RSS лента

Лука Др. Тепес

Гендерный аспект (4)

Рейтинг: 1.00. Голосов: 1.
              
от yohji_nap Ааа.. вот оно всё к чему.. женщины ведь типа как бы воспринимают эмоционально, а авангард - он про структуры, математику и логику. I see. "Эта песня хороша, начинай сначала" (с)
Типа все как бы намного забавнее!
Дело вовсе не в том, что женщины воспринимают искусство эмоционально. Дело в том, что они желают сильных эмоций. Но не просто сильных эмоций, а эстетически окрашенных эмоций, в которых смогли бы, так сказать, красиво растворить свое "я". Рискуя вызвать очередной шквал негатива, я замечу, что женщины в целом эгоцентричнее мужчин (дамы, утешьтесь: зато мужчины более эгоистичны!) Женщины склонны замыкаться на себе. Влюбленные женщины склонны "перетекать" в своего мужчину и были бы рады заполнить его целиком. Или ребенка.
Мне думается, примерно такие же отношения у женщин складываются и с произведением искусства. Ощутить - и ярко ощутить! - себя, перетечь в музыку, слиться с ней в одно: вот исконно женская потребность.
Положа клешню на панцырь: дает ли им современная авангардная музыка возможность удовлетворить эту потребность?

Отправить "Гендерный аспект (4)" в Google Отправить "Гендерный аспект (4)" в Facebook Отправить "Гендерный аспект (4)" в Twitter Отправить "Гендерный аспект (4)" в del.icio.us Отправить "Гендерный аспект (4)" в Digg Отправить "Гендерный аспект (4)" в StumbleUpon

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Лука Др. Тепес
    Теперь обратим свой взгляд на мужчин. Им-то какого чего хочется от новой музыки? Я уже говорил: как и прежде, в очень большой большой степени - событийности. Образно поданной информации. Но при этом желательно, чтобы эта информация потреблялась мужчиной, так сказать, не нарушая его комфорта. В каком смысле? Во-первых, в самом прямом. Ну не любит мужчина женских истерик звуков резких, скрежещущих, рвущих уши. А во-вторых, в том, что мужчина не любит чувствовать себя идиотом. Разгрызать задачки любит, но так, чтобы внутри оказалась награда в виде вкусного ореха. Но если он обламывает зубы, а до вкусной цели так и не добирается, это нас м... его, ну как бы это сказать помягче? - расстраивает и даже обижает.
    Теперь смотрите, друзья, что получается. Композитор говорит мужчине: "Я предлагаю тебе потерпеть, чтобы узнать через мое искусство нечто новое". А мужское естество ему отвечает:
    а) ты сначала хотя бы намекни мне, что за такое "новое" я у тебя там обрету. Меня, безусловно, интересует новое: новые события, новые смыслы. Как у тебя там с этим дело обстоит?
    б) Ок, я согласился попробовать и терплю это жутко некомфортное звучание. Минуту терплю, вторую, третью. Новых смыслов не вижу и вообще никаких смыслов. Как реагировать - не знаю. Чувствую себя дураком. Неприятно мне. И обидно.

    Таким образом, выходит, что ни меньшинство в лице мужчин, ни большинство в лице женщин, сидящих в зале, не получает желаемого... Ну и?
  2. Аватар для jevlampij
    Про событийность и комфорт щщитаю тонко дорогой Лука Др. Тепес подметил. Особенно про комфорт. И тут мы приходим к вопросу из БТМ: как эмоцыя-то к сложносоставленному звучанию привязываетца? Намекал уж в кантцко-блинской нашей ветке мол на оперу посмотри*! Весь механизъм там явлен.\\\*На ты-то тут не к одному читателю, а вообще как бы мыслям направление.
  3. Аватар для lerit
    Друг Лука, у меня закрадываются страшные подозрения...
  4. Аватар для yohji_nap
    Ну и?
    Ну, и теперь осталось только узнать, что же двигало многими тысячами мужчин и женщин на августовском фестивале Штокхаузена в Великобритании, на сентябрьском Musikfest в Берлине,..
  5. Аватар для jevlampij
    А вот дорогой yohji_nap и особенный механизъм тронул ненароком: заразная толпа-то! особенно заране заведённая! Тут мню большая часть "жывова исполнения" и прячетца. Может и не бОльшая но уж большАя.
  6. Аватар для Лука Др. Тепес
    Ну, и теперь осталось только узнать, что же двигало многими тысячами мужчин и женщин на августовском фестивале Штокхаузена в Великобритании, на сентябрьском Musikfest в Берлине,..
    Ровно то же, что двигало как минимум двумя тысячами людей, набившимися под завязку в БЗ Ленинградской филармонии во время первого исполнения гаврилинских "Перезвонов".
    "В четверг и больше никогда".
  7. Аватар для Nata_SPb
    а) ты сначала хотя бы намекни мне, что за такое "новое" я у тебя там обрету. Меня, безусловно, интересует новое: новые события, новые смыслы. Как у тебя там с этим дело обстоит?
    б) Ок, я согласился попробовать и терплю это жутко некомфортное звучание. Минуту терплю, вторую, третью. Новых смыслов не вижу и вообще никаких смыслов. Как реагировать - не знаю. Чувствую себя дураком. Неприятно мне. И обидно.
    Вот это - про меня.
    А дальше было так. Слушала я, слушала Шенберга (для меня это авангард) и почти обижалась. Никак не могла понять: это он так шутит или серьезно? С каким выражением лица воспринимать эту музыку: скорбным, веселым или еще каким? Однажды, сильно устав от всяких рутинных дел, решила послушать снова. Состояние мое было близко к полной апатии. У меня не было сил на реакцию и я была свободна от привычных ожиданий, потому что и на них тоже не было сил. И случилось чудо: я ее вдруг услышала и начала понимать ее движение и логику. После этого подумала, что неприятие авангарда есть следствие инерции восприятия, стремления к привычному и результат ошибочных "вычислений" (по Лейбницу, который связывал музыку с "вычисляющей душой").
  8. Аватар для Лука Др. Тепес
    Друг Лука, у меня закрадываются страшные подозрения...
    (Устало) Ну в чем, в чем опять меня здесь подозревают?! Что я педофил - было. Что я женщина - было. Что я мужской шовинист - было. И даже что я все-таки композитор. Надеюсь, на этот раз что-нибудь оригинальное? Друг Лерит, не разочаруйте меня!
  9. Аватар для Лука Др. Тепес
    После этого подумала, что неприятие авангарда есть следствие инерции восприятия, стремления к привычному и результат ошибочных "вычислений" (по Лейбницу, который связывал музыку с "вычисляющей душой").
    Дорогая Nata, разве Вы не музыкант? я заранее предупредил, что о музыкантах не говорю, у них в большей или меньшей степени срабатывают иные механизмы.
    А что касается инерции восприятия в принципе, то я согласен, она существует и имеет очень большое значение. Но кто (кроме композиторов) сказал, что это значение всегда со знаком минус? По-моему, слушательская инерция - это не плохо и не хорошо, а просто факт, с которым необходимо считаться. И опять же: поди-ка отдели эту самую инерцию от естественности!
  10. Аватар для lerit
    Постараюсь... Помните, многие страницы в "Анне Карениной" приписывались не Толстому в силу поразительного проникновения в тайны женского мироощущения...
  11. Аватар для yohji_nap
    Ровно то же, что двигало как минимум двумя тысячами людей, набившимися под завязку в БЗ Ленинградской филармонии во время первого исполнения гаврилинских "Перезвонов".
    Представления не имею, кто такой Гаврилин и что за "Перезвоны", извините. Яндексом посмотрел, но выяснил только, что Гаврилин уже умер, а "Перезвоны" уже не первый год крутят по Культуре и вроде регулярно исполняют.
  12. Аватар для Лука Др. Тепес
    Постараюсь... Помните, многие страницы в "Анне Карениной" приписывались не Толстому в силу поразительного проникновения в тайны женского мироощущения...
    Угу, я так и думал. Сомневаюсь, что у Толстого была гениальная жена. Скорее, гениальным был все-таки он. А проникнуть в пресловутую загадку женской души не проблема, надо только быть знатоком предмета На всякий случай: за меня жена точно не пишет.
  13. Аватар для Nata_SPb
    Дорогая Nata, разве Вы не музыкант? я заранее предупредил, что о музыкантах не говорю, у них в большей или меньшей степени срабатывают иные механизмы.
    Увы мне! Физик я по образованию и прежней работе.
  14. Аватар для Лука Др. Тепес
    Представления не имею, кто такой Гаврилин и что за "Перезвоны", извините. Яндексом посмотрел, но выяснил только, что Гаврилин уже умер, а "Перезвоны" уже не первый год крутят по Культуре и вроде регулярно исполняют.
    Крутят-крутят. Образец весьма комфортабельной музыки. Но в тот, первый раз толпы привалили не за комфортом, а на на подогреве "новенького" и чуть ли не "запретного".
  15. Аватар для lerit
    Но все же, ставя себя на место композитора, могу спросить вослед за Пушкиным: "Куда ж нам плыть?"
  16. Аватар для Лука Др. Тепес
    Увы мне! Физик я по образованию и прежней работе.
    Я знаю несколько превосходных музыковедов, бывших физиков и математиков.
  17. Аватар для Лука Др. Тепес
    Но все же, ставя себя на место композитора, могу спросить вослед за Пушкиным: "Куда ж нам плыть?"
    Хороший вопрос. Конкретный такой.
    Если ответить столь же "конкретно", то имхо в сторону слушателя. Да-да, я знаю, всем нам хочется заставить публику плыть за нами, как за буксиром. Но чтобы это состоялось, надо как минимум сначала самим подплыть к этой большой барже вплотную.
  18. Аватар для lerit
    Слушатель - явление многообразное. Одни любят одно, другие - другое, третьим музыка вообще по барабану... Как тут не сбиться с пути? (Плюс женский вопрос...) Кстати, а наоборот не бывает:бывшие музыковеды, ныне превосходные физики и математики.
  19. Аватар для Nata_SPb
    Вспомнили Вы, уважаемый Лука, Перезвоны. Да, зал впечатлял. Но и на премьере Легенды о докторе Фаустусе Шнитке народу было не меньше. Между тем, его произведение комфортной музыкой никак не назовешь. А что творилось, когда приезжал Рави Шанкар! И, кстати, никто в зале не спал, хотя индийская классическая музыка, исполненная на ситаре и сароде с тампуром, по признакам ближе всего к современной атональной. Приятие непривычного было очевидным. Все же даже в восприятии музыки обычный слушатель склонен ориентироваться на авторитет, который может быть самого разного происхождения: от "мой профессор посоветовал", до "за этой музыкой тысячелетняя традиция загадочной культуры". Поэтому (как мне кажется) современному композитору не надо разбираться в том, кто ходит на концерты. Тем более, что подавляющее большинство сидит дома в наушниках. Скорее, нужно что-то типа музыкального просвещения.
  20. Аватар для Лука Др. Тепес
    Так я же не утверждаю, дорогая Nata, что на "Перезвоны" за комфортом шли! На премьеру вообще ходят не за этим. В данном случае шумиха вокруг первого исполнения "Перезвонов" была такова, что туда многие побежали "на новенького". Это стало престижным - появиться на такой премьере, поговорить о ней потом и так далее. Я потому и сравнил этот ажиотаж с картиной "Явление публики Штокхаузену", которую все время поминают наши уважаемые коллеги-композиторы.

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100