11 ноября 2011 года, Большой зал консерватории, 19.00
Абонемент № 60 Московской государственной академической филармонии
К 75-летию Государственного академического симфонического оркестра России имени Е. Ф. Светланова
Памяти Евгения Светланова
И. Стравинский - Сюита из музыки балета "Жар-птица" (ред. 1919 г.) Э. Шоссон - Поэма для скрипки с оркестром М. Равель - "Цыганка" для скрипки с оркестром С. Рахманинов - Симфонические танцы
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова Художественный руководитель - Владимир Юровский
Солистка - Юлия ФИШЕР (скрипка, Германия)
Дирижёр - Владимир ЮРОВСКИЙ
Первое выступление Государственного Академического симфонического оркестра имени Е.Ф. Светланова (ГАСО) со своим новым худруком Владимиром Юровским по случаю 75-летия оркестра заставило мгновенно вспомнить о былом музыкальном статусе коллектива.
Этот юбилейный концерт ГАСО имени Светланова в Большом зале консерватории планировалось провести еще месяц назад, 5 октября - в день, когда ровно 75 лет назад на той же сцене Госоркестр дебютировал со своим создателем Александром Гауком, а затем выступал под руководством Гаука, Натана Рахлина, Константина Иванова, Евгения Светланова, работал с Василием Синайским и Марком Горенштейном. Со своим последним руководителем оркестр, как известно, вступил в конфликт, и юбилейный концерт музыкантов отложили. Только теперь, когда назначенный новым худруком ГАСО дирижер Владимир Юровский, возглавляющий также Лондонский филармонический оркестр и Глайндборнский оперный фестиваль, подготовил с оркестром новую программу, юбилей удалось организовать. В программе, посвященной памяти Евгения Светланова, прозвучали "Жар-птица" Игоря Стравинского, "Симфонические танцы" Сергея Рахманинова и два скрипичных сочинения французской музыки - Поэма для скрипки с оркестром Эрнеста Шоссона и концертная рапсодия "Цыганка" Мориса Равеля в исполнении немецкой скрипачки Юлии Фишер.
Поразило, как всего за несколько дней репетиций, проходивших у Владимира Юровского параллельно с премьерой "Руслана и Людмилы" в Большом театре, ГАСО удалось предстать на юбилейном концерте не заурядным коллективом со стертой исполнительской манерой и пониженной энергетикой, как это было в последние годы, а бодрым, словно вдохнувшим музыкального кислорода, спаянным общим настроем оркестром. Юбилейное выступление ГАСО вдруг обнаружило его качественную исполнительскую породу, шлифовавшуюся десятилетиями работы с крупнейшими музыкантами - яркий оркестровый звук, крепкие струнные и медь, способность вникать в каждую деталь дирижерской трактовки. Приподнятый настрой оркестра передавался в зал. Атмосфера музыкального события возникла сразу, как только зазвучало тревожным рокотом знаменитое пианиссимо Интродукции из "Жар-птицы", а затем разлилось тончайшим волшебством звучностей, где пленяло все - и четкий внятный штрих оркестра, и неторопливая певучесть протяжных русских мелодий, и воздушные эффекты струнных в плотной оркестровке, и жесткий фантомный звук тутти в плясе Кащея. Владимир Юровский четко выстраивал линии музыкального напряжения, поднимая звучание на предельные крещендо и добиваясь почти механистически выверенного ритма в инфернальной образной сфере сюиты. Одновременно артикулировались мельчайшие детали азартной полистилистической игры Стравинского. Озвучивалось все: и фольклорные мотивы, и вклинивающиеся баховские цитаты, и оркестровая живопись в духе Римского-Корсакова, и даже контуры джазовых ритмов.
В Поэме Шоссона и рапсодии "Цыганка" ГАСО и Юлия Фишер продемонстрировали тонкий звуковой ансамбль, где объемы оркестра не поглощали нежный матовый звук солирующей скрипки, а мягким фоном выдвигали ее рельеф. В манере игры Фишер совершенно отсутствовали нарочитые концертные приемы - "рвущие" форте, бравирующая виртуозность. Возможно, не на всякий вкус пришлась ее утонченная нюансировка в бурной равелевской "Цыганке", представшей не в ярком темпераментном изложении, а скорее в галантном французском стиле.
"Симфонические танцы" Рахманинова, завершившие программу юбиляров, обнаружили и достижения, и тот объем работы, который еще предстоит оркестру: преодоление скованности, не позволившее по-настоящему развернуться в стремительных поворотах вальса из второй части, в зловещих рельефах Dies irae и многослойной драматургии третьей части, шлифовка соло деревянной группы, ощущение конченой целостности формы. И все-таки на концерте было невозможно не оценить тот энергичный контакт ГАСО со своим новым худруком и тот приподнятый творческий тон, который зал с энтузиазмом разделил с музыкантами.
"Начало положено": "Независимая газета"/Марина Гайкович, 14.11.2011 г.
Владимир Юровский дал первый концерт с Госоркестром. Юбилейную программу, посвященную 75-летию оркестра, посвятили памяти Евгения Светланова. На следующий день еще один свежеиспеченный главный дирижер – театра Ла Скала – Даниэль Баренбойм вместе со своим коллективом исполнил в Большом театре «Реквием» Верди.
Концерт ГАСО рассматривался общественностью как явление событийное – слишком много профессионалов наблюдалось в зале, а дирижер Владимир Понькин лично подарил Юровскому букет – это вообще случай из ряда вон. Впрочем, маэстро восхищения заслуживает – хотя бы из-за своей выносливости. Накануне премьеры в Большом театре он дал концерт с Российским национальным оркестром – заменил заболевшего Инго Метцмахера, затем была серия «Руслана и Людмилы» (а это – практически каждый день в яме, с 19 до 23.30) и, наконец, по-настоящему дебютный – не только в новой должности, но и вообще первый – концерт с Госоркестром. Да еще с какой программой: сюита из «Жар-птицы» Стравинского и «Симфонические танцы» Рахманинова. Нельзя сказать, что случилось откровение и услышанные интерпретации захватили сердце критика, но можно с уверенностью констатировать, что дебют (не только дирижера с оркестром, но и наоборот – оркестра с дирижером) состоялся. И тут все-таки стоит отдать должное Марку Горенштейну, который, и это очевидно, держал оркестр в хорошей рабочей форме. Было впечатление именно коллектива, а не просто набора хороших музыкантов, где даже духовики – на очень приличном уровне. Добавим к этому коллективу дирижера не просто талантливого, но с точным – опирающимся не столько на интуицию, сколько на эрудицию – представлением того, чего он хочет, и получим залог для перспективного сотрудничества. Что касается прошедшего концерта, то, кажется, дирижер перемудрил со звукописью в «Жар-птице», отчего «Пляс Кощеева царства» совсем не был поганым (как у автора написано), а отдельные места «Колыбельной» в буквальном смысле убаюкивали (что продемонстрировал мой сосед – наверное, тяжелый выдался денек), и не вытянул пронзительное и драматическое целое «Симфонических танцев», хотя отдельные эпизоды обоих произведений звучали очень хорошо – была слышна очень внимательная работа оркестра. Музыканты, безусловно, старались, что в их ситуации понятно (они инициировали отставку Горенштейна): впервые за последние несколько лет на лицах музыкантов российских оркестров была видна заинтересованность. Будем надеяться, она не скоро исчезнет.
Для этого концерта Владимир Юровский пригласил Юлию Фишер – скрипачку экстра-класса, потрясающе виртуозную: «Поэма» Шоссона и «Цыганка» Равеля были исполнены практически образцово. Теперь задача художественного руководителя – пригласить дирижеров и солистов для будущих концертов оркестра (ибо сам он в этом сезоне проведет с ГАСО еще один концерт весной), и совпадут ли желания худрука пригласить именитых маэстро и финансовые возможности учредителя – вопрос.
тот объем работы, который еще предстоит оркестру: преодоление скованности, не позволившее по-настоящему развернуться в стремительных поворотах вальса из второй части, в зловещих рельефах Dies irae и многослойной драматургии третьей части, шлифовка соло деревянной группы, ощущение конченой целостности формы.
Первый вдох свободы Юбилейный концерт Госоркестра оказался первым, в котором встретились коллектив и его новый худрук Владимир Юровский. Союз обещает многое
В течение этого года Юровский, чья творческая жизнь подневно расписана на годы вперед, успел тем не менее выступить с пятью российскими коллективами.
Летом он дебютировал в Михайловском театре, где провел концертную программу в честь дружбы Дрездена и Петербурга и договорился о неких совместных планах с директором театра Владимиром Кехманом.
Осенью Юровский впервые продирижировал московским камерным оркестром Musica viva, угостив слушателей редким репертуаром ХХ века. Концерт содержал культуртрегерскую ноту: маэстро объяснял публике, как понимать сложную музыку, и даже удивил неожиданным сравнением Веберна со Жванецким.
Вскоре Юровскому пришлось заменить немецкого коллегу Инго Метцмахера за пультом Российского национального оркестра. Этот коллектив, завидно мобильный, с Юровским к тому же знаком давно, поэтому неудивительно, что в Четвертой симфонии Шостаковича точность курса и его выполнения была неукоснительной.
Только что в Большом театре Юровский провел семь премьерных спектаклей оперы «Руслан и Людмила», которыми открывалась историческая сцена после реконструкции. Тонкий стиль, изящество оркестровой игры и выделка вокальных ансамблей создали в спектакле отдельную музыкальную ценность, ничем не зависящую от постановки.
Однако в дни представлений «Руслана» Юровский успел подготовить и первую концертную программу с Госоркестром имени Светланова, чьим художественным руководителем он стал после скандального увольнения Марка Горенштейна.
Должен отрапортовать, как один из музыкальных критиков, кто почти не ходил на концерты Госоркестра последние восемь лет: в наше культурное поле вернулся очень сильный коллектив, в котором играют музыканты-мастера, искренне любящие музыку и соскучившиеся по ней. Вышли они из-под камня, щурясь на белый свет, как говорится в балладе про медоваров.
Действительно, люди столько времени провели в атмосфере палочной муштры и дилетантизма, что еще не вполне освободились от известной заторможенности. Но, казалось, они радовались уже тому, что видят на дирижерском подиуме живого человека, умеющего точным жестом вызвать к жизни музыкальную мысль.
Юровский не стал по случаю первой встречи придумывать заковыристую программу: дело обошлось сюитой из «Жар-птицы» Стравинского (вторая редакция, 1919) и Симфоническими танцами Рахманинова (1940) — одним из коронных произведений Светланова, к которым были добавлены Поэма Шоссона и Цыганка Равеля в образцовом исполнении немецкой скрипачки Юлии Фишер.
Госоркестр звучал. Звучал, как ему и положено, по-русски и с душой. Не так филигранно, как европейский оркестр, не так компактно, как американский. И не так мобильно, как оркестр, давно сыгравшийся со своим шефом. Последнее, будем верить, впереди. А первое объятие оказалось, нет сомнений, жарким и счастливым.
Дирижер Владимир Юровский не впервые в Москве, он здесь уже много и регулярно работал, приобрел репутацию образованного европейского интеллектуала с академическим российским бэкграундом и давно стал принципиальной фигурой для ценителей и профессионального сообщества. Когда Юровского чуть было не назначили главой РНО (решение оркестрового менеджмента было уже объявлено, когда отошедший было от дел Плетнев неожиданно решил вернуться), это было сюжетом большой, но цеховой значимости. Его недавнее назначение в ГАСО прозвучало совершенно иначе, оказавшись государственно и общественно важным событием.
В эпохальные краски был окрашен весь нынешний приезд Юровского в Москву. Его календарными рамками стали репетиции и спектакли «Руслана и Людмилы» в Большом театре, куда дирижера тоже в свое время звали на постоянную работу. Но уговорить Юровского в конце концов удалось не бывшему частному РНО и не Большому театру в поисках нового идеала, а Минкульту, решившемуся на переустройство ГАСО, одного из своих главных активов. Объявление о достигнутых между чиновниками и музыкантом договоренностях прозвучало тем более эффектно, что трудно представить себе более неподходящие друг другу образы – старого, отяжелевшего оркестрового бренда, груженого давним прошлым и измученного недавним, и молодого просвещенного музыканта европейских взглядов на звук, нероссийского опыта и программных манер.
Начав репетировать Глинку в еще не сданном в эксплуатацию Большом и погрузившись в местные реалии, Юровский экстренно продирижировал профессионально верным РНО вместо другого актуального европейца – заболевшего Инго Метцмахера. Он скорректировал программу, основанную на трагической Четвертой симфонии Шостаковича, сделав ее не только музыкальным центром, но и точно продуманным смысловым событием-сообщением. Потом в дни премьеры «Руслана» начал репетировать с незнакомым ГАСО. Все это немного похоже на подвиг – или, по крайней мере, на принятый вызов, индивидуальный, профессиональный и эмоциональный. Который увенчался очевидным триумфом. И если музыкально рафинированного, утонченного «Руслана», исследовательского по мотивации и демифологизированного по звуковому образу, не все единодушно оценили (как, между прочим, и предыдущую музыкальную версию оперы в Большом, сделанную Александром Ведерниковым в сотрудничестве с тем же Евгением Левашевым, который и теперь принимал участие в подготовке «Руслана»), то программа с ГАСО была принята публикой абсолютно на ура и без разночтений.
На концерт (наконец-то состоявшийся юбилей) собралась, кажется, вся заинтересованная Москва, от чиновников до оркестрантов и дирижеров. Вечер начался в жанре праздничной манифестации, с «похвальным словом оркестру» от непременного в таких случаях Святослава Бэлзы, с посланием Президента, прочитанным регулярно торжественным советником по культуре Юрием Лаптевым. Все выглядело так, что напряженный сюжет с отстранением бывшего главного дирижера Марка Горенштейна прямо накануне юбилейного сезона, в котором сами оркестранты сыграли важную роль, счастливо завершился. Оркестр обрел обещанного директора (им стал человек из ГАСО, знающий оркестровую кухню Григорий Левонтин) и убедительного худрука. Центральный для всего сюжета оркестровый протест был интерпретирован властями не как мятеж, а как своевременное обращение к «царю-батюшке» (в данном случае Минкульту), позволившее «царю» проявить себя «просвещенным монархом» и подарить нам эстетический прогресс. Каковой и был дальше предъявлен оркестром и дирижером в программе, где от первоначального юбилейного плана осталась только сюита Стравинского из балета «Жар-птица». Декоративный номер, чаще венчающий праздничные программы, чем открывающий их, прозвучал во второй редакции и фантастически по звуку и смыслу. Прозрачно, отчетливо структурно, так что все группы и соло были как на ладони. Это была демонстрация оркестровых возможностей, за которой последовало предъявление способностей к внимательному аккомпанементу. Солировать в концерте приехала скрипачка Юлия Фишер, чья аристократическая атлетическая сдержанность, иногда превращаясь в рационально мускулистую холодность, вызывала уважение, но и заставляла затосковать по привычным сантиментам в краеугольных номерах виртуозной скрипичной романтики от Шоссона и Равеля. Оркестр и дирижер проявили должную чуткость, но главное было впереди.
«Симфонические танцы» Рахманинова – ударный русский репертуарный хит позволяет оркестрам уложить слушателя на лопатки (примерно так, как это в Москве сделал несколько лет назад Александр Лазарев с РНО) или, по крайней мере, ослепить массивом эмоционального звука. Юровский все сделал не так, как принято. Первая часть насторожила сдержанным темпом и динамикой, не дающей оркестровой махине прежде времени пойти в разнос, вторая стала центром, высекая меланхолию из швов пластичной конструкции, вместо того, чтобы звучать дивертисментом. Финал звучал не грозным механизмом, но великолепно трудной работой, внимательным расследованием сложно устроенного трагизма, более чем достойным того, чтобы быть проделанным. Это был истово рациональный труд, будто помешанный на точности, прозрачности, на подчеркнуто ясной расстановке групп в пространстве и логике кульминации как смысловой награды.
Невозможно не отметить замечательный звук струнных, готовность к изысканной фразировке, трудовую героику духовиков, общую собранность, показавшуюся максимальной. Оркестр весь концерт смотрел на своего нового лидера во все глаза и был готов на все, стараясь слушаться непривычного, не по-российски сухого жеста ради живого творчества. После концерта музыканты не расходились, долго стояли на улице в темноте, поздравляя друг друга, до тех пор, пока кто-то не крикнул «Товарищи, отходите, грузовик подогнать надо!». Если бы в этот момент спустился Юровский, нет сомнений, оркестр встретил бы его снова аплодисментами. «Все играла бы и играла!», -- повторяла одна оркестрантка. «А как задышали!» -- говорил другой.
Не только оркестр, но и нас всех можно поздравить. У колаборации ГАСО с Юровским очевидный потенциал, у публики – плюс один оркестр, на который, видимо, можно рассчитывать в смысле профессионального энтузиазма и незаигранных, продуманно интересных программ, если Юровский действительно сможет найти для этой заботы время.
Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда нужно срочно решить финансовый вопрос: карта заблокировалась, не приходит перевод, отказали в кредите… В такие моменты на помощь...
«Привет, бандит! Добро пожаловать в Сан-Андреас!» Эти слова знакомы каждому, кто хоть раз играл в культовую Grand Theft Auto: San Andreas. Спустя годы легендарная игра получила обновлённую версию —...
Современные компании, независимо от их размера и отрасли, сталкиваются с необходимостью оптимизации своей работы, повышения производительности и гибкости. Один из самых эффективных инструментов для...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
10.10.2025, 08:01
Социальные закладки