Показано с 1 по 2 из 2

Тема: Беседуют величественный патриарх немецкой музыкальной критики Йоахим Кайзер и дирижер Кристиан Тилеман.

              
  1. #1
    Старожил Аватар для femmina
    Регистрация
    02.09.2007
    Сообщений
    6,745
    Записей в дневнике
    10

    По умолчанию Беседуют величественный патриарх немецкой музыкальной критики Йоахим Кайзер и дирижер Кристиан Тилеман.

    Колонка Анастасии Буцко

    Возвращение к музыке

    Анастасия Буцко · 04/02/2011

    Внезапно появилось поколение дирижеров, у которых снова речь идет о главном

    © Getty Images / Fotobank





    Перейти в фотогалерею материала › Всего фото: 1


    Критик: Ям-баба-баба-ям! Ям-баба-баба-ям!
    Дирижер: Ну да. Но татира-татира-татира-татам! Или бюп-бюп… Бюп-бюп…
    Критик: Нет, но не здесь.
    Дирижер: Конечно. А здесь Бетховен как будто говорит тебе: «Знаешь что, ты себе напозволял уже столько вольностей... Сейчас, пожалуйста, просто не делай ничего!»

    Очаровательный словесный салат есть дискуссия о трактовке финала Восьмой симфонии. Беседуют величественный патриарх немецкой музыкальной критики Йоахим Кайзер и дирижер Кристиан Тилеман. Наверное, мало кто в мире настолько владеет материалом разговора, как эти двое. У Кайзера на слуху не только Караян и Бернстайн, но и Фуртвенглер с Кнаппертсбушем. Тилеман отводит в своем весьма избирательном музыкальном меню, состоящем исключительно из ключевых сочинений «большого немецкого репертуара», центральное место Бетховену: «Потому что Бетховен просто хорош!»

    Только что Тилеман записал цикл бетховенских симфоний с Венскими филармониками (и исполнил его в Вене и Берлине). Запись вышла на DVD; на одном из дисков и ведут беседу о музыкальной кухне два гурмана и фаната — Тилеман и Кайзер. Удивительно, как язык этих двух людей, умеющих блестяще выражать свои мысли, растворяется при непосредственном приближении к музыке.

    Если выделить одну характерную черту интерпретации Тилемана (о которой можно сказать все хвалебные слова, какие приходят на ум), то эта черта — скромность или строгость. То, что по-немецки называется словом Schlichtheit.

    Дирижеру интересно следовать внутренней логике музыки. Он с детским азартом и тщательностью археолога обнаруживает в партитуре встроенные «антипрочтенческие механизмы»: «Он же очень умный, Бетховен! Он думал: вы тут захотите сменить темп? А я вам — вот так! Кстати, и у Рихарда Штрауса есть такие штуки!» (про шестнадцатые доли в «сцене у ручья»). Или — про начало Четвертой симфонии: «Я специально дирижирую его медленнее и значительнее, чем принято. Мне кажется, Бетховен это так имел в виду. Иначе это сногсшибательное, почти хоральное, я бы сказал, вступление мажорной темы делает его почти бессмысленным...»

    Маятник, мне кажется, в очередной раз качнулся назад. Крах утопий, девальвация идеалов, болезненный эгоцентризм двадцатилетней давности, породивший такое количество несчастных людей среди композиторов и столько угодливых исполнителей, мнящих себя частью шоу-бизнеса, сегодня возвращают нас к некой нулевой точке, когда речь (по крайней мере, так можно надеяться) снова идет о главном, о первоисточнике, о музыке.

    Внезапно появилось — или, точнее, проявилось целое поколение условно тридцатилетних дирижеров, в произвольном порядке: Кирилл Петренко (38.), Даниэль Хардинг (35), Кристиан Ярви (39), Корнелиус Майстер (30), Филип Йордан (36), Андрис Нельсонс (32). Конечно, и несколько более старший Пааво Ярви. Они в разной степени харизматичны и известны. Но они пришли. Это поколение индивидуалистов, но очень прагматичных, трудолюбивых, преданных музыке и — ну да, скромных индивидуалистов.

    Несколько в стороне — «Обама классической музыки» Густаво Дудамель, которому отвели странную роль радостного мессии, Иисуса-суперстара, с которой он явно не справляется ни профессионально, ни эмоционально. Эксцентричность не есть дух времени. À propos: какой злодей в окружении молодого венесуэльца посоветовал (или разрешил) ему играть Девятую симфонию Малера в день своего тридцатилетия? Концерт в Кельне (с Лос-Анджелесским оркестром) был мучительным — прежде всего для самого Дудамеля. «Дирижер организует материал, оркестр делает музыку», — говорит Булез. Оркестр музыку, безусловно, делал. Но этот дирижер точно не мог организовать этот материал. Может быть, пока.

    Обратно к Тилеману: именно ему, как мне кажется, следует сейчас взойти капитаном на «новый старый корабль» европейской музыки. Тем, кто привык рифмовать имя бывшего ассистента Караяна с понятиями «консервативный» и «пафосный», следует послушать его Бетховена. Клише, в конце концов, тоже имеют срок годности.

    Происходящие в музыке процессы имеют утешительно естественный характер. И будет все, что должно быть, и далеко не все удастся объяснить словами.

    Несколько беспокоят только попытки «назначения» Кристиана Тилемана в главные дирижеры Германии, что явно не пойдет на пользу самолюбивому маэстро. Это выразилось, в частности, в смехотворной дуэли «Тилеман против Дудамеля», организованной двумя центральными немецкими телеканалами — ARD и ZDF — в канун Нового года, 31 декабря. В тот вечер с разницей в пятнадцать минут стартовали Дудамель с Берлинским филармоническим (Берлинская филармония, Сен-Санс, Равель, Элина Гаранча) и Тилеман с Staatskapelle Dresden (Земперовская опера, Легар, Рене Флеминг и немножко Нетребко).

    Два концерта не имели ровно ничего общего, и только национальной любовью к футболу можно объяснить «заказ драки». По квотам Тилеман победил: его смотрели полтора миллиона, а
    Читать!

    Дудамеля — только миллион. Но выглядело это «развлекалово довоенного образца», по меткой характеристике одного из критиков, странно. Насмешило, что Тилеман (играющий свой брамсовский и бетховенский цикл, а также «Кольцо», лучшее в Байрейте со времен Булеза, принципиально без нот) дирижировал «Иду к “Максиму” я», внимательно и с явным интересом глядя в партитуру. Похоже, видел в первый раз. Хорошо, если в последний.

    Дирижер: Я большой сторонник теории наития, вдохновения свыше, если угодно.
    Критик: Я не имею ничего против вдохновения.
    Дирижер: В Бетховене многое можно объяснить, но до какого-то уровня.
    А потом наступает момент, после которого уже ничего объяснить нельзя. Он бы и сам это не смог объяснить — он это делал просто потому, что он был Бетховен.
    Критик: Слава Богу, что мы не можем это объяснить.

    http://www.openspace.ru/music_classi...and=yes#expand
    Будьте вежливы с людьми во время вашего восхождения по лестнице - вы можете снова встретиться с ними, когда будете спускаться.

  • #2
    Активный участник Аватар для Екатерина SCH
    Регистрация
    07.06.2008
    Адрес
    Москва
    Возраст
    41
    Сообщений
    438
    Записей в дневнике
    2

    По умолчанию Re: Беседуют величественный патриарх немецкой музыкальной критики Йоахим Кайзер и дирижер Кристиан Тилеман.

    "Всегда есть некий поток общих и общепринятых суждений - вступи в него, и тебя понесёт, понесёт, не успеешь оглянуться" Н. А. Крымова

  • Похожие темы

    1. Симфоническая музыка 31.05.09 Мюнхенские филармоники и К.Тилеман в Спб.
      от AlexAt в разделе События: анонсы и обсуждения
      Ответов: 65
      Последнее сообщение: 13.03.2010, 00:31
    2. 14 ноября дирижёр Кристиан Лоренс (Германия) во Дворце на Яузе
      от moriselena в разделе События: анонсы и обсуждения
      Ответов: 1
      Последнее сообщение: 10.11.2009, 13:34
    3. Райнхард Кайзер
      от nibelung в разделе Старинная музыка
      Ответов: 5
      Последнее сообщение: 24.04.2009, 15:21
    4. Свт. Иов, Патриарх Московский и Всея Руси
      от andris27 в разделе С праздником!
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 01.07.2008, 22:55

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100