RSS лента

Servolf

Ботвинов и Блох

Оценить эту запись
              
За последние два дня был на двух концертах: один - вчера - рядовой (ну, не совсем рядовой ) концерт филармонического оркестра, другой - сегодня - сольник Бориса Блоха.

Пятничный концерт в филармонии состоял, во-первых, из непонятного произведения Кшиштофа Мейера. Что в этом произведении (Farewell music, Op. 88, памяти Витольда Лютославского) примечательного помимо того, что оно в Одессе исполняется впервые, я, признаться, не понял. Ну да ладно: Бог даст - дорасту когда-нибудь.
Во-вторых, был исполнен первый фортепианный концерт Листа, солист - Алексей Ботвинов. Ботвинова я слышу очень часто - как и у любого другого следящего за музыкальной жизнью города одессита, такая возможность мне предоставляется достаточно регулярно. Техническая оснащенность Ботвинова постоянно растет: вчера первый Листа был исполнен им именно высокотехнично. К сожалению, высокотехничность - все, чем запомнилось исполнение.

Сегодняшний сольник Бориса Блоха был приурочен ко столетию со дня рождения Марии Гринберг. Концерт был хорош и плох одновременно.
В первом отделении были Бах и Мендельсон. Зачем пианисту, сделавшему себе имя на романтическом репертуаре, включать в концерт Баха - мне непонятно. Зачем проводить все первое отделение, в которое включены роскошнейшие произведения (первая партита и Итальянский концерт Баха, рондо-капричиозо Мендельсона), за банально расстроенным инструментом - непонятно вдвойне. Елки-палки. Если я, которому медведь на ухо наступил, слышал, что рояль не строит - то каково было самому исполнителю? И что ему мешало просто встать из-за инструмента и пинками выгнать настройщика на сцену? Публика бы поняла, без разговоров - в Одессе не раз было такое. Тем не менее, должен заметить следующее: во время исполнения Баха на этом самом расстроенном рояле Блоху удалось добиться такого звучания, что мне, закрыв глаза, казалось - звучит клавесин (только пожалуйста, не надо мне объяснять разницу между роялем и клавесином и говорить о принципиальной невозможности для них звучать одинаково: я просто описываю то, что слышал - рояль действительно звучал очень похоже на клавесин). Проблема заключалась в том, что Блох Баха играл как Мендельсона - экспрессивно и романтично. Возможно, такой Бах тоже нужен. Но мне не понравилось.
Во время антракта на сцену вышел главный герой - настройщик. Минут пять чего-то крутил в пианине. Я смотрел на него как и подобает смотреть на человека, лишившего людей половины концерта великолепного исполнителя. И не я один.
Во втором отделении все стало на свои места. Рояль зазвучал на порядок лучше и изумительные пьесы Чайковского были исполнены так, что дух захватывало. Далее - Лист. Тут я умолкаю: исполнение Блоха выше всяких похвал. Если кто ощутил хоть раз, что музыка тебя подхватывает, забирает полностью и ты себе больше не принадлежишь - это именно тот случай. Последние полчаса концерта были сплошной Музыкой, которая, смеясь, перечеркнула все недоразумения первого отделения. Спасибо Блоху за эти полчаса.
После этого ведущая и г-н Блох долго говорили общеизвестные банальности о Гринберг (напомню, именно ей был посвящен концерт), кляли советскую власть и проклятых москалей москвичей, которые в полном составе выступили против проведения панихиды когда Гринберг умерла. В общем, лучше бы я ушел в тот же момент, когда отзвучала последняя нота.

Такая вот музыкальная неделя.

Отправить "Ботвинов и Блох" в Google Отправить "Ботвинов и Блох" в Facebook Отправить "Ботвинов и Блох" в Twitter Отправить "Ботвинов и Блох" в del.icio.us Отправить "Ботвинов и Блох" в Digg Отправить "Ботвинов и Блох" в StumbleUpon

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для boris
    О Блохе слышал, что он выдающийся музыкант. Рад, что в Вашем тексте нашел частичное подтверждение этому мнению.
  2. Аватар для Servolf
    Борис, Ваш тезка - выдающийся музыкант, и вовсе не частично, а совсем даже полностью.
    Тем не менее - "Но!"
    Если учесть, что в Москве и Питере того же 22 числа выступали: Соколов, Цукерман и Амлен, то, конечно же, концерт Блоха в Одессе выглядит событием заурядным - а это не так. Ну, не совсем так.
    Блох великолепен в романтическом репертуаре. Именно великолепен - другого слова подобрать не могу. Ни даже намека на техническую "грязь", чистое и одновременно - очень экспрессивное, прочувствованное музицирование. В результате его концерты дают огромный заряд бодрости и хорошего настроения.
  3. Аватар для SvetlanaShtrom
    Уважаемый Servolf!

    Спасибо Вам за интересные и изумительные по свой красочности комментарии.

    Поймала себя на том, что жду их и с большим удовольствием читаю. Полное ощущение, что сама все видела и слышала. Очень интересно! Спасибо!

    Про найстройщиков - это вообще отдельная тема. В нашей деревне под названием Сочи их (нормальных) просто нет. Правда сейчас у нас в музыкальной школе фортепиано стал настраивать преподаватель по скрипке, может станет лучше . Больно и обидно! Видели бы Вы на чем тут играют дети!!! Хочется просто взять и придушить некоторых "настройщиков".

    А Вам ещё раз, большое спасибо!
  4. Аватар для Servolf
    Светлана, спасибо на добром слове.

    А относительно инструментов - так ведь это концертная рояля была, а не из ДМШ...
    И не в первый раз это уже - и ранее случалось, что за инструмент неподготовленный исполнители вынуждены садиться были.
  5. Аватар для SvetlanaShtrom
    Не за что, уважаемый Servolf! Всё чистая правда!

    А у нас и концертные почти такие же. Наш "главный настройщик" умудряется угробить инструмент за полчаса (порвать струны, спеть песню и смотаться).

    А концертные живы ещё более или менее, потому как используются весьма аккуратно и с не самой большой нагрузкой. Да видимо ещё и качество инструмента имеет значение.

    Хотя на последнем конкурсе в училище концертный рояль был настроен так, что басы гудели все разом.
  6. Аватар для Servolf
    Да видимо ещё и качество инструмента имеет значение
    Угу. И состояние. Я вспоминаю, как несколько лет назад звучал рояль одесской филармонии - и как он звучит сейчас. Это небо и земля. Особенно сдали педали - длительная педаль на высоких звуках (простите, не знаю, как это правильно назвать) приводит к откровенной фальши. Обидно очень.
  7. Аватар для Demon
    да, Блох - это что-то. он у нас в Харькове выступал ток вот запамятовал.. мож два года назад или три... в программе второго отделения его сольника был "Страниник" Шуберта. мурашки до сих пор по спине где-то бегают... эх, еще разок бы услышать...

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100