И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
Читаю-читаю все сказанное о "лечении" сценического мандража и не перестаю удивляться! Почему НИКТО (поправьте меня, если что-то упускаю) не упоминул обращение к СПЕЦИАЛИСТУ по такой проблеме.
Ведь всем известно, что при любой мало-мальски приличной спортивной команде или спортивном клюбе в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ имеется СПОРТИВНЫЙ ПСИХОЛОГ. Конечно, в спорт вбухиваются огромные деньги и с ним все понятно.
Но музыканты все-таки, в большинстве своем, интеллигентные люди с интеллигентным кругом общения. Почему, похоже никому, не пришла в голову такая простая идея, или никто их никак не надоумит - раз и навсегда излечиться от своей проблемы?
Мою двоюродную племянницу, проживающую в Америке, родители водят к психологу, поскольку она нервничает на тестах по математике, и при хороших знаниях (у нее отец в свое время окончил МИФИ, да и учителя говорят, что она хорошо соображает), часто ляпает ошибки. И это там считается нормально (визиты к психологу).
Причина моего визита в этот раздел Форума - помочь близкому человеку, у которого раз за разом стали случаться неудачи на сцене (экзамены, концерты, конкурсы). При том, что к качеству его домашних занятий не придирешься, и педагоги им довольны. Да, чем чаще он выступал, тем на некоторое время становилось лучше. Но при интенсивной учебе не очень-то побегаешь "налево" - кроме спец.есть еще концкласс, камерный и т.д. Сейчас нашли возможность обыграть очередную программу (бесплатный зал), но там отечественный рояль, и если бы не острая нужда очередной раз побороться с собой, возможно и не стоило бы туда идти (инструмент хорошо настроет, звучит тоже неплохо, но механика дилетантская).
На этих страницах ко-то написал, что у пианистов порой от волнения повышается беглость пальцев. С ним тоже раньше такое происходило и надо было просто не давать себе забалтывать и загонять, что было не очень сложно.
Но теперь - другя проблема. В "трудных" местах (кавычки здесь потому, что он никогда не идет теперь на сцену с недоученным материалом и все "трудности" на тот момент уже давно перодолены и выучены) руки просто перестают как следует слушаться. Если синхронный пассаж - левая рука может схалтурить и т.д. А в классе уже давно все получается. Т.е на сцене из подсознания вылезают какие-то "воспоминания о трудностях".
Заглядывая сюда, хотелось найти какие-то ссылки на обращения к ПРОФЕССИОНАЛАМ (адреся, ссылки, явки) - но увы!
Если кто-то все-таки обращался к психологам из-за подобной проблемы, но стесняется это обсуждать публично, напишите мне, пожалуйста, в личные сообщения!! Признательности моей не будет границ - очень надо помочь человеку!
Заранее спасибо!
01.11.2009, 18:00
Станислав Тарасенко
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
Цитата:
Сообщение от VanCliburn
...раз за разом стали случаться неудачи на сцене.
Значит, раньше всё было нормально? Хотелось бы уточнения: когда и почему это началось. Обычно волнующиеся волнуются с музыкальных школ.
А вообще нужно Вашему близкому усвоить железное правило: ВОЛНУЕТСЯ ТОТ, КОМУ НЕЧЕГО СКАЗАТЬ ЛЮДЯМ. Кто выходит на сцену для долга, для сдачи экзамена, для денег, для почёта, но никогда не для Музыки.
Если музыкант кипит, или ублажается, или рыдает своей музыке сам, если он накопил в себе благородный заряд, он не может без сцены. Он выступает - для САМОУСПОКОЕНИЯ. Тогда вместе с ним и плачут, и блаженствуют, и бурлят зрители. А музыкант самоотдался, до последней капли из себя выжал и счастливый ушел. Оне не волновался, напротив - накопленная энергия вырвалась наконец, он - спокоен.
И другой пример. Музыкант не знает, что с_к_а_з_а_т_ь. Он не способен принести на сцену что-то особенное, новое для утопших в вонючей бытовщине зрителей. Он совершенно спокоен, он всегда одинаково спокоен, исполняя рахманинскую прелюдию или ноктюрн Шопена. Он спит на ходу. Он умеет нажимать ноты. Умеет бысто стучать пальцами. Он спокоен и в себе уверен. И тут - сцена! Сотни глаз! Видеокамеры! Укоризненные взгляды учителей! Недобрый воздух! Страшно! А вдруг собьюсь? А ведь знаю, что собьюсь! Ведь я волнуюсь - значит обязательно собьюсь! Нет, волноваться нельзя, иначе собьюсь. Обязательно собьюсь! Не волноваться! А страх всё жгучее, всё непреодолимее...
Резюме. Буйный музыкант, знающий, что и десять раз сбившись, заворожит всех и поведёт за собой, на сцене спокоен. А вот статный, спокойный, самоуверенный на сцене всегда волнуется. Он не трепещет перед великим счастьем - долгожданной возможностью самооткрытия, он только боится показаться плохим. Он не переживает за Дидону, за вселенсое горе Джульетты, за чудовищную страсть Отелло. Он переживает - ЗА СЕБЯ. Это эгоист, которому нет в музыке места. И не жалко, пусть волнуется, хоть до инфаркта, пусть только не выступает. Я таким не доверяю.
Вот если в таких тонах с этим человеком поговорить, может, кое-то он и поймёт.
Ещё очень важно понять, что слушатели всегда ждут добра. Музыкант хочет понравиться, а зрители тем более хотят, чтобы он им понравился.Как бы враждебны они ни казались, всегда помните: это иллюзия.
И последнее. Пусть приучается никогда своё волнение не пересиливать. Лёгкое волнение всегда полезно и необходимо, потому что оно - приятно. Оно основано на музыкальных чувствах. А волнение эгоистическое, конечно, неприятно и противно самому, оттого и ошибки.
Приведу отрывок из своего давнего письма.
" Я бывал на многих ваших выступлениях и давно почувствовал, что или вы не вывели для себя «правила игры», или не придаете им значения. Это одна из причин, а может и главная, — всех ваших сценических проблем. Во-первых (страшно подумать!) на сцене вы переживаете. Да неужели нельзя так замостить себя музыкальными мыслями, чтоб на переживания места не хватило? Ведь наш мозг - не компьютер, он гораздо труднее работает с многопоточной информацией. Это пусть ваши враги волнуются, боясь показаться теми, кто они есть; пусть они в страхе просыпаются концертным утром, судорожно хватаются за гитару, наспех перекусывают, бегут в зал, там ненавидят каждую минуту, каждую секунду ожидания, запуганно выходят на сцену с одной мыслью - только бы не сбиться, только не сбиться... И пытаются трясущимися пальцами что-то уложить, в единственной надежде на последующий успех. Нет, такие потуги на концерт, хоть и за деньги, уродуют сознание и начисто лишают музыки. Иванов-Крамской умер от второго инфаркта.
А вы пробовали готовить себя психологически за несколько дней? Сбросить состояние обывателя? Слушать любимую музыку, проникаться перед сном? Вспоминать всё лучшее, что было в жизни и что могло бы быть? Да, это трудно. Но всякую негативную мысль нужно уловить и поскорей выбросить, чтоб она не успела наделать себе подобных. Просыпаться концертным утром нужно только с улыбкой. Перед выступлением обязательно хорошо и вкусно поесть, напиться чаю, чтобы выступать в полном комфорте. В ожидании не томитесь, думайте только о приятном, пусть через силу, но выискивайте лучшее в жизни, что-то смешное, что-то радостное. Натяните улыбку. Пусть думают что хотят - плевать. Если пальцы холодные - пробегитесь по лестничным маршам, дураки, опять же, пускай хоть смеются. И - улыбка.
Вышли на сцену – прочь все словесные мысли! Только музыка. Музыка, ноты, форшлаги, легато, вибрато, кресчендо, пианиссимо, чёткая мелодическая линия и - душа, своя душа, душа слушателя, каждого отдельно, душа всех слушателей вместе, эйфория в зале, только высокое, только высокое... Кто-то говорит... Что? А, ладно... Только высокое... Свет в лицо... Сотни глаз... Нет, только высокое... Сесть. Разложить подставку. Есть! Ждут. Высокое, только высокое... Торжественно и упоённо, ликуя, мечется под потолочными сводами Полигимния, и вы видите мерцающие в свете ажурных люстр её эфирные крылья.
И - первая нота. О, сказочная нота! Никогда вы ещё так не играли. Никто не играл. Прочь мысли! Вы превращаетесь в эфир. Вы входите в состояние Творца, осознавшего вдруг, что создал Он из глупой глины подобного Себе всё-таки не зря, ибо п_о_д_о_б_н_ы_й, пройдя греховные сонмы, сумел настигнуть Его в совершенстве. И вы чувствуете, как вошедший в вас Демиург готов разрыдаться от счастья. Вулкан радости и восторга растерзывает вам грудь, душит горло, жжёт кровь и больно стискивает сосуды. Какое волнение? Где вы отыщете хотя бы несколько секунд, чтобы поволноваться?
И всяк, чьи уши родились не в хлеву, а на Небесах, будет трепетно лелеять неизлечимую жалость к себе, что не в силах вечно пребывать в состоянии этой возвышенности, этой святости… "
07.11.2009, 01:21
Дина Д. Майер
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
Цитата:
Сообщение от VanCliburn
Читаю-читаю все сказанное о "лечении" сценического мандража и не перестаю удивляться! Почему НИКТО (поправьте меня, если что-то упускаю) не упоминул обращение к СПЕЦИАЛИСТУ по такой проблеме.
Ведь всем известно, что при любой мало-мальски приличной спортивной команде или спортивном клюбе в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ имеется СПОРТИВНЫЙ ПСИХОЛОГ. Конечно, в спорт вбухиваются огромные деньги и с ним все понятно.
Но музыканты все-таки, в большинстве своем, интеллигентные люди с интеллигентным кругом общения. Почему, похоже никому, не пришла в голову такая простая идея, или никто их никак не надоумит - раз и навсегда излечиться от своей проблемы? Заглядывая сюда, хотелось найти какие-то ссылки на обращения к ПРОФЕССИОНАЛАМ (адреся, ссылки, явки) - но увы!
Если кто-то все-таки обращался к психологам из-за подобной проблемы, но стесняется это обсуждать публично, напишите мне, пожалуйста, в личные сообщения!! Признательности моей не будет границ - очень надо помочь человеку!
Заранее спасибо!
Случайно набрела на этот запрос. Постараюсь ответить
Во-первых, на западе что бы стать членом профессиональной ассоциации психоаналитиков существуют определенные требования к специалисту. Это возраст, стаж работы, количество часов работы с клиентами и сотни часов собственного прохождения сессии у личного психоаналитика. Суммируя - это практика, практика и еще раз практика.... В России долгие годы психологов путали с психиатрами, а сами дипломированные психологи в своей основе являлись теоретиками.... выводы делайте сами. Последнее десятилетие в Москве появилось несколько психологических институтов ориентированных на подготовку психологов-практиков и имеющих в преподавателях кандидатов или действительных членов IPA и других серьезных профессиональных западных ассоциаций.
Реальных результативно "умеющих" практиков-психологов немного, да и то в основном в Москве.
Далее, психолог никогда не ставит диагноз, он не работает с пациентом, он работает с КЛИЕНТОМ. Психолог не дает советов, не подсказывает готовых решений, и не интересуется концепциями клиента. Психолог работает с эмоциональной составляющей психики, причем, владея определенными методиками и собственной, развитой в разной степени, способностью к эмпатии, помогает Клиенту самому найти и сформулировать цель обращения к психологу, выявить причину формирования дестабилизирующей эмоции и найти подходящее разрешение ситуации и путь осуществления этого. Психолог не исповедник, но проводник. Это очень важное понимание.
Что касается такой эмоции как страх, то музыканту, в силу особой тонкой настройки его физико-психического континиума, я бы посоветовала обратиться к арт-терапевту, работающему с глубинным бессознательным человеческой психики.
Выбирать психолога надо тщательно, интересуясь результатами его работы с другими. Психолог не имеющий собственного психоаналитика, лично у меня вызвал бы подозрения...
Моим учителем в арт-терапии является канд. пс. наук Выходцева В.Н., блестящий практик, чему я смогла убедиться на собственом примере, а не с чьих-то слов.
Если кому-то интересно, напишите мне в личку, я сообщу ее данные, как с ней связаться.
07.11.2009, 01:28
Дина Д. Майер
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
Да, еще добавлю, что согласно статистике к психологам в основном обращаются люди с высокоразвитым интелектом, склонные к самоанализу и способные обнаружить те проблемы, с которыми им трудно справиться самостоятельно, затем идут те, кого приводят родственники или друзья "за ручку", меньший процент - это тех, кого принудили, т.е. суды и т.п. случаи.
07.11.2009, 01:31
usman
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
Цитата:
Сообщение от Дина Д. Майер
...Психолог не имеющий собственного психоаналитика, лично у меня вызвал бы подозрения...
А вот у меня напротив - подозрения вызывают люди, имеющие собственного психоаналитика... :-?
07.11.2009, 01:47
Дина Д. Майер
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
Цитата:
Сообщение от usman
А вот у меня напротив - подозрения вызывают люди, имеющие собственного психоаналитика... :-?
Такое отношение вызвано, скорее всего вашими представлениями, а не знаниями о работе психолога...
К сожалению, пока что подобный взгляд в России преобладает, но повторюсь, в этом нет ничего удивительного, этому есть причины.
А в общем-то вы ответили на один из вопросов автора темы...
Было бы интересно узнать, есть ли у вас личный опыт пользования услугами психолога и каков он?
07.11.2009, 11:26
usman
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
Цитата:
Сообщение от Дина Д. Майер
К сожалению, пока что подобный взгляд в России преобладает...
Почему "к сожалению"? А мне кажется, сожалеть надо было бы, если бы народ в России начал, как "параллельно-перпендикулярные" европейцы и америкосы, бегать по всяким психоаналитикам.
Цитата:
Было бы интересно узнать, есть ли у вас личный опыт пользования услугами психолога и каков он?
К счастью, нет. Я пока и сам справляюсь, чего и другим желаю!
07.11.2009, 13:40
Дина Д. Майер
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
Цитата:
Сообщение от usman
Почему "к сожалению"? А мне кажется, сожалеть надо было бы, если бы народ в России начал, как "параллельно-перпендикулярные" европейцы и америкосы, бегать по всяким психоаналитикам. К счастью, нет. Я пока и сам справляюсь, чего и другим желаю!
Ну, начнем с того, что "бегают" по психоаналитикам и не по всяким, а по "хорошим", люди состоятельные - это не дешево. Умеющие зарабатывать деньги, расстаются с ними только, если уверены в возможности получения результата, а такая уверенность для такого рода людей складывается из фактов, т.е. положительных результатов знакомых, родственников...
Еще раз подчеркну, грамотный психолог за вас ничего не делает, вы справляетесь сами, но он помогает вам обнаружить истоки, корни причин возникающих состояний тревоги или сильного стреса, возможно выявление психосоматики физического заболевания или вытесненной детской травмы в ваше "бессознательное", найти ресурс внутри себя и воспользоваться его силой, что бы поработать с проблемной ситуацией и перенаправить, а не подавить, энергию разрушительной эмоции в нужном вам позитивном направлении
Поверьте, стать профи в этой области нелегко, т.к. недостаточно выучить теорию, защитить кандидатскую и выпустить пару книжек. Необходимо обладать способностью к эмпатии и изучить процесс работы с используемыми методиками на себе самом, посещая в процессе становления специалистом собственного психоаналитика.
Вы же не станете платить за уроки учителю игры на скрипке, если
сам он учился играть только на баяне (ничего личного в отношении баяна :-)). Поэтому и практик-психолог должен изучить и опробовать на себе используемые методы... увидеть как они работают с его собственной психикой. Психолог - не святой и не исповедник, подчеркиваю.
И он не ставит вам диагноз, это задача психиатров, но если регулярно начали возникать симптомы тревоги, сильного страха, агрессии, выскакивают заболевания в результате психического перенапряжения, то психолог может точно и быстро помочь вам выявить проблему и, сопровождая вас в этом тонком процессе, помочь справиться с ней.
Но не "всякий" психолог и не "каждому". Человек, приходя на сеанс, все-таки должен уже иметь некоторую толику доверия к работе психолога и собственное желание разобраться в
тех эмоциях, рефлексах и реакциях, которые, по мнению самого клиента создают ему некомфортное существование, мешают достижения поставленных целей или , к примеру, вызывают неприятную для него ответную реакцию других людей.
И вы правы, каждый человек способен сам "справиться" и без помощи специалиста... Только вот если тревога или иная проблемка периодически возвращается, то тут нужно использовать другое слово -каждый имеет в своем арсенале методы, как это "заглушить, подавить".
Результат такого небрежного отношения к собственной психике может оказаться плачевным - это все равно что в парке перекрыть пальцем фонтан - неизбежно, через некоторое время струя "лупанет" с такой силой, что вымокнут и сидящие на дальних скамейках... всем достанется, что уж говорить о "перекрывшем фонтан пальцем"
Поэтому нужно иметь способность к самоанализу, т.е. наблюдать такие болевые маячки, которые наша психика нам посылает, что бы самому решить, стоит ли попробывать обратиться к психологу или нет. Нужны деньги на хорошего специалиста, это тоже верно..
Вы, наверняка знаете, что зарплата оркестранта на западе позволяет обращаться и к массажисту, и к услугам психолога, и многие пользуются этим. Поверьте, но по степени недоверчивости и бережности в отношении траты заработанных средств западники превосходят россиян в несколько раз, говорю об этом как человек имеющий опыт длительного проживания за границей.
В любом случае, надеюсь, что найдутся читающие эту тему, кто всерьез задумается о затронутой здесь проблематике.
07.11.2009, 13:48
Droog_Andrey
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
Цитата:
Сообщение от VanCliburn
Ведь всем известно, что при любой мало-мальски приличной спортивной команде или спортивном клюбе в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ имеется СПОРТИВНЫЙ ПСИХОЛОГ.
Ни разу не встречал и не слышал о таком. Хотя знакомых выступающих спортсменов несколько дюжин.
07.11.2009, 14:00
Дина Д. Майер
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
Зачем нужны психологи, что они делают и как? С этими и другими вопросами наш корреспондент обратился к автору идеи возрождения института психологов, руководителю рабочей группы по координации подготовки к летним XXVIII Олимпийским играм в Греции 2004 года Анатолию Колесову.
– Первые психологи в нашей сборной появились еще в середине прошлого века, – вспоминает Анатолий Иванович. – Успех советских спортсменов на своей первой Олимпиаде в 1952 году в Хельсинки во многом и их заслуга. Расцвет советской спортивной психологии пришелся на 70–80-е годы. Высокий уровень знаний ученых во взаимодействии с современной по тем временам техникой помогли многим нашим спортсменам достичь Олимпа. Нельзя здесь забывать и о мощной финансовой поддержке со стороны государства.
Однако распад Советского Союза разрушил и олимпийское движение в России в целом, и слаженную систему работы психологов в частности. Поэтому вот уже 10 с лишним лет в нашей сборной психологов нет. Попросту говоря, нет финансирования.
.........
– Анатолий Иванович, а какова мировая практика работы психологов в командах? Как обстоят дела в олимпийских сборных бывших советских республик, на Западе?
– Квалификация и качество работы западных психологов, на мой взгляд, очень высокие. Нам же приходится возвращаться, возрождать прежний советский метод. Как говорится, назад в будущее. Поскольку уверен: дальнейшее финансирование улучшит и качество, и методику российских спортивных психологов.
Что же касается олимпийских сборных стран СНГ, то у них дела намного мрачнее наших. А олимпийская сборная США, например, имеет квалифицированного психолога в каждой команде, а некоторые спортсмены, которые имеют на то средства, содержат и личного психолога
– В таком случае, согласно вашей новой концепции, сколько психологов будут работать в российской олимпийской сборной?
– Согласитесь, что в каждом летнем виде спорта содержать психолога немыслимо. Да и никто в мире такого себе не позволяет. Накладно и нерентабельно. В олимпийской сборной России 38 команд. Однако и эту цифру «поднять» нам пока не под силу. Поэтому, согласно нашим планам, будет создан штаб, в который войдут врачи разных специальностей, массажисты и не менее 10 психологов. Лиха беда начало!
– Вы уже определились с кандидатами в штатные психологи?
– Полагаю, что время пока еще не пришло, поскольку сама концепция находится в стадии углубленной разработки. Хотя не скрою, что будем просить возглавить штаб опытных психологов с большим стажем работы – Леонида Гиссе, Николая Хурадова, Алексея Алексеева и Анатолия Родионова. Не одно десятилетие они эффективно помогали нашим олимпийцам. Если они согласятся, то их бесценный опыт станет основой в работе молодых психологов, поскольку в дальнейшем ставка будет сделана на вузовскую молодежь.
..........
– Анатолий Иванович, когда, на ваш взгляд, руководство Олимпийского комитета России рассмотрит и одобрит вашу концепцию?
– Хочу сразу оговориться, что это не моя личная концепция. Над ней работала и продолжает работать целая группа специалистов ОКР, ряд ученых АМН РФ, представители спортивных федераций, а также ведущие тренеры олимпийских видов спорта. Что же касается сроков рассмотрения нашего проекта, то, полагаю, обсуждение на высшем уровне ОКР состоится в конце марта.
08.11.2009, 10:08
Droog_Andrey
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
Цитата:
Сообщение от Дина Д. Майер
По ходу - выдержка из статьи
В которой говорится, что даже в олимийской сборной (!) у нас никаких штатных психологов нет.
А реально спортсмены общаются между собой и делятся "секретами" так же, как и музыканты на этом форуме.
08.11.2009, 11:49
murom
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
Цитата:
Сообщение от Станислав Тарасенко
Значит, раньше всё было нормально? Хотелось бы уточнения: когда и почему это началось. Обычно волнующиеся волнуются с музыкальных школ.
А вообще нужно Вашему близкому усвоить железное правило: ВОЛНУЕТСЯ ТОТ, КОМУ НЕЧЕГО СКАЗАТЬ ЛЮДЯМ. Кто выходит на сцену для долга, для сдачи экзамена, для денег, для почёта, но никогда не для Музыки.
Вот весь этот пост нужно распечатать такими маленькими брошюрками и раздавать учителям в муз.учебных заведениях бесплатно.
Что же касается профессиональных психологов, то если они и появятся, то НИКОГДА не победят наших "замечательных" педагогов, которые с первых уроков внушают ученикам, насколько они бездари, ленивы, тупы и ни на что не способны. Вот поэтому ученики и не думают о МУЗЫКЕ, они озабочены не промахнуться мимо клавиши или струны.
И не к психологам надо идти, а обучать будущих учителей "правильной" психологии, чтобы и не нужно было идти к этим психологам. Учитель должен быть этим самым главным психологом для ученика.
Я уже приводил здесь на форуме этот пример, но повторюсь еще раз:
У меня две ученицы, виолончелистка и скрипачка, обе профессиональные психологи (работают в суде как эксперты-психологи). И вот они на уроке волнуются и делают ошибки, естественно. Я их спрашиваю (не вместе - по отдельности), что нужно сделать, чтобы не волноваться и, поэтому, не делать ошибок?
Они мне отвечают одинаково (видимо у них там в книжках так написано): нужно сесть на стул, дышать глубоко и ровно,- вот волнение и уйдет.
- Да никуда оно не уйдет, - сказал я, - так вы успокоитесь только после сильного бега, например. А В вашем случае нужно совсем другое. Вам нужно или услышать от учителя, какие вы замечательные и что ваши ошибки не имеют особого значения сейчас, или самим это сказать себе, т.е. самовнушение.
Вот вам и профессиональные психологи:figa:
И не в России, а за бугром:figa:
08.11.2009, 12:48
usman
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
Цитата:
Сообщение от murom
Учитель должен быть этим самым главным психологом для ученика.
:appl: Полностью согласен!
08.11.2009, 23:45
Узюм
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
Цитата:
Сообщение от murom
...
Что же касается профессиональных психологов, то если они и появятся, то НИКОГДА не победят наших "замечательных" педагогов, которые с первых уроков внушают ученикам, насколько они бездари, ленивы, тупы и ни на что не способны.
...
И не к психологам надо идти, а обучать будущих учителей "правильной" психологии, чтобы и не нужно было идти к этим психологам.
Золотые слова! Сложность только в том, что многие педагоги таковы не по злобЕ душевной. А потому, что сами когда-то были детьми и учениками и тоже хлебнули лиха. Которое пустило корни в неокрепших душах...
К слову пришло на память, как моя мама в одной недавней задушевной беседе вдруг вспомнила, мол, один раз ей детская зубная врачиха пожаловалась, что я "ужасно вела себя в кабинете". "Как мне было за тебя стыдно!" - с неожиданным пафосом закончила мама. А я удивилась. :-o Это ж надо: больше двадцати лет помнить и испытывать стыд за случайную распеканцию (абсолютно клеветническую!) какой-то дуры в адрес своего ребенка!
Для довершенья чуда моя мама - тоже психолог. :roll: :silly:
Только я хотела закончить воспоминания сетованием на старые времена и нравы, как вспомнила массу современных эпизодов. Как юные фейно-модельной внешности мамочки без особых причин аки злобные волчицы рявкают дурным голосом на своих трех-четырехлетних карапузов. И тут же обращаются к кому-то другому совершенно нормальным голосом... Что-то есть исконно-посконное в злостном подавлении беззащитного ребенка. Глубоко в психике сидит.
09.11.2009, 11:31
VanCliburn
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
А если хороший педагог? Который никогда не гнобит? И всячески ободряет? А все равно волнение мешает человеку?
09.11.2009, 11:44
Gtn
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
А что психолог может знать об этом?
В идеальном случае, это должен быть психолог-музыкант (концертирующий!), который сам, выступая, не волнуется. Хотя и страшно волновался раньше. Но, теперь знает - как победить волнение!
Хм.. на мой взгляд гораздо полезнее основательно изучить "Работу актера над собой" Станиславского, и тогда для себя найти надлежащие "якоря". которые бы зацепили внимание "за творчество", без беспокойства за самооценку и контроль.
09.11.2009, 13:16
usman
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
Цитата:
Сообщение от Gtn
Хм.. на мой взгляд гораздо полезнее основательно изучить "Работу актера над собой" Станиславского, и тогда для себя найти надлежащие "якоря". которые бы зацепили внимание "за творчество", без беспокойства за самооценку и контроль.
Вот по поводу Станиславского - это как раз в точку. Дело в том, что публичное выступление - это неотъемлемая (если не самая главная) составляющая профессии артиста-музыканта. И этому артистизму надо учить параллельно с освоением инструмента (со всякими там "туше-деташе, мелкой техникой, двойными нотами, октавами, полифонией") и с культурно-музыкальным развитием (и, хорошо бы, общекультурным ;-)). Тогда и получится полноценный исполнитель: музыкально-грамотный, пианистически- (вокально- скрипично- и проч.) грамотный и артистически-грамотный. Без чего-то из этих составляющих полноценного исполнителя, увы, скорее всего не выйдет. И третье - не менее важно в процессе обучения, чем первые два: оно должно быть неотъемлемым аспектом профессионального роста.
Действительно (насчет Станиславского ;-)) - виданное ли дело, если артист, закончивший театральный ВУЗ, постоянно путается на сцене в словах, заикается, "спотыкается языком" и вместо палитры эмоций, предполагающихся по рисунку роли, выдаёт зрителю только одну - собственное волнение? Такой артист непрофессионален, сколь глубоким и развитым человеком он бы ни был. Думаю, не многие актёры обращаются к психологам по поводу сценического волнения :-), это было бы вообще нонсенсом, ибо это сама суть профессии - и если у человека существенные проблемы в этом плане, то это просто не его путь...
Думаю, ситуация с музыкантом-исполнителем во многом аналогична. С самых первых лет в ДМШ человек, обучающийся музыке, "обречен" на публичные выступления - концерты, экзамены. И с малых лет проблемы публичного выступления должны быть "в предмете". Человек, который хорошо играет только "сам с собой, как с умным человеком" или своему педагогу "по секрету" - такой музыкант никому по большому счету не нужен, кроме, разве только, сочувствующих друзей и родственников...
Более того, встречаются в музыкальном мире очень странные явления - пианист по уровню уже играет "Аппассионату" какую-нибудь (дома все замечательно выходит ;-)), а на сцене от "Аппассионаты" остается "кучка пепла" - 70% пошло "под рояль" :-(. А проблемы сценического выступления надо было начинать решать на этапе "Сурка" и неуклонно над ними работать на протяжении всего обучения, и не с психологами какими-то непонятными, а в классе по специальности - изо дня в день. Думаю, порой педагоги сами забывают, что в подобного рода профессии важно не только уметь и знать, но также ещё и уметь демонстрировать свои знания и умения.
09.11.2009, 16:40
murom
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
Цитата:
Сообщение от VanCliburn
А если хороший педагог? Который никогда не гнобит? И всячески ободряет? А все равно волнение мешает человеку?
значит не те задачи ставит перед учеником. Может быть он ставил только технические задачи перед выступлением (не забудь то-то и то-то), а не музыкальные.
Когда я был учеником, то считал, что выступление на сцене - это та цель, к которой должен стремиться ученик. И ДОНЕСТИ до сцены нужно как можно больше. Вот из-за таких глупых мыслей и вся нервотрепка на сцене случается.
Уже гораздо позже, в студенчестве, я понял, что сцена - это тоже этап познания своего исполнения. человек должен с определенным произведением выходить на сцену несколько раз, прежде чем он хоть что-то поймет в исполняемом произведении. Сцена ПОМОГАЕТ музыканту правильней понять и прочувствовать играемое произведение. На сцене включаются такие ШЕСТЫЕ чувтства, которые на репетициях ну никак не включаются. Это называется творческим волнением, без которого не мыслимо вообще выходить на сцену.
09.11.2009, 19:37
Узюм
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
А интересно, как психологи преодолевают волнение перед клиентом и опасения перед возможными ошибками? :wink:
Или им пофиг?
Лажа на сцене жизней не ломает. А ошибочный совет - очень даже может...
09.11.2009, 19:58
Светлана Надлер
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
Цитата:
Сообщение от usman
Вот по поводу Станиславского - это как раз в точку. Дело в том, что публичное выступление - это неотъемлемая (если не самая главная) составляющая профессии артиста-музыканта
Мне кажется, если мандраж есть -он и будет. И с ним только и возможно ,что уметь справляться. Кто-то молится, кто-то крестится перед выходом на сцену...
Бывают такие состояния, когда ты это за несколько секунд преодолеваешь ,а бывают -и за полминуты, за минуту:roll:. От сцены очень зависит. Бывает "холодная", "тяжёлая "публика. Бывает тёплая, наоборот.
Ну, и конечно ,нужно запас профессии иметь достаточный, чтобы эти первые моменты твоего волнения не бросались в глаза. Актёры, бывает, волнуются страшно на сцене, теряют Бог знает сколько.
К психологу тут ходи не ходи...
Способ тут один: количество публичных выступлений. Боишься сцены -иди на неё.
И ещё. Если вот концерт, в котором ты загружен так, что еле несёшь, а без тебя там ну никак не обойдутся - вот там ты волноваться не будешь. Снимает волнение личная инициатива -очень снимает. Ощущение, что без тебя здесь никуда и никак...
Ещё лучше -если ты в этом концерте и играешь, и поёшь, и его же ведёшь. В чём здесь огромная польза -так это в переключении внимания. Ты себя концентрируешь сначалана игре ,потом на пении, потом -на ведении... ребята, кто умеет -танцуйте ещё! Если хорошо умеете. Думаете ,я прикалываюсь? Сама пробовала абсолютно всё, о чём пишу (ну вот, танцевала только с малышами, а петь-вести-играть приходится с разным народом)
Только делать это надо в физически здоровом состоянии, иначе потом долго будешь восстанавливаться...
Я бы посоветовала искать на свою голову такие ситуации, тренироваться на них -а потом запоминать ощущения.
Хорошо стимулирует инициативу так же выступление за деньги, благотворительные концерты, работа на экстремальной публике (подростки, "химики")...
А на элитной аудитории это потом косвенно срабатывает. Разумеется, если играть только на подростков -забудешь азы профессии))). Нужно чередовать публику...
09.11.2009, 20:17
ccruisse
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
Цитата:
Сообщение от VanCliburn
Почему НИКТО (поправьте меня, если что-то упускаю) не упоминул обращение к СПЕЦИАЛИСТУ по такой проблеме.
Заглядывая сюда, хотелось найти какие-то ссылки на обращения к ПРОФЕССИОНАЛАМ (адреся, ссылки, явки) - но увы!
Если кто-то все-таки обращался к психологам из-за подобной проблемы, но стесняется это обсуждать публично, напишите мне, пожалуйста, в личные сообщения!! Признательности моей не будет границ - очень надо помочь человеку!
Во-первых, не все люди воспринимают психологическую помощь всерьез. У большинства людей, в особенности в России, огромное количество предрассудков.
Во-вторых, если человек сам не захочет себе помочь справиться с этой проблемой, то ему ни один психолог не поможет, то есть если у человека есть внутренний барьер, некая установка, то пробить ее без его на то желания невероятно тяжело, я бы сказала даже невозможна. Многие люди воспринимают боязнь сцены, как само собой разумеющееся: я стеснительный, со мной всегда так и т.д. и т.п. Это я к тому, что из Вашего сообщения помощь явно требуется не Вам. :-)
В-третьих, а сколько человеку лет и какой опыт выступлений на сцене? Если это подросток, то это вполне объяснимо.
19.11.2009, 23:55
ASok
Навеяло после прочтения предыдущих постов на эту тему.
Психологи бывают разные. И методы работы оооочень разные . Хороший психолог может помочь в преодолении страха выступлений - это совершенно точно. А также в результате работы с психологом может возникнуть желание сменить преподавателя , внушающего комплексы неполноценности , на другого , вселяющего уверенность . А может быть , уверенность появится независимо от преподавателя . Что касается волнения самих психологов , то это вопрос профессионализма и опыта . Чувство ответственности надо испытывать , а не волнение. Волноваться можно сначала , когда опыта нет , потом надо просто реально осознавать свои возможности и использовать их для помощи человеку. Это сродни медицине , тот же принцип "не навреди" , и цена ошибки может быть высока. Но , если проводить дальнейшую аналогию с медициной , то далеко не всегда есть показания к операции. Можно использовать мягкие , щадящие методы , не обязательно "рэзать". А вообще надо искать ХОРОШЕГО психолога . Зубы полечить ищем стоматолога , всякие другие проблемы со здоровьем - ищем гинекологов , проктологов , кардиологов и т.д. А когда болит душа , когда есть нечто , мешающее чувствовать себя полноценным , счастливым , гармоничным - не считаем нужным обращаться к специалистам , лучше потрепемся с приятелями за рюмкой чая , изольем душу и останемся при своем. Так годами и мусолим с приятелями на кухне одни и те же свои проблемы , вместо того , чтоб преодолеть стереотипы и обратиться к специалисту.
20.11.2009, 18:42
vladsam
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
А может быть не следует переоценивать помощь психолога? Ведь и среди психологов есть деления на частную и на общую практику. А психологов-музыкантов, как мне кажется, еще ни одно учебное заведение не выпускает. Не каждый психолог способен разобраться в такой сложной ситуации как концертное волнение. Мы говорим о волнении на сцене, но, фактически же, имеем ввиду публичную деятельность. Здесь и тип "волнения" совершенно другой, чем в индивидуальной жизни.
Здесь было верно замечено, что лучший помощник в снятии предконцертного стресса - учитель (педагог), тем более, если он имеет большой опыт концертирования. Я с интересом наблюдаю, как опытный педагог готовит к выступлению своего воспитанника. В каждом случае он идет новым путем.
20.11.2009, 21:49
хулиганка
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
Цитата:
Сообщение от Droog_Andrey
Ни разу не встречал и не слышал о таком. Хотя знакомых выступающих спортсменов несколько дюжин.
На последних 3-4ех олимпиадах у почти всех ведущих спортсменов России были психологи.
20.11.2009, 21:55
хулиганка
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
Мне как-то долго объяснял человек с психологическим образованием-сам бывший музыкант-такую вещь:величина сценич.волнения зависит от особенностей психики.И тут ничем не помочь-если человек нервозен от природы,никакой спец его не успокоит...
Я с такой аксиомой не согласилась.
Как тогда объяснить ситуации,когда:один концерт-трясет тебя как лист осиновый.А выходишь на сцену-руки подрожали первые секунды.потом вливаешься-и начинаешь играть даже хорошо.Другой концерт-все по фигу.Ждешь,спокойный как удав.Выходишь-и такого наигрываешь...Третий концерт-вроде готов,выучено,ждал этого момента-а на сцене башка отключается и тоже можно наваять много чего...
И вот несколько подобных примеров происходят у одного человека в небольшой отрезок времени.
???
20.11.2009, 23:45
ASok
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
Цитата:
Сообщение от vladsam
А может быть не следует переоценивать помощь психолога? .
Переоценивать , конечно, не стоит. Ни один самый замечательный психолог не проживет за вас вашу жизнь и не решит за вас ваши проблемы. Человек всегда решает свои проблемы сам , если захочет , конечно . Психолог является лишь помощником , помогающим клиенту понять , что ему мешает , что ему нужно , понять себя самого , а также поддерживает клиента , если нужно. Правильный психолог не дает ответов и советов.
.[/QUOTE]Здесь было верно замечено, что лучший помощник в снятии предконцертного стресса - учитель (педагог), тем более, если он имеет большой опыт концертирования. .[/QUOTE]
Совершенно верно. А еще хороший педагог - он всегда психолог . Это если вам повезло попасть к хорошему. А большинство педагогов ( имею в виду обычные ДМШ , например) - кто они? Что за люди? Если ответить честно на этот вопрос , то станет понятно , откуда у детей комплексы и страхи. Человек , не реализовавшийся творчески , возможно , не очень счастливый в своей личной жизни , не имеющий достойного вознагрвждения за свой труд , воспринимающий свою работу как тяжелую безрадостную необходимость - может ли он привить ребенку увлеченность , уверенность , радость творчества ?
К участникам нашего форума это описание вряд ли относится . Я полагаю, здесь присутствуют такие педагоги , которые любят свою работу , относятся к ней творчески , заражают своих учеников любовью к музыке и умеют найти подход к ученикам , создать такие условия , в которых проявляются лучшие качества и развиваются способности , суметь замотивировать на работу , ну и т.д. В любом случае воспитывает ЛИЧНОСТЬ педагога , вы согласны? Для того , чтобы что-то дать другому , нужно иметь это самому . Если человек состоялся , если он получил в жизни любовь и признание , если он с уважением относится к себе , с уважением к другим , если его радует то , чем он занимается - он не будет самоутверждаться , унижая учеников , обзывая их бездарями и тупицами и т.п. Он будет делиться с ними всем вышеперечисленным , видеть в них хорошее и помогать взращивать это хорошее. А если у самого нет уверенности , но полно страхов и комплексов ( может быть это не страх сцены , а страх перед руководством , например) - этим и поделится с учеником.
Что касается волнения , то в основе волнения ( любого -бытового , публичной деятельности или еще какого) лежит страх. Причины его могут быть очень разные и иногда совершенно неожиданные и очень индивидуальные у каждого . И проявляться это будет очень индивидуально. Но для специалиста это вполне разрешимо , поверьте . Не зависимо от того , спортсмен ты , музыкант или домохозяйка.
21.11.2009, 18:25
Accelerando
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
Цитата:
Сообщение от Станислав Тарасенко
А вообще нужно Вашему близкому усвоить железное правило: ВОЛНУЕТСЯ ТОТ, КОМУ НЕЧЕГО СКАЗАТЬ ЛЮДЯМ. Кто выходит на сцену для долга, для сдачи экзамена, для денег, для почёта, но никогда не для Музыки.
Да конечно, все кто сцены боятся - им просто нечего сказать!...:tomato: Вы никогда не слышали о той же самой проблеме от людей, выступающих на всевозможных конференциях с докладами? Им тоже нечего сказать, они на сцену пришли просто себя показать да с коллегами потусоваться?
Очень односторонний взгляд, ибо "нечего сказать" действительно порой имеет место, но это ОТНЮДЬ не единственный источник проблемы.
21.11.2009, 23:20
Mixator
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
Цитата:
Сообщение от Четвертитончик
Мне кажется, если мандраж есть - он и будет. И с ним только и возможно ,что уметь справляться.
Способ тут один: количество публичных выступлений. Боишься сцены -иди на неё.
+1.
Чем больше концертов, тем меньше волненья. Когда большие перерывы между ними - возникает неуютность некая, но если есть "запас профессии", то это дело проходит.
Это тоже тренировка... Исполнителю необходимо успеть привыкнуть к каждой конкретной сцене, обжиться на ней. Профессия у музыкантов публичная и естественный отбор у них
проходит и по этому параметру тоже.
22.11.2009, 12:24
Tania_mus
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
А сколько лет вашему родственнику? Ищите,конечно,хорошего профессионала.Есть разные техники,которые могут помочь.Не все мы знаем,пока не вычитаем где-то или не подскажут. Я бы посоветовала- разрешить себе ошибаться.Думать о музыке в момент выступления,но не запрещать себе ошибки.Это помогает. Большая часть напряжения именно от старания обязательно сыграть идеально. Чем больше он старается,тем хуже получается...
22.11.2009, 12:53
murom
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
Цитата:
Сообщение от Tania_mus
А сколько лет вашему родственнику? Ищите,конечно,хорошего профессионала.Есть разные техники,которые могут помочь.Не все мы знаем,пока не вычитаем где-то или не подскажут. Я бы посоветовала- разрешить себе ошибаться.Думать о музыке в момент выступления,но не запрещать себе ошибки.Это помогает. Большая часть напряжения именно от старания обязательно сыграть идеально. Чем больше он старается,тем хуже получается...
Я учу ученика поведению во время ошибки. Я говорю ему: без ошибок каждый дурак сыграет, а ты вот сыграй с ошибкой и никому ее не покажи. Я сравниваю это с катанием на велосипеде. По ровной дороге все едут хорошо, но вот наехало колесо на камень или ямку: как удержать равновесие и не упасть.
Поэтому ученики и боятся ошибиться, что учитель за ошибки ругает. Поэтому он и работает до такого момента, когда вообще нет ошибок, но он еще больше продолжает их бояться (а вдруг именно на концерте они будут) и таки делает! да еще с зажатостью.
У меня сегодня урок был. Скрипач должен был в одном месте сыграть две ноты спиккато вверх смычком. Он так и сыграл, но... сначала захотел сыграть в разные стороны, но потом спохватился и сыграл в одну. Получилось неуклюже. А я ему говорю, что он сделал ошибку, но какую? Он суетливо изменил свое первое желание, а должен был тогда сыграть две ноты в разные стороны, но естественными движениями.
Я как в спорте, учу детей падать или ловить баланс, но не бояться ни того, ни другого.
Я его хвалю не за то, что он сыграл без ошибок, а за то, что ловко вывернулся, сделав таки ошибку. Я ему говорю, что это самое сложное, самое нужное для исполнителя. А без ошибок каждый дурак сыграет, как на велосипеде по ровной дороге проехать.
22.11.2009, 12:59
pochetta
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
есть легенда, что небезызвестный Л.Ауэр иногда давал ученику перед выходом задание - ошибиться сколько-то раз.
22.11.2009, 13:16
murom
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
Цитата:
Сообщение от pochetta
есть легенда, что небезызвестный Л.Ауэр иногда давал ученику перед выходом задание - ошибиться сколько-то раз.
Он не давал задание ошибиться, а разрешал ошибиться столько-то раз. Это разные вещи.
А давать задание ошибиться - это дополнительная морока на сцене.
Вот дайте себе такое задание и посмотрите что получится (хотя бы дома).
Я, когда показываю ученикам на уроке, и ошибаюсь, стараюсь выкрутиться из этого положения. А потом ученику показываю, что и как я сделал. А вот специально ошибиться нельзя. Специально можно только задумано сыграть не правильно.
Ошибка - это что-то непредсказуемое, в отличие от просто не верной игры.
22.11.2009, 14:53
Tania_mus
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
Murom, абсолютно согласна с вами! Вы очень мудрый преподаватель!
22.11.2009, 15:14
ASok
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
Ах , Murom , мне уже хочется к Вам в ученики....
22.11.2009, 17:20
kriksik
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
Цитата:
Сообщение от VanCliburn
Но теперь - другя проблема. В "трудных" местах (кавычки здесь потому, что он никогда не идет теперь на сцену с недоученным материалом и все "трудности" на тот момент уже давно перодолены и выучены) руки просто перестают как следует слушаться. Если синхронный пассаж - левая рука может схалтурить и т.д. А в классе уже давно все получается. Т.е на сцене из подсознания вылезают какие-то "воспоминания о трудностях".
Это довольно легко лечится. Есть специальные приемы медитации.
Как я понял после общения с музыкальными докторами, большая часть проблем - это плохое кровообращение ,недостаток жидкости и кальция в организме и неправльная постановка (неправильные приемы игры). Я на себе испытал, что при зверском волнении ,если все в полном порядке ,то ничего не будет дрожать ,руки будут слушаться и соответственно волнение очень быстро уходит. Т.е. я бы сказал ,что речь идет не о борьбе с волнением, а об умении владеть своим телом.
Также должна быть мотивация. Выступающий должен хотеть играть.
23.11.2009, 21:23
Дина Д. Майер
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
есть легенда, что небезызвестный Л.Ауэр иногда давал ученику перед выходом задание - ошибиться сколько-то раз.
Крутая примочка.
23.11.2009, 23:02
VanCliburn
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
Да, круто ребята взялись... Но что со всем этим делать-то?
Вообще хочется выразить всем, кто откликнулся в теме, большую благодарность
Много интересного, опять же видно, что эта проблема касается (или в прошлом касалась) многих.
По поводу "права на ошибку". Это, скорее всего, годится для маленьких. А "клиент" уже в том возасте, когда к самому себе требования круче, чем у любой комиссии, вместе взятой.
За последнее время все как-то стало налаживаться (тьфу-тьфу). Периодически цитирую ему всякие умные мысли из разных психологических книжек и из Форума. Ну, еще что-то из разных воспоминаний музыкантов. Фырчит, подхихикивает, но кое-что слушает с тщательно скрываемым интересом. Сказал, что поставил себе цель все трудности выучить на "6", в крайнем случае, на "5".
Потом и правда уверенности прибавилось.
По поводу частых обыгрываний программы - это все, конечно хорошо (недавно обыграли программу в одном музее, потом экзамен на отлично сдал, прослушивание на конкурс тоже пройдено), но часто это не получается (где взять время при такой интенсивной учебе?) И инструменты не везде хорошие. Хочется не просто сыграть, а на должном художественном уровне.
Так что пишите!
И про профессиональные заболевания (и способы их лечения) - тоже.
Знакомая девушка после того, как ей дали сразу несколько этюдов нв растяжку (всяческие октавы, ломаные октавы и т.д.) переиграла-таки руки. Одну больше, другую - меньше. Как-то подлечила, а учиться-то дальше надо. Теперь у нее на одной руке шишка. Будет оперироваться. Вот так-то...
24.11.2009, 13:43
Tania_mus
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
Van,насчет права на ошибку- в любом возрасте можно прийти к этой философии, на сцене тоже .Просто нужны книги по психологии,которым человек поверит,или хороший психолог.
28.11.2009, 16:09
Дина Д. Майер
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
Цитата:
Сообщение от Tania_mus
Van,насчет права на ошибку-
Код HTML:
в любом возрасте можно прийти к этой философии, на сцене тоже .Просто нужны книги по психологии,которым человек поверит,или хороший психолог.
Код HTML:
В этом ключе предлагаю всем интересующимся и сомневающимся попробовать не по книгам. а на деле ознакомиться с некоторыми видами психотерапии, а хзаодно и с хорошими психологами
Более подробно читайте на