1. #1

    По умолчанию Ранние примеры "минорных" каденцих

    В продолжение темы о "печальном" миноре хочу попросить знатоков и любителей поделиться ранними примерами основных (строфных, генеральных) каденций в профессиональной европейской музыке - с последним созвучием (ультимой) в виде малого ("минорного") трезвучия. Чем раньше пример, тем интересней.

    Чтобы начать, сошлюсь на 2 очевидных примера из музыки Жоскена:
    1. Шансон "Mille regretz"
    2. Месса "Hercules dux Ferrarie": конец Christe и второго Kyrie. За этот пример "минорной" ультимы (в мессе "Геркулес") благодарю многоуважаемую sementis.

    Ноты прилагаются.

    Буду рад другим ранним примерам "минорной" ультимы!
    ...perversi difficile corriguntur et stultorum infinitus est numerus...


  • #2

    По умолчанию Re: Ранние примеры "минорных" каденцих

    Из последних наблюдений: Missa Di dadi Жоскена. Et incarnatus, с такта 54, и до конца. Так же, конец Credo и первого Agnus. Все каденции разных типов, что интересно. Ландини тоже присутствует. Единственное нотное подтверждение (транскр. Артур Левайн) - в соседней теме, но ведь есть и записи.

  • #3

    По умолчанию Re: Ранние примеры "минорных" каденцих

    Цитата Сообщение от hanson Посмотреть сообщение
    Из последних наблюдений: Missa Di dadi Жоскена. Et incarnatus, с такта 54, и до конца. Так же, конец Credo и первого Agnus. Все каденции разных типов, что интересно. Ландини тоже присутствует. Единственное нотное подтверждение (транскр. Артур Левайн) - в соседней теме, но ведь есть и записи.
    Спасибо, гляну.

    PS. Только не Левайн, а Левин, с ударением на второй слог (послушайте радиоинтервью на веб-сайте. )
    ...perversi difficile corriguntur et stultorum infinitus est numerus...

  • #4
    ЭЭЭХ..... Аватар для duchka
    Регистрация
    01.08.2005
    Сообщений
    1,941
    Записей в дневнике
    5

    По умолчанию Re: Ранние примеры "минорных" каденцих

    Ф. Карон,(род. около1420) старший современник Жоскена очень любил минором покончить.
    Его фирменный стиль -ввести минорную "допевку" после казалось бы уже наступившего мажора:
    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	сканирование0006.jpg 
Просмотров:	353 
Размер:	71.0 Кб 
ID:	46554Missa Jesus Autem.

    Так заканчиваются все части.

    Песенка:

    Вложение 46509Вложение 46510Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	сканирование0008.jpg 
Просмотров:	818 
Размер:	110.5 Кб 
ID:	46511

    Вообще - дело вкуса:
    "Французы имеют обычай заканчивать минорным аккордом, и это плохо, как и все, что приходит из Франции"
    Э.Г. Барон, такой немец, написал в своём наставлении по игре континуо.
    Вестимо попозже, но традиция, естесвенно, раньше сформировалась.
    P.S.
    А может это Кванц сказал? Скоты у меня все книги поперли.

    Последний раз редактировалось duchka; 17.11.2010 в 14:10.
    ОДУМАЙТЕСЬ

  • #5

    По умолчанию Re: Ранние примеры "минорных" каденцих

    Спасибо! Ничего не знал про Ф. Карона, ликвидирую пробел.
    ...perversi difficile corriguntur et stultorum infinitus est numerus...

  • #6

    По умолчанию Re: Ранние примеры "минорных" каденцих

    Еще из Жоскена. Missa Pange lingua: Christie, Gloria - перед Qui tollis, первый Agnus.
    C Malheur me bat еще интереснее:Все разделы Kyrie, конец Gloria, в Credo перед Et incarnatus и Et in spiritum, в Sanctus перед Pleni.
    Agnus 1, второй завершается малой терцией, а третий -секстаккордом. Надо сказать, что Tallis scholars, некоторые из этих терций повысили, лично вроде "диезов"не в одной из редакций не встречал. У Обрехта, вроде тоже случались эпизоды в одноименной мессе.
    Видимо стоит посмотреть уже пораньше.

  • #7

    По умолчанию Re: Ранние примеры "минорных" каденцих

    Цитата Сообщение от hanson Посмотреть сообщение
    Еще из Жоскена. Missa Pange lingua: Christie, Gloria - перед Qui tollis, первый Agnus.
    C Malheur me bat еще интереснее:Все разделы Kyrie, конец Gloria, в Credo перед Et incarnatus и Et in spiritum, в Sanctus перед Pleni.
    Agnus 1, второй завершается малой терцией, а третий -секстаккордом. Надо сказать, что Tallis scholars, некоторые из этих терций повысили, лично вроде "диезов"не в одной из редакций не встречал. У Обрехта, вроде тоже случались эпизоды в одноименной мессе.
    Видимо стоит посмотреть уже пораньше.
    Спасибо! Только маленькое замечание насчёт "заканчивается секстаккордом" - это Вы загнули , ультимы генеральной каденции в виде секстаккорда (конкорда терцсексты) быть не может. Вся месса Malheur me bat (конец третьего Агнуса) оканчивается малым трезвучием. Что вообще-то говоря, тоже уникально.

    Есть только одно исключение, а именно если ординарий "вплетен" в полную службу, а проприальное (следующее за данным ординарным) песнопение не выписано. Тогда терцсекста-ультима идет в первую квинтоктаву этого проприального песнопения, эдакое "разрешение" через цезуру.

    Я не спец в Жоскене (не работал с раннепечатными сборниками и уж подавно рукописями Жоскена), но, как мне кажется, именно в мессе Malheur me bat акцидении вообще не выписаны - за исключением b-круглого (b rotundum), которое принадлежит испокон веков к musica vera и акциденцией не считается. Может быть, поэтому она такая "минорная"? Может быть, это уникальное обстоятельство манускрипта (или палеотипа?) отметил многоопытный Питер Филлипс и кое-где все-таки позволил себе "усовершенствовать" вертикаль. (Для сравнения, Clerks' Group (Wickham) исполняет "как написано", все ультимы "минорные".)
    ...perversi difficile corriguntur et stultorum infinitus est numerus...

  • #8

    По умолчанию Re: Ранние примеры "минорных" каденцих

    Цитата Сообщение от Olorulus Посмотреть сообщение
    Спасибо! Только маленькое замечание насчёт "заканчивается секстаккордом" - это Вы загнули , ультимы генеральной каденции в виде секстаккорда (конкорда терцсексты) быть не может. Вся месса Malheur me bat (конец третьего Агнуса) оканчивается малым трезвучием. Что вообще-то говоря, тоже уникально.
    Извиняюсь, с конкордом терцсексты конечно поторопился, в канадской транскрипции тенор нотирован в скрипичном ключе, в последний момент октавную транспозицию и упустил. Издания вовсе без акциденций не встречалось, например, Leipzig: Kistner & Siegel, (1939), plate 29542 , не обходится без обострения восходящих тяготений. Попробую перечитать буклеты к обоим дискам, может быть есть там что то по этому поводу; да и прослушать более детально заодно.

  • #9

    По умолчанию Re: Ранние примеры "минорных" каденцих

    Цитата Сообщение от Olorulus Посмотреть сообщение
    Есть только одно исключение, а именно если ординарий "вплетен" в полную службу, а проприальное (следующее за данным ординарным) песнопение не выписано. Тогда терцсекста-ультима идет в первую квинтоктаву этого проприального песнопения, эдакое "разрешение" через цезуру.
    Есть ощущение, что схожий момент где то встречался, внутри строфы, но с достаточно глубокой цезурой. Похоже на то самое разрешение на расстоянии.
    P.S. мотет Окегема Intemerata Dei mater во второй части содержит две минорные ультимы: тт. 97-98, и в конце с разделением партии контр-тенора. Записан он там конечно, низковато, видимо с оригинала.

  • Похожие темы

    1. Ответов: 66
      Последнее сообщение: 02.01.2025, 15:42
    2. Ответов: 2
      Последнее сообщение: 28.12.2011, 23:16
    3. Ответов: 0
      Последнее сообщение: 31.03.2011, 09:27
    4. Ответов: 0
      Последнее сообщение: 03.02.2011, 21:16
    5. Дворжак "Полудница", "Водяной", Сен-Санс "Юность Геркулеса", Лист "Орфей".
      от 777 в разделе Симфоническая музыка / дирижеры
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 01.09.2007, 20:33

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100