1. #1
    Новичок
    Регистрация
    08.04.2005
    Адрес
    Москва
    Возраст
    47
    Сообщений
    46

    По умолчанию Разучивание полифонических произведений

    Постоянно сталкиваюсь с проблемой при разучивании полифонии, например, фуги. Очень сложно запоминается. Есть ли какие-то технологии для этого? Надо ли играть голоса по отдельности или полезнее учить сразу и всё?

    p.s.: инструмент - фортепиано
    Het allerbeste,

    dk


  • #2

    По умолчанию Re: Разучивание полифонических произведений

    Вы знаете, рецептов много и они разные. Каждый решает индвидуально, что ему подходит.

    Можно посоветовать: учить не отдельные голоса, а парами голосов (сопрано+бас, бас+альт и т. д.). Ещё: играть один из голосов на октаву выше или ниже (тогда он лучше цепляется слухом); ещё очень важно услышать в фуге не только линеарное, но и гармоническое начало и учить, разделив фугу на фрагменты по гармоническому принципу( от начала до модуляции в фа-мажор, потом оттуда до появления минора и т. д.). Приучить себя начинать с любого фрагмента. Вообще знать тональный план фуги, вычленять секвенции и т. д.
    А отдельные голоса учить - это уже крайняя мера. Надо учить их сочетания, мне кажется, так будет удобнее потом перейти к целому.
    Свободу пианистам!

  • #3
    Частый гость Аватар для pet.ru
    Регистрация
    05.11.2003
    Адрес
    СПб
    Возраст
    39
    Сообщений
    285

    По умолчанию Re: Разучивание полифонических произведений

    Цитата Сообщение от Solostar
    ...знать тональный план фуги, вычленять секвенции и т. д.
    Вот-вот. Короче, понять логику. Известное дело, запомнить что-либо легче тогда, когда что-либо логически осмысленно. Безусловно, в полифонии очень большую роль играет логика голосоведения. Исходя из этого постулата и слуховых возможностей исполнителя (примеряя их к особенностям конкретной фуги) и нужно решать, стоит ли учить фугу по голосам, по парам голосов или сразу все. Далеко не всегда нужно учить сразу за инструментом. Осмыслить, понять произведение, мне думается, бывает проще «за столом», после чего можно уже и преступить к воплощению конкретной идеи за инструментом.

    А вообще, все это очень индивидуально. Зависит от сложности фуги и качества слуха исполнителя.

  • #4
    Постоянный участник Аватар для L'organiste
    Регистрация
    15.08.2005
    Адрес
    Где я живу?... И где я только не живу!
    Сообщений
    913

    По умолчанию Re: Разучивание полифонических произведений

    Цитата Сообщение от Marinad
    Постоянно сталкиваюсь с проблемой при разучивании полифонии, например, фуги. Очень сложно запоминается. Есть ли какие-то технологии для этого? Надо ли играть голоса по отдельности или полезнее учить сразу и всё?

    p.s.: инструмент - фортепиано
    Посмотрите в книге Нейгауза, что он рекомендовал для таких случаев..
    там есть конкретный совет.

  • #5
    формалистка Аватар для 23
    Регистрация
    17.07.2003
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    556

    По умолчанию Re: Разучивание полифонических произведений

    Логику фуги знать, конечно, необходимо. Чисто практически можно посоветовать набраться бооольшого терпения и учить маааленькими кусочками, если совсем сложный текст - буквально по пол-такта - разобрать всю интервалику в голосах, гармонические сочетания, какой голос стоит, какой движется и т.д. Эти кусочки нанизывать постепенно один на другой. Не надеяться (раз уж сложности есть) выучить всё сразу, а приготовиться к долгой работе. Главное, чтоб она не была бессистемной и нервной - "главное - спокойствие!" Спокойствие в запоминании полифонии ооочень важно, как и элементарно свежая голова. Т.е.
    1)желательно раннее утро (насколько позволяют условия),
    2)чёткий график +
    3) рациональная лень=
    осознать, что действительно сложно - обычно это те места, где звучат все голоса, или проводится стретта (впрочем, стретта - это всего лишь Тема в нескольких голосах подряд, а уж Тема-то выучивается в первую очередь . Соответственно, отделить лёгкое - интермедии (обычно секвенционного строения и т.п.), 2-х голосные участки. И т.д. и т.п.
    Отдельные голоса нужно учить обязательно, одновременно с работой над фактурой в целом. Собственно, начинать работу надо с осознания каждого голоса, как личности), потом, после выучивания наизусть целого, нужно продолжать учить и голоса по отдельности. Про идеал говорить не буду .
    Мне такой подход к делу помог довольно быстро выучить фугу As-dur Шостаковича (ну можно чуть-чуть похвастаться хоть иногда? ). Впрочем, у Шостаковича фуги часто конструктивно проще и "квадратней", чем у Баха. Зато у последнего мелодически "привычней".
    ор.23

  • #6
    Total Supreme Doctor
    Регистрация
    18.02.2003
    Адрес
    Питерец по крови, москвич по прописке
    Возраст
    48
    Сообщений
    907

    По умолчанию Re: Разучивание полифонических произведений

    Еще один совет, довольно нудный. Учить долго, не торопиться и не стараться быстро запомнить. "Жить" с произведением. Композиторам не все давалось сразу, так почему нам, исполнителям, должно?

  • #7

    По умолчанию Re: Разучивание полифонических произведений

    Зато когда фуга уже выучена и выграна, до чего приятно играть! Даже чисто физиологические ощущения в руках радуют. Кстати, многие преподаватели говорят, что если вы долго не играли и надо войти в форму, то надо играть как можно больше фуг (не этюдов!), тогда быстро придёте в чувство.
    Свободу пианистам!

  • #8
    Новичок
    Регистрация
    08.04.2005
    Адрес
    Москва
    Возраст
    47
    Сообщений
    46

    По умолчанию Re: Разучивание полифонических произведений

    Большое всем спасибо за рекомендации! Вдумчивый и методичный подход, кажется, действительно стал давать результаты.

    Цитата Сообщение от Solostar
    Зато когда фуга уже выучена и выграна, до чего приятно играть! Даже чисто физиологические ощущения в руках радуют.
    Несомненно! Приятно играть любое хорошо разученное произведение, но полифонические доставляют особое большое удовольствие. В этом я с Вами полностью согласен.
    Het allerbeste,

    dk

  • Похожие темы

    1. Ищу ноты произведений И.Парфёнова
      от Ka-Ir в разделе Поиск фортепианных записей
      Ответов: 3
      Последнее сообщение: 12.01.2012, 15:41
    2. Ищу книги Лю Мазель "Строение музыкальных произведений" и В. Холопова "Формы музыкальных произведений"
      от andregurman в разделе Поиск книг и других печатных материалов о музыке
      Ответов: 1
      Последнее сообщение: 19.05.2011, 05:20
    3. Москва разучивание программы на лето скрипка
      от jeneva в разделе Поиск преподавателей, репетиторов
      Ответов: 2
      Последнее сообщение: 28.07.2010, 22:00
    4. Посвящения произведений
      от Demon в разделе Беседка
      Ответов: 1
      Последнее сообщение: 23.01.2008, 19:55
    5. Публикация произведений
      от Imperator в разделе Искусство композиции
      Ответов: 9
      Последнее сообщение: 17.05.2006, 14:19

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100