Тема: отЛАДка ТОНальности
-
26.04.2009, 02:28 #1Новичок
- Регистрация
- 15.04.2009
- Сообщений
- 70
отЛАДка ТОНальности
Завожу тему с целью обсуждения нескольких вопросов из области как "модального ", так и "тонального".
Первая порция вопросов:
1) просьба детально обосновать отличие ионийского лада от натурального мажора (традиционно рассматриваемых как эквиваленты): в чём конкретно это различие заключается и чем обусловлено?? Распространяется ли подобный принцип на другие лады (например, эолийский и натуральный минор)??
2) концепция функциональности аккордов традиционно рассматривается применительно к двум ладам - натуральному мажору и натуральному минору. А будет ли она (концепция функциональности аккордов) иметь существенные различия в трактовке применительно к иным ладам (фригийскому, дорийскому (b2), ионийскому увеличенному, локрийскому, миксолидийскому - любым другим)???
3) почему вообще в отечественных источниках рассматриваются преимущественно натуральный мажор и натуральный минор (изредка - гармонический и мелодический миноры)?? Разнообразные лады (которых всего порядка 25: ионийский, фригийский, лидийский увеличенный, локрийский (#6), дорийский, уменьшенный, целотонный и др.) - весьма важные для понимания и исполнения современной музыки - рассматриваются крайне редко да и то факультативно, в темах типа "Лады в национальной музыке СССР": и далее - подрбный анализ какого-нибудь выдающегося образца бурятского или поволжского фольклора...
А ведь для современной инструментальной (по крайней мере, неклассической) музыки весьма характерна модальность: об импровизациях в рамках натурального мажора или минора говорить почти не приходится - композиторы вовсю "играются" всеми мыслимыми и немыслимыми ладами, в том числе "авторскими" (лады, сформированные для целей конкретной композиции путём синтеза элементов нескольких ладов). Каковы современные взгляды теории по данному вопросу?? Мне довелось встретить лишь несколько узкоспециализированных отечественных источников (характера статей), в которых лишь вскользь упоминаются такие термины, как "ионийский лад", "дорийский лад", "полимодальность" - да и то в основном в целях беглого сопоставления с привычными натуральными мажором или минором. При этом практически любой западный учебник гармонии сегодня начинается с того, что после рассмотрения основных типов интервалов и аккордов следует рассмотрение разнообразных ладов: "если до-ре-ми-фа-соль-ля-си" - это ионийский; если ре-ми-фа-соль-ля-си-до - это дорийский, ...". Ну и так далее. Почему у нас такого до сих пор нет? Не требуется??
ps: убедительная просьба при ответе на вопросы по-возможности избегать безапелляционных отсылок к бессмертным трудам тов.Холопова, а хотя бы предварительно делиться своими наблюдениями/соображениями и опытом - исполнительским, преподавательским, жизненным. Спасибо
- Регистрация
- 19.04.2008
- Сообщений
- 239
Re: отЛАДка ТОНальности
Насколько я привык независимо думать, именно концепция функциональности аккордов тянет натуральный минор в гармоническое наклонение. Чтобы было пофункциональнее.
Теперь о минорном трезвучии. У меня выходит, что это аккорд с двумя примами, или битоническое трезвучие и я побаиваюсь, что Вы снова закроете интересную тему.
Для меня эта тема - не игрушка и у меня к ней подход не холоповский. Однако чту Юрия Николаевича за радость чтения его "Очерков" в 70-х.
Теперь предпочитаю заглядывать в диссертацию Асмуссена
Исходя из моей гипотезы о расширенном толковании концепции функциональности:Таким образом любой лад обязан иметь свою уникальную функциональность. Она сильно нивелируется нынешней уродливой равномерной темперацией, уничтожающей самобытность различных музыкальных культур. На это указывал ещё В. Ф. Одоевский и во спасение самобытности русских ладов разработал
- Каждая нота относительно тоники получает уникальную функцию.
- Любое созвучие функционально определено составляющими его нотами и может быть как монофункциональным, так и полифункциональным.
- Любая нота функционально-подменяема подходящим созвучием.
- Любой звукоряд создаёт своё уникальное функциональное пространство.
На усилия Владимира Фёдоровича плюнули и пошли по немецкой 12-тиклавишной дороге. Что немцу хорошо, то русскому ...
Один шанс для возрождения ещё остаётся.
Последний раз редактировалось commator; 27.04.2009 в 07:44.
- Регистрация
- 03.12.2005
- Сообщений
- 284
Re: отЛАДка ТОНальности
"За пределами трезвучий-2"?
По-прежнему ищете универсальную математическую формулу, что позволит вам не работая слухом конструировать приятные для слуха аранжировки?
Тогда позвольте полюбопытствовать - а Вы хоть обильно критикуемые отечественные источники усвоили, а то первый же ваш вопрос наводит на осознание, что нет?
- Регистрация
- 03.12.2005
- Сообщений
- 284
Re: отЛАДка ТОНальности
"1) просьба детально обосновать отличие ионийского лада от натурального мажора (традиционно рассматриваемых как эквиваленты): в чём конкретно это различие заключается и чем обусловлено?? Распространяется ли подобный принцип на другие лады (например, эолийский и натуральный минор)??"
- Регистрация
- 12.07.2008
- Сообщений
- 295
- Регистрация
- 03.12.2005
- Сообщений
- 284
Re: отЛАДка ТОНальности
Re: отЛАДка ТОНальности
почему бы иногда, хоть изредка не заглядывать в учебники по элементарной теории музыки?![]()
- Регистрация
- 03.12.2005
- Сообщений
- 284
Похожие темы
-
семантика тональности
от bobr177 в разделе Старинная музыкаОтветов: 4Последнее сообщение: 11.02.2015, 21:18 -
Родственные тональности
от Alexanbar в разделе Теория музыкиОтветов: 5Последнее сообщение: 13.09.2012, 21:45 -
Смена тональности, транспозиция
от Nikita T. в разделе Нотный наборОтветов: 1Последнее сообщение: 04.01.2012, 13:50 -
Звучание тональности
от dionisiy71 в разделе Теория музыкиОтветов: 0Последнее сообщение: 05.03.2011, 20:16 -
Finale Смена тональности
от kel575 в разделе Нотный наборОтветов: 0Последнее сообщение: 02.11.2010, 23:05



Ответить с цитированием



Социальные закладки