Создатель киевского «Джазового Абонемента...» Аркадий Овруцкий: «В Киеве любят не джаз, а хорошую музыку»


Рубрика: Гость // 16 сентября '10 в 00:09

Киевлянин Аркадий Овруцкий, пять лет назад придумавший «Международный Джазовый Абонемент» – человек удивительный

В музыку пришел как скрипач, потом «переключился» на бас-гитару и стал одним из лучших бас-гитаристов постсоветского джаза, ну а сейчас не выпускает из рук контрабас. Закончив аспирантуру Ратгерс-университета (США) и оставшись там преподавать, Аркадий продолжает возить в Киев джазовых музыкантов с мировым именем. За годы существования «Абонемента...» на столичной сцене сыграли 40 с лишним гостей, а многие из молодых украинских «звездочек» джаза восходили благодаря именно этим концертам, а также занятиям в «Международной Джазовой Академии», также организованной Овруцким. Сегодня «Абонемент...» (первое в современном Киеве регулярное джазовое мероприятие международного уровня) празднует пятилетие – дата достойная.

– Аркадий, поздравляем! Чем порадует юбилейный концерт?
– Мы собрали настоящее созвездие музыкантов – киевских, нью-йоркских, израильских. Сегодня в Национальной музыкальной академии (начало концерта в 19.30) выступят старые друзья «Абонемента...», музыкальные партнеры, студенты «Академии».

– Что из сделанного за 5 лет вы считаете самым большим достижением?
– Джаз пришел в Украину! И поселился здесь надолго. Это – главное.

– Изменилась ли за это время публика «Абонемента...»?
– Зрителей стало больше. А вообще, Киев – особенный город: здесь люди любят... даже не джаз, а вообще хорошую музыку. У них развито природное чувство прекрасного, и этим Киев отличается от многих городов мира. А что касается джаза, люди стали больше видеть, слышать и разбираться. Но в Киеве до сих пор нет джаз-клуба, а в Нью-Йорке их – десятки. Показательно? Хорошую музыку играют в «44», но это «солянка» стилей и направлений. Очень хочется, чтобы джаз-клуб все-таки появился.



– И что для этого надо?
– Прежде всего – инициатива человека, готового это сделать. А публика подтянется: надеюсь, в ближайшем будущем.

– На что это вы намекаете?
– Да, намекаю. Но о конкретике пока промолчу (смеется).

– Выходит, предпосылки к изменениям в украинском джазе есть?
– По крайней мере, есть люди, для которых хочется тратить время, силы. Кстати говоря, в этом году, помимо 5-летия «Абонемента...», отмечается 30-летие джазового образования в Украине. И надо отдать должное пионерам этого дела: Фиме Маркову (педагог, исследователь джаза, замдекана факультета музыкального искусства КИМ им. Глиэра. – Авт.), Марку Резницкому (народный артист Украины, джазовый дирижер. – Авт.) и другим, создавшим в училище джазовое отделение. Понятно, что это до сих пор далеко от совершенства, но без них вообще бы ничего не было! Будем надеяться, что следующие 30 лет будут более прогрессивными: здесь, например, откроется джазовая библиотека. И, конечно, клуб: должно быть место, где музыканты смогут постоянно играть, зарабатывать на жизнь, куда будут регулярно приезжать гости. Чаще, чем на концерты «Абонемента...» (мы стараемся привозить раз в месяц).

– Насколько сложно «заманить» тех же американцев в Украину?
– Есть два метода «заманивания»: рублем или творческим интересом. Мы пошли по второму пути: в сегодняшнем концерте, к примеру, принимает участие известный американский барабанщик Дайн Холл, в прошлом году обучавший наших ребят в «Академии». Я ему говорю: «Есть возможность выступить с ребятами, которых ты учил». Он: «О, я их помню – приеду, поиграем, это интересно».

– Значит, джазовым звездам тут нравится?
– Конечно. И все говорят, что наши музыканты талантливы.

– А наши реалии американцев не пугают?
– Как вам сказать... Фрэнка Лейси (популярный американский тромбонист и вокалист. – Авт.), например, однажды арестовал ОМОН. Мы репетировали в школе – то ли на Ярославовом валу, то ли на Левобережной – он вышел покурить. Смотрим, что-то долго не возвращается. Выходим на улицу, а его уже в «бобик» сажают! Понимаете, стоит чернокожий джазовый музыкант, курит, никого не трогает, а его хватают. Что было бы, если бы его увезли?.. Он, конечно, потерял дар речи, но надо отдать должное ребятам-оркестрантам: тут же выскочили на улицу, давай объяснять, что это – джазовая звезда.

– Да уж...
– А Фрэнку вообще везет: один раз мы его забыли на море. Поехали купаться в Симеиз, плотно пообедали и как-то разбрелись гулять, а он заснул за столом. Мы нагулялись, сели в бусик и поехали в Симферополь. Я говорю: «А где Фрэнк?» – «Да спит на заднем сидении». Проехали километров 20, и оказывается, что его с нами нет! Возвращаемся в Симеиз и видим картину: на берегу моря в позе лотоса сидит Фрэнк и смотрит вдаль. А потом так фаталистически говорит: «Вы меня забыли» (смеется).

– Поговорим о наших музыкантах на мировой сцене.
– Есть талантливые ребята (киевляне в том числе), нашедшие себя там. Уровень-то у нас серьезный – не хватает реальной практики. Концертов нет! И опять же – нет доступа к информации, познаний в истории музыки, которые доступны там. В университете, где я учился, есть целое отделение джазовых историков и журналистов. И громадная библиотека нот, видео, фильмов, музыки.

– До этого нам еще жить и жить...
– Ну почему? Все осуществимо: будем стараться.

– Ну а вам-то как удается совмещать джазовую деятельность в Украине с преподаванием в США?
– Честно говоря, преподавательская работа мне слегка наскучила – из-за нее я мало гастролировал. Поэтому ближайшие полгода я собираюсь активно выступать в Украине, России, Европе, Америке, и только с февраля продолжу университетские занятия.

– Правда, что джазовый музыкант никогда не станет таковым, если не получит образование в Америке?
– Не столько образование, сколько практику: нужно поиграть с носителями культуры, постоять на американской сцене – тогда появляется правильное ощущение. Потому что хороших музыкантов у нас много, но есть нюансы, которые можно понять только там: ощущение ритма, вообще история всего этого. Ведь музыка – это язык, а у каждого языка есть своя история, он «привязан» к своей культуре. Чтобы грамотно говорить на языке, нужно знать, что откуда там выросло. Точно так же и в джазе: нужно не только слушать записи, но и быть внутри происходящего, наиграться. Многие делают это по наитию, у кого-то получается лучше, хуже, но понять это можно только там.

– В прошлом году вы запустили еще один проект – Brazil Bosanova Jazz Festival...
– И он будет продолжаться: в конце ноября будет масштабный тур по 10 городам Украины, приедут два бразильских коллектива. Бразильцы так хорошо восприняли прошлогодний фестиваль, что решили регулярно поддерживать это событие.

– Почему вдруг Бразилия?
– Эта музыка – вторая моя любовь после джаза. Она очень многогранна, но крайне мало представлена в Украине: кроме Антонио Карлоса Жобима здесь почти никого не знают! И с ней обязательно нужно познакомить киевского зрителя! Думаю, к этому фестивалю мы будем потихоньку подтягивать лучших бразильских исполнителей. И очень хорошо, что в политике бразильско-украинские отношения сделали шаг вперед, потеплели вплоть до безвизового режима, так что культурные связи будут только укрепляться.

Справочная «Газеты...»
Аркадий Овруцкий – окончил Киевское музыкальное училище им. Глиэра, затем – Российскую академию музыки им. Гнесиных. Стажировался в «Мекке» джазовых музыкантов – «Летней джазовой школе Беркли», учился в Нью-Йоркской школе легендарного бас-гитариста Джона Патитуччи, окончил аспирантуру Ратгерс-университета – одного из старейших учебных заведений, занимающихся серьезным изучением джаза. Организовал «Международный Джазовый Абонемент» (первый концерт состоялся в сентябре 2005-го), а через год – «Международную Джазовую Академию», преподают в которой именитые гости.

Автор: Анастасия РАХМАНИНА, фото Лады БОНДАРЕНКО и Александра ЗУБКО

http://mycityua.com/articles/intervi...16/000958.html