Страница 28 из 33 ПерваяПервая ... 18272829 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 271 по 280 из 330

Тема: Артуро Бенедетти Микеланджели

              
  1. #271
    Новожил Аватар для Muzylo
    Регистрация
    03.09.2007
    Адрес
    Киев
    Сообщений
    4,545
    Записей в дневнике
    284

    По умолчанию Re: Артуро Бенедетти Микеланджели

    С тем, что Микельанджели - великий мастер времени, спорить, конечно, не приходится; я только возразил против того, что совпадение хронометражей является важным тому свидетельством. Конечно же, главное свидетельство мастерства Микельанджели - его интонирование.
    Микеланджели занимает позицию перпендикулярно течению времени, и звук его, интроспективный, таким образом не подхватывает течение времени, не уносит. Поэтому в его искусстве нет ровным счетом ничего обыденного, оно уже по принципу своему, по отношению - не обыденно...
    Любопытная метафора "перпендикулярности течению времени", действительно, точно отражает "скульптурный" стиль Микальанджели, который словно поставил себе задачу "остановить мгновение". Время Микельанджели находится на противоположном полюсе (и временнОм, и психологическом) от процессуальности, мобильности, становления, от разомкнутого дионисийского начала, от музицирования, в конечном итоге; искусство Микельанджели - апогей искусства исполнения законченного текста, модифицировавшегося в законченное (без-пяти-минут-ставшее) время. Отсюда и любимые им медленные темпы.

    Но это убеждает далеко не во всяком репертуаре (впрочем, как и каждый индивидуальный стиль). Шопена у него слушать не могу, например, - или Карнавал Шумана.
    Show must go on!

  • #272
    Старожил Аватар для Огенторн
    Регистрация
    09.09.2010
    Сообщений
    1,316
    Записей в дневнике
    38

    По умолчанию Re: Артуро Бенедетти Микеланджели

    Цитата Сообщение от Muzylo Посмотреть сообщение
    С тем, что Микельанджели - великий мастер времени, спорить, конечно, не приходится; я только возразил против того, что совпадение хронометражей является важным тому свидетельством. Конечно же, главное свидетельство мастерства Микельанджели - его интонирование.

    Любопытная метафора "перпендикулярности течению времени", действительно, точно отражает "скульптурный" стиль Микальанджели, который словно поставил себе задачу "остановить мгновение". Время Микельанджели находится на противоположном полюсе (и временнОм, и психологическом) от процессуальности, мобильности, становления, от разомкнутого дионисийского начала, от музицирования, в конечном итоге; искусство Микельанджели - апогей искусства исполнения законченного текста, модифицировавшегося в законченное (без-пяти-минут-ставшее) время. Отсюда и любимые им медленные темпы.

    Но это убеждает далеко не во всяком репертуаре (впрочем, как и каждый индивидуальный стиль). Шопена у него слушать не могу, например, - или Карнавал Шумана.
    Не нравятся мне определения "скульптурный стиль" и "остановить мгновение", едва ли не больше, чем "перфекционизм" и "совершенство". Вы говорите просто "по Нейгаузу" из его известной статьи. Мне кажется, это очень одноглазый взгляд на искусство Микеланджели, монокулярный. Своеобразное общее место музыкальной критики, когда раз сказанное кем-то приклеивается к бороде (в случае Микеланджели - к усам) и счастливо отрастает в бессчетных повторениях: Микеланджели - перфекционист, Кемпф - поэт, Эолова арфа и т.д. Темпы - в макро-измерении - Артуро брал самые разнообразные, не сказать, что самые медленные. Концерт Шумана, им исполненный в Ватикане в 62 году, один из самых быстрых из мной слышанных, быстрее Варшавского (1955) и куда быстрее более поздних; а уж с темпом, который берет здесь Гилельс, и вовсе не сравнить. Куда интереснее микротемповые сдвиги - здесь искусство! Скажем, внимательно прослушивая обе "Виселицы", я с дрожью в позвоночнике отмечал эту его работу: несмотря на характерную повторяющуюся ритмическую фигуру "Виселицы", служащую препятствием для темпового волюнтаризма, Микеланджели умудряется устраивать в разных местах композиции микродеформации - в поздней ватиканской записи он почти незаметно для глаза уха замедляет темп в самом начале, ускоряя его к середине (ускоряя - в сравнении с лондонской записью) и выходя в итоге на аналогичный, до секунды, хронометраж - 6 минут. Чакона и Вариации Паганини звучат у пожилого графа в более чем полтора раза медленнее, чем у молодого... и вообще: он делал со временем все, что хотел. И не только со временем. Поздний Микеланджели своеобычен. В ля-минорном вальсе (Брегенц) являются флажолеты, характерные для скрипичной игры, в 3-й Сонате Бетховена (Ватикан, 1987) - во второй части - явно отсутствующие у Бетховена характерные "виляния", заставляющие вспомнить скрипичные же приемы. К слову, артист подчеркивал, что относится к ф-но как к большой скрипке...

    Вы какой "Карнавал" имеете в виду - студийный или живой лондонский 57-г года?

  • #273
    Старожил Аватар для Огенторн
    Регистрация
    09.09.2010
    Сообщений
    1,316
    Записей в дневнике
    38

    По умолчанию Re: Артуро Бенедетти Микеланджели

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	arturo benedetti michelangeli-32.jpg 
Просмотров:	663 
Размер:	80.5 Кб 
ID:	49448

    Некоторым пианистам достичь уровня, сродственного уровню Микеланджели, мешала культура. Культура – это то, что на каком-то этапе начинает мешать и от чего на каком-то этапе следует избавляться.

  • #274
    Новожил Аватар для Muzylo
    Регистрация
    03.09.2007
    Адрес
    Киев
    Сообщений
    4,545
    Записей в дневнике
    284

    По умолчанию Re: Артуро Бенедетти Микеланджели

    Цитата Сообщение от Огенторн Посмотреть сообщение
    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	arturo benedetti michelangeli-32.jpg 
Просмотров:	663 
Размер:	80.5 Кб 
ID:	49448
    Некоторым пианистам достичь уровня, сродственного уровню Микеланджели, мешала культура. Культура – это то, что на каком-то этапе начинает мешать и от чего на каком-то этапе следует избавляться.
    Вы под "культурой" понимаете штампы? Балласт традиций? Что-то, что нужно превзойти, "перерасти"?
    Цитата Сообщение от Огенторн Посмотреть сообщение
    Не нравятся мне определения "скульптурный стиль" и "остановить мгновение", едва ли не больше, чем "перфекционизм" и "совершенство". Вы говорите просто "по Нейгаузу" из его известной статьи.
    Мне стыдно, но я не читал ее. Говорю же, как и всегда - "по своим ушам".
    Мне кажется, это очень одноглазый взгляд на искусство Микеланджели, монокулярный.
    Он становится монокулярным, если говорить, что Микельанджели - ТОЛЬКО перфекционист, ТОЛЬКО "останови мгновение" (так можно было бы сказать о Бренделе).
    Вы какой "Карнавал" имеете в виду - студийный или живой лондонский 57-г года?
    В первую очередь студийный; "живой" живее, но от карнавального безумия столь же далек.

    Наиболее точной характеристикой искусства Микальанджели мне кажется "театр представления" - в том смысле, который вкладывал в это понятие Станиславский.
    Show must go on!

  • #275

    По умолчанию Re: Артуро Бенедетти Микеланджели

    Цитата Сообщение от Огенторн Посмотреть сообщение
    Вы какой "Карнавал" имеете в виду - студийный или живой лондонский 57-г года?
    Собственно живой вариант есть еще и 1973 года.

  • #276

    По умолчанию Re: Артуро Бенедетти Микеланджели

    Цитата Сообщение от Огенторн Посмотреть сообщение
    Вложение 49442

    В книге Марко Витале (на итальянском) Микеланджели говорит, что его занимает работа над звуком, не в смысле акустических данных (это уже следующий этап), а в плане идеи: сколько звук вот этого конкретного произведения может отдать смысла. Там он говорит, что большинство пианистов подходят к произведению с точки зрения априори заданной формы, как бы уже с готовым решением, которое затем они наполняют музыкальным материалом. У Микеланджели решение никогда не готово: он говорит, что всегда с некоторым удивлением, как отстраненный свидетель, наблюдает за тем, как понятый звук сам рождает необходимую форму; последняя не задана.
    Интересная мысль, подтверждающая мое предположение, что при выборе репертуара Микеланджели в большей степени отталкивался от звуковых ощущений.

  • #277
    Старожил Аватар для Огенторн
    Регистрация
    09.09.2010
    Сообщений
    1,316
    Записей в дневнике
    38

    По умолчанию Re: Артуро Бенедетти Микеланджели

    Цитата Сообщение от shift Посмотреть сообщение
    Интересная мысль, подтверждающая мое предположение, что при выборе репертуара Микеланджели в большей степени отталкивался от звуковых ощущений.
    К сожалению, это ничего не объясняет; иначе придется признать, что из всех сонат Бетховена он выбрал лучшие.
    Корд Гарбен говорит, что в выборе репертуара им руководил каприз. Вдова и еще несколько близких ему людей утверждают, что репертуарную политику определяла степень проработанности материала. Есть ряд свидетелей, подтверждающих, что Микеланджели знал и играл все сонаты Бетховена - но в домашних концертах.

  • #278
    Старожил Аватар для Огенторн
    Регистрация
    09.09.2010
    Сообщений
    1,316
    Записей в дневнике
    38

    По умолчанию Re: Артуро Бенедетти Микеланджели

    Цитата Сообщение от Muzylo Посмотреть сообщение
    Вы под "культурой" понимаете штампы? Балласт традиций? Что-то, что нужно превзойти, "перерасти"?
    Я под культурой понимаю степень свободы. Культура это слой, наподобие колец Сатурна, где можно двигаться вдоль, но можно и поперек. Извне - в перспективе - культура видится как конечная. Вот так и с музыкой: когда играет очень культурный музыкант, этим можно наслаждаться, конечно, но всегда видишь и держишь в виду те зоны, куда он никогда не достанет, которые для него закрыты. Видишь в пределе некое stop.

  • #279

    По умолчанию Re: Артуро Бенедетти Микеланджели

    Цитата Сообщение от Огенторн Посмотреть сообщение
    К сожалению, это ничего не объясняет; иначе придется признать, что из всех сонат Бетховена он выбрал лучшие.
    Скорее в его исполнении они звучат как лучшие. Все сонаты Бетховена в домашнем исполнении - это вполне естественно, но те сонаты, которые он выносил на суд публики явно вписываются в определенную, характерную для Микеланжели звуковую и не только манеру, сопряженную непосредственно с приемами его игры.

  • #280
    jubilado Аватар для Nataly
    Регистрация
    06.07.2003
    Сообщений
    2,463
    Записей в дневнике
    56

    По умолчанию Re: Артуро Бенедетти Микеланджели

    Цитата Сообщение от Огенторн Посмотреть сообщение
    Некоторым пианистам достичь уровня, сродственного уровню Микеланджели, мешала культура. Культура – это то, что на каком-то этапе начинает мешать и от чего на каком-то этапе следует избавляться.


    Чрезвычайно тонкое и важное наблюдение.


    Когда Ван Клиберн (позволю себе привычное для того времени произнесение имени) триумфально шествовал по Советскому Союзу, кто-то из умных сказал (не помню кто): "его успеху способствует малая толика дурного вкуса, присутствующая в его игре".
    Вот и исполнениям Микеланжели чуть-чуть мешает их рафинированность, чрезвычайная изысканность, зачастую в ущерб простоте чувства.


    Наверное, я – последняя из участников Форума, слышавшая его «live» в Москве в октябре 1977 года.


    Цитата Сообщение от Огенторн Посмотреть сообщение
    Есть ряд свидетелей, подтверждающих, что Микеланджели знал и играл все сонаты Бетховена - но в домашних концертах.


    В том концерте он играл (помимо всего прочего) опус 109 Бетховена.
    " Вещи бывают великими и малыми не токмо по воле судьбы и обстоятельств, но также по понятиям каждого". Козьма Прутков.

  • Страница 28 из 33 ПерваяПервая ... 18272829 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Артуро Маркес
      от Эйфория в разделе Поиск партитур и оркестровых партий
      Ответов: 2
      Последнее сообщение: 17.06.2012, 22:41
    2. Артуро Сандоваль
      от klark в разделе Джаз
      Ответов: 71
      Последнее сообщение: 23.07.2008, 23:28
    3. Артуро Тосканини
      от placido в разделе Симфоническая музыка / дирижеры
      Ответов: 8
      Последнее сообщение: 02.08.2007, 22:21
    4. Артуро Бенедетти Микелянджели исполняет Грига
      от Анатолий Лихницкий в разделе Аудио- и видеозаписи
      Ответов: 4
      Последнее сообщение: 25.01.2007, 12:26
    5. Бенедетти или Микеланджели?
      от Olorulus в разделе Исполнители-солисты
      Ответов: 21
      Последнее сообщение: 23.05.2005, 01:52

    Метки этой темы

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100