Показано с 1 по 10 из 80
-
06.02.2011, 06:38 #1
Еще раз про оперное новаторство. Теория
Тема так или иначе всплывала уже неоднократно, но тем не менее. Хотелось бы поставить вопрос немного иначе или немного ширше. Для начала определимся с терминами.
Современные оперные спектакли я делю на:
1. Классику (думаю, пояснения не нужны).
2. Минимализм (минимум декораций, скромное художественное оформление, костюмы, лишенные атрибутов времени и т.д.)
3. Модерн (ярко выраженным критерием будет, пожалуй, лишь существенный временной сдвиг действия - причем необязательно в современность).
Интересовать нас будет главным образом последний тип. Для затравочки - несколько вопросов:
1. Какую художественную ценность имеет модерн? В чем она заключается?
2. Возможен ли модерн в рамках классики (обновление в рамках существующей постановочной традиции)?
3. Что дает сдвиг действия во времени?
4. Может ли действие входить в противоречие с либретто? С музыкой?
5. Является ли режиссер соавтором исполняемого произведения?
Поехали!
06.02.2011, 08:08
#2
Re: Еще раз про оперное новаторство. Теория
Пожалуйста, отвечаю, благо в эн-плюс-первый раз уже тут.
1. Такую же, как немодерн, то есть, когда как: иногда здорово, иногда фуфло. Так, чтобы всегда имел - вряд ли, но и классические постановки бывают из рук вон. Ценность его заключается в том же, в чём и ценность традиции: тронуть душу, захватить воображение, рассказать о том, что автору кажется нужным и уместным, показать красоту мастерства, поделиться мыслями и чувствами.
2. Возможен, ещё как. Например: как было бы здорово, если бы каким-нибудь чудом у Лариной и Филипьевны перестали бы качаться голоса, и получился бы у них настоящий, слитный дуэт. Если бы у Татьяны в сцене письма низы не превращались бы в дырки, а верха во взвизги. Какое бы то было отрадное обновление, если бы диалоги в "Волшебной флейте", без которых мотивация поступков героев совершенно дика и непонятна, давались бы целиком, и даже выразительно. Вообще "классические" постановки несколько замылились в плане трактовки образов, даже без всяких посторонних действий. Например, отец Жермон: он же хладнокровный интриган, негодяй почище Яго, а его поют, как обаяшку-папашку. Если вдуматься в оперные образы, они гораздо сложнее и интереснее, чем их по привычке рисуют со сцены (если вообще заботятся о том, чтобы нарисовать какие-то образы, а не просто голос показать.) Я вот к чему: в операх достаточно пространства для нового осмысления и без дурацкого фиглярства. Кроме того, нынче в распоряжении режиссеров такие технические средства, которые позволяют даже самые классические сцены сделать более яркими и убедительными. Например, в "Пиковой", когда Графиня является Герману в галлюцинации - неужели нельзя сделать так, чтобы это было страшно, а не смехотворно? (В Мете, например, там, где Доминго пел, Графиня Содерстрем грузно протискивалась через подсвеченный красным люк в полу, под треск и дым каких-то шутих.) Если нынче снимают "Аватар", и прочее, как здорово можно было бы этими же приёмами поставить, скажем, вагнеровские оперы-мифы.
3. Напоминает нам, что люди, их радости и горести, их проблемы и чувства, остались те же; говорит о том, что опера это серьёзно и актуально, это жизнь, а не археология.
4. Нет, не может. Если действие ненамеренно входит в противоречие, это признак постановочного брака. Если действие намеренно входит в противоречие, а на афише значатся большими буквами имена композитора и либреттиста, это спекуляция на добром имени композитора и либреттиста (давно почивших) с целью рекламы постановщиком своего собственного, не синтонного им творчества.
2. Нет. Однако, режиссер является соавтором спектакля, то есть, сценического воплощения произведения. В той же степени, в которой им являются дирижер и актеры. И как и всякий соавтор, он должен уважать волю других соавторов, особенно покойных, в той мере, в которой она зафиксирована ими самими.
06.02.2011, 10:53
#3
Re: Еще раз про оперное новаторство. Теория
Эх...Ваши бы слова да Богу в уши!
06.02.2011, 20:20
#4
Re: Еще раз про оперное новаторство. Теория
1. Я же просил взглянуть на вопрос ширше. Дело не в отдельных удачных/неудачных постановках, а в общем подходе. В классике есть традиция, преемственность. В модерне, отрицающем классику, этого нет (и быть, ИМХО, не может). Позволю себе провести параллель с фельетоном или пародией. Да, это может быть талантливо и ярко, злободневно, но завтра будет уже не интересно и потребуется что-то новое. Никакой традиции на этой базе создать нельзя. Один режиссер модернисткого толка не сможет воспользоваться идеями и наработками другого - он будет все строить заново. По-вашему, это свобода творчества? По-моему, хаос и анархия.
По поводу собственно художественной ценности. Даже в рамках этого форума неоднократно возникали темы в защиту классики. Сложно представить, чтобы подобные возникли в защиту модерна. И не потому, что на него пока никто не нападает, а потому, что идеалы, им проводимые, сугубо разрушительны, а идей (точнее их связи с интерпретируемым произведением) кроме автора никто не понимает.
2. Не понял, причем тут качество голосов, если речь идет о режиссуре. Насчет Жермона можно поспорить, но лучше, наверное, не в этой теме.
То есть Вы согласны, что на классике рано ставить крест и пространство для маневра в ней еще есть?
Против разумного применения современных технических средств я тоже не возражаю, но в модерне это зачастую становится самоцелью.
3. Можно подробнее? У меня, к примеру, это ничего кроме недоумения не вызывает. Если в классике уже по внешнему виду персонажа можно определить его социальный статус и влияние, следовательно - и характер поведения, то при перенесения действия в современность сделать это весьма затруднительно. Типичный пример: один человек в серой паре и галстуке весьма развязно говорит с другим человеком в такой же паре и галстуке, и второй не дает первому по морде или не посылает в известном направлении, а покорно выслушивает и раболепно поддакивает. Зачастую оба используют весьма архаичный язык. Вам это понятно? Мне нет.
4. Полностью согласен. Но, как правило, в модерне противоречие это есть почти всегда, а вот изменения в афишу вносятся в единичных случаях.
Если "нет" - тоже согласен. Интерпретаторство - не есть соавторство, хотя дело тоже, безусловно, творческое. Как художественный перевод, к примеру.
07.02.2011, 00:03
#5
Re: Еще раз про оперное новаторство. Теория
Не согласен. Классика это то, что живёт независимо от традиции и преемственности, и даже вопреки им. Произведения, которые нынче почитаются классическими, в их время, бывало, как раз ломали традиции и преемственность. Они в их время часто бывали новаторскими.
Модерн отрицает не классику, а традицию. См. выше. То, что непременно требует традиции и преемственности это не классика, а рутина.В модерне, отрицающем классику, этого нет (и быть, ИМХО, не может).
Параллель не подходит, так как в фельетоне злободневна не форма, а содержание (форма как раз может быть очень традиционна), а в модернистском произведении злободневна именно форма, а содержание всё то же, традиционное - любовь, смерть, долг, измена, одиночество, величие и непостижимость мироздания, тщета жизни и прочие вещи, которые людей тревожат, наверное, уже 5000 лет.Позволю себе провести параллель с фельетоном или пародией. Да, это может быть талантливо и ярко, злободневно, но завтра будет уже не интересно и потребуется что-то новое. Никакой традиции на этой базе создать нельзя. Один режиссер модернисткого толка не сможет воспользоваться идеями и наработками другого - он будет все строить заново. По-вашему, это свобода творчества? По-моему, хаос и анархия.
Режиссеры модернистского толка пользуются идеями и наработками других, и даже есть уже модернистские школы и традиции. Та режиссура, которая пришла в виде "режоперы", уже имеет славную традицию в драматическом театре. Ещё Ильф и Петров в "Двенадцати стульях" (вот пример непреходящей актуальности фельетона!) отметили наличие подобной постановочной школы: Ник.Сестрин, "Женитьба", слова Гоголя. Всякое новаторство со временем становится традицией (дурное новаторство становится, соответственно, дурной традицией).
Темы в защиту модерна возникали в рамках этого форума возникали. Если идей модернистского произведения, кроме автора, никто не понимает, то каким образом Вы поняли, что оно проводит сугубо разрушительные идеалы?По поводу собственно художественной ценности. Даже в рамках этого форума неоднократно возникали темы в защиту классики. Сложно представить, чтобы подобные возникли в защиту модерна. И не потому, что на него пока никто не нападает, а потому, что идеалы, им проводимые, сугубо разрушительны, а идей (точнее их связи с интерпретируемым произведением) кроме автора никто не понимает.
Конечно: пространство для маневра в класике заключается как раз в пересмотре традиции, ко взгляду на классическое произведение без наслоений традиции, или по крайней мере с тщательным анализом того, в какой мере установившаяся традиция отвечает духу и букве классического произведения.2. .
То есть Вы согласны, что на классике рано ставить крест и пространство для маневра в ней еще есть?
Неужели в современном обществе внешний вид человека ничего не говорит о его социальном статусе? министр одет так-то, а его шофёр так-то. Если слугу и хозяина одели в одинаковые костюмы, это никакого отношения не имеет к эпохе. С таким же успехом их можно было одеть в одинаковые костюмы "правильной" эпохи.3. Можно подробнее? У меня, к примеру, это ничего кроме недоумения не вызывает. Если в классике уже по внешнему виду персонажа можно определить его социальный статус и влияние, следовательно - и характер поведения, то при перенесения действия в современность сделать это весьма затруднительно. Типичный пример: один человек в серой паре и галстуке весьма развязно говорит с другим человеком в такой же паре и галстуке, и второй не дает первому по морде или не посылает в известном направлении, а покорно выслушивает и раболепно поддакивает. Зачастую оба используют весьма архаичный язык. Вам это понятно? Мне нет.
Слово "почти" в данном случае есть признание того, что бывает, что и нет противоречия. К этому надо стремиться, по-моему. П. Селларс поставил фильм по "Кози", где действие происходит в штате Массачусеттс (Кейп Код) где-то 70-80-х годах, но, на мой взгляд, не противоречит характерам, рисуемым музыкой и текстом, а даже наоборот, подчёркивает и усиливает их:4. Полностью согласен. Но, как правило, в модерне противоречие это есть почти всегда, а вот изменения в афишу вносятся в единичных случаях.
Если "нет" - тоже согласен. Интерпретаторство - не есть соавторство, хотя дело тоже, безусловно, творческое. Как художественный перевод, к примеру.
Последний раз редактировалось mitka; 07.02.2011 в 00:17. Причина: уточнил цитату
07.02.2011, 02:36
#6
Re: Еще раз про оперное новаторство. Теория
1. Термином "классика" я определяю именно постановки произведений, а не сами эти произведения. Перечитайте пост №1.
2. Классика=традиции. Опять см. пост №1.
3. Чем модернистская форма лучше классической? Объясните.
4. "Женитьба" да, тоже вспоминается, когда смотришь современные постановки. Только в этом случае, я думаю, уместнее говорить не о традициях, а о штампах (они есть и в традиционных постановках, не отрицаю). Но где по-настоящему удачные современные прочтения? О них все время говорят, но я пока ни одного не видел.
5. Порнография и насилие, в изобилии присутствующие в модерне - какого рода это идеалы?
6. Так да или нет?
7. Мне не говорит. Современные президенты и олигархи одеваются весьма неброско, а личности, стремящиеся придать себе вес - наоборот. Мужской костюм вообще весьма стандартен - брюки, сорочка, галстук, пиджак. Некоторые выводы можно сделать по мелким деталям, но из зала из рассмотреть трудно.
8. Говорят, что бывает, и я верю (как можно людям не верить?). Только сам я еще ни разу не видел. Насчет примерчика - ИМХО, не самый удачный по следующим причинам:
а) опера комическая, а комические оперы менее чувствительны к временным сдвигам (это не мое мнение, но я с ним согласен).
б) на приведенном отрывке ровно ничего не происходит - просто поется дуэт.
в) идея с журналом, ИМХО, не самая удачная, к тому же противоречащая либретто (что Вы там писали про постановочный брак?)
Вообще приметы современности скорее мешают восприятию, чем помогают ему (кухонь мы, что ли, не видели? видели, и покрасивше): возникает диссонанс между музыкой и видеорядом. В классической версии:
ИМХО, все гораздо гармоничнее (и красивее, да!) Считайте менякоммунистомретроградом.
07.02.2011, 04:36
#7
Re: Еще раз про оперное новаторство. Теория
Простите, но такая "классика" меня не интересует. По мне, так она может валиться в тартарары со всеми её потрохами. Гений тут классический композитор Моцарт, а не классический постановщиик Пупкин, или Пуппонини, или как там их.
В целом ничем не лучше и ничем не хуже. В рамках и той, и той есть постановки хорошие и плохие. Если Вы считаете, что модернистская форма непременно хуже, объясните, чем.3. Чем модернистская форма лучше классической? Объясните.
Я привел, наприvер, селларсовский фильм по "Кози" - считаю удачным прочтением. Канадский фильм по "Дон Жуану", называемый Leporello's Revenge or Don Giovanni Unmasked. Если не видели, советую раздобыть и посмотреть. Отличие "традиций" от "штампов" в том, милы они нам, или не милы: если милы, то это "традиции", если не милы - "штампы". Так как, судя по Вашим комментариям ниже, в опере Вы ищете красивости, которой Вы любуетесь, то конечно, Вам нужны на сцене проверенные поколениями штампы, так как они отточены именно для этой цели: они не отвлекают от внутренней эстетики звука и великатности зрелища. Ничего дурного в этом нет: искусство достаточно ёмко, чтобы дать каждому то, что он в нём ищет. Но при этом стоит помнить, что есть в мире другие люди, и может быть, они ищут в опере не то, что ищете Вы: и лишать их возможности найти в опере то, что ищут они, несправедливо. Поэтому я и возражаю против призыва, содержащегося в статье, которой открывается параллельная ветка. И доказывал фактами, что ценителям традиции никакое новаторство не угрожает, что постановочная традиция живет и доминирует на оперной сцене.4. "Женитьба" да, тоже вспоминается, когда смотришь современные постановки. Только в этом случае, я думаю, уместнее говорить не о традициях, а о штампах (они есть и в традиционных постановках, не отрицаю). Но где по-настоящему удачные современные прочтения? О них все время говорят, но я пока ни одного не видел.
Классические: например, в "Дон Жуане" опера открывается попыткой изнасилования и убийством. Дальше -больше: невеста оставляет жениха, чтобы дать встретившемуся им по дороге импозантному богачу. Крестьянин-жених (муж, собственно уже) с бандой дружков идет расправиться с богачом, но тот хитро отсылает банду прочь и избивает его. Чтобы утешить побитого муженька, проныра-жёнушка кладёт его руку себе на сиську (Senti lo battere, tocca mi qua). Уж чего-чего, а секса и насилия в классических операх хоть отбавляй. Правда, соитие не изображается впрямую, что очень мудро, так как когда надо, всё и без того понятно: я тоже против этих бесконечных симуляций соития, но новаторство не в них состоит.5. Порнография и насилие, в изобилии присутствующие в модерне - какого рода это идеалы?
Да*. Вот, например:6. Так да или нет?
___
* ответ исправлен.
Так всегда было.7. Мне не говорит. Современные президенты и олигархи одеваются весьма неброско, а личности, стремящиеся придать себе вес - наоборот.
А я вот на работу ношу плотницкие такие штаны с карманами на штанинах, фланелевую рубаху в клеточку, никакого галстука и ботинищи-мокроступы, так как у нас снег в принципе не убирают. Чем не мужской костюм?Мужской костюм вообще весьма стандартен - брюки, сорочка, галстук, пиджак. Некоторые выводы можно сделать по мелким деталям, но из зала из рассмотреть трудно.
У Селлерса я вижу двух девчонок, которые по уши влюблены и не могут дождаться, когда придут их ребята. В Вашем примере я вижу двух изящно-холодноватых дам, которые издают абстрактно красивые звуки и принимают абстрактно красивые позы. Кому что. Кстати, это не кухня, а кафе (в котором у них назначено свидание). Девушки смотрят на портреты, которые напечатаны в журнале (видимо, ребята подрабатывают фотомоделями). Где тут противоречие с музыкой или с поемым текстом? Где в музыке или в тексте слышно, что портреты должны быть непременно в медальонах? Для меня "Кози" опера про живых людей. Я не хочу оперой любоваться, я хочу сопереживать - такой я зритель, и списывать со счетов наличие подобного мне зрительского контингента не надо. Я удивился, когда Вы сказали, что в этой сцене "ничего не происходит, просто поётся дуэт". Девушки беседуют о любимых парнях, которые вот-вот должны прийти, и при этом "ничего не происходит"? Я этого не могу понять. Мы с Вами смотрим одну оперу, а видим разные вещи.8. Говорят, что бывает, и я верю (как можно людям не верить?). Только сам я еще ни разу не видел. Насчет примерчика - ИМХО, не самый удачный по следующим причинам:
а) опера комическая, а комические оперы менее чувствительны к временным сдвигам (это не мое мнение, но я с ним согласен).
б) на приведенном отрывке ровно ничего не происходит - просто поется дуэт.
в) идея с журналом, ИМХО, не самая удачная, к тому же противоречащая либретто (что Вы там писали про постановочный брак?)
Вообще приметы современности скорее мешают восприятию, чем помогают ему (кухонь мы, что ли, не видели? видели, и покрасивше): возникает диссонанс между музыкой и видеорядом. В классической версии:
ИМХО, все гораздо гармоничнее (и красивее, да!) Считайте менякоммунистомретроградом.
Последний раз редактировалось mitka; 07.02.2011 в 05:01. Причина: исправил теги цитат и изменил ответ № 6
07.02.2011, 06:34
#8
Re: Еще раз про оперное новаторство. Теория
2. Простите, а Дзеффирелли тоже может валиться в тартарары со всеми его потрохами? Или он не классика? Или как?
3. Объясню в конце.
4. "Дон Жуан" - это не с Хворостовским? Какой же это модерн?
Да, опера должна быть красивой во всех смыслах. В этом Вы меня точно не переубедите.
Насчет фактов - "страшны не улики, а их интерпретация". Мы с вами даже одинаковые цифры по-разному толкуем.
5. Передержка и демагогия в чистом виде. Я думаю, Вы и сами это отлично понимаете, просто не сдержались в пылу задора. Пропустим.
6. Вы таки демагог! Искусно уклоняетесь от прямого ответа. То есть Вы считаете, что "Травиата" при Верди ставилась принципиально иначе, чем это сделал тот же Дзеффирелли в своем фильме? Чем Вы можете это доказать?
7. Очень жаль. Надеялся на Вашу помощь.
8. Про медальоны написано у Да Понте - ничего не поделаешь. Надо либо соблюдать, либо входить в конфликт с либретто (что Вы осуждаете, как я понял). Но дело не в этом.
Вы совершенно напрасно стараетесь всех помирить - чтобы и волков накормить, и овец сохранить. Дескать, пусть сосуществуют классика и модерн, а зритель уж сам выберет, что ему смотреть. Я правильно понял? Так вот, этого никак не может быть. Это борьба, борьба не на жизнь, а на смерть - борьба между духовностью и пошлостью, культурой и бескультурьем, искусством и его профанацией (Христом и антихристом, если в самом широком смысле). Компромисс здесь невозможен в принципе - победит либо то, либо другое. Если в предлагаемой Вами "Кози" нет порнографии - это еще не означает, что она художественна. Если Моцарт слишком сложен для чьего-то восприятия (для моего, например, сложен) - это еще не означает, что его надо подгонять под вкусы домохозяек. Опера никогда не была и в обозримом будущем не будет массовой - это печально, но это факт, которому есть очень простое объяснение. Режиссеру же куда проще не париться над партитурой, не вслушиваться в музыку и не вдумываться в образы, а притянуть за уши громкое политическое событие, вывести на сцену как можно больше голых баб и офомить пару нехитрых спецэффектов - и скандал в кармане! Пара хороших скандалов - и ты уже раскручен, уважаем и авторитетен. А вы, уважаемая публикум, смотрите на все это и ищите глубокий смысл. Кто не найдет - тот дурак! Примерно так...
07.02.2011, 09:38
#9
Re: Еще раз про оперное новаторство. Теория
Конечно, Дзефирелли не классика - по крайней мере, не оперная классика. Может быть, классика кинематографии, но не оперная. Классика в опере это то, что создано композитором и драматургом, это то что переживает время, а постановки живут в своем времени и проходят, как вешний снег. Постановщик в опере лицо подчиненное, он - слуга композитора и драматурга. Его свобода ограничена тем, что сказано ими; но за такое положение постановщик платит тем, что его искусство преходяще (валится в тартараты с потрохами), и потому не классика, какой бы замечательный он ни был.
3. Объясню в конце.Да, там Хворостовский поёт и Лепорелло, и Дон Жуана. А чем этот фильм не модерн? Ремарки не соблюдены, половина действия на киноэкране.4. "Дон Жуан" - это не с Хворостовским? Какой же это модерн?
А я Вас ни в чём и не собираюсь переубеждать. Переубедить можно только человека, который ищет истину. Того, кто истину уже прочно нашел, переубедить ни в чём нельзя. Я пишу для всех тех, кому интересен предмет дискуссии.Да, опера должна быть красивой во всех смыслах. В этом Вы меня точно не переубедите.
Насчет фактов - "страшны не улики, а их интерпретация". Мы с вами даже одинаковые цифры по-разному толкуем.
Когда нечего возразить по существу, начинаются обвинения в "передержках" и "демагогии". "Дон Жуан" начинается с попытки изнасилования и с убийства: скажите мне, что это не так.5. Передержка и демагогия в чистом виде. Я думаю, Вы и сами это отлично понимаете, просто не сдержались в пылу задора. Пропустим.
На Ваш вопрос я ответил "да". Недостаточно прямо? Как "Травиата" ставилась при Верди, я не знаю.6. Вы таки демагог! Искусно уклоняетесь от прямого ответа. То есть Вы считаете, что "Травиата" при Верди ставилась принципиально иначе, чем это сделал тот же Дзеффирелли в своем фильме? Чем Вы можете это доказать?
Если Вы с детства не замечали, что люди по-разному одеваются, то помочь тут невозможно.
7. Очень жаль. Надеялся на Вашу помощь.
Ремарки одно, произносимый и поемый текст другое. И к тому же, дух ремарок у Селларса сохранен - девушки смотрят на портреты. Сейчас бы они смотрели на портреты в своих айфонах, и это было бы по духу и настроению в точности то же, что тогда было смотреть на портрет в медальоне. Опера, которая актуальна только в антураже своего времени - мертва. Гениальность гениальных опер в том и состоит, что они о вечном. И сейчас есть Дон Жуаны, и Лепорелло, и Церлины, и Виолетты, и Жермоны, они ходят среди нас, как ходили тогда. И неважно, какое платье на Виолетте, и в какой она комнате, а важно, каково ее положение и в чём ее трагедия.8. Про медальоны написано у Да Понте - ничего не поделаешь. Надо либо соблюдать, либо входить в конфликт с либретто (что Вы осуждаете, как я понял).
Я стараюсь изложить свою точку зрения; помирить я, конечно, хотел бы, но для этого нужно, чтобы все собеседники были людьми, ищущими истину, а не уже нашедшими её (см. выше); но природа человеческая несовершенна, и я понимаю, что так не бывает.Но дело не в этом.
Вы совершенно напрасно стараетесь всех помирить - чтобы и волков накормить, и овец сохранить. Дескать, пусть сосуществуют классика и модерн, а зритель уж сам выберет, что ему смотреть. Я правильно понял? Так вот, этого никак не может быть.
Тут не мешало бы разобраться, где искусство, а где его профанация: единого мнения по этому вопросу нет. Некоторые считают, что дежурно-замыленные "традиционные" постановки великих опер это как раз и есть профанация, а постановки, открывающие в опере неведомые ранее стороны и глубины, не замеченные традицей - это настоящее искусство.Это борьба, борьба не на жизнь, а на смерть - борьба между духовностью и пошлостью, культурой и бескультурьем, искусством и его профанацией (Христом и антихристом, если в самом широком смысле). Компромисс здесь невозможен в принципе - победит либо то, либо другое.
А какие у домохозяек вкусы? "Домохозяйки" как раз не за модерн, а за традицию. Там, где опера субсидируется богатыми домохозяйками, например, в США, режопера не приживается. (Приживается там, где субсидируют правительства.) Именно то, за что Вы ратуете, и есть прямая подгонка Моцарта под вкусы домохозяек. И именно разъярённые домохозяйки и домохозяева, которым не "сделали красиво" и не подали им их привычное варево из Моцарта, устраивают скандалы и вопят о том, что надо бы на Чернякова и Гута в суд подать.Если в предлагаемой Вами "Кози" нет порнографии - это еще не означает, что она художественна. Если Моцарт слишком сложен для чьего-то восприятия (для моего, например, сложен) - это еще не означает, что его надо подгонять под вкусы домохозяек. Опера никогда не была и в обозримом будущем не будет массовой - это печально, но это факт, которому есть очень простое объяснение. Режиссеру же куда проще не париться над партитурой, не вслушиваться в музыку и не вдумываться в образы, а притянуть за уши громкое политическое событие, вывести на сцену как можно больше голых баб и офомить пару нехитрых спецэффектов - и скандал в кармане! Пара хороших скандалов - и ты уже раскручен, уважаем и авторитетен.
Что касается того, что режиссеру проще, то, мне кажется, гораздо проще последовать хорошо накатанной традиции, где в образы особо вдумываться не надо - традиция уже всё продумала. Я Чернякова и Гута упрекаю за то, какие именно образы они создали в Дон Жуане, но упрекнуть их в том, что они не думали над образами, по совести нельзя.
А чем лучше утверждение, что тот, кто найдет там глубокий смысл, тот дурак? Тем, что Вы согласны со вторым, и не согласны с первым?А вы, уважаемая публикум, смотрите на все это и ищите глубокий смысл. Кто не найдет - тот дурак! Примерно так...
07.02.2011, 13:29
#10
Re: Еще раз про оперное новаторство. Теория
в этом случае мы имели бы сейчас театр, который был во времена написания опер... тот самый, где "певец имеет только два жеста - к себе и от себя" (П.З.Андреев) и в котором трон фараона в "Аиде" стоит всегда "как положено - справа" (С.Ю.Левик)... т.к. ни Мамонтов, ни Станиславский, ни Покровский, ни Дзефирелли с Понелем просто не были бы возможны....
Похожие темы
-
Оперное искусство давно пора спасать от "новаторов"
от femmina в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 117Последнее сообщение: 17.02.2011, 10:07 -
Оперное лето в Баварии
от Anna-Marta в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 1Последнее сообщение: 26.02.2008, 10:48 -
Стандарты в нотопечатании: традиции, новаторство...
от AlexMak в разделе Нотный наборОтветов: 5Последнее сообщение: 12.10.2007, 21:01 -
Обучение композиторов - новаторство или академизм?
от ne-mov в разделе Искусство композицииОтветов: 63Последнее сообщение: 27.05.2007, 16:49




Ответить с цитированием



Социальные закладки