Ревизор приехал...
24.12.2007 в 10:55 (2219 Просмотров)
23 декабря побывала на втором спектакле новинки сезона - оперы "Ревизор" в Камерном музыкальном театре. Музыка - Владимир Дашкевич, либретто - Юлий Ким с участием Дашкевича, постановка Ольги Ивановой, дирижер Владимир Агронский.
Что сказать...
Если бы авторы поступили честно и назвали бы свое творение "опереттой", я бы не испытала такого тягостного разочарования.
Тут вот на форуме ведутся споры о современной опере и современных постановках - я уже зареклась в них участвовать: поклонники нафталиновых кафтанов и "мелодичной" музыки сразу затопчут, не внимая никаким доводам и рассуждениям.
Так вот: если "Ревизор" - это современная "опера", даже со скидкой на российский розлив, то я - юная блондинка модельной внешности.
Во-первых, не опера, хотя поют непрерывно (говором произносится всего пара фраз вроде легендарного "Над кем смеётесь?"). Чистой воды оперетка, даже с цитатами то ли из Оффенбаха, то ли из Кальмана (я плохо знаю этот репертуар). Ну, немного с уклоном в мюзикл. Арии - сплошь в строфических формах, фактически как зонги. Мотивчики такие зажигательные, на сцене переплясы с подтанцовочками.
Во-вторых, ничего современного я не услышала. Дашкевич - хороший автор киномузыки, умеющий писать шлягерные темы, но ни симфонизма, ни психологизма, ни настоящего острого гротеска ему явно не дано. Такое впечатление, что эту музыку мог бы написать Исаак Дунаевский, доживи он до наших дней - миленько, но к современному музыкальному театру это не имеет никакого отношения. Даже написанная в 19 веке "Женитьба" Мусоргского выглядит на этом фоне крутым авангардом, а уж про "Нос" Шостаковича и говорить не приходится, хотя тоже фактически классика и "дела давно минувших дней".
Приятные моменты, конечно, были. Но они тонули в водевильной стихии. Да будь это хоть постмодернистская стилизация русского водевиля! Нет. Нельзя же принять за такую стилизацию постоянные попытки "оживляжа" за счет местечково-кабацкой цыганщинки, танго-канканов и прочих безотказных средств, производящих лично на меня удручающее впечатление. Раньше мне казалось, что музыка Шнитке к "Ревизской сказке" (по тому же "Ревизору") пошловата. Теперь я думаю, что у Шнитке все же было почувствовано и показано "второе дно" этой предкафкианской комедии. Но, опять же, "Ревизская сказка" не претендовала на звание оперы, а с театральной музыки спрос не очень велик.
Вульгарное в наших театрах получается на диво смачным. Тут и перевоплощаться особенно не надо. Натура кругом уж больно богатая.
А всё иное выходит увы, не очень. Хотя не был бы "Ревизор" пьесой на все российские времена, если бы в нем прочитывалась только издевка над пошлостью духовно убогого нашего бытия, смешанная со смакованием этой самой пошлости.
Правда, из общего хора выпадали два женских образа: Марья Антоновна (ее пела Олеся Старухина), по-настоящему влюбленная здесь в Хлестакова ("девушку жалко!" - говорили пожилые театралки после спектакля), и Унтер-офицерская вдова - но тут во многом заслуга Ирины Пьяновой, создавшей из маленькой роли "конфетку".
Либретто Кима, кстати, у меня протеста не вызвало - оно остроумное, складное (текст в основном рифмованный), но подходящее все-таки скорее для мюзикла.
Я не знаю историю создания этой версии "Ревизора". Может, именитые люди решили соорудить нечто такое, а может, театр им заказал, и они честно выполнили требуемое. Но невольно возникает мысль: а что было бы, если мы музыку написал кто-то из наших молодых композиторов? Из тех, кому 20, 30 или хотя бы 40?..
Получилась бы современная опера или нет?..
Комментарии
Трекбэков
Всего трекбэков 0
Ссылка трекбэка:




. 





Отправить другу ссылку на эту запись