Tristan und Isolde - Bayrische Staatsoper, Munchen (1998)
Тристан, наверняка, моя самая любимая опера. Слово "Любимое" может и не самое подходящее, т.к. это часто зависит от настроения, а и со временем вкус меняется. Но Тристан, это то произведение, к которому я всегда возвращаюсь, погружение в мир его музыки это всегда особое событие для меня, такое дозу эмоционального накала, и переживания я не получаю ни от другой оперы.
Вагнером, я начал увлекаться еще в старших классах, и то лишь из-за любопытства. Ведь, как же это так, такой прекрасный Верди, исполняют в театрах одного его и других итальянцев, а ведь во всех книгах пишут о Вагнере как об одном из величайших оперных композиторов 19 век (ну, где-то бегло еще упоминают и Вреди), Вот этого я никак не мог понять, и решил поискать и послушать Вагнера. Сначал мне он совсем не понравился, но настойчиво переслушивал записи всех опер подряд и я со временен эту музыку и полюбил. Да полюбил так, что итальянская опера почти что перестала нравиться. Но вот беда, где его оперы живьем услышать? Разве что Мариинка и то в конце 90их начала выпускать Вагнеровские оперы. В Москве услышать полноценную Вагнеровскую оперу до сих пор большая проблема, кроме Лоэнгрина в НО, больше ничего не идет.
Так получилось, что моя первая встреча с "живим" Вагнером была в 1998г в Мюнхене на оперном фестивале с Тристаном и Изольдой. Именно этот спектакль как раз и записан, и выпущен на DVD. Поэтому этот DVD в моей коллекции занимает особое место. И моя отношение, скорее эмоциональное, чем объективное. Можно сказать еще больше, мое отношение к самой записи скорее всего это не к записи как таковой, а именно к самому спектаклю. И дело не в том что это первый Тристан, которого я увидел, а именно в том, что сам спектакль на меня провел невероятное впечатление. Такое, что мне даже сейчас по коже пробегают мурашки, как только вспоминаю Вальтрауд Майер и ее Liebestod.
Я вообще-то достаточно часто хожу в театр, и смотрел и слушал живьем за последнее десятилетие, много мировых звезд, в лучших театрах мира, и смотрел, достаточно много хороших спектаклей. Но таких от которых просто переводит дыхание, после которых остаешься в состояний блаженства или шока и которые запоминаются на всю жизнь, таких просто единицы. А вот Тристан и Изольда как раз один из них.
Первое, что запомнилось, это когда нам на презентации до начала спектакля сказали, что на этом спектакле, во втором Акте уж точно скучно не будет. Именно так и получилось, Конвичны сделал действительно очень зрелищный и визуально красивый спектакль. Поставив его, в каком-то смысле как театр в театре, успел переосмыслить сюжет, так что Тристан и Изольда в конце не умирают, а просто выходят из этого искусственного театрального мира и счастливо продолжают свою любовь в другом мире. А в этом "театральном" жизнь продолжается как и "положено" и они оба умирают. И liebestod спеты Изольдой получается этаким гимном любви. Действие перенесено в современность, и мы видим Изольду и Брангэну пьющих коктейли на катере и Тристана, который на слайдах смотрит фотографии своей предыдущей жизни. Но одновременно, благодаря достаточно экспрессивному сценическому оформлению, спектакль все-таки кажется вне времени.
Второе что запомнилось, это игра струнных и оркестра в первых тактах увертюры. Я себе долго пытался объяснить что такое объемное и красивое звучание, получилось за счет замечательнейшей акустики мюнхенского театра. Слушал потом Тиелеманна в Венской Штаатсопер, но ничего подобного не услышал. Поэтому думал, все дело наверняка в акустике. Но когда снова сходил в Мюнхен понял, что дело не только а ней. А просто в превосходной игре оркестра и Зубина Метию И вот это запомнилось на всегда. И никакие там долби стерео 5.1 и пр. записи не смогли передать этот звук.
А третье и без сомнение самое запоминающееся с этого спектакля, это сцена когда Вальтрауд Майер выходит на авансцену и начинает петь Liebestod. Этого одного момента стоило ждать все это десятилетие изучения Вагнера по записям. Наверняка из-за таких моментов мы и ходим в театр, надеясь, что может быть именно в этот вечер что-то такое произойдет и мы как-то действительно приобщимся по настоявшему к прекрасному и может чуточку станем богаче. То, что Майер натворила тогда, помню до сих пор. Все еще прекрасно помню мое состояние шока и радости после окончания спектакля и времени, которое мне понадобилось чтобы вернутся в реальность. Такой голос, такая игра, такое исполнение. Одним словом Майер в пике творческого пути. Ну как и с игрой оркестра, или даже больше, запись передает лишь отдаленно, великолепие Майеровской Изольди.
Настолько я был ослеплен постановкой, оркестром и пением Майер, что про других участников даже и забыл. Джон-Фредерик Уест, на мой взгляд с ролью справился, но не более. Конечно, сложно когда сравнивают с Майер или с Зигфридом Йерузалемом, который должен был петь в этом спектакле, но из-за болезни должен был отказаться.
Объективно судить о записи, явно не могу, но все равно считаю ее одной из своих самых любимых.
Комментарии
Трекбэков
Всего трекбэков 0
Ссылка трекбэка: