-
22.09.2013, 16:07 #1Старожил
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Пифагоров строй хорош только для нотации?
Уважаемый commator выдвинул тезис о том, что “Пифагоров строй хорош только для нотации”:
Хотя, на мой взгляд, он стал для нее хорош именно потому, что в течении очень длительного периода времени интенсивнейшим образом использовался именно на практике.
Например, по мнению М. Линдли, звучание Григорианского хорала было основано на Пифагоровом строе:
“В той мере, в которой рассматриваются ноты, обычно используемые в григорианском хорале, то есть все диатонические ноты и си-бемоль, эта схема придерживалась средневековой традиции, согласно которой все квинты и кварты являются чистыми и, следовательно, все терции и сексты являются нечистыми на синтоническую комму; большие секунды, все соответствующие отношению 9:8, являются красиво широкими; си-бемоль лежит ближе к ля, чем к си; все малые секунды являются достаточно узкими, придавая мелодическую остроту полифоническим каденциям с двойными ведущими нотами”.
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Re: Пифагоров строй хорош только для нотации?
Характерно, что то, что Вы называете дискуссией, никакой дискуссией не является. Абсурд состоит в том, что привязав ПС к нотации, мы стали воспринимать это как нечто однородное. Диез - повышение ноты - поэтому у нас ассоциируется с дополнительным повышением самого звука, который уже и так повышен, соответственно, бемоль - с дополнительным понижением. Но ПС может быть исполнен в простой диатонике без знаков альтерации, - не странно ли это? Тогда как же нам определить строй, если нет этих знаков? И здесь нас выручает ... савримённая муз "наука", которая предлагает использовать дополнительные знаки для правильного опознавания нот. Подобные умственные заторы, как мне представляется, и создают препятствия для образования. Доказанная научная ошибка становится ересью и извергается их образования. У нас же в муз. практике - все наоборот.
Последний раз редактировалось vcirkov; 09.11.2013 в 09:36.
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Re: Пифагоров строй хорош только для нотации?
Косвенно это может служить аргументом в пользу того, что Григорианский хорал исполнялся в Пифагоровом строе.
“В позднем Средневековье, в эпоху Возрождения, в музыке барокко и в XVIII—XIX веках cantus planus послужил тематической и конструктивной основой многоголосной музыки ...”
Re: Пифагоров строй хорош только для нотации?
Есть два способа пользоваться пифагорейским строем в многоголосии:
- Избегать вертикальных больших и малых терций/секст.
- Не избегать вертикальных больших и малых терций/секст, но употреблять пифагорейские коммы вместо синтонических для вполне пригодной аппроксимации верного звучания упомянутых терций/секст.
Последний раз редактировалось commator; 04.11.2014 в 10:08.
Re: Пифагоров строй хорош только для нотации?
Re: Пифагоров строй хорош только для нотации?
Re: Пифагоров строй хорош только для нотации?
Re: Пифагоров строй хорош только для нотации?
Я пробовал. Получается. Горизонтальные терции можно употреблять. Избегать надо вертикальных.
Септимы и секунды — неплохие интервалы по вертикали, особенно малые и большие, соответственно. Их особенность в том, что в случае чистого интонирования свойственные им биения оказываются кратными основанию порождающей натуральной скалы. Так что аккорд из двух чистых кварт по вертикали не может коробить слух, а из трёх/четырёх покоробит, пожалуй.
Квинты плохи тем, что у них пустота звучания и знаменитые неприятности с параллельным голосоведеним, что квартами делать вполне допустимо.
PS:
12РДО ч2/ч5 грешат на 2 цента, б2/м7 — на 4 цента. Это ниже разностного порога по высоте. Следовательно, в системе 12РДО аккорды по квартам будут вертикально ощущаться не хуже точных пифагорейских.
Последний раз редактировалось commator; 05.11.2014 в 17:43.
Похожие темы
-
Что такое “Пифагоров строй”?
от Математик в разделе Теория музыкиОтветов: 443Последнее сообщение: 07.04.2015, 22:35 -
Виды современной нотации
от im-mar в разделе БеседкаОтветов: 1Последнее сообщение: 07.11.2010, 12:41 -
Особенности кларнетовой нотации
от Niclaus в разделе Нотный наборОтветов: 38Последнее сообщение: 08.03.2010, 23:43 -
Шрифты для нестандартной нотации
от DJ Хруст в разделе Нотный наборОтветов: 6Последнее сообщение: 02.12.2007, 03:07 -
Символы мензуральной нотации
от morskoylos в разделе Старинная музыкаОтветов: 2Последнее сообщение: 24.01.2006, 11:59




Ответить с цитированием

Социальные закладки