Падшая ниже некуда: новая "Травиата" в Венской опере (21.10.2011)
Что-то явно не сложилось с этим спектаклем уже на этапе его замысла, так как более беспомощного представления этой гениальной оперы я не видел. Терракотово-коричневая кирпичная стена-задник, на которой появляется надпись «Traviata – Violetta», спускающиеся с колосников три худосочные люстрочки и пять лоскутов фотообоев с изображением неба в облаках и природы в листьях, серая шторка-занавес и бесконечно-беспричинно опрокидывающиеся стулья – вот, собственно, и весь декор… Костюмы убоги до неописуемости, мизансцены монотонны до непристойности.
Перед поездкой на мероприятие я связался со своим знакомым меломаном в Вене на предмет выяснения сильных и слабых мест спектакля, чтобы заранее «напугаться», и меломан, будучи юристом и совсем не музыкантом, ошеломил меня от всей души: «Даже на фоне отсутствия сильных мест постановки самым слабым её звеном была Натали Дессей: ни петь, ни танцевать…» Ну, про «не петь» – это мы и так в курсе, но поверить в то, что одна из самых ярких актрис оперной сцены не в состоянии сделать убедительный образ влюбленной женщины, было почти невозможно. К сожалению, знакомый меломан оказался неправ лишь отчасти…
Честно говоря, в постановке Жана-Франсуа Сивадье есть пара интересных находок (например, он удачно вводит пресуппозицию, показывая под первые звуки увертюры на авансцене перед закрытым серым занавесом Виолетту, выпивающую поданную Анниной таблетку), но в целом сценическая структура спектакля оставляет ощущение глубокой провинциальности и примитивизма: так могли бы поставить в каком-нибудь дижонском доме культуры, но в то, что в Экс-ан-Провансе, не говоря уж о Венской опере (а продукция – совместная), такая убогая раскадровка стала обрамлением оперного шедевра номер один, даже после просмотра верится с трудом. Но грустно даже не это: дело в том, что и в музыкальном плане спектакль показался мне абсолютно провальным.
Бертран де Бийи начинает вступление очень плавно, тягуче, «как положено»: маслянистая звуковая вязь одурманивает слух и настраивает на чувствительность, но экстремальные темпы первой сцены срывают флёр таинственности и теплоты. Оркестр начинает «мазать» пассажи, зажёвывать фразы и убегать от певцов; хор расслаивается сам по себе и расходится с оркестром, солисты буквально засыпают, несмотря на загнанность темпов, и складывается общее впечатление – очень вялого, невнятного, тоскливого междусобойчика. Разве что бриндизи оркестр начинает с динамическим шиком, проводит с интерпретационной изысканностью и завершает с виртуозным изяществом.Но усилия музыкантов не поддерживаются на сцене вообще никем.
Чарльз Кастроново своим небольшим, обертоново-бесцветным, но технически безупречным голосом с добротными открытыми гласными среднего регистра корректно озвучивает роль, прижимает руки к груди, закатывает глаза, равнодушно наблюдает за падением Виолетты во время бала, - словом, выглядит убедительно: только такой нелепо-смазливый «телок» мог целый год толкаться вокруг любимой женщины и даже не намекнуть ей на свои чувства… Звук у певца задавлен в нёбо, но ария II акта, тем не менее, получается у Кастроново красивой и стройной, хотя и бесстрастно-простоватой. В сцене III картины «Высокая плата за любовь» певцу не хватает яркости и драматического мастерства, и вся трагическая несправедливость его обвинений выглядит заурядной истерикой из заезженного водевиля.
Фабио Капитануччи, исполнивший партию папы Жермона, обладает красивым тембром, но вокал интонационно бесцветен: возникает ощущение, что певец всё поёт на одной ноте. Зоряна Кушплер в роли Флоры Бервуа звучит красиво, но «шумное» вибрато расслаивает в общем-то неплохой звук.
Натали Дессей… Ну, вот иногда лучше молчать, чем петь. В первой сцене бывшая звезда недосягаемой величины выглядит совершенно безголосой: вместо вокала – сплошная «проза». В дуэте с Альфредом Дессей немного распевается, и звук начинает напоминать вокал, хоть и с «песчаным» дрожанием, а на средних форте заметна даже былая безупречность и чистота. Постепенно, непонятно откуда певица извлекает уверенные верха и отличного качества кантилену, хотя фиоритуры ожидаемо смазаны, низов нет, а середина на пиано – почти «пустая». Слушать тяжело. Смотреть – не на что, ибо все те приёмы, которые помогали Дессей создавать комедийно-фриковые образы, в трагическом повествовании Верди-Дюма-Пьяве не работают вообще никак. Скорее мешают. Самой «криминальной», с точки зрения качества вокала, оказалась двухчастная ария Виолетты «E strano», перед исполнением которой Дессей зачем-то разувается… Голос словно спотыкается о согласные, межрегистровые переходы сопровождаются несмыканием, все долгие фразы озвучиваются на грани фола, на пиано звук не держится вообще, к тому же певица постоянно расходится с оркестром. Слушать уже даже не тяжело, а просто больно. На верха Дессей забирается через хрип (этот «трюк» желающие могли наблюдать на уже упомянутом концертном исполнении «Лючии»). Но все эти эсхатологические проблемы, отраженные в вялых почти отсутствующих аплодисментах зала, непонятно куда испарились, когда дело дошло до душераздирающего диалога Виолетты с Жермоном-старшим: в осанке – драматическая убедительность оскорбленного достоинства, в голосе – шикарные вокальные низы, виртуозно подсвеченные струнными в оркестре,– ну, просто восторг!.. Как, впрочем, и шикарное пиано в финале «Addio del passato», исполненном в обрамлении тоскливой хрипотцы…
В антракте народ уходил… Уходил активно. С «Травиаты»! Конечно, туристов в Венской опере по-прежнему много, но и «Травиата» - не «Зигфрид»… Признаться, даже мне, видавшему виды, было тяжело наблюдать за фабричной бесформенностью и безвкусицей костюмов хористок и безыскусностью сценографии… Я пытался найти позитивное начало в абсолютно неудачных мизансценах последней встречи Виолетты и Альфреда или в нелепости всех падений главной героини, когда к ней, как к Чебурашке в известной песне, «никто не подходил», с тоской вспоминал, как ругал старую постановку Отто Шенка, которая была в разы более грамотной и уж однозначно более красивой, чем новая бесформенная версия Сивадье, и думал: «Да пропади он пропадом этот прогресс, который, разрушая лучшее в традиционном, впитывает и умножает только самое дурное и бездумное!»… Новая «Травиата» в Вене стала для меня настоящим падением не только эстетической планки, визуально допустимой для одной из главнейших оперных сцен Европы, но и того музыкального уровня, на который надеяться здесь теперь можно, видимо, только в связи с партитурами двух великих Рихардов - Вагнера и Штрауса.
Re: Падшая ниже некуда: новая "Травиата" в Венской опере (21.10.2011)
Кого Вы могли бы привести в противовес Дессей? на современной сцене, если не вдаваться в историю.
если говорить о любой опере и любом исполнителе - всегда голос "приходит", "разогревается" и раскрывается как раз в самых замечательных ариях, это факт. Да что уж голос - любой исполнитель и оркестр, весьма редки случаи когда первое отделение бывает лучше и свободнее второго.
Вообще нынемодная тенденция поливать грязью любого кто высунул голову и кого назовут звездой очень дурно пахнет. Да, у каждого есть свои плюсы и минусы, удачные и неудачные работы. Часто злопыхатели кивают на Сазерленд и Каласс, но есть те кто и по ним проезжается не меньше. А когда приведут пример того - кто по их мнению действительно хорош - понимаешь, что человек просто хочет иметь мнение отличное от других - плохо оно или хорошо. Часто хочется попросить такого человека на сцену показать как это нужно делать, но понимаешь что даже караоке тут не поможет.
Может это и не Ваш случай, и у Вас есть конструктивное обоснование своей позиции и отношения к Дессей, а также пример эталонного на Ваш взгляд современного исполнителя?
Re: Падшая ниже некуда: новая "Травиата" в Венской опере (21.10.2011)
Да, мы тут ,посмотрев то,как это было в Экс-ан-Проваесе,возрадовались,что не заказали заранее билетов в Вену.Дессей люблю нежною любовью,и сильно надеюсь,что это еще не финита.А билетики у меня на Ребеку-Виолетту.Послушаем-поглядим.
Re: Падшая ниже некуда: новая "Травиата" в Венской опере (21.10.2011)
Последняя запись Болейн с Нетребко (которая никогда не входила в число моих личных кумиров и объектов восхищения) произвела несравненно большее впечатление.
Хотя, и само прочтение образа было спорным (но новым и имеющим место быть) и голос ее в начале тоже удивлял неразогретостью.
При всем уважении к Яхо, вибрация у нее нереальная, и в ее Анне Болене - и это минус который перечеркивает большую часть плюсов ее исполнения.
насчет икры в Амуре - контекст получается несколько иной - не учи семгу метать икру. А определять свежесть - это обычно по конкретному месту и времени и рыбине. Если взять Ваш пост о конкретном исполнении, - вполне резонно, я писал о тех случаях когда люди говорят в общем об исполнителем с которым знакомы по-наслышке и паре не лучших отрывков из сети
А Вас благодарю за конструктивный ответ на вопрос.
Последний раз редактировалось OWclassics; 14.11.2011 в 13:42.
Re: Падшая ниже некуда: новая "Травиата" в Венской опере (21.10.2011)
если же вернуться к Дессей - для меня она чем-то очень похожа на Гурченко, - она хорошая актриса, но камнем преткновения становится ее собственная "якость" которая превалирует в любом создаваемом ею образе.
В серьезных образах Дессей зачастую выглядят несколько нелепо и ее сценические образы и некоторая любовь к истерическим верхам в исполнении партий. Тем не менее она неподражаема там, где совпадает с героиней. Близость с героем по характеру весьма сказывается на ее исполнении.
Однако, некоторые ее эксперименты в старинной музыке, дают понять что бывают и исключения.
Re: Падшая ниже некуда: новая "Травиата" в Венской опере (21.10.2011)
Сообщение от OWclassics
если же вернуться к Дессей - для меня она чем-то очень похожа на Гурченко, - она хорошая актриса, но камнем преткновения становится ее собственная "якость" которая превалирует в любом создаваемом ею образе.
В серьезных образах Дессей зачастую выглядят несколько нелепо и ее сценические образы и некоторая любовь к истерическим верхам в исполнении партий. Тем не менее она неподражаема там, где совпадает с героиней. Близость с героем по характеру весьма сказывается на ее исполнении.
Однако, некоторые ее эксперименты в старинной музыке, дают понять что бывают и исключения.
Дессей сложно не любить... но Виолетта - точно не её чашка чаю... даже если не обращать внимания на нынешнюю вокальную кондицию певицы...
Re: Падшая ниже некуда: новая "Травиата" в Венской опере (21.10.2011)
Сообщение от barclay
Да, мы тут ,посмотрев то,как это было в Экс-ан-Проваесе,возрадовались,что не заказали заранее билетов в Вену.Дессей люблю нежною любовью,и сильно надеюсь,что это еще не финита.А билетики у меня на Ребеку-Виолетту.Послушаем-поглядим.
Re: Падшая ниже некуда: новая "Травиата" в Венской опере (21.10.2011)
Сообщение от OWclassics
Тем не менее она неподражаема там, где совпадает с героиней.
Ее "Сомнамбула" и Клеопатра покорили меня навсегда.Уж не знаю,что там в этих совершенно разных образах совпадающего с самой Дессей,но то,что она была блестящей,неподражаемой -это факт.
Современный интерьер невозможно представить без качественного освещения. Оно не только обеспечивает комфортное восприятие пространства, но и подчеркивает стиль помещения, делает его уютным и...
Требования к современным упаковочным материалам растут ежегодно: бренды ожидают высокой детализации изображения, воспроизводимости цвета и стабильности качества на больших тиражах. Флексография...
Под формулировкой "банкротство в рассрочку" чаще всего понимают вариант урегулирования долгов в рамках процедуры банкротства, когда погашение обязательств распределяется на длительный период и...
Социальные закладки