-
05.08.2005, 15:33 #1
"ХОВАНЩИНА" в Ковент Гарден, 03.08.05
Уважаемые Forward, Solostar, Tina, Алексей!
По вашей реакции поняла, что мои отзывы о гастролях Kirov Opera были вам интересны. Несмотря на закрытие (не по нашей вине) предыдущей темы о спектакле "Борис Годунов", продолжаю делится впечатлениями о премьере "Хованщины" в новой версии МТ на сцене КГ. Я также публикую отзывы об этих гастролях на форуме "Бельканто", в расширенном варианте, с рецензиями английской критики и фотографиями.
«Хованщина», 03.08.05
Вчера показали первый из двух спектаклей «Хованщина». Начали спектакль в 6.00, а закончили почти в 11.00. И то сократили один антракт, а так и вообще было бы непонятно как домой возвращаться. Состав был такой:
Дирижировал, естественно, Валерий Гергиев.
Иван Хованский – Сергей Алексашкин
Анлрей Хованский – Владимир Галузин
Князь Голицын – Алексей Стеблянко
Шакловитый – Николай Путилин
Досифей – Владимир Ванеев
Марфа – Ольга Бородина
Подъячий – Константин Плужников
Эмма – Тфтьяна Кравцова
Пастор – Алексндр Гергалов
И др.
На этот раз Мт сохранил старую постановку Леонида Баратова, очень незначительно подновлённую Юрием Александровым. Шла в декорациях Федора Федоровского.
Если я не ошибаюсь, эта постановка сохранилась ещё с довоенных времён, то есть с того времени, когда в МТ сложился тендем Баратов-Федоровский. Отсюда можно понять, что на этот раз лондонцам показали традиционно классическую версию без надуманных усложнений. Главным же новшеством было то, что спектакль шёл в оркестровке Дм. Шостаковича, а не Римского-Корсакова. Впервые эта оркестровка увидела свет на сцене ГАТОБ в ноябре 1960 года. Опера шла почти со всеми купюрами. Это очень принципиально, поскольку в версии Римского-Корсакова важные идеи самого Мусоргского и его взгляды на значение Петровских реформ для судеб России были искажены. Ведь Модест Петрович писал сам либретто «Хованщины», под влиянием своего собственного взгляда на исторические события. Смерть прервала работу над оперой. Остались шесть разрозненных частей, которые уже соединял воедино Римский-Корсаков. Естественно, он делал это сообразно своим взглядам. Отсюда в опере ранее ощущались кое-какие противоречия в трактовке как событий, так и разных персонажей, которые олицетворяют разные слои общества того смутного времени.
В показанной вчера версии Валерий Гергиев не только принял оркестровку Шостаковича, но и постарался как можно более отразить взгляды самого Мусоргского на события смуты конца 17 в. Поэтому, несмотря на анхронизм постановочного решения, спектакль получился более цельный и логичный, можно сказать в чём-то новый и созвучный нашему смутному времени. Как и в «Борисе» Гергиев выступает здесь как дирижёр, идейный интерпретатор и даже философ. Самым существенным в этой концепции является финал оперы. Смута не щадит никого. Гибнут всё, выигрывших нет. Этот зловещий апокалипсис как назидание, что «прошлее в настоящем». Никакого оптимизма, никаких Петровских "потешных", якобы спасющих в финале людей из адского пламени. Только голоса Марфы, Андрея, Досифея где-то за сценой, окутанной дымом и красным заревом. И оркестр Гергиева - такой силы и экспресии, что не передать никакими словами. Было просто невозможно оторвать взгляд от силуэта маэстро. Он парил над своим оркестр, как Бог или демон (не всё ли равно). Что и как передавалось музыкантам, непонятно. Но финал был грандиозным. Что творилось после этого в зале – он дрожал от шквала апплодисментов, криков восторга, топания, ещё каких-то проявлений. Что бы завтра не писала официальная критика, но, когда две тысячи человек слились в единой благодарности за эти мгновения человеческого гения, это говорит о многом.
В предверии самого спектакля "Хованщина" была уже определена "Таймс" как причиняющая мучения (tormented). Как часть серии Страдающая Россия (по определению той же "Таймс", которую Киров Опера привезла на этот раз в Лондон. Не знаю, в насмешку или с сочуствием отзывается таким образом критика, но зритель встретил "Хованщину" с огромным состраданием, а исполнителей - на УРА.
Все персонажи оперы достойны одинакового внимания. Но всё-таки всегда приоритет отдаётся Марфе и Досифею, как воплощению всего самого духовного и сльного в русском народе. Ольга Бородина и Владимир Ванеев составили очень гармоничный и достойный друг друга ансамбль. Бородина звучала божественно красиво, особенно в нижнем регистре. Сразу вспомнилось, что партия была написана Мусоргским для контральто, но позднее переработана для меццо. Бородина и звучала как контральто, в том числе на фразе "закалится в пламени та клятва твоя" с тем самым нижним "соль", который ни одна исполнительница, кроме Софьи Петровны Преображенской, взять не могла. У меня нет абсолютного слуха, но эта фраза у Ольги Бородиной прозвучала очень низко и густо. И всё-таки, целиком задуманного авторами в этой постановке, у Бородиной не получилось. Может оттого, что она очень красива и черезчур женственна для такой сложной, противоречевой, а может в чём-то и зловещей натуры. Недаром Андрей постоянно называет её ведьмой, колдуньей, грозится сжечь на костре. Она в данной версии даже останавливает его попытку убить её не ответным кинжалом (как в либретто), а жестом с двуперстным крестом - такая силища в ней сокрыта, никакого ножа не требуется. Вот она должна быть какой:

Однако, такое изображение Бородиной вышло случайно - это именно то, от чего бежал от Марфы Андрей Хованский. В спектакле же Бородина настоящая русская красавица. Марфу по опере знают и чтят все, в том числе высшие чины. Она благородного происхождения. В статьях, посвящённых опере, её называют княжной. Хотя кто её родители, так и неизвестно. Может Досифей? Она, наверняка, из того же сословия, что и он. В привезённой версии есть купюра из второго действия, где Досифей признаётся Хованскому и Голицыну, что он князь Мощинский, ушедший из мира в монахи. На что Хованский ему с гневом парирует - коли ты князь, то надо делать дело, нужное для государства и народа, а не прятаться за монашью рясу. Я это услышала впервые в опере. Думаю здесь чувствуется новый взгляд на Досифея с гражданской позиции авторов версии. Ванеев в этой партии опять звучал как баритон. Вместо сурового и аскетичного Досифея, какими были наши великие басы - Шаляпин, Касторский, Рейзен, выступал слишком мягкий, порой вкрадчивый человек. Такому не веришь. Он скорее сектант, чем духовник для людей, потерявших ориентиры. Это особенно чувствуется в финале, когда он призывает к самосожжению. Суровой фанатичной веры старообрядца здесь не чувствуется. Уж больно всё как-то ласково и елейно. Хочется оттолкнуть такого человека, а не идти за ним. Но даже и он отшатывается от задуманного Марфой, когда она открывает ему своё сокровенное - сгореть заживо с Андреем и тем самым покончить с невыносимыми страданиями от своей любви. Ф. И. Шаляпин писал, что от того как певица исполнит песню о Младёшеньке, станет ясно насколько она поняла суть образа Марфы. Ведь Марфа только формально пропевает слова народной песни. Саму же её одолевают думы, что делать со своей окаянной любовью. И её решение есть прямое продолжение слов песни. Потому Досифей-Ванеев отшатывается в ужасе от её слов о сгорающих двух свечах. И советует любить, как раньше любила. Андрей боится её до последней минуты. Для него спасение сопряжено с именем Эммы. Он и называет Марфу "Эммой", прося спасти его. "Тебя спасти?" - зловеще вопрошает Марфа. Эта интонация угрозы особенно чётко слышна у Преображенской. У Бородиной этого так не получилась. Но зато она "отпела" своего Андрея с полным осознанием что делает, ходя по кругу с двумя свечами и своим завораживающим контральтовым "аллилуя". Жутко от этого становилось. Вот такая получилась Марфа. Как теперь относиться к этому образу, также и к Досифею?
Далее по сложности Шакловитый - Путилин.
Совершенно мастерски с точки зрения артистизма сделали сцену написания доноса на Хованских Николай Путилин и Константин Плужников. Замечательные актёры. Я всегда очень высоко ценила сценические способности Плужникова. Но за роль Подъячего он достоин называться великим драматическим актёром. Это тоже персонаж весьма характерный для определённых социальных слоев. О них можно говорить бесконечно, если в деталях. Но особенно противоречив Шакловитый - такая благородная ария вложена в его партию. А ведь такой дъявол по своей натуре. Многие усматривали в этом протворечие. Шаляпин даже считал, что эта ария должна быть отдана Досифею. Но автор судил по-иному, возможно желая сказать, что в России где Бог, там и дъявол. Голос Путилина красивый, очень свежий, молодой. Прекрасно звучал на середине. Единственно, что не понравилось, так это его верхи в конце арии - зажимал он их и давился. А у Плужникова всё свободно, летит аж до последнего ряда галёрки. Думаю, это от того, что у него в основном звучат головные резонаторы. Для такой партии как Подъячий такая отрезанная манера, порождающая весьма характерный звук, не помеха. Но я не помню, чтобы он в этой манере пел когда-то Лоэнгрина или Герцога.
Очень хорош в Хованском был Сергей Алексашкин. Даже его окающая манера нисколько тут не мешела. А образ сделал просто замечательный. Кто разочаровал, так это Галузин в партии Андрея Хованского. Не так давно он мне очень понравился в "Турандот" в версии КГ. А здесь пел широко, каким-то несобранным, растрёпанным звуком. Может бережёт себя для Калафа, которого он поёт сегодня, но уже с Киров Опера. Ну и ещё надо сказать о Стеблянко-Голицыне. Партия была напрочь загублена. А она ведь такая принципиально важная. Перед спектаклем объявили, что Стеблянко поёт больным. Но какое дело до этого зрителю. Он просто не звучал никак. А потом, у него большие проблемы с дикцией, что уже не от болезни. Ни одного слова не разобрать - полная каша во рту. А этот текст очень важно слышать, так как Голицын несёт важную идейную нагрузку в опере, как "западник". Причём также не менее коварный персонаж чем другие. Видимо в этом проявилось личное отношение Мусоргского к этому течению в социальной жизни России. Выпускать такого певца в такой ответственной партии было недопустимо. Тем более, такой солидной оперной компании как Kirov Opera
Best regards
- Регистрация
- 05.11.2002
- Сообщений
- 2,972
Re: "ХОВАНЩИНА" в Ковент Гарден, 03.08.05
Спасибо! Развернуто и аргументировано
Кстати, о Плужникове. Я мало видел спектаклей с ним, но мне тоже показалось, что характерные роли у него вообще здорово получаются (если брать последние годы).
Re: "ХОВАНЩИНА" в Ковент Гарден, 03.08.05
А вот и первая официальная рецензия на спектакль из "Таймс"
Интересно, как Robert Thicknessе оценивает некоторые моменты, отмеченные мной. В частности здесь:
"Nowhere more than the character of Marfa, sung by the phenomenal Olga Borodina with a red-blooded alto that manages to be beautiful, delicate and as strong as steel.
Here is a motivation we can get a handle on — she may be an apocalyptic psycho but she is also jilted, and she reserves her most rapt transports for charming visions of her and her rotter Andrey “burning together like two holy candles”.
And she is well supported: Vladimir Vaneev’s Dosifey has a legato and heart a million miles from his Boris, though the distance between the crypto-fascist rubbish he spouts and the sympathy lavished upon him is alarming."
![]()
Best regards
Re: "ХОВАНЩИНА" в Ковент Гарден, 03.08.05
Лет 25 назад я слышала Плужникова в "Риголетто". Прекраснейший был Герцог. Он умный и очень артистичный, хотя голос оставляет желать .... И Лоэнгрина пел очень неплохо где-то в конце 80-х![]()
Best regards
Re: "ХОВАНЩИНА" в Ковент Гарден, 03.08.05
Luciano Pavarotti (left) as Radames and Olga Borodina (right) as Princess Amneris in Verdi's Aida. Photograph: Robert Mecea/AP
После "Хованщины" Ольга Бородина дала интервью газете "Gardian". Вы можете почитать его здесь:
'He's still very angry'
The last time she was at Covent Garden, mezzo Olga Borodina walked out on her conductor. Stephen Everson hears why
Вы узнаете здесь почему Маэстро Паппано до сих пор сердится на Ольгу Бородину. Также, о некоторых взглядах примадонны на жизнь и на своих партнёров (кстати, не очень приятные для поклонников Паваротти, но зато очень приятные для поклонников Доминго). О том, как высоко ценит она режиссёра Купфера, с которым работала над образом Марфы в Гамбургской постановке. Какие перемены произошли в ней после, как в самой, так и понимании образа Марфы (на мой взгляд, она Марфу так до конца и не поняла). Видимо, с её слов старообрядцев окрестили реакционной силой. Даже, несмотря на то, что сам Мусоргский к ним относился с огромной симпатией, что и заложено в его опере, как противовес «западникам». Очень негативно относится Бородина ко многим оперным режиссёрам, называя их идиотами и сумашедшими. Она говорит: - «Странно, почему эти сумашедшие режиссёры приглашаются в театры для непосредственных постановок, с их идиотскими идеями петь Верди, одетым как горилла или сидя голым на унитазе. Это абсолютно чуждо тому, о чём весь Верди» Говорит Бородина также о том, что всеми своими корнями связана с Россией. Вместе с тем жизнь и работа в СПб день ото дня становится всё труднее. Многое, что сейчас появилось не имеет ничего общего с культурными наследием России.
Это и многое другое вы узнаете из цитируемой статьи.
![]()
Best regards
Re: "ХОВАНЩИНА" в Ковент Гарден, 03.08.05
Вот и ещё одна рецензия на «Хованщину». На этот раз из «Гардиан». Критик расщедрился, присвоил спектаклю целых 3 звезды. Видимо, так много понял он в этой опере. Даже «Таймс» оценила на 4 звезды. Вообще, эта раздача звёзд меня всегда удивляет. И в кинематографе то же самое – смотришь какой-нибудь фильм из шедевров мировой классики, так у них, как правило 3-4 звезды. Ну а если какое-нибудь явное дерьмо из разрушительной серий типа «Звёздных войн» или «Джеймса Бонда», или про Гарри Потера, то там обязательно все 5 звёздочек. Не понимаю, это что? Зрителя за дураков что ли держат? Или хотят молодёжь начисто оболванить? Как бы то ни было, но вы сами можете оценить уровень критики на нашу «Хованщину». Ведь ничего кроме самых общих слов нет. И обязательно надо, хоть маленькую ложку дегтя, но добавить. Это я заранее предполагала в своём обзоре, зная их стиль местных рецензий. Это надо же сказать, что оркестр и хор выглядят усталым. Да такого мощного и энергичного исполнения Королевский Оперный Театр вряд ли когда и слышал. Да и то, если и слышал, то исключительно на гастролях МТ. Зритель заходится от неистового восторга. А критика, знай своё - им обязательно надо спектакль хоть немножко, но обмазть. Размазать полностью нельзя. Это было бы уже на уровне полной некомпетентности.
![]()
Best regards
Re: "ХОВАНЩИНА" в Ковент Гарден, 03.08.05
Спасибо за линки !![]()
Have a Nice Day !
Re: "ХОВАНЩИНА" в Ковент Гарден, 03.08.05
Для тех, кто не читает по-английски Перевод интервью с Ольгой Бородиной - здесь.
Переводы рецензий на "Хованщину", на "Бориса" и "Турандот" - соответственно, , , и![]()
Re: "ХОВАНЩИНА" в Ковент Гарден, 03.08.05
Как и следовало ожидать, не обошлось без камня в «Турандот». А ларчик-то открывался просто. Ключ здесь, в первом абзаце рецензии:
«The Kirov's track record in the Italian repertoire has been less than ideal - as its messy Verdi season four years ago proved. Performing Turandot at Covent Garden is also, in some respects, a challenge to the Royal Opera on its home ground: the work itself has always been a cornerstone of the latter's repertoire.»
Остальное можно найти по указанному адресу. Постановка CharlesRoubaud, видимо уже известная на западе. Мне она понравилась тем, что без всяких хитростей. Что там мудрить в «Турандот»? Всё и так ясно. Критика же почему-то назвала спектакль «смешанным мешком». Выделила особо Калафа - Владимира Галузина, назвав его исполнение выдающимся. Ну а как ещё могло быть иначе? Не оценить его было бы равносильно признанию собственной некомпетентности. В постановке самого КГ в феврале этого года Галузин пел с лучшей Турандот сегоднешнего дня из США - Одри Стоттлер, и был там великолепен. Английский зритель очень любит Галузина. Вчера же, он превзошёл даже самого себя. Чувствовался более уверенным - и вокально, и сценически. Возможно потому, что пел в ансамбле своего театра и не с кем-нибудь а с Гергиевым. Когда его спросили, не слишком ли в нагрузку петь Калафа, на следующий вечер Андрея Хованского и затем на следующее утро снова Калафа, он засмеялся и сказал, что петь Калафа для него сплошное удовольствие. Он не лукавил. Вчера на спектакле в Калафе было всё - обаяние, сценическая раскованность, упоение вокалом, страсть. Пел потрясающе. Очаровательный человек, Владимир Галузин. Ничего премьерского. Его даже не узнать было без грима – какой-то улыбчатый, молодой паренёк, спортивного вида в кепочке. Страшно смутился при виде большого числа поклонников, желающих заполучить его автограф. Как-будто он и не звезда мировой оперной сцены.
Следует согласиться с критикой в высокой оценке оркестра. Никогда не доводилось слышать в "Турандот" такого мощного звучания оркестрово-хоровых сцен: драматического в первых актах и ликующего в финале. Впервые могла по-настоящему оценить трио Пинг-Панг-Понг (Спехов,-Тимченко-Балашов). Ранее приходилось видеть в лице этих министров только трёх марионеток – китайских болванчиков, клоунов, заполняющих антракт шутовством и характерными голосами певцов, именуемых в театре «моржами». В данной же постановке это трио исполнялось ведущими солистами таким образом, что понимаешь - они не марионетки, а люди со своими заботами и чаяниями. Они несут главную идею спектакля, что мир создан для любви и красоты. Им остаётся только мечтать, как прекрасно было бы удалиться от жестокого мира Турандот, не держать страну в страхе и не топить всех в крови. Жить дома со своей семьёй, растить цветы. Во время этой мечты сцена расцветает экзотическими цветами всех цветов радуги. Это очень изобретательно сделано при помощи ярких тканей, сокрытых в подкладке тёмных костюмов артистов хора и миманса. В должный момент все артисты сбиваются в группы и разворачивают эти свои одежды на изнанку. Сцена озаряется яркими красками костюмов артистов, фигуры которых создают очертания распустившихся лотосов. Это очень красиво. Мечты уходят и на сцену возвращаются снова мрак и серость.
К двум героиням критика была менее благосклонна. Правда всё-таки признала огромный голос Ирины Гордей, обозвав его громоздким. Нашла дефект взятия верхних нот – якобы у неё были въезды в эти ноты. Я лично этого не заметила. Гордей не только обладательница огромного голоса, но и хорошо им управляет. Турандот невозможно петь иначе. В сравнении со всеми признанной Стоттлер, Гордей не была заметно ниже в вокальном плане. Но сценически это была настоящая принцесса - красивая, пластичная и выразительная. Признанная же всеми Стоттлер была тушей, которая даже не могла двигаться по сцене. В одном месте чуть не свалилась, потеряв равновесие. У Гордей весь образ получился в комплексе очень сильным. Вместе с Галузиным то был настоящий ансамбль - два истинно оперных голоса. На мой взгляд, так и надо петь настоящую оперу. Молодая певица Ирма Гиголашвили в партии Лю была прелестна. У неё приятный голос, хоть и не очень сильный, и хорошая вокальная манера. Она только недавно начала свой путь в опере, с 2000 г. Но у неё уже в репертуаре Елизавета, Мими, Микаэла. Вчера ей немного не хватало экспрессии и страстности. Но образ получился женственный, жертвенный и трогательный.
Гастроли закончились, а вместе с ними и все волнения.
![]()
Best regards
Re: "ХОВАНЩИНА" в Ковент Гарден, 03.08.05
Да, про характерные роли - это вы полностью правы. Вспомните Мефистофеля из "Огненного ангела"! Замечательно сыграно!Сообщение от Алексей
Свободу пианистам!
Похожие темы
-
Королевский оперный театр "Ковент-Гарден" (Лондон)
от femmina в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 18Последнее сообщение: 20.02.2011, 21:56 -
"Симон Бокканегра" в Ковент Гарден: Доминго, Фурланетто, Поплавская, Каллео, Саммерс
от Nadejda в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 49Последнее сообщение: 21.07.2010, 17:31 -
Солисты ведущих театров станцевали в честь Дягилева в "Ковент-Гарден"
от femmina в разделе БалетОтветов: 0Последнее сообщение: 11.06.2009, 01:37 -
C 5 октября 2008 "Ковент-гарден" бесплатно выложит в сеть записи опер и балетов.
от femmina в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 9Последнее сообщение: 19.10.2008, 08:38 -
"Kirov Opera" в Ковент Гарден, 2005.
от Nadejda в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 4Последнее сообщение: 09.11.2005, 15:09



Ответить с цитированием




Социальные закладки