Тема: Теории Гуго Римана
-
16.06.2012, 10:34 #101
Re: Теории Гуго Римана
По Вашей логике я и могу точно ответить, поскольку делаю это. Вот я и отвечаю.
Нёбо, губы и прочее - могут участвовать в процессе артикуляции, иначе, - это не отражает сам прием. Послушайте тибетских монахов. Если этого не достаточно, могу сам напеть, чтобы показать, что звук, слышимый на октаву ниже, воспроизводится голосом с позиции октавой выше от слышимого.
На струне это звучит примерно так. Первые два звука обычные - для показа, потом к струне приставляется посторонний предмет (в данном случае шариковая ручка). Обратите внимание, там присутствует не только октава, но и квинта (вначале) и другие звуки.Правда,если это можно делать на струне,то тут труднее объяснить.Напрашивается аналог зубчатых передач-маленькое колесо крутится с большей частотой( об/сек.),чем большое.Только как это может реализоваться в акустической системе-не представляю в деталях.
Re: Теории Гуго Римана
Глинка родился уже после заражения русского музицирования полутоновым вирусом 12-ти равных делений октавы (12РДО). Вот интересный факт времён начала этой эпидемии в Европе. Уточню: гипотоны синтонических соотношений в моём переводе соответствуют англоязычным syntonic ratios of the semitones, и речь о том, что Моцарт учил играть на скрипке полутоны чистого строя, а его самого так научил играть отец. Известно: вводным тоном чистого строя получается как раз забракованный Глинкой терцовый, но ведь Моцарту в период зарождения моды на обострение вводного тона он ещё низким не казался. Риман моду эту и вовсе не счёл достойной внимания.
Вину за начало, развитие и устойчивость этой вредной моды я возлагаю на темперацию системы 12РДО. Нуждой в подгонке исполнений к чрезмерно повышенным терциям системы 12РДО подпитывается и стремление к повышению вводного тона.
Я думаю так после экспериментов на собственном слухе, но и не без редкого участия слуха других обладателей. Подтверждение своей позиции нахожу у Моцарта до Глинки, а после Глинки у Римана: <<... Акустическое отношение вводного тона к следующему тону равно всегда 15:16 или 16:15, т.е. равняется отношению 15-го обертона (терции от квинты) или 15-го унтертона (нижней терции от нижней квинты) к главному тону (или к его 4-й октаве, т.е. 16-му обер- или унтертону), напр. c (g) h или c (f) des. ...>>. Уверен, вся музыка Глинки будет прекрасно звучать если на основе правильного анализа исполнить её в системе чистой интонации так, чтобы вводный тон именно всегда совпадал с указанным Риманом.
Последний раз редактировалось commator; 16.06.2012 в 11:18.
Re: Теории Гуго Римана
Нет, не это даёт мне повод, а вот это: Пусть от гипотетической обертоновой скалы остались только 2-й и 7-й обертоны. Какие комбинационные тоны (КТ) мы можем слышать?
- Для любой громкости наиболее вероятна слышимость КТ от частоты 2f1 - f2; он займёт пустующую высоту 3-го обертона.
- Для достаточно высокой громкости должен быть ещё услышан КТ от частоты f2 - f1 на пустующей высоте 5-го обертона.
Среди самых общепризнанных разностных КТ не находится такого, что занял бы пустую высоту 1-го обертона. Между тем для любой громкости на высоте 1-го обертона должен какой-то тон звучать, потому что наибольшим общим делителем номеров 2 и 7 может быть только 1. То что озвучит пустую высоту 1-го обертона будет 7-м унтертоном 7-го обертона и 2-м унтертоном 2-го обертона.
Последний раз редактировалось commator; 16.06.2012 в 16:09.
Re: Теории Гуго Римана
У меня нет времени,чтобы сейчас это слушать,но постараюсь позднее,как-нибудь.Может Ваше исполнение больше прояснит,чем монашеские.Вот на струне мне больше понятно почему это происходит,хотя могу и ошибаться в причинах.Всё дело в сочетании гармонического звука и шума(в котором есть любые частоты).Так что фактически звучит не нота,а интервал.Только одна нота интервала реальная-тон струны,а вторая какбы выделяется слухом из шума.Не очень ясно только почему слышна нижняя октава.Что это-субъективная настройка слуха на восприятие гармонического ряда унтертонов или объективно эти разностные тоны сильнее других?На струне это звучит примерно так.
Понятно,что моё объяснение-корявое притягивание за уши,т.к. природа звуков шума случайна и могут ли они образовывать устойчивые комб.тоны с чистым тоном?
Re: Теории Гуго Римана
Cпасибо, что хоть Вы выбрали время. Тема не моя, но вот я даю реальные примеры, но у наших ученых нет никакого интереса к проблеме. То есть нет никакого желания даже скачать пример. Как говорил один мой друг: - не может быть, потому, что не может быть никогда.
Хотелось бы у них спросить: правильно ли, как Вы предлагаете, находить интервалы в звучании одного звука, извлеченного на струне, и представлять из них возможные комбинации тонов. Тогда, вероятно, можно делать то же в отношении обертонов.
Звук, который Вы слышали на струне, чаще всего звучит именно в октаву. Здесь нет никакой случайности. Подобным же образом он извлекается и голосом. Ощущение шума вызвано тем, что "синусоида" дробится на равномерные части. Именно равномерность порождает ощущение звучащего тона. Этот прием можно использовать в хоре при унисоне басов. Возникает ложная октава. Ложная в том смысле, что связки при этом настроены выше.
Re: Теории Гуго Римана
Преобразование Фурье - разумеется, условность, которая работает. Примерно так же, как работают законы Ньютона. Это всё наглядно, но приблизительно (=неистинно). Искривлений Эйнштейна мы не видим, но они всё же есть.
Это Вы ещё более запутываете терминологию, не говоря уж о выражении "играть всеми красками"; это ещё что за зверь? Взаимодействие между тонами может быть любым. Например, в коде "Знаков на белом" Денисова в коде беззвучно берётся хроматический кластер А1-А. Это значит, что все звуки, начиная с малой октавы, непременно будут обертонами одного из беззвучно взятых и создадут эффект типа эха. Дмитрий совершенно правильно указал, что у Кунина речь идёт о созвучиях (любых), и с этой точки зрения кластер является точно таким же созвучием, как и трезвучие либо прочий аккорд, построенный по звукам натурального звукоряда. Из графика это следует прямо, и в данном случае всё равно, сложение это или умножение. Другое дело (чего не учитывает Дмитрий), что для Кунина и каждый звук является мини-созвучием и включает в себя собственные обертоны, которые взаимодействуют между собой, когда звучит комплекс звуков, и места их взаимодействия отмечены узлами.Ой-ёй-ёй-ёй! Вы с господином Куниным всех сейчас запутаете. То есть, нет, я полностью со всем согласен, что там написано, просто автор вводит понятия «интервальный обертон» и «интервальный унтертон», оговаривая, что это не то же самое, что обертон одного колебания.
Во избежания путаницы, я бы предпочёл всё-таки называть эти явления традиционно — соответственно суммарный и разностный комбинационные тоны. При простой сумме сигналов комбинационные тоны выражены довольно слабо. А вот при каком-то «жёстком» взаимодействии двух сигналов — их перемножении, модуляции иного типа, разнообразные преобразования через передаточные функции (дисторшн, скажем) и пр. комбинационные тоны между основными тонами и их обертонами начинают «играть всеми своими красками»
Дальнейшие рассуждения вроде бы излишни, т.к. я никогда этого не оспаривал и даже приводил в пример трубу и валторну, нижний звук которых не является основным тоном. Мы его можем определить именно из тех формул, которые Вы приводите.
Последний раз редактировалось Filin; 16.06.2012 в 21:36.
Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит (Ж. Лабрюйер)
- музыкальный журнал "Израиль XXI"
Re: Теории Гуго Римана
[QUOTE=vcirkov;1262134]Если бы не Ваш аудио-пример,я бы тоже не поверил.Хотя я так баловался с ручкой и гитарой,но на унтертоны не обратил внимания.Как говорил один мой друг: - не может быть, потому, что не может быть никогда.Нет,во-первых,я в Вашем аудио слышу основной звук струны и искажённый шумовой.Я и написал про фактически два(два в одномХотелось бы у них спросить: правильно ли, как Вы предлагаете, находить интервалы в звучании одного звука, извлеченного на струне, и представлять из них возможные комбинации тонов. Тогда, вероятно, можно делать то же в отношении обертонов.) источника звука.А в обертонах единичного звука может быть унтертоновая ситуация,если ряд обертонов уже натурального(1,2,3,4,...),т.е. такой 1.0, 1.5, 1.8, 2.0,...В такои ряду разность между соседними обертонами будет меньше частоты основного тона=1.А в натуральном ряду такое невозможно.
Re: Теории Гуго Римана
Хорошо, допустим неудачный флажолет, в котором также два звука, - основной и извлекаемый обертон. Следует ли представлять это как два звука, извлеченные на одной струне и противопоставлять их одному без явных призвуков? Хочу только заметить, что при горловом пении основного звука не слышно вообще, так как связки воспроизводят один только скрип, который облагораживается в аппарате и это дает ощущение звучащего унтертона.
Re: Теории Гуго Римана
Да,но у октавного флажолета частота=2,а основной тон=1.Их разность=1,т.е.ниже основного тона ничего не получится.
Но тут мы вторгаемся в более глубокую проблему-состоит ли реально звук струны из суперпозиции натуральных обертонов.То,что эти частичные тоны можно выделить,как флажолеты(и то большой вопрос,флажолет имеет тот же натуральный ряд обертонов,начиная с своего основного тона,т.е. это никакой не частичный тон,это просто другой режим колебания струны)-это не аргумент в пользу их независимого существования в обычном звуке.То,что реально-это сложная форма звуковой волны.А анализ Фурье-это способ более удобно сравнить одну сложную форму с другой.
Похожие темы
-
“Формулы Римана” и комбинаторная теория групп
от Математик в разделе Теория музыкиОтветов: 2Последнее сообщение: 24.08.2012, 23:51 -
Куплю Римана
от Olorulus в разделе Поиск книг и других печатных материалов о музыкеОтветов: 0Последнее сообщение: 30.05.2011, 09:57 -
День Рождения Гуго Вольфа !!
от Повеса в разделе С праздником!Ответов: 8Последнее сообщение: 16.06.2009, 08:25 -
Музыкальный словарь Римана (2004 г.)
от SergeCpp в разделе Публикации о музыке и музыкантахОтветов: 29Последнее сообщение: 06.03.2009, 19:36 -
Труды Г. Вебера, А. Б. Маркса и Г. Римана
от Vic в разделе Поиск книг и других печатных материалов о музыкеОтветов: 0Последнее сообщение: 15.04.2007, 20:52





Ответить с цитированием

Социальные закладки