Страница 1 из 32 1211 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 318

Тема: отЛАДка ТОНальности

              
  1. #1

    По умолчанию отЛАДка ТОНальности

    Завожу тему с целью обсуждения нескольких вопросов из области как "модального ", так и "тонального".

    Первая порция вопросов:

    1) просьба детально обосновать отличие ионийского лада от натурального мажора (традиционно рассматриваемых как эквиваленты): в чём конкретно это различие заключается и чем обусловлено?? Распространяется ли подобный принцип на другие лады (например, эолийский и натуральный минор)??

    2) концепция функциональности аккордов традиционно рассматривается применительно к двум ладам - натуральному мажору и натуральному минору. А будет ли она (концепция функциональности аккордов) иметь существенные различия в трактовке применительно к иным ладам (фригийскому, дорийскому (b2), ионийскому увеличенному, локрийскому, миксолидийскому - любым другим)???

    3) почему вообще в отечественных источниках рассматриваются преимущественно натуральный мажор и натуральный минор (изредка - гармонический и мелодический миноры)?? Разнообразные лады (которых всего порядка 25: ионийский, фригийский, лидийский увеличенный, локрийский (#6), дорийский, уменьшенный, целотонный и др.) - весьма важные для понимания и исполнения современной музыки - рассматриваются крайне редко да и то факультативно, в темах типа "Лады в национальной музыке СССР": и далее - подрбный анализ какого-нибудь выдающегося образца бурятского или поволжского фольклора...
    А ведь для современной инструментальной (по крайней мере, неклассической) музыки весьма характерна модальность: об импровизациях в рамках натурального мажора или минора говорить почти не приходится - композиторы вовсю "играются" всеми мыслимыми и немыслимыми ладами, в том числе "авторскими" (лады, сформированные для целей конкретной композиции путём синтеза элементов нескольких ладов). Каковы современные взгляды теории по данному вопросу?? Мне довелось встретить лишь несколько узкоспециализированных отечественных источников (характера статей), в которых лишь вскользь упоминаются такие термины, как "ионийский лад", "дорийский лад", "полимодальность" - да и то в основном в целях беглого сопоставления с привычными натуральными мажором или минором. При этом практически любой западный учебник гармонии сегодня начинается с того, что после рассмотрения основных типов интервалов и аккордов следует рассмотрение разнообразных ладов: "если до-ре-ми-фа-соль-ля-си" - это ионийский; если ре-ми-фа-соль-ля-си-до - это дорийский, ...". Ну и так далее. Почему у нас такого до сих пор нет? Не требуется??


    ps: убедительная просьба при ответе на вопросы по-возможности избегать безапелляционных отсылок к бессмертным трудам тов.Холопова, а хотя бы предварительно делиться своими наблюдениями/соображениями и опытом - исполнительским, преподавательским, жизненным. Спасибо

  • #2

    По умолчанию Re: отЛАДка ТОНальности

    Цитата Сообщение от ibrimus Посмотреть сообщение
    ps: убедительная просьба при ответе на вопросы по-возможности избегать безапелляционных отсылок к бессмертным трудам тов.Холопова
    В таком случае, тов. ibrimus, не заводите подобной темы, "играйтесь" сами!

  • #3
    Режим чтения Аватар для commator
    Регистрация
    14.07.2006
    Адрес
    Lugansk, Ukraine
    Возраст
    72
    Сообщений
    4,102

    По умолчанию Re: отЛАДка ТОНальности

    Цитата Сообщение от ibrimus Посмотреть сообщение
    ...2) концепция функциональности аккордов традиционно рассматривается применительно к двум ладам - натуральному мажору и натуральному минору. А будет ли она (концепция функциональности аккордов) иметь существенные различия в трактовке применительно к иным ладам (фригийскому, дорийскому (b2), ионийскому увеличенному, локрийскому, миксолидийскому - любым другим)???...
    Насколько я привык независимо думать, именно концепция функциональности аккордов тянет натуральный минор в гармоническое наклонение. Чтобы было пофункциональнее.
    Теперь о минорном трезвучии. У меня выходит, что это аккорд с двумя примами, или битоническое трезвучие и я побаиваюсь, что Вы снова закроете интересную тему.
    Для меня эта тема - не игрушка и у меня к ней подход не холоповский. Однако чту Юрия Николаевича за радость чтения его "Очерков" в 70-х.
    Теперь предпочитаю заглядывать в диссертацию Асмуссена http://www.terraworld.net/c-jasmussen/

    Исходя из моей гипотезы о расширенном толковании концепции функциональности: http://sonantometria.blogspot.com/
    1. Каждая нота относительно тоники получает уникальную функцию.
    2. Любое созвучие функционально определено составляющими его нотами и может быть как монофункциональным, так и полифункциональным.
    3. Любая нота функционально-подменяема подходящим созвучием.
    4. Любой звукоряд создаёт своё уникальное функциональное пространство.
    Таким образом любой лад обязан иметь свою уникальную функциональность. Она сильно нивелируется нынешней уродливой равномерной темперацией, уничтожающей самобытность различных музыкальных культур. На это указывал ещё В. Ф. Одоевский и во спасение самобытности русских ладов разработал инструмент с 19 клавишами в октаве
    На усилия Владимира Фёдоровича плюнули и пошли по немецкой 12-тиклавишной дороге. Что немцу хорошо, то русскому ...

    Один шанс для возрождения ещё остаётся. http://commator.googlepages.com/bayan_ru
    Последний раз редактировалось commator; 27.04.2009 в 07:44.

  • #4

    По умолчанию Re: отЛАДка ТОНальности

    Цитата Сообщение от ibrimus Посмотреть сообщение
    Завожу тему с целью обсуждения нескольких вопросов из области как "модального ", так и "тонального".
    "За пределами трезвучий-2"?

    По-прежнему ищете универсальную математическую формулу, что позволит вам не работая слухом конструировать приятные для слуха аранжировки?

    Тогда позвольте полюбопытствовать - а Вы хоть обильно критикуемые отечественные источники усвоили, а то первый же ваш вопрос наводит на осознание, что нет?

  • #5

    По умолчанию Re: отЛАДка ТОНальности

    Цитата Сообщение от Vosok Посмотреть сообщение
    Огласите, пожалуйста список Ваших соображений, позволивших Вам сделать такой вывод.
    "1) просьба детально обосновать отличие ионийского лада от натурального мажора (традиционно рассматриваемых как эквиваленты): в чём конкретно это различие заключается и чем обусловлено?? Распространяется ли подобный принцип на другие лады (например, эолийский и натуральный минор)??"

  • #6

    По умолчанию Re: отЛАДка ТОНальности

    Цитата Сообщение от ibrimus Посмотреть сообщение
    2) концепция функциональности аккордов традиционно рассматривается применительно к двум ладам - натуральному мажору и натуральному минору. А будет ли она (концепция функциональности аккордов) иметь существенные различия в трактовке применительно к иным ладам (фригийскому, дорийскому (b2), ионийскому увеличенному, локрийскому, миксолидийскому - любым другим)???
    Наверное, функциональность аккордов правильней рассматривать относительно тональности пьесы(то есть мажора-минора), а не ладов, которые к ней подмешаны.

  • #7

    По умолчанию Re: отЛАДка ТОНальности

    Цитата Сообщение от WalterScott Посмотреть сообщение
    Наверное, функциональность аккордов правильней рассматривать относительно тональности пьесы(то есть мажора-минора), а не ладов, которые к ней подмешаны.
    Вот ежели удалить упоминание "(то есть мажора-минора)" - тогда правильно.

  • #8
    Режим чтения Аватар для commator
    Регистрация
    14.07.2006
    Адрес
    Lugansk, Ukraine
    Возраст
    72
    Сообщений
    4,102

    По умолчанию Re: отЛАДка ТОНальности

    Цитата Сообщение от WalterScott Посмотреть сообщение
    ...функциональность аккордов правильней рассматривать относительно тональности пьесы...
    Может быть относительно тоники аккорды создают функкционально наполненную тональность?

  • #9
    Косолапый Аватар для Фальстаф
    Регистрация
    25.06.2006
    Сообщений
    5,050
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Re: отЛАДка ТОНальности

    почему бы иногда, хоть изредка не заглядывать в учебники по элементарной теории музыки?

  • #10

    По умолчанию Re: отЛАДка ТОНальности

    Цитата Сообщение от Vosok Посмотреть сообщение
    Ну и в чем здесь крамола? Вопрос этот вызван, очевидно, тем, что в «таму-у-них-овшей» теории понятия: tonality, key, mode, scale, gamut в русских переводах: тональность, лад, гамма, в определенных контекстах вызывают много всяческих недоразумений.
    Крамола? Ну это вы о уже своем, о личном.

    Хотя... заявлять, что натуральны мажор и ионийский лад рассматриваются как эквиваленты - это сильно. Но я об этом уже писал - видно, что человек не читал критикуемые "советские" книжки.

  • Страница 1 из 32 1211 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. семантика тональности
      от bobr177 в разделе Старинная музыка
      Ответов: 4
      Последнее сообщение: 11.02.2015, 21:18
    2. Родственные тональности
      от Alexanbar в разделе Теория музыки
      Ответов: 5
      Последнее сообщение: 13.09.2012, 21:45
    3. Смена тональности, транспозиция
      от Nikita T. в разделе Нотный набор
      Ответов: 1
      Последнее сообщение: 04.01.2012, 13:50
    4. Звучание тональности
      от dionisiy71 в разделе Теория музыки
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 05.03.2011, 20:16
    5. Finale Смена тональности
      от kel575 в разделе Нотный набор
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 02.11.2010, 23:05

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100