В продолжение хочу попросить знатоков и любителей поделиться ранними примерами основных (строфных, генеральных) каденций в профессиональной европейской музыке - с последним созвучием (ультимой) в виде малого ("минорного") трезвучия. Чем раньше пример, тем интересней.
Чтобы начать, сошлюсь на 2 очевидных примера из музыки Жоскена:
1.
2. : конец Christe и второго Kyrie. За этот пример "минорной" ультимы (в мессе "Геркулес") благодарю многоуважаемую sementis.
Ноты прилагаются.
Буду рад другим ранним примерам "минорной" ультимы!
...perversi difficile corriguntur et stultorum infinitus est numerus...
Из последних наблюдений: Missa Di dadi Жоскена. Et incarnatus, с такта 54, и до конца. Так же, конец Credo и первого Agnus. Все каденции разных типов, что интересно. Ландини тоже присутствует. Единственное (транскр. Артур Левайн) - в соседней теме, но ведь есть и записи.
Из последних наблюдений: Missa Di dadi Жоскена. Et incarnatus, с такта 54, и до конца. Так же, конец Credo и первого Agnus. Все каденции разных типов, что интересно. Ландини тоже присутствует. Единственное (транскр. Артур Левайн) - в соседней теме, но ведь есть и записи.
Спасибо, гляну.
PS. Только не Левайн, а Левин, с ударением на второй слог (послушайте радиоинтервью на веб-сайте. )
...perversi difficile corriguntur et stultorum infinitus est numerus...
Ф. Карон,(род. около1420) старший современник Жоскена очень любил минором покончить.
Его фирменный стиль -ввести минорную "допевку" после казалось бы уже наступившего мажора: Missa Jesus Autem.
Вообще - дело вкуса:
"Французы имеют обычай заканчивать минорным аккордом, и это плохо, как и все, что приходит из Франции"
Э.Г. Барон, такой немец, написал в своём наставлении по игре континуо.
Вестимо попозже, но традиция, естесвенно, раньше сформировалась.
P.S.
А может это Кванц сказал? Скоты у меня все книги поперли.
Последний раз редактировалось duchka; 17.11.2010 в 14:10.
Еще из Жоскена. : Christie, Gloria - перед Qui tollis, первый Agnus.
C еще интереснее:Все разделы Kyrie, конец Gloria, в Credo перед Et incarnatus и Et in spiritum, в Sanctus перед Pleni.
Agnus 1, второй завершается малой терцией, а третий -секстаккордом. Надо сказать, что Tallis scholars, некоторые из этих терций повысили, лично вроде "диезов"не в одной из редакций не встречал. У Обрехта, вроде тоже случались эпизоды в одноименной мессе.
Видимо стоит посмотреть уже пораньше.
Еще из Жоскена. : Christie, Gloria - перед Qui tollis, первый Agnus.
C еще интереснее:Все разделы Kyrie, конец Gloria, в Credo перед Et incarnatus и Et in spiritum, в Sanctus перед Pleni.
Agnus 1, второй завершается малой терцией, а третий -секстаккордом. Надо сказать, что Tallis scholars, некоторые из этих терций повысили, лично вроде "диезов"не в одной из редакций не встречал. У Обрехта, вроде тоже случались эпизоды в одноименной мессе.
Видимо стоит посмотреть уже пораньше.
Спасибо! Только маленькое замечание насчёт "заканчивается секстаккордом" - это Вы загнули , ультимы генеральной каденции в виде секстаккорда ( терцсексты) быть не может. Вся месса Malheur me bat (конец третьего Агнуса) оканчивается малым трезвучием. Что вообще-то говоря, тоже уникально.
Есть только одно исключение, а именно если ординарий "вплетен" в полную службу, а проприальное (следующее за данным ординарным) песнопение не выписано. Тогда терцсекста-ультима идет в первую квинтоктаву этого проприального песнопения, эдакое "разрешение" через цезуру.
Я не спец в Жоскене (не работал с раннепечатными сборниками и уж подавно рукописями Жоскена), но, как мне кажется, именно в мессе Malheur me bat акцидении вообще не выписаны - за исключением b-круглого (b rotundum), которое принадлежит испокон веков к musica vera и акциденцией не считается. Может быть, поэтому она такая "минорная"? Может быть, это уникальное обстоятельство манускрипта (или палеотипа?) отметил многоопытный Питер Филлипс и кое-где все-таки позволил себе "усовершенствовать" вертикаль. (Для сравнения, Clerks' Group (Wickham) исполняет "как написано", все ультимы "минорные".)
...perversi difficile corriguntur et stultorum infinitus est numerus...
Спасибо! Только маленькое замечание насчёт "заканчивается секстаккордом" - это Вы загнули , ультимы генеральной каденции в виде секстаккорда ( терцсексты) быть не может. Вся месса Malheur me bat (конец третьего Агнуса) оканчивается малым трезвучием. Что вообще-то говоря, тоже уникально.
Извиняюсь, с конкордом терцсексты конечно поторопился, в канадской транскрипции тенор нотирован в скрипичном ключе, в последний момент октавную транспозицию и упустил. Издания вовсе без акциденций не встречалось, например, Leipzig: , не обходится без обострения восходящих тяготений. Попробую перечитать буклеты к обоим дискам, может быть есть там что то по этому поводу; да и прослушать более детально заодно.
Есть только одно исключение, а именно если ординарий "вплетен" в полную службу, а проприальное (следующее за данным ординарным) песнопение не выписано. Тогда терцсекста-ультима идет в первую квинтоктаву этого проприального песнопения, эдакое "разрешение" через цезуру.
Есть ощущение, что схожий момент где то встречался, внутри строфы, но с достаточно глубокой цезурой. Похоже на то самое разрешение на расстоянии.
P.S. мотет Окегема во второй части содержит две минорные ультимы: тт. 97-98, и в конце с разделением партии контр-тенора. Записан он там конечно, низковато, видимо с оригинала.
Мобильные аксессуары давно перестали быть просто дополнением к смартфону. Сегодня они повышают удобство использования, защищают устройство, расширяют его функциональность и помогают адаптировать...
Духовые инструменты занимают особое место в музыкальной культуре. Они используются в классической, джазовой, народной и современной музыке, формируя характерное звучание ансамблей и оркестров....
Телеграм-каналы за последние годы стали одним из самых удобных инструментов для передачи информации, продвижения идей и развития личных или бизнес-проектов. Формат позволяет напрямую общаться с...
Социальные закладки