Правильно ли утверждение,что мелодические украшения в народных музыках компенсируют тяжелые материальные условия,в которых живут их исполнители?Отсюда: чем беднее исполнитель,чем тяжелее ему жить-тем более украшены его песни .
Хм...
Интересно, а как это можно было бы доказать или опровергнуть?
Не знаю,но практически создается такое впечатление.В Израиле очень легко сравнивать муз. фольклор из многих стран Европы,Азии,Африки и Америки;традиции исполнения;но главное:очень резкие социальные контрасты ,все еще зачастую различающие положение выходцем из Азии и Африки по сравнению с выходцами из Европы и обеих Америк.Интересно как раз сравнивать любительское пение народных песен между людьми разных общественных статусов .И очень часто такой "певец" на дружеской вечеринке в своей вилле поет мелодию с минимумом мелизмов,а то и без-сам неоднократно был свидетелем.
Излишне добавить,что современный стиль пения популярных песен в США глубоко ассимилировал стиль вокальной мелизматики ,специфической в прошлом для афроамериканских исполнителей (а их статус в американском обществе известен). .Были люди высокого общественного статуса ,которые просто ненавидели такие Runs ,считавшиеся признаком дурного вкуса.
Можно было бы вспомнить "пирамиду потребностей" Маслоу, но лучше не будем: практика показывает, что в частных случаях она далеко не всегда определяет развитие событий.
Народный музыкант в естественной, "первородной" для него обстановке может добавлять к музыке украшения по разным причинам. Например, в азарте, из желания показать себя лучшим; из желания выделиться и понравиться противоположному полу; из каких-то ритуальных соображений ("чем кудрявее поют женщины, сажающие капусту, тем кудрявее вырастет капуста" - что-нибудь в этом роде); из желания разнообразить монотонное занятие (ковроткачество какое-нибудь); из желания угодить божеству или даже зашифровать в музыке какие-то идеологические моменты. Современный певец, поющий в гостях, а не "среди своих", подобных побудительных мотивов не имеет. Может быть, он о них даже и не догадывается, а песню перенял от бабки, не очень-то понимая, как эта песня устроена и почему именно так. Плюс неуверенность в себе как певце, плюс не очень надежное знание собственного фольклора, плюс современные представления о красоте, не слишком одобряющие избыток "финтифлюшек" - вот и поют "попроще", без украшений.
(Это все мои бездоказательные предположения, разумеется.)
То есть зависимость "хуже социально-бытовые условия - больше украшений в музыке" может и есть, почему бы ей не быть. Мне только кажется, что такую зависимость очень трудно наблюдать в чистом виде. Если только мы не фольклористы, путешествующие по всяким Богом забытым деревням в диких джунглях. А вообще для этого нужны какие-то большие исследования, сбор материала о фольклоре и манерах исполнения в разных социальных слоях, что-то такое...
Последний раз редактировалось Elga; 25.04.2009 в 20:04.
Народный музыкант в естественной, "первородной" для него обстановке может добавлять к музыке украшения по разным причинамКакие бы причины ни были, согласитесь однако,что значимость мелодии в глазах исполнителя-и предположительно слушателя- вырастает.Мелизмы относятся к искусству мелодии,и сами по себе требуют искусства- так же как ограненые бриллианты украшают людей из высшего общества(признаквысшего статуса),но искусством гранения их занимаются ювелиры,относящиеся совершенно к другому сословию.
Значит, народный певец ,исполняющий песни с украшениями,да еще своими особенными-сам себе ювелир.
По-моему аксиома,что аристократка никогда не станет профессиональной певицей,разве только в качестве хобби:она не создает искусство,но потребляет его.
Есть подозрение, что народные(а значит, непрофессиональные исполнители) активно используют мелкую технику по причине недостатка "крупной". Я сейчас больше об инструменталистах, но думаю, в вокале примерно то же.
То есть, в данном случае, мелизмы компенсирую тяжёлые условия жизни в самом буквальном смысле.
Нельзя сбрасывать со счетов и ритма жизни. Сейчас люди, если и поют, то исключительно для развлечения. А развлечения сейчас - быстрые и нервные. В поющих застольных компаниях я с недавнего времени замечаю, что у участников не хватает терпения допеть песню из трех куплетов. На середине второго уже кто-нибудь морщится: надоело, давайте другую...
А в старину пение помогало, в частности, скрасить долгую, нудную и монотонную работу. Отсюда ограниченное количество слов с бесчисленными повторами строк и фраз. Только не по принципу "копировать-вставить", как в современной попсе, а, чтобы скучно не было, с мелодическими и мелизматическими отклонениями.
Бесконечная сага про Franky and Johnny вспоминается, в каноническом варианте там то ли 24, то ли 34 куплета...
Но дорогой NbP куда-то не туда стал думать, эт получается, что в эпоху барокко условия жизни были совсем архитяжёлыми, поелику в той музыке мелизм на мелизме сидит и мелизмом погоняет....
Рассмотрим вопрос с психологической точки зрения. Мелизматика - это искусство детали, мелкого, неформообразующего элемента. Вот и думаем, в каких условиях и для чего внимание исполнителей с формы, архитектоники переключается на детали. Я даже советую отвечать не на вопрос "почему", а попробовать ответить на вопрос "зачем".
Бесконечная сага про Franky and Johnny вспоминается, в каноническом варианте там то ли 24, то ли 34 куплета...
Но дорогой NbP куда-то не туда стал думать, эт получается, что в эпоху барокко условия жизни были совсем архитяжёлыми, поелику в той музыке мелизм на мелизме сидит и мелизмом погоняет....
Рассмотрим вопрос с психологической точки зрения. Мелизматика - это искусство детали, мелкого, неформообразующего элемента. Вот и думаем, в каких условиях и для чего внимание исполнителей с формы, архитектоники переключается на детали. Я даже советую отвечать не на вопрос "почему", а попробовать ответить на вопрос "зачем".
Барокко возвел "финтифлюшки" на другую высоту,но не изобрел их ; источник все равно народная музыка;музыканты и певцы же никогда не относились к высшим слоям общества.Гипотеза тут следующая:чем суровее жизнь человек,тем более есть стимул для создания произведений искусств в качестве отдушины; чем безотраднее бытие,тем больше хочется ее украсить тем ,что находится под руками.Отсюда и "народные умельцы".
А кто нибудь слышал об "номенклатурных умельцах"?
Привод определяет производительность, точность, ресурс станка. От правильного выбора зависит качество деталей, стабильность работы, экономичность всего процесса. Ошибка в подборе приведет к простоям,...
В современном мире, где технологии занимают важное место в нашей повседневной жизни, подарок в виде подарочной карты Apple становится отличным решением для тех, кто ценит качество, инновации и...
Автор elenazharkova (Комментариев: 0)
20.11.2025, 10:53
Яндекс Музыка давно стала одним из самых удобных музыкальных сервисов в России. Она сочетает богатую библиотеку треков, умные рекомендации и дополнительные возможности, которые делают прослушивание...
Социальные закладки