Постоянно сталкиваюсь с проблемой при разучивании полифонии, например, фуги. Очень сложно запоминается. Есть ли какие-то технологии для этого? Надо ли играть голоса по отдельности или полезнее учить сразу и всё?
Вы знаете, рецептов много и они разные. Каждый решает индвидуально, что ему подходит.
Можно посоветовать: учить не отдельные голоса, а парами голосов (сопрано+бас, бас+альт и т. д.). Ещё: играть один из голосов на октаву выше или ниже (тогда он лучше цепляется слухом); ещё очень важно услышать в фуге не только линеарное, но и гармоническое начало и учить, разделив фугу на фрагменты по гармоническому принципу( от начала до модуляции в фа-мажор, потом оттуда до появления минора и т. д.). Приучить себя начинать с любого фрагмента. Вообще знать тональный план фуги, вычленять секвенции и т. д.
А отдельные голоса учить - это уже крайняя мера. Надо учить их сочетания, мне кажется, так будет удобнее потом перейти к целому.
...знать тональный план фуги, вычленять секвенции и т. д.
Вот-вот. Короче, понять логику. Известное дело, запомнить что-либо легче тогда, когда что-либо логически осмысленно. Безусловно, в полифонии очень большую роль играет логика голосоведения. Исходя из этого постулата и слуховых возможностей исполнителя (примеряя их к особенностям конкретной фуги) и нужно решать, стоит ли учить фугу по голосам, по парам голосов или сразу все. Далеко не всегда нужно учить сразу за инструментом. Осмыслить, понять произведение, мне думается, бывает проще «за столом», после чего можно уже и преступить к воплощению конкретной идеи за инструментом.
А вообще, все это очень индивидуально. Зависит от сложности фуги и качества слуха исполнителя.
Постоянно сталкиваюсь с проблемой при разучивании полифонии, например, фуги. Очень сложно запоминается. Есть ли какие-то технологии для этого? Надо ли играть голоса по отдельности или полезнее учить сразу и всё?
p.s.: инструмент - фортепиано
Посмотрите в книге Нейгауза, что он рекомендовал для таких случаев..
там есть конкретный совет.
Логику фуги знать, конечно, необходимо. Чисто практически можно посоветовать набраться бооольшого терпения и учить маааленькими кусочками, если совсем сложный текст - буквально по пол-такта - разобрать всю интервалику в голосах, гармонические сочетания, какой голос стоит, какой движется и т.д. Эти кусочки нанизывать постепенно один на другой. Не надеяться (раз уж сложности есть) выучить всё сразу, а приготовиться к долгой работе. Главное, чтоб она не была бессистемной и нервной - "главное - спокойствие!" Спокойствие в запоминании полифонии ооочень важно, как и элементарно свежая голова. Т.е.
1)желательно раннее утро (насколько позволяют условия),
2)чёткий график +
3) рациональная лень=
осознать, что действительно сложно - обычно это те места, где звучат все голоса, или проводится стретта (впрочем, стретта - это всего лишь Тема в нескольких голосах подряд, а уж Тема-то выучивается в первую очередь . Соответственно, отделить лёгкое - интермедии (обычно секвенционного строения и т.п.), 2-х голосные участки. И т.д. и т.п.
Отдельные голоса нужно учить обязательно, одновременно с работой над фактурой в целом. Собственно, начинать работу надо с осознания каждого голоса, как личности), потом, после выучивания наизусть целого, нужно продолжать учить и голоса по отдельности. Про идеал говорить не буду .
Мне такой подход к делу помог довольно быстро выучить фугу As-dur Шостаковича (ну можно чуть-чуть похвастаться хоть иногда? ). Впрочем, у Шостаковича фуги часто конструктивно проще и "квадратней", чем у Баха. Зато у последнего мелодически "привычней".
Еще один совет, довольно нудный. Учить долго, не торопиться и не стараться быстро запомнить. "Жить" с произведением. Композиторам не все давалось сразу, так почему нам, исполнителям, должно?
Зато когда фуга уже выучена и выграна, до чего приятно играть! Даже чисто физиологические ощущения в руках радуют. Кстати, многие преподаватели говорят, что если вы долго не играли и надо войти в форму, то надо играть как можно больше фуг (не этюдов!), тогда быстро придёте в чувство.
Большое всем спасибо за рекомендации! Вдумчивый и методичный подход, кажется, действительно стал давать результаты.
Сообщение от Solostar
Зато когда фуга уже выучена и выграна, до чего приятно играть! Даже чисто физиологические ощущения в руках радуют.
Несомненно! Приятно играть любое хорошо разученное произведение, но полифонические доставляют особое большое удовольствие. В этом я с Вами полностью согласен.
Под формулировкой "банкротство в рассрочку" чаще всего понимают вариант урегулирования долгов в рамках процедуры банкротства, когда погашение обязательств распределяется на длительный период и...
В современном мире комфорт и стиль в интерьере играют важнейшую роль. Одним из лидеров на рынке мебельной индустрии является Мебельная фабрика Levox — компания, которая сочетает передовые технологии,...
Автор elenazharkova (Комментариев: 0)
03.12.2025, 12:43
Ваш стоматологический приём — это не просто «ремонт зубов»: от выбора клиники зависит ваше здоровье, безопасность, комфорт и долговечность результата. Неправильный выбор может...
Социальные закладки