-
25.04.2011, 00:00 #1Старожил
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Re: 53-ступенная равномерная темперация
Рагс сообщает об исследованиях П. Н. Зимина:
Теоретические анализы различных систем выбора (один их таких анализов провел П. Н. Зимин; он был научным сотрудником Лаборатории музыкальной акустики МГК) показали, что наилучшей из них могла бы быть 53-ступенная равномерная темперация, предложенная в начале XVIII в. Меркатором и воплощенная в реальные инструменты в конце XIX в. Бозанкетом и Танакой; эта система позволяет очень точно воспроизводить в различных тональностях интервалы чистого, пифагорова и равномерно-темперированного строев. (см.: Ю.Н. Рагс Концепция зонной природы музыкального слуха. Пути становления, разработка проблемы и дальнейшее ее развитие // Н. А. Гарбузов — музыкант, исследователь, педагог. 1980, с. 15-16).
Re: 53-ступенная равномерная темперация
Re: 53-ступенная равномерная темперация
Ещё и Эттинген воплотил систему 53РДО: С ортотонофониумами Эттингена мог соприкасаться , которыйОртотонофониумы появились в 1914. За 5 лет до смерти Римана, а он с работами Эттингена был знаком. Экземпляр лейпцигского музея мог быть изготовлен по заказу Римана для института музыковедения, которым Риман тогда руководил, похоже.Сообщение от Википедия
Последний раз редактировалось commator; 25.04.2011 в 15:11.
Re: 53-ступенная равномерная темперация
Неясно о точности воспроизведения интервалов какого равномерно-темперированного строя упоминает Рагс. Если имеется ввиду обычная система 12РДО (12-ти равных делений октавы), то он жестоко ошибается. Её полутоны/б.септимы и терции/сексты не поддаются очень точному (погрешность в единицы центов, надо полагать) воспроизведению в системе 53РДО.
Ни Риман ни Рагс и, похоже, никто на русском не связывает с системой 53РДО . Англоязычные упоминают Ching Fang практически везде, где идёт речь об истории .
Есть ещё и умиляющие каракули самого Ньютона:
![]()
Последний раз редактировалось commator; 27.04.2011 в 11:10.
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Re: 53-ступенная равномерная темперация
Вот в это хотелось бы проникнуть поподробнее:
The 53-et tuning equates to the unison, or tempers out, the intervals 32805/32768, known as the schisma, and 15625/15552, known as the kleisma. These are both 5-limit intervals, involving only the primes 2, 3 and 5 in their factorization, and the fact that 53-et tempers out both characterizes it completely as a 5-limit temperament: it is the only regular temperament tempering out both of these intervals, or commas, a fact which seems to have first been recognized by Japanese music theorist Shohe Tanaka. Because it tempers these out, 53-et can be used for both schismatic temperament, tempering out the schisma, and Hanson temperament (also called kleismic), tempering out the kleisma.
(подраздел “Theoretical properties” на указанной странице)
в связи с тем изложением системы 53-ступенной темперации, которое мы находим у Римана. Здесь Риман пишет о его преимуществах:
А здесь приведено само изложение:
Последний раз редактировалось Математик; 30.04.2011 в 00:46.
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Re: 53-ступенная равномерная темперация
Последний раз редактировалось Математик; 30.04.2011 в 00:48.
Re: 53-ступенная равномерная темперация
Довольно сумбурные мысли относительно трудностей системы 53РДО, которые хочется привести в порядок:
Неудобство игры на инструменте, позволяющем пользоваться одинаковыми аппликатурами игры в любых тональностях скорее спорно, чем существует в действительности. Это Риман написал до знакомства с ортотонофониумом Эттингена, чья клавиатура смотрится эргономически продвинутым вариантом обобщённого дизайна Бозанкета.
не может претендовать на оптимальный вариант эргономичесого дизайна обобщённой клавиатуры. Тем не менее играть на его клавиатуре не труднее, чем на обычной. Сам пробовал.
С учётом исчезания аппликатурных проблем игры в разных тональностях, играть несомненно легче, чем на клавиатуре обычной.
Теоретическое образование исполнителя может быть не обязательно высокого уровня. Главное чтобы нотные тексты для разучивания пьес готовили квалифицированные специалисты по гармоническому анализу. Это касается как интерпретирования музыки, созданной в среде систем 12/24РДО или других систем темперации, так и создания новой музыки в системе 53РДО.
Много музыки для системы 53РДО станут писать не в следующем году, разумется. Поэтому первый этап внедрения системы 53РДО будет проходить в условиях преимущественного интерпретирования музыки из среды существующих и предыдущих систем темперации.
Если исполнитель желает осуществлять собственное интерпретирование в системе 53РДО известной и новой музыки, он может готовить себе ноты самостоятельно: методом проб и ошибок, или аналитическим способом. В последнем случае ему без хорошей теоретической подготовки не обойтись. В любом случае верное исполнение в системе 53РДО немыслимо без серьёзной предварительной подготовки нотного текста.
Последний раз редактировалось commator; 10.05.2011 в 14:26.
Re: 53-ступенная равномерная темперация
<<... 53-рт настройка приравнивает к унисону, или вытемперирует, интервалы 32805/32768 (5^1*3^8*2^(-15)), известный как схизма, и 15625/15552 (5^6*3^(-5)*2^(-6)), известный как клейзма. Они оба являются интервалами предела 5, с участием только простых чисел 2, 3 и 5 в их факторизации, и факт, что 53-рт оба вытемперирует характеризует её полностью, как темперацию предела 5: она единственная регулярная темперация, что вытемперирует оба из этих интервалов, или коммы, факт, который, кажется, впервые был выявлен японским музыкальным теоретиком Шохе Танакой. Потому что она их вытемперирует, 53-рт может быть использована как для схизматической темперации, вытемперирующей схизму, так и и для темперации Хэнсона (также называемый клейзматической), вытемперирующей клейзму ...>>
О схизме известно, что это разница между пифагорейской и дидимовой коммами. В системе 53РДО и пифагорейская комма (3^12*2^(-19)) и дидимова комма (5^(-1)*3^4*2^(-4)) неплохо аппроксимируются одним и тем же интервалом, а именно наименьшим интервалом этой системы (2^(1/53)), который по сути является темперированной коммой. Схизму в системе 53РДО так же невозможно найти, как комму в системе 12РДО. Как в системе 12РДО отпадает нужда нотирования комматических различий интервалов, так в системе 53РДО при необходимости введения комматической нотации нет нужды отображать в ней мелкие (около 2-х центов) схизматические различия интервалов.
В интервал клейзмы моя практика ещё не упиралась. Поэтому о ней мне сказать нечего.
Последний раз редактировалось commator; 01.05.2011 в 12:56.
Похожие темы
-
Темперация по терциям
от Nanuhi в разделе Фортепианный настройщикОтветов: 56Последнее сообщение: 10.12.2024, 20:23 -
Неравномерная темперация
от scherzando в разделе Поиск фортепианных записейОтветов: 1Последнее сообщение: 22.01.2010, 02:02 -
Скрипка и темперация.
от K777 в разделе Скрипичная и альтовая музыкаОтветов: 3Последнее сообщение: 19.06.2009, 15:15 -
Веркмайстер, Бах и темперация
от bott в разделе Композиторы / История музыкиОтветов: 8Последнее сообщение: 24.10.2006, 02:52




Ответить с цитированием


Социальные закладки