1. #1

    По умолчанию Диалектичность и символизм скрипичных соло Баха.

    Хочется обратить внимание на необычное выстраивание формы цикла скрипичных соло (BWV1001-1006). Бах никогда не прибегал к подобной композиции. Каждая партита предваряется сонатой отличающейся строгостью и неизменностью формы.

    Само по себе деление цикла на две части говорит о потивоположности...
    Соната, в этом случае символизирует нечто стабильное и неизменное, глубокое и духовное. Об этом говорит сама музыка. Можно вспомнить, что подобные сонаты назывались – Sonata di chiesa, то есть церковная соната.
    Партита, представляется собранием жанрово-бытовых танцев. Она может символизировать противоположное, изменчивость и игривость... Кроме этого Бах пользуется итальянским названием – Partia, возможно для подчеркивания разницы между сонатой, и по сути сюитой. В двух словах это противопоставление можно охарактеризовать как контраст духовного и земного, божественного и человеческого, Бах вполне мог мыслить именно этими категориями.
    Первый хор сорок восьмой кантаты, написан на новозаветный стих: Римлянам 7:24, «Бедный я человек! Кто избавит меня от этого тела смерти?».
    Если прочесть всю главу, то открывается духовное значение кантаты, которая похожа на музыкальную проповедь о борьбе духа и плоти. Зная Баха - лютеранина, его христианский образ жизни и его духовность, можно предположить, что размышление о божественном и земном, о грехе и святости не являлись банальными размышлениями философа, но были живой проблемой, которая находила и до сих пор находит отклики во всех видах искусства.
    Именно в контексте контраста, внутренней духовной борьбы скрипичные соло обретают ту невероятную силу живого воздействия на слушателя.
    Кроме вышеупомянутых основных признаков диалектичности, можно назвать еще несколько...
    Один из ярких примеров противоречия или контраста двойная фуга из до-мажорной сонаты, где вторая тема проходит в обращении!
    Условно цикл делится следующим образом:

    Первая часть (минорная) – BWV 1001,1002,1003,1004, (первая, вторая сонаты и первая, вторая сюиты);

    Вторая часть – (мажорная, с элементами программности) BWV 1005, 1006 (третья соната и третья партита).

    Фуга третей сонаты написана на тему хорала «Приди Господь, Святой Дух», прелюдия из третей партиты заимствована из синфонии двадцать девятой кантаты «Тебя возблагодарим, Господь, Тебя возблагодарим». Это нельзя назвать абсолютной программностью, но в данном контексте хочется употребить именно такое определение. Эти части цикла относятся к одним из самых крупных и значительных, фуга из третей сонаты считается самой большой у Баха.
     Нельзя умолчать об эмоциональном воздействии сонат, которые имеют ярко выраженную психологическую двухчастность. Первая часть - Прелюдия и фуга, всегда проходит в эмоциональном напряжении. Заключительная часть цикла имеет совершенно противоположную окраску легкости и прозрачности, в стиле итальянских композиторов.
    Нечто подобное наблюдается во второй партите ре-минор. Классическая форма старинной сюиты, Аллеманда, Куранта, Сарабанда и Жига, увенчана Чаконой. Партита выглядит вполне законченной без чаконы, которая превосходит ее, как по объему, так и по содержанию! Поэтому части можно так же условно разделить, тем самым получить еще один конфликт внутри целого.

    Обобщив вышесказанное можно увидеть следующие противоречия.
    1. Церковная соната - светская сюита,
    2. Вторая партита состоит из двух частей: классический образец сюиты, плюс чакона,
    3. Эмоциональное напряжение в 1-2-й частях сонат – разрешается в 3-4-й частях,
    4. Первая часть цикла в миноре – вторая мажорная с элементами программности,
    5. Фуга на тему хорала «Приди Господь, Святой Дух» двойная, вторая тема в обращении.

    Сама по себе идея контраста, разделения на высшее и низшее, духовное и земное, характерна для эпохи Барокко и для Баха в частности. Живопись, поэзия и музыка насыщены христианскими образами, все существующее творчество сосредоточено на Священном Писании. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Бах в своем творчестве так же старался запечатлеть образ живого Бога.

    САКРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА

    Мысль, которая возможно легла в основу замысла сонат и партит для скрипки соло, о противоречивой природе человека проходит в тесной взаимосвязи с мыслью о совершенстве триединого Бога. Цифра три, символ Святой Троицы, пронизывает цикл вдоль и поперек. Причем часто Бах ставит цифры три в паре – 33.
    1. Композиционный замысел – 3 сонаты и 3 партиты(33),
    2. В чаконе 30 вариаций и 3 проведения темы (33),
    3. Форма чаконы - трехчастна,
    4. Фуга из третей сонаты - трехчастна,
    5. Общее количество частей всего цикла - 33.


    Возможно Вы, уважаемый читатель, будете первым кто увидт эти мысли.
    Надеюсь получить ответ, а лучше вопрос , так как сильно сомневаюсь в правомощьности данного заявления....
    Но возможно, именно мое сомнение сделает эти размышления для Вас, более привлекательными.
    В любом случае буду ждать реации!
    С уважением!!!


  • #2
    Постоянный участник
    Регистрация
    10.09.2002
    Сообщений
    989

    Smile Re: Диалектичность и символизм скрипичных соло Баха.

    Цитата Сообщение от Triton
    Хочется обратить внимание на необычное выстраивание формы цикла скрипичных соло (BWV1001-1006). Бах никогда не прибегал к подобной композиции. Каждая партита предваряется сонатой отличающейся строгостью и неизменностью формы. ... ....


    Здорово! Ничего тут не скажешь. Многое, честно сказать, я и не знала. Спасибо за такую ценную информацию. Интересно узнать, это Ваше собственное сформулированное рассуждение или Вы опирались на какую-нибудь литературу, которая подтолкнула Вас на такое исследование?! Если "да", то на какую?!
    Последний раз редактировалось Zub01; 31.10.2005 в 17:23. Причина: Сокращен цитированный текст (более ничего)

  • #3

    По умолчанию Re: Диалектичность и символизм скрипичных соло Баха.

    Уважаемая Гузаль.
    Мысли мои, но вдохновлены разными источниками, в основном изучением духовных кантат и чтением Библии.
    В частности Послания Римлянам... о которм упоминается выше, и которое я рекомендую всем без исключения.
    Думаю, что творчество Баха можно рассматривать только через позицию христианской веры... если мы говорим о настоящей глубине.
    Спасибо, что оживили мою тему.

  • #4

    По умолчанию Re: Диалектичность и символизм скрипичных соло Баха.

    Уважаемый Тритон!
    Для уточнения и последующих вопросов. Какой хорал имеется в виду? Komm, Gott Schöpfer, heiliger Geist?

  • #5
    Постоянный участник
    Регистрация
    10.09.2002
    Сообщений
    989

    По умолчанию Re: Диалектичность и символизм скрипичных соло Баха.

    Цитата Сообщение от Triton
    Уважаемая Гузаль.
    Мысли мои, но вдохновлены разными источниками, в основном изучением духовных кантат и чтением Библии.
    В частности Послания Римлянам... о которм упоминается выше, и которое я рекомендую всем без исключения.
    Думаю, что творчество Баха можно рассматривать только через позицию христианской веры... если мы говорим о настоящей глубине.
    Спасибо, что оживили мою тему.

    Да, интересно! Молодец! Могу Вам ещё посоветовать, коли Вы занимаетесь непосредственно изучением творчества И.С. Баха, почитать монументальный труд Альберта Швейцера "Бах". Всего самого хорошего! И огромных Вам успехов!

  • #6

    По умолчанию Re: Диалектичность и символизм скрипичных соло Баха.

    Говоря о хорале «Приди Господь, Святой Дух», я ссылаюсь на авторитет д-ра Швейцера, который упоминает тему данной фуги в своей монографии. По его словам тема взята из первой фразы "Veni sancte spiritus"... (надеюсь мой немного вольный перевод не исказил смысл). Чья фраза, и откуда она я пока не нашел.
    Не помню говорит ли об этой теме Рабей, но у Ямпольского что-то было, но очень поверхностно.
    Меня интересует этот цикл не только со стороны содержания, но и исполнения...
    Есть запись некого Рудольфа Гахлера, сделаная старинным смычком.
    Очень впечатляет многоголосье, и явно существует проблема баланса, между одноголосными частями и многоголосьем.
    Вообще, интереснейщий цикл.... например лиги!...

  • #7
    Обличаю блудню еретическу Аватар для Zub01
    Регистрация
    29.04.2004
    Адрес
    Москва
    Возраст
    56
    Сообщений
    1,625
    Записей в дневнике
    11

    По умолчанию Re: Диалектичность и символизм скрипичных соло Баха.

    Цитата Сообщение от Triton
    Общее количество частей всего цикла - 33.
    Уважаемый Triton, а можно это уточнить (каким образом получается 33-таки?) Всего "частей" 31, конечно, можно "разделить в счете" Менуэты I & II из третьей Партиты, но дальше как-то у меня не получается... Gavotte en Rondeau оттуда же? Но это не "Гавот И Рондо", а "Гавот с Рондо", "Гавот-рондо", "Гавот в форме рондо", но никак не "две части", "две пьесы" - их никакими силами не разделить.

  • #8

    По умолчанию Re: Диалектичность и символизм скрипичных соло Баха.

    [quote=Zub01]Уважаемый Triton, а можно это уточнить (каким образом получается 33-таки?) Всего "частей" 31, конечно, можно "разделить в счете" Менуэты I & II из третьей Партиты, ...

    Я уже говорил о сугубой гипотетичности моих находок, поэтому еще раз прошу Вас быть снисходительными .

    По поводу 33-х частей.
    Лично я, трактую менуэты из третей партиты как Da capo.
    Эту традицию поддерживают многие музыканты.
    С таким подходом мы имеем три менуэта... Менуэт 1 & 2 & 1.
    Хотя, конечно же, я прекрасно понимаю, что это одна часть.

  • #9

    По умолчанию Re: Диалектичность и символизм скрипичных соло Баха.

    Цитата Сообщение от Тритон
    По его словам тема взята из первой фразы "Veni sancte spiritus"... (надеюсь мой немного вольный перевод не исказил смысл)
    Теперь понятно. Имеется в виду "Komm, heiliger Geist, Herre Gott". Действительно, фуга написана на мелодию хорала, но количество частей Вы, очевидно, подогнали...
    Да, кстати, а какое символическое значение Вы придадите тому, что фуга из первой сонаты аналогична органной d-moll BWV 539?

  • #10

    По умолчанию Re: Диалектичность и символизм скрипичных соло Баха.

    Огромное спасибо!!!
    Уважаемый Кардинал, не поможете ли мне найти данный хорал?
    Уж очень давно я его ищу.

    Фуге я не придаю символического значения, хотя с этим материалом Бах работает тоже три раза )))
    BWV 1000, a-moll.

  • Страница 1 из 3 12 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. В.О. Рабей Сонаты и партиты И.С.Баха для скрипки соло
      от типа скрипач в разделе Скрипичная и альтовая музыка
      Ответов: 4
      Последнее сообщение: 11.11.2012, 00:25
    2. Ростропович. Сюиты для соло-виолончели Баха
      от Костик-историк в разделе Аудио- и видеозаписи
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 13.02.2008, 21:22
    3. Символизм в музыке Баха.
      от Изольда в разделе Фортепианная музыка
      Ответов: 11
      Последнее сообщение: 12.11.2007, 01:18
    4. Символизм в музыке. Вокальный вечер исполнителей из Канады
      от Татьяна Могилевская в разделе События: анонсы и обсуждения
      Ответов: 3
      Последнее сообщение: 09.03.2007, 11:38
    5. Символизм - духовное творчество
      от Lusia в разделе Беседка
      Ответов: 5
      Последнее сообщение: 23.03.2005, 15:05

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100