1. #1
    Постоянный участник
    Регистрация
    10.05.2005
    Адрес
    Москва
    Возраст
    41
    Сообщений
    2,550
    Записей в дневнике
    10

    По умолчанию Глиссандо

    Хотел бы обсудить возможности глиссандирования на разных инструментах. Мне это кажется приёмом очень важным, разрушающим равномерную темперацию и "освобождающим" музыку. В частности, у Пендерецкого и Ксенакиса.
    Признаться, я не очень много об этом знаю, потому, собственно, и открываю тему. Хотелось бы поговорить прежде всего о возможностях плавного, непрерывного изменения высоты, т.е. отбросить пока глиссандо по клавишам рояля или по звукам обертонового ряда.

    Меньше всего вопросов в этом смысле с вокалом. Очевидно, что плавное изменение высоты возможно в пении как угодно и где угодно. Вопросы вызывают разве что пределы точности интонирования, но это, конечно, зависит от конкретных исполнителей. Для точной настройки после "плавания" по высотам современными исполнителями используется камертон. Часто глиссандо не выписывается, а оставляется на волю исполнителя, к примеру, в шпрехштимме. Распространено, в частности, в русском фольклоре.

    Струнные. Вроде тоже всё ясно - глиссандо возможны в объёме каждой отдельно взятой струны с почти любой скоростью. Вот разве что если очень быстро делать глиссандо по всей струне туда-сюда, можно, вероятно, поранить палец. Или нет?
    Ещё могу добавить, что возможно глиссандо колками, когда меняется не положение пальца, а натяжение струны.

    Духовые. Ну вот тут, собственно, главные проблемы. Насколько я понимаю, деревянные все так или иначе умеют играть глиссандо, но насколько велика может быть скорость, диапазон, какие регистровые особенности, на каких инструментах это легче, на каких труднее - тайна сия велика есть :( Ещё интересует, насколько это реально непрерывное повышение/понижение высоты, нет ли там пусть маленьких, но делений/ступенек? Насколько я себе представляю, чемпионы по глиссандо - кларнет и особенно саксофон. А ещё на блок-флейте хорошо глиссандо играть И на этнических флейтах - индийской, сякухати и т.п. Благо клапанов нет. Кстати, интересно, пробовал ли кто-нибудь вручную устранять клапаны для этой цели?

    Из медных же главный специалист по глиссандо, понятное дело, тромбон. Насколько позволяет кулиса, т.е. на тритон. Интересно, есть ли какие-нибудь хитрости, позволяющие преодолеть это ограничение в тритон, губами ли, кварт-вентилем ли... Из остальных вот, помню, Марко Блау на флюгельгорне замечательные глиссандо выделывал, а с трубой в этом смысле вроде было потруднее... В общем, один большой вопросительный знак. :( Кто-нибудь знает, возможны ли глиссандо на валторне и тубе?

    Ударные и др. Ну, просто перечислю, что в голову приходит.
    Литавры
    Рототом
    Флексатон
    Табла
    Сирена
    Ветряная машина (и вообще любой вращающийся объект вроде шланга над головой)
    Пила
    Варган
    Кастрюля с водой или, точнее, любая ёмкость с водой.

    Ещё изменение частоты стука может порождать низкочастотные глиссандо, благо частота - она везде частота.
    Хм, кстати, наверное, такое можно даже с фортепиано проделать (завтра попробую)

    Ну и все электронные, конечно, включая терменвокс и волны Мартено.

    Ещё на органе можно путём включения-выключения электромотора.

    Ещё, чисто теоретически, можно было бы попытаться задействовать эффект Допплера, но как это сделать внутри концертного зала, представляю себе слабо. Вероятно, по залу должен промчаться мотоциклист

    В общем, осталось теперь написать пьесу, где будет задействовано всё из перечисленного одновременно А для эффекта Допплера посадить всех в открытый вагон на поезд Москва - Владивосток.


  • #2
    Активный участник
    Регистрация
    27.09.2006
    Адрес
    Moscow
    Сообщений
    393

    По умолчанию Ответ: Глиссандо

    На струнных с ладами возможно глиссандо примерно до 2 тонов (зависит от многих факторов) за счёт движения струны поперёк грифа.Также посредством применения специальных приспособлений - слайдов (slide); существуют специальные инструменты, рассчитанные на исполнение практически исключительно этим приёмом.На электрифицированных инструментах можно обойтись и без слайда.

  • #3
    Частый гость Аватар для Антон_К
    Регистрация
    13.09.2007
    Адрес
    Москва, Марьина роща
    Возраст
    42
    Сообщений
    234

    По умолчанию Ответ: Глиссандо

    Цитата Сообщение от Pavel F Посмотреть сообщение
    На струнных с ладами возможно глиссандо примерно до 2 тонов (зависит от многих факторов) за счёт движения струны поперёк грифа.
    Очень сильно зависит от струн. Если разговор о гитаре с металлическими струнами (эстрадная) - возможно. На нейлоне (классическая гитара) - 2 тона не получится. Я никогда не применяю, тк сильно зависит от того на каком ладу (у первых ладов почти невозможно, по середине струны - легче), ну и от слуха испонителя.
    Вот вдоль грифа - всё просто и ограничивается диапазоном от певого лада до двенадцатого (октава есссно), хотя конечно можно и за корпус залезть, если хочется (+б.6).

  • #4
    Упрямец Аватар для Андрес
    Регистрация
    08.07.2007
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Возраст
    51
    Сообщений
    1,543
    Записей в дневнике
    34

    По умолчанию Ответ: Глиссандо

    Арфа:
    Прижимая металлическую часть ключа для настройки к струне и ведя её прижатой вдоль струны после извлечения звука, можно получить достаточно звучное глиссандо как вверх, так и вниз. Известный арфист-виртуоз Элиас Пэриш-Альварс, двухсотлетие со дня рождения которого мы праздновали 28 февраля, использовал такой приём в нескольких своих произведениях для получения быстрых хроматических пассажей, которые, как известно, невозможны на педальных арфах.

  • #5
    Активный участник
    Регистрация
    27.09.2006
    Адрес
    Moscow
    Сообщений
    393

    По умолчанию Ответ: Глиссандо

    Цитата Сообщение от Андрес Посмотреть сообщение
    Прижимая металлическую часть ключа для настройки к струне и ведя её прижатой вдоль струны после извлечения звука, можно получить достаточно звучное глиссандо как вверх, так и вниз.
    А каков интервал глиссандирования?И всё же наверное лучше использовать тот же слайд, а то для струн не очень хорошо ключом по идее; хотя я его не видел, возможно там подходящая форма и поверхность.

    Вообще же, если есть колеблющаяся струна, на ней можно получить глиссандо, но не в очень широком интервале.Также в принципе можно глиссандировать на нескольких струнах сразу, с применением специальных приспособлений либо без них.

    Ещё подумал: семплеры, а также проигрыватели грампластинок и ленточные магнитофоны - глиссандирование шумовыми звуками или как это назвать?Ведь глиссандо по идее предполагает движение от одной высоты звука к другой.Впрочем, не только шумовыми, а вообще любыми записанными, что делает их уникальным средством.
    Последний раз редактировалось Pavel F; 07.03.2008 в 22:27.

  • #6
    Частый гость Аватар для Monarch
    Регистрация
    13.07.2006
    Адрес
    Ростов-на-Дону
    Возраст
    39
    Сообщений
    126

    По умолчанию Ответ: Глиссандо

    если очень быстро делать глиссандо по всей струне туда-сюда, можно, вероятно, поранить палец. Или нет?
    Ни фига... У меня главный прикол - давать при анализе крови палец левой руки - как начнёт мазоль пробивать))) Хотя, на скрипке вероятнее пораниться.. струны-то тоньше, а вообще нет...
    Если можешь не заниматься - не занимайся...

  • #7
    Активный участник Аватар для Art
    Регистрация
    29.07.2004
    Адрес
    Москва
    Возраст
    40
    Сообщений
    453

    По умолчанию Ответ: Глиссандо

    а с че8о было взято, что на саксе хорошо глиссанды делать?

  • #8
    Постоянный участник
    Регистрация
    10.05.2005
    Адрес
    Москва
    Возраст
    41
    Сообщений
    2,550
    Записей в дневнике
    10

    По умолчанию Ответ: Глиссандо

    Цитата Сообщение от Art Посмотреть сообщение
    а с че8о было взято, что на саксе хорошо глиссанды делать?
    ну, потому что джазовые музыканты на саксе глиссандируют буквально на каждой ноте. а ещё потому что мне довелось быть на концерте Джона Зорна

  • #9
    Активный участник Аватар для Art
    Регистрация
    29.07.2004
    Адрес
    Москва
    Возраст
    40
    Сообщений
    453

    По умолчанию Ответ: Глиссандо

    Имеется в виду глиссандирование амб%^$#&@, то есть ротиком?
    Но ведь это тока в пределах нескольких полутонов... Да и то - хорошо на сопране, баритонке и, возможно, альтушке

  • #10

    По умолчанию Ответ: Глиссандо

    А я недавно открыл для себя натурально-флажолетное глиссандо (по обертоновому звукоряду) на виолончели по двум струнам сразу, но только рука исполнителя должна быть в позиции сексты или кварты и "ехать" нужно медленно-медленно. Получается почти электронное звучание с неожиданно появляющимися призвуками.

  • Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Как играть глиссандо?
      от Infinite в разделе Мастер-класс
      Ответов: 42
      Последнее сообщение: 29.10.2017, 14:45
    2. Sibelius 6 глиссандо арфы, варианты набора
      от oleg45120 в разделе Нотный набор
      Ответов: 10
      Последнее сообщение: 21.10.2012, 09:48
    3. Фадеев Полька глиссандо
      от verhovje в разделе Поиск нот для народных инструментов
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 27.05.2012, 09:18
    4. Глиссандо
      от anuta-z4 в разделе Скрипичная и альтовая музыка
      Ответов: 4
      Последнее сообщение: 29.12.2007, 14:44

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100