Страница 3 из 38 ПерваяПервая ... 23413 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 21 по 30 из 371

Тема: Теории Гуго Римана

              
  1. #21
    Старожил Аватар для vcirkov
    Регистрация
    06.02.2009
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    2,475
    Записей в дневнике
    5

    По умолчанию Re: Теории Гуго Римана

    Цитата Сообщение от Filin Посмотреть сообщение
    И как Вы представляете себе, что часть струны или другого звучащего тела, которое издаёт звук d7 (например), будет звучать как С?

    ....это легкопонимаемые (а отнюдь не реально слышимые!) звуки.
    Легкопонимаемым может быть интерфейс, а звуки могут быть труднослышимыми.
    http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_m...BE%D0%BD%D1%8B

  • #22
    Постоянный участник Аватар для Filin
    Регистрация
    05.02.2006
    Адрес
    Ramat Gan, Israel
    Сообщений
    3,949

    По умолчанию Re: Теории Гуго Римана

    Цитата Сообщение от vcirkov Посмотреть сообщение
    Легкопонимаемым может быть интерфейс, а звуки могут быть труднослышимыми.
    http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_m...BE%D0%BD%D1%8B
    Претензии к Риману и его переводчику. "Легкопонимаемые звуки" - это цитата.
    Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит (Ж. Лабрюйер)
    http://21israel-music.net - музыкальный журнал "Израиль XXI"

  • #23
    Старожил Аватар для vcirkov
    Регистрация
    06.02.2009
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    2,475
    Записей в дневнике
    5

    По умолчанию Re: Теории Гуго Римана

    Цитата Сообщение от Filin Посмотреть сообщение
    Претензии к Риману и его переводчику. "Легкопонимаемые звуки" - это цитата.
    Это словосочетание меня вполне устраивает. Думаю, по аналогии можно сравнить со цветом. Например, сложный цвет может легко пониматься художником, который разбирается в свойствах пигментов. Но на основании того, что цвет может быть легкопонимаемым нельзя делать выводы о его несуществовании в природе. Если Вы не согласны с мнением о том, что унтертоны могут при определенных условиях звучать или быть составной частью звука (тембр), это мнение нужно для начала опровергнуть.
    Вот давеча Вы упрекнули меня в том, что я не хочу аргументировать свое "предположение" о том, что ЧС (чистый строй) - это строй. А как доказать, что голубое небо - это небо, а зеленая трава - трава? Вот и аргументируйте: почему звук может быть неслышимым? Это, видимо, из той же оперы о "неслышимом" в музыке или что-то другое?

  • #24
    Постоянный участник Аватар для Filin
    Регистрация
    05.02.2006
    Адрес
    Ramat Gan, Israel
    Сообщений
    3,949

    По умолчанию Re: Теории Гуго Римана

    Цитата Сообщение от vcirkov Посмотреть сообщение
    Это словосочетание меня вполне устраивает. Думаю, по аналогии можно сравнить со цветом. Например, сложный цвет может легко пониматься художником, который разбирается в свойствах пигментов. Но на основании того, что цвет может быть легкопонимаемым нельзя делать выводы о его несуществовании в природе. Если Вы не согласны с мнением о том, что унтертоны могут при определенных условиях звучать или быть составной частью звука (тембр), это мнение нужно для начала опровергнуть.
    Вот давеча Вы упрекнули меня в том, что я не хочу аргументировать свое "предположение" о том, что ЧС (чистый строй) - это строй. А как доказать, что голубое небо - это небо, а зеленая трава - трава? Вот и аргументируйте: почему звук может быть неслышимым? Это, видимо, из той же оперы о "неслышимом" в музыке или что-то другое?
    Прочитайте книгу или как минимум мою статью, там есть все аргументы. Ссылки здесь же в теме.
    Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит (Ж. Лабрюйер)
    http://21israel-music.net - музыкальный журнал "Израиль XXI"

  • #25
    Режим чтения Аватар для commator
    Регистрация
    14.07.2006
    Адрес
    Lugansk, Ukraine
    Возраст
    72
    Сообщений
    4,102

    По умолчанию Re: Теории Гуго Римана

    Цитата Сообщение от Filin Посмотреть сообщение
    И как Вы представляете себе, что часть струны или другого звучащего тела, которое издаёт звук d7 (например), будет звучать как С? ...
    Я себе представляю: если считать, что в некотором эвучащем теле тон С[1/1] издаёт одна часть и тон d7[288/1] другая, тело звучит 1-м обертоном как С и 288-м обертоном как d7. Но можно считать, что в этом же теле эти же части издают тоны d7[1/1] и С[1/288]. Теперь тело звучит 1-м унтертоном как d7 и 288-м унтертоном как С. Так же, ещё до моего рождения, изложил свои представления Риман:
    Цитата Сообщение от commator Посмотреть сообщение
    Риман, Г. Упрощённая гармония, или учение о тональных функциях аккордов. Перевод с немецкого с примечаниями Ю. Энгеля. Издательство П. Юргенсона, Москва, 1901, сc. 3-4:
    Риман в переводе и с примечаниями Энгеля Комментарии
    Каждый тонъ по отношенію къ другимъ тонамъ (причемъ въ данномъ случаљ, какъ и впредь, мы будемъ имљть въ виду только такіе тоны, которыхъ отношенія гармонически понятны и легко распознаются нашимъ ухомъ) можетъ быть разсматриваемъ двояко: или этотъ тонъ самъ является prima ratio, твердой опорной точкой, исходя изъ которой мы придаемъ то или иное значеніе другимь тонамъ, или-же, наобороть, мы разсматриваемъ его, исходя изъ какого-либо другого тона и, смотря по его отношенію къ этому последнему, придаемь ему то или иное значеніе. Въ первомъ случаљ онъ представляетъ собой исходный, главный, пунктъ соотношеній между тонами, приму; во второмъ случаљ онъ является уже зависимымъ тономъ, разстояніе котораго отъ примы выражается посредствомъ соответствующего порядковаго числа. Любой тон в звуковысотном соотошении с другими либо оказывается в зависимости, либо поддерживает зависимость других от себя.
    Такъ напр., при сопоставленіи с и g мы можемъ принять за приму с и тогда g будетъ пятой ступенью, отсчитывая отъ с вверхъ (квинтой); или-же мы можемъ принять за приму g, и тогда с будетъ пятой ступенью, отсчитывая отъ g внизъ (нижней квинтой). Такіе промежутки (разстоянія) между тонами, которые мы измљряемъ, отсчитывая ступени основной гаммы, вообще называются интервалами. Один и тот же интервал допускает измерение как снизу вверх, так и сверху вниз. Результат противоположен по направлению и одинаков по абсолютной величине.
    Последний раз редактировалось commator; 02.06.2012 в 08:01.

  • #26
    Режим чтения Аватар для commator
    Регистрация
    14.07.2006
    Адрес
    Lugansk, Ukraine
    Возраст
    72
    Сообщений
    4,102

    По умолчанию Re: Теории Гуго Римана

    Цитата Сообщение от Filin Посмотреть сообщение
    ... чтобы более или менее уместиться в пределах нотного стана ...
    Не согласен.
    Цитата Сообщение от commator Посмотреть сообщение
    Риман, Г. Упрощённая гармония, или учение о тональных функциях аккордов. Перевод с немецкого с примечаниями Ю. Энгеля. Издательство П. Юргенсона, Москва, 1901, сс. 4-5:
    Риманов Музыкальный словарь в статье Созвук предлагает расширенную нотацию того же, что и в Упрощённой гармонии ряда обертонов:


    Сопутствует ему нотация иного чем в упрощённой гармонии ряда унтертонов:


    В пределах нотного стана оба сопоставленных ряда занимают один и тот же диапазон, но вытяжка из обертонового звукоряда от C[1/1] обертонов для построения фрагмента унтертонового звукоряда от c3[16/1] даёт среди первых шести унтертонов только три пригодных: обертон 16 c3[16/1] для унтертона 1 c3[16/1], обертон 8 c2[8/1] для унтертона 2 c2[16/2] и обертон 4 c1[4/1] для унтертона 4 c1[16/4].

    В сравнении с примером ряда унтертонов из Музыкального словаря, пример 2 из Упрощённой гармонии хуже совместим с нотным станом, но лучше упрощает понимание гармонии одновременного сосуществования обертонов и унтертонов. Ведь вытяжка из обертонового звукоряда от C[1/1] обертонов для построения фрагмента унтертонового звукоряда от e3[20/1] даёт среди первых шести унтертонов уже четыре пригодных: обертон 20 e3[20/1] для унтертона 1 e3[20/1], обертон 10 e2[10/1] для унтертона 2 e2[20/2], обертон 5 e1[5/1] для унтертона 4 e1[20/4] и обертон 4 c1[4/1] для унтертона 5 c1[20/5].
    Последний раз редактировалось commator; 02.06.2012 в 12:01.

  • #27
    Режим чтения Аватар для commator
    Регистрация
    14.07.2006
    Адрес
    Lugansk, Ukraine
    Возраст
    72
    Сообщений
    4,102

    По умолчанию Re: Теории Гуго Римана

    Цитата Сообщение от Filin Посмотреть сообщение
    ... он пишет об унтертонах, что это легкопонимаемые (а отнюдь не реально слышимые!) звуки.
    Цитата Сообщение от commator Посмотреть сообщение
    Не согласен. Риманов Музыкальный словарь в статье Созвук ...
    <<... акустическими феноменами, на основании которых установлен этот ряд унтертонов, являются созвучание (см.) и комбинационные тоны (см.). Звучащий тон производит созвучание в тех звукоспособных телах, собственный тон коих соответствует одному из унтертонов звучащего тона, или, что то же самое, когда этот звучащий тон является обертоном их собственного тона. Самым нижним комбинационным тоном интервала всегда бывает первый общий унтертон обоих тонов данного интервала, напр. для интервала e′ : g′ он = C, для c″ : d″ также C, но и для c′ : d″= C и т.д. ...>>
    Последний раз редактировалось commator; 02.06.2012 в 12:45.

  • #28
    Постоянный участник Аватар для Filin
    Регистрация
    05.02.2006
    Адрес
    Ramat Gan, Israel
    Сообщений
    3,949

    По умолчанию Re: Теории Гуго Римана

    Цитата Сообщение от commator Посмотреть сообщение
    Я себе представляю: если считать, что в некотором эвучащем теле тон С[1/1] издаёт одна часть и тон d7[288/1] другая, тело звучит 1-м обертоном как С и 288-м обертоном как d7. Но можно считать, что в этом же теле эти же части издают тоны d7[1/1] и С[1/288]. Теперь тело звучит 1-м унтертоном как d7 и 288-м унтертоном как С. Так же, ещё до моего рождения, изложил свои представления Риман:
    Если считать, то да. Это и есть умозрительное, математическое отношение. Вот и Риман пишет:
    Цитата Сообщение от Риман
    Каждый тонъ по отношенію къ другимъ тонамъ (причемъ въ данномъ случаљ, какъ и впредь, мы будемъ имљть въ виду только такіе тоны, которыхъ отношенія гармонически понятны и легко распознаются нашимъ ухомъ)...

    Т.е. распознаются ухом не тоны, а отношения между ними, интервалы, которые, действительно, одинаковы сверху вниз и снизу вверх.
    Цитата Сообщение от Риман
    ...можетъ быть разсматриваемъ двояко: или этотъ тонъ самъ является prima ratio, твердой опорной точкой, исходя изъ которой мы придаемъ то или иное значеніе другимь тонамъ, или-же, наобороть, мы разсматриваемъ его, исходя изъ какого-либо другого тона и, смотря по его отношенію къ этому последнему, придаемь ему то или иное значеніе.

    Т.е. более низкий тон по отношению к верхнему является опорой, существует в реальности; а верхний тон по отношению к нижнему мы только рассматриваем как таковую.

    В статье "Созвучание" из Словаря сбивает неточный перевод: речь собственно идёт о резонансе.
    "Комбинационные* тоны" же у Римана совсем не то, что обертоны и унтертоны. Разумеется, они существуют объективно, звучат и резонируют. Но к тому, что мы обсуждаем, это отношения не имеет.

    Что же касается того, почему Риман пишет цепочку унтертонов от е3, то, кажется, я догадался: чтобы логически обосновать ля минор, имеющий общий звукоряд с До мажором: ведь дальше он рассуждает о мажоре и миноре, исходя из общего звукоряда. По этой же причине он ограничивается и 6-ю обертонами/унтертонами, т.е. прекращает ряд, когда достигнуты трезвучия.
    -----
    *"Частичные" в переводе Энгеля
    Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит (Ж. Лабрюйер)
    http://21israel-music.net - музыкальный журнал "Израиль XXI"

  • #29
    Режим чтения Аватар для commator
    Регистрация
    14.07.2006
    Адрес
    Lugansk, Ukraine
    Возраст
    72
    Сообщений
    4,102

    По умолчанию Re: Теории Гуго Римана

    Цитата Сообщение от Filin Посмотреть сообщение
    Если считать, то да. Это и есть умозрительное, математическое отношение. Вот и Риман пишет:
    Цитата Сообщение от Риман
    Каждый тонъ по отношенію къ другимъ тонамъ (причемъ въ данномъ случаљ, какъ и впредь, мы будемъ имљть въ виду только такіе тоны, которыхъ отношенія гармонически понятны и легко распознаются нашимъ ухомъ)...
    Т.е. распознаются ухом не тоны, а отношения между ними, интервалы, которые, действительно, одинаковы сверху вниз и снизу вверх.
    Цитата Сообщение от Риман
    ... можетъ быть разсматриваемъ двояко: или этотъ тонъ самъ является prima ratio, твердой опорной точкой, исходя изъ которой мы придаемъ то или иное значеніе другимь тонамъ, или-же, наобороть, мы разсматриваемъ его, исходя изъ какого-либо другого тона и, смотря по его отношенію къ этому последнему, придаемь ему то или иное значеніе. ...
    Т.е. более низкий тон по отношению к верхнему является опорой, существует в реальности; а верхний тон по отношению к нижнему мы только рассматриваем как таковую.
    Я не усматриваю в данных Вами цитатах из Римана даже намёка на то, что более низкий тон -- более реальная опора по отношению к верхнему. Мне видится здесь Римана пишет о том, что рассматривать соотношения тона с другими можно опираясь или на этот самый тон, или исходя из какого-то другого тона. В этих цитатах речи о выше/ниже не ведётся. Ведётся здесь:
    Цитата Сообщение от Риман, Г. Упрощённая гармония, или учение о тональных функциях аккордов. Перевод с немецкого с примечаниями Ю. Энгеля. Издательство П. Юргенсона, Москва, 1901, сc. 3-4
    ... напр., при сопоставленіи с и g мы можемъ принять за приму с и тогда g будетъ пятой ступенью, отсчитывая отъ с вверхъ (квинтой); или-же мы можемъ принять за приму g, и тогда с будетъ пятой ступенью, отсчитывая отъ g внизъ (нижней квинтой). Такіе промежутки (разстоянія) между тонами, которые мы измљряемъ, отсчитывая ступени основной гаммы, вообще называются интервалами.
    Из примера ясно, что интервал можно отсчитывать как снизу вверх, так и сверху вниз. Это будет один тот же интервал, но исходя из нижнего тона примет значение верхнего интервала, а исходя из верхнего тона -- обозначится как нижний интервал. Нет у Римана мыслей о том, что интервалы одинаковы сверху вниз и снизу вверх. Есть мысль о том, что один и тот же интервал существует двояко: как в значении верхнего, так и в значении нижнего.

    О распознавании слухом не тонов а интервалов: от некоторых носителей абсолютного слуха известно, что они распознают как раз тоны, а интервалы вычисляют по тонам умозрительно.
    Последний раз редактировалось commator; 03.06.2012 в 11:00.

  • #30
    Режим чтения Аватар для commator
    Регистрация
    14.07.2006
    Адрес
    Lugansk, Ukraine
    Возраст
    72
    Сообщений
    4,102

    По умолчанию Re: Теории Гуго Римана

    Цитата Сообщение от Filin Посмотреть сообщение
    В статье "Созвучание" из Словаря сбивает неточный перевод: речь собственно идёт о резонансе.
    "Комбинационные* тоны" же у Римана совсем не то, что обертоны и унтертоны. Разумеется, они существуют объективно, звучат и резонируют. Но к тому, что мы обсуждаем, это отношения не имеет.
    -----
    *"Частичные" в переводе Энгеля
    К тому, что мы обсуждаем имеет отношение факт безусловного существования у двух одновременно звучащих гармоничных тонов такого комбинационного тона, который оказывается объективно звучащим унтертоном как для верхнего, так и для нижнего тона. То, что у Римана об этом написано, доказывает: существование унтертонов у Римана не вызывало сомнений.

    Хотелось бы знать место, где Энгель перевёл "комбинационные" как "частичные". Может быть укажете?

    Если русское созвучание есть неточный перевод с немецкого для имени явления, известного у нас под латинизмом резонанс, то какое русское слово подходит лучше?

    Так или иначе и у Римана через это яаление есть ответ на Ваш ко мне вопрос:
    Цитата Сообщение от Filin Посмотреть сообщение
    И как Вы представляете себе, что часть струны или другого звучащего тела, которое издаёт звук d7 (например), будет звучать как С? ...
    Цитата Сообщение от commator Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от commator Посмотреть сообщение
    <<... Звучащий тон производит созвучание в тех звукоспособных телах, собственный тон коих соответствует одному из унтертонов звучащего тона, или, что то же самое, когда этот звучащий тон является обертоном их собственного тона. ...>>
    Цитата Сообщение от Filin Посмотреть сообщение
    Что же касается того, почему Риман пишет цепочку унтертонов от е3, то, кажется, я догадался: чтобы логически обосновать ля минор, имеющий общий звукоряд с До мажором: ведь дальше он рассуждает о мажоре и миноре, исходя из общего звукоряда. По этой же причине он ограничивается и 6-ю обертонами/унтертонами, т.е. прекращает ряд, когда достигнуты трезвучия.
    Ещё, я думаю, ему было важно выстроить из не слишком высоких обертонов такой максимально полный ряд унтертонов, где среди первых шести не будет нот со знаками альтерации. Ведь он основал свою упрощённую гармонию на белых клавишах. Шесть потому, что дальше появляется седьмой обертон/унтертон и упрощать гармонию становится невозможно.
    Последний раз редактировалось commator; 03.06.2012 в 13:13.

  • Страница 3 из 38 ПерваяПервая ... 23413 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. “Формулы Римана” и комбинаторная теория групп
      от Математик в разделе Теория музыки
      Ответов: 2
      Последнее сообщение: 24.08.2012, 23:51
    2. Куплю Римана
      от Olorulus в разделе Поиск книг и других печатных материалов о музыке
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 30.05.2011, 09:57
    3. День Рождения Гуго Вольфа !!
      от Повеса в разделе С праздником!
      Ответов: 8
      Последнее сообщение: 16.06.2009, 08:25
    4. Музыкальный словарь Римана (2004 г.)
      от SergeCpp в разделе Публикации о музыке и музыкантах
      Ответов: 29
      Последнее сообщение: 06.03.2009, 19:36
    5. Труды Г. Вебера, А. Б. Маркса и Г. Римана
      от Vic в разделе Поиск книг и других печатных материалов о музыке
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 15.04.2007, 20:52

    Метки этой темы

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100