Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 19

Тема: Как побороть у ребенка страх игры наизусть?

              
  1. #1
    Старожил Аватар для Raisa
    Регистрация
    19.11.2006
    Адрес
    Москва
    Возраст
    57
    Сообщений
    2,639
    Записей в дневнике
    61

    По умолчанию Как побороть у ребенка страх игры наизусть?

    Может, нам тоже подскажут что-то умное
    в общем, возникла вдруг в пятом классе совершенно неожиданная проблема. У ребенка НИКОГДА не было проблем с тем, чтобы выучить произведение наизусть. Обычно у нас бывали ровно противоположные проблемы: он запоминал все наизусть уже после первого разбора, и на второй день уже шпарил все наизусть без нот. Педагог не рекомендовала играть дома наизусть (и на занятиях в школе они тоже всегда играли по нотам), так как при этом ребенок, увлеченный музыкой, забывал про множество нюансов, прописанных в нотах: аппликатура, различные штрихи и акценты, динамические оттенки, специальные указания педагога в разных местах. Приходилось подолгу бороться с ребенком с тем, чтобы он играл по нотам, тщательно выверяя нотный текст, а не шпарил наизусть, закрыв глаза, целиком произведения.
    И вдруг в этом году совершенно неожиданно ребенок стал бояться играть наизусть. Нужно уже выходить с новой программой, просишь его - ну сыграй наизусть, тебе же скоро выступать, а он криком кричит - оставь ноты, я наизусть не знаю. Самое интересное, что ЗНАЕТ. Еще летом, на даче, еще только начиная разбирать новую программу, уже прекрасно играл почти все наизусть. Потом они временно этими вещами не занимались, готовились к техническому зачету, а сейчас вернулись к пьесам и сонатам.
    Забираю ноты, говорю: играй, я знаю, что ты знаешь.
    Играет, вдруг посередине останавливается и кричит: это ты виновата, я не знаю наизусть, а ты у меня отобрала ноты.
    Педагог ругается, никогда раньше такого не было, чтобы нетвердо знал текст.
    Налицо какой-то явный психологический страх, которого раньше не было.
    И тупое заучивание наизусть кусками, мне кажется, здесь не поможет.
    Есть ли какие-то другие методы?

  • #2
    Старожил Аватар для Ольга Гинзбург
    Регистрация
    20.06.2007
    Адрес
    Хайфа (Израиль)
    Сообщений
    2,266

    По умолчанию Ответ: Как побороть у ребенка страх игры наизусть?

    Чаще всего такая неуверенность происходит потому, что произведения стали сложнее и длиннее. Когда пьеса на страницу, на две - пять строчек, то выучивается легко, а сейчас будет труднее. И, чтобы не бояться играть наизусть, не надо специально заучивать напамять. Это не стихи. Но и проигрывать произведение не стоит просто так. Надо именно работать над ним - над аппликатурой, интонацией, динамикой. И когда по 100 раз проиграешь ту или иную фразу - она напамять выучится сама.
    Проиграть целиком можно только в конце занятия 1-2- 3 раза. И попробовать второй или третий раз играть уже напамять. А на следующий день во время занятий опять работать над произведением только по нотам. Когда над пьесой или чем-то другим именно работаешь, а не просто проигрываешь сначала до конца, оно запоминается наизусть очень легко.
    Есть ещё очень хорошая книга Лилиас Маккинон "Игра наизусть". Попробуйте её найти, и почитайте. Там очень дельные вещи пишет автор.

  • #3

    По умолчанию Ответ: Как побороть у ребенка страх игры наизусть?

    Когда произведение уже хорошо изучено по нотам, так что можешь его полностью представить, то играть без нот даже приятнее, - вот рояль, и я на нем могу многое сыграть, где бы он ни был, даже если нет нот - главное, что я хорошо помню произведения. Пианист должен уметь играть без нот, наизусть много.

  • #4
    Постоянный участник Аватар для Elga
    Регистрация
    16.02.2005
    Адрес
    Иркутск
    Сообщений
    559
    Записей в дневнике
    5

    По умолчанию Ответ: Как побороть у ребенка страх игры наизусть?

    Raisa, у Вас ведь скрипач?
    А если просить его спеть "что там дальше" каждый раз, когда останавливается? Может быть, это его убедит, что "на самом деле он все знает"?

  • #5
    Старожил Аватар для Raisa
    Регистрация
    19.11.2006
    Адрес
    Москва
    Возраст
    57
    Сообщений
    2,639
    Записей в дневнике
    61

    По умолчанию Ответ: Как побороть у ребенка страх игры наизусть?

    Цитата Сообщение от Ольга Гинзбург Посмотреть сообщение
    Чаще всего такая неуверенность происходит потому, что произведения стали сложнее и длиннее. Когда пьеса на страницу, на две - пять строчек, то выучивается легко, а сейчас будет труднее.
    Сложно сказать. В среднем, произведения, конечно, стали длиннее и сложнее. Однако и раньше бывали сонаты по 3-4 страницы чистого виолончельного текста, а сейчас тоже есть пьесы по одной странице. И раньше такого не было, более длинные вещи он запоминал также моментально, как и короткие. Более того, прошлогодние вещи, которые он уже давно сдал, но которые сейчас иногда просят играть на концертах, он также отказывается играть наизусть. Забыл, и все тут. Допустим, завтра концерт, ребенок приходит, вроде играет все в рамках приличного, а наизусть - не знаю, забыл.
    Проблема, похоже, действительно не музыкальная. Вдруг появился какой-то внутренний барьер, страх. Он все знает, более того - он это УЖЕ играл наизусть. И вдруг какой-то внутренний ступор - не знаю, и все тут. Как же не знаешь, если неделю назад знал? А вот не знаю. И плачет, кричит, обижается.

  • #6
    Старожил Аватар для Raisa
    Регистрация
    19.11.2006
    Адрес
    Москва
    Возраст
    57
    Сообщений
    2,639
    Записей в дневнике
    61

    По умолчанию Ответ: Как побороть у ребенка страх игры наизусть?

    Цитата Сообщение от Elga Посмотреть сообщение
    Raisa, у Вас ведь скрипач?
    А если просить его спеть "что там дальше" каждый раз, когда останавливается? Может быть, это его убедит, что "на самом деле он все знает"?
    Челлист. Спеть - это мысль, спасибо. Надо попробовать.

  • #7
    иллюзия Аватар для mimosa
    Регистрация
    27.02.2006
    Адрес
    немного западнее
    Сообщений
    2,136
    Записей в дневнике
    7

    По умолчанию Ответ: Как побороть у ребенка страх игры наизусть?

    Цитата Сообщение от Raisa Посмотреть сообщение
    Налицо какой-то явный психологический страх, которого раньше не было.
    И тупое заучивание наизусть кусками, мне кажется, здесь не поможет.
    Раньше заучивалось само собой. А потом вдруг появилась мысль :"А что там дальше было?" Включилась голова и помешала. Если играть автоматически, то до конца. Но лучше наоборот - голову не отключать.
    А почему заучивание кусками - тупое? Ну надо же знать, что за чем следует, чтоб знать, с чего продолжить, если что.
    А пропеть от начала до конца все мысленно может? А представить, что играет наизусть, без инструмента - может?
    Даже один взмах крыла бабочки может изменить наше будущее.

  • #8
    Частый гость Аватар для СЦБист
    Регистрация
    17.03.2008
    Адрес
    Ростов-на-Дону
    Возраст
    39
    Сообщений
    137

    По умолчанию Ответ: Как побороть у ребенка страх игры наизусть?

    а ещё полезно слушать играемое произведение в разных исполнениях чтобы оно полностью на слуху было....
    виолончель...

  • #9
    Форумная наркозависимость Аватар для Golda
    Регистрация
    26.04.2006
    Адрес
    Moscow
    Сообщений
    9,453
    Записей в дневнике
    2

    По умолчанию Ответ: Как побороть у ребенка страх игры наизусть?

    ох, какая знакомая проблема (причем у нас она только в игре на скрипке, на фо-но такой проблемы нет, и тоже явно психологического характера)

  • #10
    Пятый спутник Юпитера Аватар для Амальтея
    Регистрация
    26.07.2007
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    2,675
    Записей в дневнике
    11

    По умолчанию Ответ: Как побороть у ребенка страх игры наизусть?

    У ребёнка, вероятнее всего, действительно появилось ощущение "незнания" текста. Потому что он не может в каждый момент времени точно сказать себе, какая дальше нота. Раньше играл как бы на автомате, работали слуховая и мышечная память, и этого хватало. А теперь сознание подключилось (взрослеет, осознаёт сам себя!) и требует определённости. И когда он говорит "не знаю", то он действительно не знает. Пальцы знают, уши знают, а он - не знает. И от этого паника. Страх остановиться и не суметь выкарабкаться, страх опозориться. Очень сложная проблема, существует и у взрослых тоже. Рихтер в конце концов стал играть свои концерты по нотам - не случайно. Вот сидишь этак на сцене, играешь себе, наслаждаешься процессом, и вдруг выскакивает перед мысленным взором этакий мерзкий гномик и препротивнейшим голосом спрашивает "а какая дальше нотка?"... И - кранты. В условиях повышенного нервного напряжения можно вляпаться буквально на ровном месте.
    Как справляться? У меня есть парочка способов, мне лично помогают, и ученикам тоже. Во-первых, именно заучивание по кускам. НО! Целью такого заучивания должно стать умение начинать с разных мест наизусть. Мы делим произведение на "цифры", строго придерживаясь "знаков препинания", т.е., грамотной фразировки. С самого начала работы практикуем игру вразбивку по цифрам, чтобы быстро найти и сыграть с любой. Вначале по нотам. Когда выучиваем наизусть, эта работа продолжается уже без нот. Причём я зверствую, как могу. Отбираю ноты и начинаю гонять в хвост и в гриву. Первую цифру, потом сразу десятую, затем вторую, и т.д.. Потом называю две далеко отстоящие друг от друга, их нужно сыграть подряд. И тому подобное, вариантов прорва.

    Чего мы таким образом добиваемся? У человека появляются вехи, т.е., места, с которых он гарантированно сможет начать. Теперь ему не страшно забыть текст, т.к. он может, не останавливаясь, подхватить музыку с ближайшей к месту "аварии" вехи.

    Ещё один момент. Чтобы на сцене не думать "о белой обезьяне", нужно отвлечься на что-то. Лично мне помогает (здесь меня не поддержит дорогой Лерит ) просто-напросто считать про себя. Благодарая этому начинаю ощущать пульс музыки, который меня поддерживает на плаву. Концентрируясь на ощущении тока времени, думать о нотах уже некогда.

    Очень важно во время исполнения добиться "предслышания" музыки. Если это есть, то нужный текст будет подан,как на блюдечке. Мы делаем такое упражнение (опять отталкиваюсь от работы "по цифрам"): играем произведение вдвоём, ученик и я. По очереди каждую цифру. Например, он - первую, я - вторую, и так далее. Он должен передавать и принимать эстафету наизусть, без малейшей заминки, что невозможно сделать на одной только мышечной памяти, без максимальной активации внутреннего слуха.

    Подводя итог, скажу, что самое главное - убедить ребёнка, что он МОЖЕТ ошибаться, что в этом нет ничего страшного, потому что он способен выбраться из любой трудной ситуации. Переключите внимание с безошибочной игры на ловкое преодоление нештатных ситуаций. У меня бывали эпизоды, когда дитё в азарте мечтало забыть текст, дабы показать во всей красе своё умение "вылезать". Надо ли говорить, что в этом случае выступления проходили без сучка и задоринки. Разрешите ему забывать текст, и проблема исчезнет!
    Любить и плакать от любви не стыдно! Братья Стругацкие.

  • Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. как узнать уровень игры ребёнка
      от андрей раев в разделе Скрипичная и альтовая музыка
      Ответов: 28
      Последнее сообщение: 03.05.2012, 21:46
    2. Санкт-Петербург Ищу преподавателя игры на фортепиано для ребенка 2,5 лет
      от Teachersearch в разделе Поиск преподавателей, репетиторов
      Ответов: 1
      Последнее сообщение: 06.05.2011, 12:39
    3. Страх сцены у юных музыкантов - как побороть?
      от Natem в разделе Музыкальное образование
      Ответов: 179
      Последнее сообщение: 17.11.2010, 13:58
    4. Помогите побороть комплекс!
      от CreepY в разделе Искусство композиции
      Ответов: 6
      Последнее сообщение: 22.02.2009, 20:26
    5. Как побороть раскоординированность рук у ребенка
      от Golda в разделе Музыкальное образование
      Ответов: 29
      Последнее сообщение: 02.11.2008, 18:47

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100