наконец, в прелюдии g-moll не происходит "подытоживание" материала: эта прелюдии целиком состоит из цепочек мотивов из двух нот. Таким образом, "приготовление" материала завершено и в этом случае.
    Какие же указания на возможное содержание дают нам полученные сведния? Можно вспомнить, что во время написания Прелюдий и Фуг „в письменном столе“ Шостаковича ждали возможности быть исполненными написанные на столь волновавшую композитора еврейскую тему вокальный цикл "Из еврейской народной поэзии" и Первый Концерт для скрипки с оркестром. Предположим, что и в цикле прелюдий и фуг могло найтись место проблеме резко отрицательного отношения Шостаковича к антисемитизму, его попытки хотя бы средствами музыки бороться с оным. Интересно, что цитаты для заключительной фуги выбраны из сочинений еврея Малера и русского Мусоргского; на малеровскую тему Шостакович пишет очень "русскую" фугу с таким характерным доминирующим натуральным минором, а тему Мусоргского делает противосложением к еврейскому плачу. Такое сознательное смешивание этих элементов, мне думается, случайностью быть просто не может, ведь Шостакович смешивает еврейские и русские элементы (пусть и не так очевидно, как в финальной фуге) на протяжении всего цикла. Начинается цикл "белой" прелюдией и фугой до мажор. Белой, как стертая память. Заключение первой трети цикла, Прелюдия и Фуга fis-moll-написанная целиком на еврейском материале трагическая поэма. Следующее за ней начало второй трети цикла-Прелюдия E-dur-совершенно "русская", прототипом в своем стремлении к одноголосной простоте имеющая древние церковные распевы. У второй трети цикла также "русское" окончание, фуга b-moll, напоминающая народные плачи (кстати, традиции плача сохранились до сих пор в некоторых областях России, например, в Карелии). Сразу за ней следует служащая началом последней трети цикла "еврейская" прелюдия и фуга As-dur. Таким образом на стыке частей цикла всегда оказываются пьесы-представители от обoих видов народной музыки, а в заключительной пьесе цикла, d-moll, композитор предлагает нам синтез и кульминацию обеих линий. (В данной связи интересно предположить, что и последняя фуга опуса 87 есть звено в цепочке произведений (Фортепианное трио, многие струнные квартеты, Первый Скрипичный Концерт и т.д.), являющихся "приготовлением строительного материала" для первой части Тринадцатой Симфонии, кульминации проблемы антисемитизма в музыке композитора...)
    Я уверен, что Шостакович, так убежденно боровшийся против антисемитизма, не мог, написав в начале пятидесятых годов прошлого века свой фортепианный opus magnum, случайно насытить его подобными деталями. Думаю, что для "понимающих", равно как и для просто внимательных, в то время эти скрытые послания были очень важны, многочисленность подобных примеров в творчестве Шостаковича это подтверждает. Уверен также, что у подобного рода зашифрованных сообщений найдется адресат и в наши дни. Мир отнюдь небеспроблемен, человеческие пороки расцветают, а музыка может помочь с ними бороться. Этa борьба-в наших силах. Дадим же великой музыке помочь нам в ней.

  • #2
    Старожил
    Регистрация
    01.04.2007
    Сообщений
    2,349
    Записей в дневнике
    2

    По умолчанию Ответ: Шостакович - Прелюдии и фуги оп.87.

    Цитата Сообщение от Vodovoz Посмотреть сообщение
    Первая тема фуги заимствована из второй части Первой Симфонии Густава Малера. Противосложение ко второй теме - цитата из Cцены у собора Василия Блаженного из "Бориса Годунова" Мусоргского. В опере этой нисходящей интонацией из двух нот озвучивается возглас народа "Хлеба! Хлеба!".
    Интересно,что в 1й прелюдии Холопова слышит интонации песни "Слушай,товарищ,война началася". Скребков отметил схожесть темы 1й фуги с монологом баса из "Песни о лесах" с текстом "Победой кончилась война,вздохнула радостно страна".(Из книги А.Ю.Кудряшова "Теория музыкального содержания")

  • #3
    Старожил Аватар для LaHire
    Регистрация
    28.06.2007
    Адрес
    Москва
    Возраст
    59
    Сообщений
    2,017
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Ответ: Шостакович - Прелюдии и фуги оп.87.

    Автор (ДДШ) настаивал, что написал не цикл, а сборник ( к 200-летию годовщины со дня смерти И.С.Баха), т.е. по его словам, это "серия пьес, не связанных между собой какой-либо общностью идеи".

    P.S. интересно бы услышать мнение первой исполнительницы этого цикла Татьяны Николаевой // может вы и недалеки от истины //
    у меня нет целиком воспоминаний Т.П.Николаевой "ИСПОЛНЯЯ ШОСТАКОВИЧА"

  • #4
    врио Аватар для lerit
    Регистрация
    15.06.2007
    Сообщений
    30,584
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Шостакович - Прелюдии и фуги оп.87.

    Почему автор темы уверен, что он говорил о содержании этой музыки? Отсылка к Мусоргскому и Малеру заставляет задуматься о содержании той музыки, которую вроде бы и не к чему уже отнести. И можно ли вообще говорить о содержании музыки?

  • #5
    Постоянный участник
    Регистрация
    20.01.2005
    Адрес
    Мюнхен
    Сообщений
    728

    По умолчанию Ответ: Шостакович - Прелюдии и фуги оп.87.

    Кирилл, спасибо большое, что поделился своими мыслями. Мне было очень интересно читать твой опус. Радует, когда пишущий основывается прежде всего на реальном знании музыкальной литературы. Многое мне показалось верным и тонко подмеченным в твоем эссэ. Однако не покидает чувство, будто вниманию читателей представлен не весь текст целиком, а лишь "Zusammenfassung" - да простят меня за употребление иностр. слов..., либо же название не полностью соответствует содержанию. Я вовсе не собираюсь "судить", а тем более уж строго ! Это, скорее, пожедания, поскольку в тексте чувствуется потенциал и хотелось бы его (текст ) развить, точнее видеть более развернутым. В том виде, в котором текст существует сейчас, по моему мнению больше бы подошло название "Проблематика цитирования и её значение в Прелюдиях и Фугах ДДШ" . Что-нибудь такое. Такое название кажется мне более подходящим, поскольку ты пишешь не только о ре-минорной (вернее, объем написанного конкретно о ре-минорной не сильно превалирует над остальным), но делаешь обзор в выше обозначенном аспекте по всему циклу.
    Вот, коротко мои личные соображения... Извини, если что не так. И еще раз спасибо за публикацию.

  • #6

    По умолчанию Ответ: Шостакович - Прелюдии и фуги оп.87.

    Дина, рад тебе-seit lange nicht gesehen. А с комментарием твоим согласен; этот текст-выдержки из конспекта лекции, которую я читал в феврале в Хельсинки по всему циклу, переведенные с финского на русский и немного "причесанные". Проблема еще в том, что подобного рода связи с другими произведениями я нашел далеко не во всех пьесах цикла (попутно спасибо Руслану Хазову за информацию о первой прелюдии и фуге: я этого не знал), поэтому писать о всех прелюдиях и фугах не хотелось, а написание чего-нибудь об одной из них неизбежно разрасталось...

  • #7
    Старожил Аватар для LaHire
    Регистрация
    28.06.2007
    Адрес
    Москва
    Возраст
    59
    Сообщений
    2,017
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Ответ: Шостакович - Прелюдии и фуги оп.87.

    пасторальная интродукция на непросветленной страничке
    Миниатюры Миниатюры Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	87.jpg 
Просмотров:	626 
Размер:	81.1 Кб 
ID:	8345  

  • #8
    Постоянный участник
    Регистрация
    20.01.2005
    Адрес
    Мюнхен
    Сообщений
    728

    По умолчанию Ответ: Шостакович - Прелюдии и фуги оп.87.

    Цитата Сообщение от Vodovoz Посмотреть сообщение
    Дина, рад тебе-seit lange nicht gesehen. А с комментарием твоим согласен; этот текст-выдержки из конспекта лекции, которую я читал в феврале в Хельсинки по всему циклу, переведенные с финского на русский и немного "причесанные". Проблема еще в том, что подобного рода связи с другими произведениями я нашел далеко не во всех пьесах цикла (попутно спасибо Руслану Хазову за информацию о первой прелюдии и фуге: я этого не знал), поэтому писать о всех прелюдиях и фугах не хотелось, а написание чего-нибудь об одной из них неизбежно разрасталось...
    Да, я тоже рада (ebenfalls)

    И все же - такое замечательное начинание - жалко, если не удастся ознакомиться со всем материалом! Тем более, если ты проводил лекции по всему циклу! Ну или хотя бы более развернуто "о некоторых" - пусть они разрастутся...

  • #9

    По умолчанию Ответ: Шостакович - Прелюдии и фуги оп.87.

    Цитата Сообщение от lerit Посмотреть сообщение
    Почему автор темы уверен, что он говорил о содержании этой музыки? Отсылка к Мусоргскому и Малеру заставляет задуматься о содержании той музыки, которую вроде бы и не к чему уже отнести. И можно ли вообще говорить о содержании музыки?
    О содержании музыки, думаю, говорить можно и нужно. Другое дело, и тут я полностью согласен с Вами, что содержание этой статьи имеет к содержанию прелюдии и фуги весьма опосредственное отношение. Я весьма и весьма склоняюсь к тому, что содержание музыки можно выразить только говоря о "чисто музыкальной" ее основе - о музыкальной форме в самом широком смысле этого слова. Все сказанное в эссе - это, по большому счету, некоторые "внемузыкальные" аспекты, параллели, могущие дополнить собственно содержание, но на должны на него претендовать.

  • #10
    врио Аватар для lerit
    Регистрация
    15.06.2007
    Сообщений
    30,584
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Шостакович - Прелюдии и фуги оп.87.

    Цитата Сообщение от hdd Посмотреть сообщение
    О содержании музыки, думаю, говорить можно и нужно. Другое дело, и тут я полностью согласен с Вами, что содержание этой статьи имеет к содержанию прелюдии и фуги весьма опосредственное отношение. Я весьма и весьма склоняюсь к тому, что содержание музыки можно выразить только говоря о "чисто музыкальной" ее основе - о музыкальной форме в самом широком смысле этого слова. Все сказанное в эссе - это, по большому счету, некоторые "внемузыкальные" аспекты, параллели, могущие дополнить собственно содержание, но на должны на него претендовать.
    И я соглашусь с Вами, что можно говорить о внешних проявлениях музыкального процесса. Но вот о внутренних можно только музицировать...

  • Страница 1 из 11 12 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Ответов: 2
      Последнее сообщение: 15.01.2017, 00:29
    2. Ищу: Щедрин. 24 прелюдии и фуги.
      от h-moll в разделе Аудио- и видеозаписи
      Ответов: 4
      Последнее сообщение: 11.10.2009, 12:17
    3. Анализ прелюдии и фуги
      от zmerz в разделе Старинная музыка
      Ответов: 6
      Последнее сообщение: 21.05.2009, 15:56
    4. Прокофьев этюды ор2 и Шостакович 24 прелюдии и фуги!!! ОЧЕНЬ НАДО!!!!
      от Vdogonku в разделе Поиск нот - Нотный архив Бориса Тараканова
      Ответов: 2
      Последнее сообщение: 30.08.2008, 08:06
    5. Щедрин Прелюдии и фуги
      от Chamber в разделе Поиск нот - Нотный архив Бориса Тараканова
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 08.08.2008, 21:34

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100