RSS лента

Кребс

Николо Антонио Порпора

Рейтинг: 5.00. Голосов: 1.
              
Хотелось создать тему в разделе старинной музыки, но решил все же писать здесь, как всегда, свои короткие мысли относительно мастеров прошлого...
О Порпоре я всегда мыслил в ключе: педагог, учитель Фаринелли и Кафарелли (последнего он предпочитал первому: как известно, характерами господа разошлись, бывает), оперный композитор, который хорошо знал свое дело (не даром в учениках светились Хассе и Йозеф Гайдн). Времена меняются, я стал более разборчив, перестав бить оссанами Вивальди и Генделю, и передо мной открылся талант, который поразил меня до слез...
Блистательный, и на мой скромный взгляд очень глубокий и проникновенный композитор, могущий поспорить талантом и харизмой со многими современниками (что, собственно, он и делал постоянно: в Дрездене с Хассе, в Лондоне битва с Генделем, которую он проиграл, в Венеции с Вивальди (рыжий падре ненавидел своего соперника и, как известно, не скрывал этого (впрочем, тоже касалось и Тартини, но с других позиций). Последнюю битву, кстати, он выиграл (не исключено, что в какой степени Вивальди и уехал в Вену из-за Порпоры). Он всегда затирался между этими славными ребятами, но даже тогда шел вперед, выражаясь словами Ромена Роллана, "все сметая на своем пути".
Впрочем, что же я о жизни...? Это вы и сами все знаете.
...Интерес просыпался постепенно: вначале Ярусски, вот сейчас Бартоли хорошо, можно так сказать, возродила "Сифаче", "Семирамиду"... Никто ж не спорит: харизмы у Порпоры хоть отбавляй! Но я о другом: с оперными вещами мы-то более-менее знакомы (как и с виолончельным концертом, скрипичными сонатами). Говорить стоит о его духовном наследии, которое настолько глубоко по мысли, чувствам, мастерству, что (о, прости меня Господи!) Хассе со своими церковными опусами не просто блекнет, а вообще теряется где-то далеко... Ни А. Скарлатти, ни Гендель (имею ввиду сугубо церковную музыку, а не оратории) (кроме, разве, "Te deum" и "Dixit dominus"), ни Бонончини с Перголези (со славными "Скорбящими матерями" и "Магнификатами") не ведут нас настолько к глубине философской, как посредством великолепной "Salve Regina" Порпоры. Поразительная свежесть! Такая полифония встречается у оперных мастеров крайне редко: ладно уж там Альбрехтсбергер, падре Мартини, Лео и прочае, я ж про глубину такой полифонии!! Отдельные хоры возводят нас к генделевским хорам, и мы с восхищением замечаем, что в отличае от своего лондонского соперника, стиль Порпоры более прозрачен и между тем не лишен изумительной легкости, которую достигает в своих церковных вещах Вивальди.
Сейчас мне даже кажется, что маэстро в церковной музыке был не менее талантлив, чем в опере, а то и вовсе теперь более для нас интересен в таком качестве.
В свое время на меня определенным образом повлиял "Гедеон": я даже подумал, не слишком ли шибко для Порпоры? Но затем сомнения развеялись, как ветер перемен: короткие арии, виртуозные и между тем глубокие и серьезные (я бы сказал не менее, чем у Вивальди и Баха). Один его великолепный Магнификат опровергает все предрассудки относительно Порпоры: такую музыку нужно записывать более, чем она того заслуживает (а ведь бывыает и обратное: спору нет, Фукс и Хассе хорошо, но ведь есть вещи и более глубокие, /да простят меня поклонники этих мастеров, каковы, разумеется, есть на форуме/).
Я желаю вам всем более изучить Порпору (и не как педагога, а именно как мастера церковного), и мне кажется, что вы обязательно найдете в этой искринней музыке что-то свое, что так близко для нас всех в этом призрачном блеске барокко.

Отправить "Николо Антонио Порпора" в Google Отправить "Николо Антонио Порпора" в Facebook Отправить "Николо Антонио Порпора" в Twitter Отправить "Николо Антонио Порпора" в del.icio.us Отправить "Николо Антонио Порпора" в Digg Отправить "Николо Антонио Порпора" в StumbleUpon

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для ave7733
    Спасибо, за искренность ,очень интересно и живо Вы пишете,сразу хочется с этим познакомиться!Если Вы умеете прикрепите музыкальный фрагмент!по-возможности!Александр с уважением.
  2. Аватар для Кребс
    А вы скачайте этот диск, по нашей теме, так сказать:
    http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=2282569
    Если нет возможности, я выложу парочку частей
  3. Аватар для JOHNCA
    Простите, вы уверены, что Маэстро предпочитал вздорного Дона Гаэтано ? Насколько мне известно, не любить Карло с его ангельским характером было просто невозможно, в то время как Дон Г. старался быть невыносимо наглым в любой ситуации, хамил, дрался и дебоширил где только можно и нельзя.
  4. Аватар для Zub01
    "Свежесть" - хорошо сказано, да.
  5. Аватар для Кребс
    Цитата Сообщение от JOHNCA
    Простите, вы уверены, что Маэстро предпочитал вздорного Дона Гаэтано ? Насколько мне известно, не любить Карло с его ангельским характером было просто невозможно, в то время как Дон Г. старался быть невыносимо наглым в любой ситуации, хамил, дрался и дебоширил где только можно и нельзя.
    Вот в том-то и дело, что предпочел Кафарелли. Но я ошибся: дело было не в характере, а в личных предпочтениях.
  6. Аватар для JOHNCA
    Цитата Сообщение от Кребс
    Вот в том-то и дело, что предпочел Кафарелли. Но я ошибся: дело было не в характере, а в личных предпочтениях.
    Эм эм......а в каком смысле маэстро "предпочитал" младшенького из питомцев?
    И , если можно, ссылочку на источник информации.
    Вы не подумайте- я к Дону Гаэтано тоже трепетно отношусь * знаете, каким он парнем был , ух!*.
  7. Аватар для Кребс
    Цитата Сообщение от JOHNCA
    Эм эм......а в каком смысле маэстро "предпочитал" младшенького из питомцев?
    И , если можно, ссылочку на источник информации.
    Вы не подумайте- я к Дону Гаэтано тоже трепетно отношусь * знаете, каким он парнем был , ух!*.
    Энгус Хэриот, "Кастраты в опере":

    Вскоре он стал с усердием заниматься музыкой; его главным учителем был Порпора, в чьих операх он впоследствии часто пел. Несмотря на долгое знакомство, в профессиональном плане Порпора предпочитал своему ученику Каффарелли, хотя и не любил его как человека...
  8. Аватар для JOHNCA
    Цитата Сообщение от Кребс
    Энгус Хэриот, "Кастраты в опере":
    А что, Angus Heriot перевели на русский???
  9. Аватар для Кребс
    Цитата Сообщение от JOHNCA
    А что, Angus Heriot перевели на русский???
    я взял переведенный кусок;
    есть ли русский перевод - не в курсе
    Обновлено 21.12.2009 в 15:06 Кребс
  10. Аватар для lsp
    Цитата Сообщение от JOHNCA
    А что, Angus Heriot перевели на русский???
    Еще в 2001 г. Тираж - 3000 экз. (по другим сведениям - 2000 ) См. одну из рецензий:
    http://old.russ.ru/krug/kniga/20010519_fiht.html
    Обновлено 21.12.2009 в 15:42 lsp
  11. Аватар для JOHNCA
    Цитата Сообщение от lsp
    Еще в 2001 г. Тираж - 3000 экз. (по другим сведениям - 2000 ) См. одну из рецензий:
    http://old.russ.ru/krug/kniga/20010519_fiht.html
    Cпасибо.
    Мдя. Ежели перевод такой же корявый, как и рецензия, то и читать не стоит.
    А почему не упомянули, что написанная в 1956 году книга в основном- перепевы одной, написанной еще раньше - в 1927 году Franz Habock, "Die Kastraten und ihre Gesangskunst" ?

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100