Птицы-7: Le Merle bleu
03.10.2009 в 18:40 (7240 Просмотров)
Olivier Messiaen - Catalogue d'oiseaux: (, , )
III. Le Merle bleu (Monticola solitarius) - Синий каменный дрозд.
Июнь. Руссильон, Алый берег. Окрестности Баньюльса: мыс Абель, мыс Редерис. Скалистые утесы, нависающие над лазурно-сапфировым морем. Крики черных стрижей, плеск воды. Мысы вытягиваются в море подобно крокодилам. В расщелине утеса, откликающейся эхом, поет синий каменный дрозд. Он по иному синий нежели море: сине-фиолетовый, аспидный, атласный, сине-черный. Почти экзотическая, напоминающая музыку острова Бали, его песня соединяется с шумом волн. Также слышен голос короткопалого хохлатого жаворонка, порхающего в небе над виноградниками и зарослями розмарина. Вдалеке над морем кричат серебристые чайки. Страшные утесы. Вода приходит умирать к их подножьям с напоминанием о песне синего каменного дрозда.
Место действия:
Алый берег (Côte Vermeille) - это крайний юг Франции, берег Средиземного моря у границы с Испанией (см. ). Назван по красноватому цвету земли и камней. Изображен на эрмитажной картине Матисса . Вот , где указаны мыс Абель (Cap l'Abeille) и мыс Редерис (Cap Rederis). А вот - вблизи мыс Редерис, на горизонте - мыс Абель. Вот . Там сейчас морской заповедник. Жаль у Мессиана не было возможности понырять там с аквалангом, или хотя бы с маской и трубкой, он бы непременно принялся за сочинение каталога рыб.
Действующие птицы:
Merle bleu (Monticola solitarius) - Синий каменный дрозд (,,);
Martinet noir (Apus apus) - Черный стриж (,,);
Cochevis de Thékla (Galerida theklae) - Короткопалый хохлатый жаворонок (,,);
Goéland argenté (Larus argentatus) - Серебристая чайка (,);
Комментарии:
Синий каменный дрозд: В природе я его не слышал, так как это птица южная, предпочитает горный ландшафт, скалы, в России встречается только на Кавказе, и есть еще особый подвид на Дальнем Востоке, по прибрежным скалам Японского моря. Вот его пения, сделанная в России, с несколькими короткими песнями и одной долгой. А вот , из Испании, здесь дрозд исполняет разные варианты одного типа короткой песни.Понятно, что пение у этой птицы весьма разнообразное, есть разные типы песен, они постоянно варьируются, а пение испанских птиц сильно отличается от российских. Если ограничиться короткими песнями, то общим для всех них является: 1) регистр - примерно вся четвертая октава, 2) продолжительность - 1.5-2.5 сек., 3) характер - преимущественно свистовой (у нашего - часто с короткими трелями) 4) количество свистов - 8-12 5) общий мелодический контур (в испанской записи) - выделяются два опорных "крупных" свиста, так что вся песня может быть условно представлена как "та-та-ТА-та-та-та-та-ТА-(та-та)"; первый из этих крупных свистов - более четко акцентированный, громкий и высокий, около ля4, второй - более тихий и низкий, около ми4.
Вот так пение синего каменного дрозда изображает Мессиан (). Мессиан слушал, по существу, испанских птиц, поэтому неудивительно, что его изображение больше напоминает испанскую запись. Екимовский указывает один оборот, который у Мессиана характерен именно для синего каменного дрозда, как в третьей, так и в двенадцатой пьесе Каталога - нисходящая последовательность из трех нот в простейшем необратимом ритме, излюбленном мессиановском "амфимакре", он же индийский "денкхи" (шестнадцатая-тридцатьвторая-шестнадцатая)[]. У Мессиана, действительно, такой оборот характерен именно для синего каменного дрозда, особенно в двенадцатой пьесе. В третьей песне он тоже нередок, хотя и не так обязателен, больше варьируется, причем средний короткий звук иногда вообще выбрасывается, остается только нисходящий двузвучный мотив с акцентированным первым звуком. Понятно, что этот оборот у Мессиана условно изображает интонационное ядро песни - два ее опорных свиста, с приблизительно обозначенным заполнением между ними. А начало и концовка представляются постоянно варьирующимися, как и в природном пении, последовательностями нот более мелких длительностей.
Пение синего каменного дрозда напомнило Мессиану музыку острова Бали. Соотственно, в середине пьесы изображение пения дрозда внезапно превращается в стилизацию музыки юго-восточной Азии в духе Дебюсси или Равеля. От природного птичьего прототипа мало что остается, изменяется регистр, ритм, появляется четко выраженная пентатоника и параллельные кварты. В одном из эпизодов, судя по указаниям в нотах, имитируется именно гамелан с большими гонгами и длинными барабанами. Вот, для сравнения, пара примеров звучания настоящего индонезийского гамелана (, ).
Ближе к концу пьесы пение синего каменного дрозда возвращается к своим исходным звучаниям, а в самом конце пьесы даже в "шуме волн" слышна замедленная имитация его песни (и это так напоминает мне мой собственный опыт, когда весной, вернувшись из лесу, явственно слышишь в шуме воды из крана пение различных птиц).
Черный стриж: Вот , и . Явно передан ритм, повторяющаяся двусложная структура типичного свиста. Звуковысотные и тембральные характеристики, конечно, совершенно другие.
Короткопалый хохлатый жаворонок: Эту птицу, в отличие от обыкновенного хохлатого жаворонка, я совершенно не знаю. Ее нет не только в фауне России, но и в фауне всего бывшего СССР. Судя по литературе, он очень похож и внешне и по голосу на нашего обычного хохлатого жаворонка. Но у него есть одна характерная попевка: в начале один или несколько коротких свистов, а в конце более протяжный свист (~ 0.5 сек.), с понижающейся к концу высотой и громкостью звука. Вот звучания этой попевки. Можно заметить, что она варьируется в весьма широких пределах, однако остается вполне узнаваемой. Ее совершенно явно изображает Мессиан при первом появлении этой птицы в данной пьесе (). Конечно, звучит совсем по-другому, ниже, медленнее, совершенно другой тембр, затухание звука, но структурное сходство несомненно. Разумеется, понижающийся финальный протяжный свист буквально на фортепиано не воспроизведешь, Мессиан имитирует его двумя нотами (комплексами): первый звук более высокий и громкий, второй - ниже и тише. В природе пение короткопалого хохлатого жаворонка, понятно, не ограничивается одной этой попевкой, у него богатое разнообразное пение, вот можно немного послушать. Соответственно и у Мессиана его партия весьма разнообразна (чего стоит один головокружительный эпизод одновременного пения двух жаворонков), но многие из его "песен" заканчиваются имитацией этого самого протяжного свиста.
Серебристая чайка: (вместе с чайкой-хохотуньей). В литературе у серебристой чайки выделяют три основных типа криков: в воздухе при тревоге - горловой крик "кьаау" ("кьяуу"), другой крик в полете - хохот "ха-га-га", и обычно на земле, закидывая голову и широко раскрывая клюв - долгое звонкое "йах-йах-йах" ("кья-кья-кья"). Об этих криках и их коммуникативной роли подробно написал нобелевский лауреат Нико Тинберген в своей знаменитой книге "Мир серебристой чайки". Cеребристую чайку и ее голос я знаю плохо, а хохотунью (Larus cachinnans) не знаю совсем (как пишут, "ее голос крайне своеобразен и похож на надрывный хохот"), так что различить их в этой записи не могу. Оказываясь на берегу моря сразу обращаешь внимание на их странные хохочущие крики, совсем не такие, как у наших озерных чаек. Вот эти крики изображает Мессиан.
Комментарии
Трекбэков
Всего трекбэков 0
Ссылка трекбэка:











Отправить другу ссылку на эту запись
