Особо близко мне исполнение сэра Джона Элиота Гардинера
"...Гардинер – один из столпов аутентичного исполнительства. Его трактовки отличаются высокой точностью ритма, отсутствием «романтической слезности», ложной патетики, нарочитой псевдо-эмоциональности. Гардинер использует контрастные тембры, позволяющие создавать пространственно-временные переходы, заложенные в аутентичном тексте, потерянные за время духовного падения при научно-техническом прогрессе человечества. Такое "прозрачное" прочтения партитуры как гардинеровское – очень редко встречается даже сейчас у исполнителей. В общем, с моей точки зрения – это совершенно современное, и в то же время одно из самых глубоких – с точки зрения интеллектуального содержания – исполнений Девятой симфонии Бетховена. Именно акцент на тембры придает Девятой симфонии трансцендентальность, содержание ее становится «вертикальным», то есть пространственным, наполняется аутентичным духовным содержанием, а не горизонтальным –временнЫм и врЕменным. Горизонтальное содержание можно назвать еще чувственным, а для некоторых и, просто, эмоциональным. Именно эмоции протекают во времени и представляют материальную природу явлений. Чувства и пространственные переживания - не ограничиваются хронологическим временем..." Читать полностью
Каких еще исполнителей можно поставить в один ряд с сэром Гардинером?
Каких еще исполнителей можно поставить в один ряд с сэром Гардинером?[/SIZE]
Из данной ссылочки между прочим следует, что вновь после долгого перерыва начал выходить журнал AudioMusic. Пока в виде интернет-версии. Что ж, это отрадное явление! Хорошо помню тот старый журнал, выходивший до 2004 г. Ни в одном из отечественных журналов не было такого большого раздела, посвященного рецензиям на диски с классической музыкой. Да и подход к тестированию аудиоаппаратуры, развивавшейся в том журнале его редактором Григолом Микаеляном мне представляется небезинтересным. Желающие ознакомиться с ним могут найти его описание на страницах возобновленного выпуска - см. здесь.
Что же касается панегириков записи 9-й симфонии Бетховена под управлением Гардинера, то здесь я лучше промолчу, поскольку не являюсь большим поклонником гг. аутентистов. Но не могу не отметить один любопытный момент, зацепивший мое внимание в статье Григола Микаеляна с длинным названием "Аппаратура средней ценовой категории. Возможно ли научиться понимать сложные оркестровые формы с ее помощью?" Обширная цитата именно из этой статьи приведена в заглавном посте, а по ссылке можно прочитать её полный текст.
Вот, например:
...акцент на тембры придает Девятой симфонии трансцендентальность, содержание ее становится «вертикальным», то есть пространственным, наполняется аутентичным духовным содержанием...
Или
..У людей, которые ищут познаний через реальный христианский опыт – совершенно другие ценности....Старые интерпретации Девятой симфонии, на мой взгляд, совершенно не учитывают христианский аспект мировидения Бетховена...
Каюсь, мне непонятно выражение "реальный христианский опыт". Это что за зверь такой? Надо полагать теперь, что есть и некий нереальный христианский опыт. Но я хочу сказать о другом. Нельзя не заметить, что религиозность стала в последние годы в некоторой степени модной. В соответствии с этой модой теперь всех сколько-нибудь хороших композиторов стремятся представить людьми глубоко верующими. Моментально приходит на ум выражение из фильма "Семнадцать мгновений весны". Помните, конечно эти характеристики - характер нордический, истинный ариец. То есть если композитор хороший - то непременно верующий христианин. Так и просится добавить - истинно православный!!!
Я понимаю, когда речь идет о Бахе, тут спору нет - его глубокая религиозность и глубоко-религиозное содержание его музыки общеизвестно. Но когда пытаются представить, что и у Моцарта, Бетховена или, скажем, Прокофьева, религиозность якобы бы определяла характер их музыки - у меня это вызывает протест. Тем более, что какими-либо существенными доказательствами при этом не утруждаются. К примеру, в случае с Прокофьевым, в качестве аргумента приводится тот факт, что Прокофьев по приезде в Америку увлекся идеями, развиваемыми тамошней сектой "Христианская наука", что нашло отражение в его дневниках. Ну так поинтересовались бы, что это была за секта и какое отношение она имела к христианству! Тем более, что как отметил Предлогов в одной из тем о Прокофьеве (см. здесь ) его подход к "христианской науке" был скорее чисто утилитарным. Я уж не говорю о том, что нет никаких данных о том - сохранил ли Прокофьев свое увлечение учением этой секты в последующие годы своей жизни.
Короче, если раньше советский агитпроп внушал людям, что верующий человек по определению не может быть умным и хорошим, то теперь, похоже, все изменилось, как говорится, "с точностью до наоборот"!
Последний раз редактировалось Читатель; 02.04.2010 в 09:53.
Причина: исправление грамматических ошибок и описок
Из старых дирижеров, многие отмечают Фуртвенглера, Вейнгартнера, Вальтера, Караяна, Менгельберга других. Однако, в их интерпретациях совсем другое понимание, часто называемое «романтическим», они передают менее плотное по событиям, но более «эмоциональное» содержание, более понятное и легко воспринимаемое для любителей джаза, который в то время был отпечатком духовной и интеллектуальной составляющей общества. Для восприятия содержания 9-й симфонии «по старому стилю» требуется совсем другая природа (может лучше сказать система) восприятия. Она является системообразующей у большинства людей старшего поколения, воспитанных на ценностях начала и середины 20 века.
Я вот хоть и не принадлежу к старшему поколению, однако ж для меня на фоне перечисленных исполнителей всякие гардинеры, норрингтоны и хогвуды просто НЕРАЗЛИЧИМЫ.
А лучшая запись Девятой - у Райнера.
То, что "аутентичное прочтение" некоторыми современными дирижерами, имеющими уже другой духовный опыт – являет нам более сложную и правдивую конструкцию этих произведений – для современных исследователей факт неоспоримый.
Я понимаю, когда речь идет о Бахе, тут спору нет - его глубокая религиозность и глубоко-религиозное содержание его музыки общеизвестно. Но когда пытаются представить, что и у Моцарта, Бетховена или, скажем, Прокофьева, религиозность якобы бы определяла характер их музыки - у меня это вызывает протест. !
Я думаю, что поведение Бетховена после известия о своей скорой кончине свидетельствует о его вере в Бога и том, что он вел глубоко духовную жизнь.
Цитата:
"...Известно, что доктор Ваврух написал на листе умирающему Бетховену о скорой кончине. Это было 23 марта 1827 года. «Бетховен прочел написанное с удивительным самообладанием, медленно и глубокомысленно, его лицо просветлело, ласково и сердечно он протянул мне руку и сказал: «Велите позвать господина священника». Он затих и задумался… Вскоре после этого Бетховен причастился с набожной покорностью, которая спокойно смотрит в вечность…» Это свидетельство доктора. На следующий день Бетховен впал в кому и скончался 26 марта между 4 и 5 часами..." Читать полностью ответ №5
Возможно, что Вам, еще, предстоит открыть для себя неизвестные стороны творчества этих композиторов.
Я понимаю, когда речь идет о Бахе, тут спору нет - его глубокая религиозность и глубоко-религиозное содержание его музыки общеизвестно.
"Религиозность" лучше заменить на "человечность", и тогда никакой разницы между тем же Бахом, с одной стороны, и Моцартом с Бетховеном, с другой, не будет.
Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии...
Нельзя не заметить, что религиозность стала в последние годы в некоторой степени модной. В соответствии с этой модой теперь всех сколько-нибудь хороших композиторов стремятся представить людьми глубоко верующими.
Не всех, но многих, особенно до 20 в. Они таки были, независимо от того, модна нынче в России религиозность, или не модна. До 20 в. было принято верить в Бога. К этому подходили серьёзно, а в некоторых странах (например, США) и сейчас принято верить в Бога, причём на полном серьёзе, а не по обязанности.
... а в некоторых странах (например, США) и сейчас принято верить в Бога, причём на полном серьёзе, а не по обязанности.
Только это почему-то не привело к появлению великих американских композиторов. Что ж, так бывает. Невозможно понять, почему маленькие Норвегия и Финляндия дали миру таких классиков как Григ и Сибелиус, а подобные им Дания или Голландия - нет? Почему в атеистическом СССР были такие фигуры как Прокофьев или Шостакович, а в набожных США - ничего подобного не случилось?
Я ведь писал то именно об этом - о том, что наличие или отсутствие религиозности не определяет качество музыки. Я уж не говорю о том, что вот никак не могу понять, откуда автор статьи взял, что Арнонкур более набожен, чем такие выдающиеся интерпретаторы Бетховена как Бруно Вальтер или Вильгельм Фуртвенглер. И совсем не уверен, что если (возможно) Арнонкур лучше их разбирается в приемах игры на старинных инструментах, то это автоматически верно и в отношении мировоззренческих идеалов Бетховена.
Только это почему-то не привело к появлению великих американских композиторов. Что ж, так бывает. Невозможно понять, почему маленькие Норвегия и Финляндия дали миру таких классиков как Григ и Сибелиус, а подобные им Дания или Голландия - нет? Почему в атеистическом СССР были такие фигуры как Прокофьев или Шостакович, а в набожных США - ничего подобного не случилось? .
Набожные США дали миру не отдельных композиторов академической традиции (ну там, Дворжак, Бернстайн не в счёт), а целое новое направление в музыке, называемое джаз.
Современные компании, независимо от их размера и отрасли, сталкиваются с необходимостью оптимизации своей работы, повышения производительности и гибкости. Один из самых эффективных инструментов для...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
10.10.2025, 08:01
Чат-платформы для офиса: альтернатива почте и телефонуМногие компании привыкли строить рабочую коммуникацию через электронную почту и телефонные звонки. Но эти инструменты часто оказываются слишком...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
23.09.2025, 16:44
Ансамбль дома: график репетиций, когда в квартире собака
Домашние репетиции ансамбля – это всегда баланс между качеством музыки, комфортом соседей и заботой о питомцах. Если в квартире живёт собака,...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
23.09.2025, 14:03
Социальные закладки