Тема: Определить размер
-
04.05.2010, 23:51 #1
Определить размер
Как определить размер на слух при прослушивании музыкального диктанта? А то как-то даже не знаю, за что зацепится... Особенно когда размер вроде 6/8..
День смерти нас, живущих, уравняет.
А если размер будет 13/8?Никаких особых рецептов тут человечество не изобрело - слушать и считать, ничего больше.
Сказали мне, что эта дорога меня приведёт к океану смерти, и я с полпути повернул обратно. С тех пор все тянутся передо мною кривые глухие окольные тропы.
вот-вот. и мне очень сложно их различить(( может, больше слушать надо, пытаться играть себе и так и так, почувствовать разницу)
День смерти нас, живущих, уравняет.
Ну в таком случае начинать надо всегда с определения базы. То есть сперва надо определить на слух - имеем мы дело а) с четным размером (2/х); б) с нечетным размером (3/х); в) со сложным размером (5/х, 7/х, 9/х и т.д.).
-
Следующий шаг - правильно определить темп (если он не указан). Иначе всегда будут встречаться ситуации, скажем так, неоднозначные - например очень многие считают рэгтаймы Джоплина на 1-2-3-4, т.е. как если бы основной рисунок аккомпанемента игрался четвертями - хотя у автора везде стоит 2/4, основной аккомпанемент играется восьмыми и считать надо бы на 1-and-2-and. А все дело как раз - берем мы изначально "внутри себя" bpm=80 или bpm=160.
-
Последний шаг - внимательно слушая фразировку пьесы, определить типичную длину "слов" в каждом предложении. Здесь тоже будут встречаться ситуации "неоднозначные", и вальс (3/4) от вальсика (3/8 ) можно иногда и не отличить. С другой стороны, просто необходимо слушать как можно больше музыки и уже на спинномозговом уровне знать, какие ритмические рисунки могут "маскировать" тот или иной размер. Не постесняйтесь великовозрастия, возьмите "Детский Альбом" Чайковского - там есть и "Вальс" (где трехдольность определяется мгновенно), и "Игра в лошадки" (чуть посложнее), и "Сладкая грёза" (где 1-2-3 неплохо "спрятано").
-
Вообще, конечно, в идеале нужно знать каждый размер "в лицо" во всех его ипостасях. Тогда в будущем и с определением сложных размеров дело не станет. Первый раз услышав пьесу на 13/8 я ее опознавал так: "шесть... нет, вроде семь... нет, шесть... снова семь... неужели 13? да, точно, 13"...
А вот подскажите, пожалуйста. У меня ребенок в старших классах ДШИ пишет довольно сложные диктанты. И он на днях правильно определил размер 9/8, но при этом задал вопрос - можно ли грамотно отличить 9/8 от размера 3/4 с триолями? Аналогично может ли 6/8 оказаться размером 2/4 с кучей триолей.
В определенных случаях можно, в определенных - нет. Все зависит от фразировки - если мы, например, по ритмике, по мелодическому рисунку четко видим группировку (5/8 + 4/8) или (3/8 + 4/8 + 2/8) - в этом случае можно однозначно говорить о том, что мы имеем дело с размером 9/8. Если же группировка будет 3/8 + 3/8 + 3/8 - вот тут уже возникает неоднозначность, это совершенно спокойно могут быть и 3/4, сыгранные триолями. Однако не надо этой неоднозначности пугаться. Посмотрите по разным изданиям - убеленные сединами дяденьки и тетеньки пишут в одной книге "Размер блюза - четырехдольный", в другой "Размер блюза - 12/8". Вот вам абсолютно тот же самый вопрос - блюз это 4/4 сыгранные триолями, или все-таки 12/8? Лично я предпочитаю думать так, как мне удобнее в данный момент.
А вот, кстати, та самая пьеса на 13/8. Очень уж я ее люблю, не могу не поделиться:
Исходно вопрос возник от того, что пару лет назад ребенок играл концерт, и у нас оказались ноты двух разных редакций. В одной редакции был размер 2/4 с триолями, а в другой - 6/8 с дуолямиВот ребенок и говорит - мол, получается, я могу и так, и так написать, и никто мне не может сказать, что это неправильно. Но, боюсь, на вступительных экзаменах скажут, если возникнет такая ситуация
![]()
Ну, что будет на экзаменах - это зависит исключительно от того, насколько адекватный попадется педагог... С моей точки зрения главное - чтобы ребенок (да и, собственно говоря, почему только ребенок, вообще музыкант) играл ритмично, а уж как он при этом считает - на "раз-два-три-четыре-пять-шесть" или на "ein-zwei-drei-ein-zwei-drei" или даже на "one-and-two-and-three-and" - совершенно безразлично.
Krugosvet, ой огромное Вам спасибо за такие сожержательные ответы))
День смерти нас, живущих, уравняет.
Похожие темы
-
Sibelius размер + размер в скобках
от Lemen в разделе Нотный наборОтветов: 5Последнее сообщение: 27.01.2013, 10:14 -
Finale размер + размер в скобках
от Lemen в разделе Нотный наборОтветов: 16Последнее сообщение: 21.12.2012, 01:07 -
Помогите определить размер
от Анже Ла в разделе Теория музыкиОтветов: 3Последнее сообщение: 26.12.2010, 00:44 -
Помогите определить стиль данного отрывка и помочь определить схожих авторов
от DRaveN в разделе Помогите опознать мелодиюОтветов: 0Последнее сообщение: 27.01.2008, 04:23 -
Размер
от Стася в разделе Нотный наборОтветов: 2Последнее сообщение: 07.05.2007, 18:10





Ответить с цитированием




Социальные закладки