Звёзды разместились как надо,и в газете "Музыкальный клондайк" в №10 30го октября опубликована статья о концерте пианиста Артёма Ляховича в мемориальной квартире С.Рихтера. Я благодарю Бориса Тараканова за участие в этом вопросе. Спасибо генеральному директору газеты Елене Лащенко,а также Елене Жуковой - главному редактору за интерес к этому событию и оперативность в публикации. Ещё одна заметка на эту тему выйдет в конце месяца в одном московском муз.журнале. Другой прессы,насколько я знаю,нет.
Собственно сам концерт состоялся 29 сентября. Анонс и обсуждение,а также ссылки на запись,газетную статью,фото в теме этого раздела "29.09. Концерт Артема Ляховича (Muzylo) в Мемориальной квартире С.Т. Рихтера".
Предлагаю полный текст статьи (в газете он с небольшими сокращениями),чтобы познакомить музыкантов (особенно москвичей)с новым именем,безусловно заслуживающим быть представленным. Но по своему модераторскому статусу не нуждающемуся в представлении: он хорошо знаком всем форумчанам,как преданный форуму и один из самых ярких, интересных и авторитетных его участников.
(Надеюсь,критика и полемика собеседников в этой теме будут взаимоуважительными.)
“ОСЕННЯЯ ПЕСНЬ” В ДОМЕ С.РИХТЕРА
Исполнитель должен стараться чувствовать в музыке
пульс эпохи композитора
и передавать самое характерное в ней.
Святослав Рихтер
После суетливых и холодных московских улиц с ползущими тяжело и мрачно машинами в пробках, равнодушными и напряжёнными лицами навстречу и всего того, чем “богат” современный мегаполис, – приходя в тёплый, открытый, гостеприимный дом на Большой Бронной, попадаешь в другой мир. Это маленький островок культуры высоко над суетной землёй: на 16 этаже обычного жилого дома – музей-квартира Святослава Рихтера. Доброжелательная и приветливая встреча, картины на стенах, тишина и мягкий свет итальянских старинных торшеров в небольшом уютном зале, сосредоточенность сидящих в нем людей... И ожидание чего-то очень хорошего.
Московская золотая осень подарила нам свою “осеннюю песнь” ещё раз. В самом конце сентября в мемориальной квартире С.Рихтера состоялся вечер фортепианной музыки: произведения русских композиторов исполнял молодой украинский пианист Артём Ляхович. Программу составили Третья соната А.Скрябина соч.23, четыре пьесы из цикла “Времена года” П.Чайковского и две сюиты из оперы “Война и мир” С.Прокофьева в переложении А.Ляховича.
Этот первый сольный концерт музыканта в Москве был организован с помощью интернет-форума “Классика” – лидера среди сайтов об академической музыке в России, активным участником которого является и Ляхович. Часть программы – 4 пьесы Чайковского пианист исполнил ранее на открытии очередного концертного сезона форума, которые устраиваются ежегодно, и стали уже хорошей традицией. И этот концерт, проходивший в “святая святых” отечественного пианизма, также можно было отнести к одному из них. Очень интересно и тепло рассказал о форуме и об Артёме Ляховиче А.Гетлинг – тоже активный “форумчанин” и фактический организатор этого вечера. И хотя в Москве киевский пианист почти неизвестен, у него уже есть здесь своя публика: поклонники этого одарённого музыканта знают его во многом благодаря форуму “Классика”.
Собственно именно форумом, как сообществом преимущественно молодых музыкантов, этим уникальным явлением в интернет-пространстве, объединяющим профессионалов и любителей классической музыки “от Москвы до самых до окраин” и уже почти на всех континентах планеты, заинтересовалась хранительница музея-квартиры С.Рихтера, заведующая отделом музыкальной культуры ГМИИ им. А.С. Пушкина Л.Э. Кренкель, послушав записи Ляховича. Предваряя концерт, она рассказала о традиции музыкальных вечеров, заложенной ещё самими хозяевами этого гостеприимного дома, которые были не просто домашними и семейными, а по настоящему строго концертными; об удивительной атмосфере большой комнаты, с её уникальными роялями, где Рихтер занимался сам и репетировал с другими музыкантами, и где молодые исполнители проходили свои “университеты”. Традиции сохраняются: здесь по-прежнему выступают известные артисты и часто талантливая молодёжь, а для некоторых это становится уникальным дебютом. И все, когда-либо игравшие в доме на Бронной, отмечают какую-то особую энергетику, наполняющую этот небольшой зал, становящийся бесконечно огромным при звучании рояля, “впитавшего” в себя весь фантастический мир музыки, в самые глубокие тайны которого умел проникать живший здесь Мастер – “больше, чем пианист”, достигший “высшей ступени в поисках музыкальной истины”...
Разрешение на соприкосновение с инструментом Рихтера получают далеко не все желающие. Артём Ляхович обладает безусловным талантом, артистическим обаянием и высоким профессионализмом. Этот разносторонний музыкант – пианист, педагог, музыковед и художник, – несмотря на свой молодой возраст (ему 27 лет) уже многого достиг, и хорошо известен у себя на Родине. Он выпускник Национальной музыкальной академии Украины, там же закончил аспирантуру. Ведет активную концертную деятельность на Украине и за рубежом, преподаёт сразу в трёх специальных музыкальных заведениях Киева: в Национальной музыкальной академии им. П.Чайковского, в музыкальной школе-десятилетке им. Н.Лысенко и в Институте музыки им. Р.Глиэра. В последнем также читает лекции на основе разработанных им курсов методики преподавания фортепианной игры и истории фортепианно-исполнительской эстетики. Лауреат Государственной премии и медали Кабинета Министров Украины, лауреат международных фортепианных и ансамблевых конкурсов (в том числе 1 премия на Международном конкурсе им. М. Юдиной в Санкт-Петербурге, 2008г.). В разные годы был стипендиатом нескольких крупных фондов, в числе которых фонд Президента Украины и московский фонд “Русское исполнительское искусство”. Автор статей и исследований, опубликованных в украинских и зарубежных музыкальных изданиях. Автор фортепианных транскрипций музыки Д.Шостаковича, А.Брукнера и С.Прокофьева.
Сюиты из оперы “Война и мир” С.Прокофьева в переложении для фортепиано А.Ляховича стали российской премьерой этих сочинений в сентябрьском концерте в мемориальной квартире С.Рихтера. (Мировая премьера сюит была 2007 г. в Кировограде, на Международном фестивале памяти Г.Нейгауза.) Эта блестящая транскрипция по точности выразительных приёмов и ясной драматургии представляет в сжатом виде сюжет оперы и яркий “портрет” самого спектакля – своеобразную миниверсию, где персонажи и образы проходят зримым рядом и “нарисованы” с истинно прокофьевским колоритом. К достоинствам её также следует отнести пианистичность и концертность, но поданную без дешёвых эффектов и с безупречным вкусом. Непрерывность драматического развития, создающая единство цикла, подчёркивалась исполнением: все части были сыграны на одном дыхании, и слушатели напряжённо следили за развитием “сюжета”. Нескрываемая увлечённость артиста этой музыкой буквально заразила аудиторию, и эмоциональный ответ публики был не менее горячим и восторженным.
В настоящее время сюиты готовятся к публикации в издательстве “Музыка” и, безусловно, войдут в концертный и педагогический репертуар пианистов.
Вообще программа Скрябин-Чайковский-Прокофьев сама по себе очень интересна, и представляла такую разную русскую музыку. А исключительная доброжелательность слушателей, безусловно, повлияла на внутреннее состояние музыканта, который с первых минут задал высокую вдохновенную тональность всему концерту и сразу захватил внимание публики. И все три композитора были исполнены равнозначимо и стилистически точно – передалось рихтеровское “самое характерное”, но вместе с тем прочтены они были каждый по-своему, и исполнение каждого сочинения оставило особое впечатление. Так, в Скрябине слышалась своя активная пафосная позиция, подчёркивающая авторское drammatico. Но по-скрябински “дышали” его тонкие сферы: в завораживающем образе 3й части, подобно плывущему облаку-мечте, – этой удивительной лирической “песне на фоне дикого пейзажа”, которая прозвучала необыкновенно чисто и проникновенно. Звуковые и драматические картины сонаты творились сиюминутно, но контролируемо, и становилось понятным, что это лишь одно из “предварительных действ” композитора на пути к неосуществлённой им Мистерии... Музыка звучала будто в абсолютно свободном пространстве, и каждый слушатель присутствовал наедине с собой, не замечая остальных. И при этом все слились в одно: то, к чему так стремился автор... Каждый раз, когда звучит Скрябин в хорошем исполнении, происходит эта маленькая чудо-мистерия.
Осенне-зимние пьесы Чайковского из “Времён года” (Сентябрь “Охота”, Октябрь “Осенняя песнь”, Ноябрь “На тройке”, Декабрь “Святки”) составили, благодаря исполнителю, своеобразный цикл в цикле со своей драматургией, подобно сюите или миниатюрной симфонии, и были сыграны с жанровой определённостью и чёткостью форм. Переход из одного музыкального мира в другой всегда непрост, а исполнение скрябинских сонат требует повышенной энергетической отдачи. Но Ляхович, со свойственной молодости непосредственностью, перешёл к Чайковскому почти без перерыва. Тем не менее “Охота”, ставшая безусловной удачей программы, была исполнена ярко и с оркестровым масштабом. (Многие пьесы этого цикла по содержанию выходят далеко за рамки фортепианных миниатюр.) По контрасту к “Сентябрю” “Октябрь” прозвучал подчёркнуто камерно, но цельно и просто. Некоторое звуковое несовершенство компенсировалось естественностью фразировки и какой-то трогательной детскостью. Это одна из популярных и самых трудных в музыкальном отношении частей цикла, где каждая нота как на ладони (а, как известно, чем меньше нот, тем труднее играть), и количество интерпретаций её огромно: от бесстрастных и строгих до предельно медленных и вычурных, от взволнованных до “потусторонних”. Эта пьеса – показатель лиричности и вместе с тем глубины исполнителя. Но как её не играй, – у каждого слушателя всё равно будет своя “Осенняя песнь”... В другой популярной и также по-своему трудной пьесе цикла с её бесконечными повторениями “кругов” вальса, как кругов жизни (вальсы вообще непростой для исполнителя жанр), – “Святки” – поразила выразительная простота и собранность формы, так, что повторы стали естественными и вообще не заметными. Интересны были звуковые и образные находки в пьесе “На тройке”, которую часто играют просто технично. Пианистическое мастерство и оркестровое звучание создавало почти зримое пространство, объёмную картинку, будто наполненную воздухом и светом. Вообще исполнение Ляховичем этих четырёх пьес из “Времён года” отличалось свежестью и отсутствием штампов, которых трудно избежать в такой популярной музыке: оно было строгим и ясным, но при этом тёплым и бережным, каким и должно быть исполнение камерной музыки Чайковского. Такие разные пьесы этого “миницикла” были сыграны с любовью к каждой ноте и с искренностью, редко присущей мужскому пианизму.
А в небольшом перерыве слушатели смогли пройтись по комнатам и посмотреть часть экспозиции музея-квартиры; постоять на балконе Рихтера, глядя с 16-го этажа на огни вечерней Москвы; послушать “осеннюю песню” города (а с такой высоты не видно суеты!) и ощутить связь времён...
После перерыва исполнялись те самые транскрипции С.Прокофьев-А.Ляхович из оперы “Война и мир”. Они стали ярким событием концерта, триумфальным финалом всего вечера, где было столько истинно русского! И стало понятно объединение трёх композиторов в одной программе, в которой звучал “пульс эпохи” по выражению Рихтера, нашего динамичного и рационального времени с его ностальгией любви... И в исполнительской манере пианиста великолепно сочетались волевой интеллект и непосредственная эмоциональность, чёткая организация музыкального материала и открытый темперамент, искренность и ярко выраженное дирижёрское начало. И ощущение молодости в каждом звуке. Может быть, поэтому местами в концерте было многовато педали?
В целом сольный дебют киевского музыканта был интересным, запоминающимся и, безусловно, удачным.
Особая атмосфера музея-квартиры С.Рихтера составлена также и художественным пространством: из коллекции Святослава Теофиловича, пастелями самого Рихтера, а также традицией устраивать вернисажи мастеров изобразительного искусства. И в этот вечер русской фортепианной музыки в один из последних дней сентября в доме Рихтера проходила выставка российского художника Владимира Ильющенко. Артём Ляхович пока неизвестен, как художник, но его работы чрезвычайно интересны. В этом смысле многоплановая одарённость музыканта вполне в духе Рихтера. В ближайшее время планируется выставка его рисунков и графики в киевском Доме Актёра. И, возможно, следующий московский концерт А.Ляховича состоится в одном из больших залов столицы, и – кто знает? – будет сопровождаться его же художественными работами. И это станет ещё одним дебютом талантливого украинского пианиста.
Марина Чистова
Социальные закладки