<<...
Сонант/интерсонант удобно дописывать после имени ноты/интервала:
имя ноты:S
_имя интервала_S_
или под ним:
имя ноты
:S
_имя интервала_
_S_
Тогда нота/интервал приобретает тональную функцию/выразительность, которую отображает формула сонанта/интерсонанта.
Интерсонант вертикального или гармонического интервала, в отличие от горизонтального или мелодического (_имя_S–, –имя–S_) является одновременно повышающим высоту нижней ноты до верхней и понижающим высоту верхней ноты до нижней. В этом случае интерсонант записывается строкой:
–s_имя интервала_S–
или столбцом:
–s_
_имя интервала_
_S–
Иррациональные сонанты ступеней систем РДО можно обозначать долями простого сонанта T. Например интервал большой терции системы 31РДО может быть сонантометрирован как:
–4t/31_M3_4T/31–
E. Уточнённая нотация
Основой Западной музыкальной нотации стал ПДС (пифагорейский диатонический строй):
C:0D0T – D:2D3t – E:4D6t – F:2Td – G:Dt – A:3D4t – H:5D7t – c:T
В ПДС насчитывается семь тонов двух разновидностей. Среди них пять крупных _T_2D3t–:
D:2D3t – C:0D0T ~ 32·2-3 : 30·20 = 32-0·2-3-0 = 32·2-3 ~ _T_2D3t– (5)
E:4D6t – D:2D3t ~ 34·2-6 : 32·2-3 = 34-2·2-6-(-3) = 32·2-3 ~ _T_2D3t– (6)
G:Dt – F:2Td ~ 31·2-1 : 3-1·22 = 31-(-1)·2-1-(-2) = 32·2-3 ~ _T_2D3t– (7)
A:3D4t – G:Dt ~ 33·2-4 : 31·2-1 = 33-1·2-4-(-1) = 32·2-3 ~ _T_2D3t– (8 )
H:5D7t – A:3D4t ~ 35·2-7 : 33·2-4 = 35-3·2-7-(-4) = 32·2-3 ~ _T_2D3t– (9)
Остальные два – мелкие _ψT_8T5d–:
F:2Td – E:4D6t ~ 3-1·22 : 34·2-6 = 3-1-4·22-(-6) = 3-5·28 ~ _ψT_8T5d– (10)
c:T – H:5D7t ~ 30·21 : 35·2-7 = 30-5·21-(-7) = 3-5·28 ~ _ψT_8T5d– (11)
Сонант каждой ноты ПДС, кроме исходной C:0D0T формируется из сонанта предыдущей смежной ноты через интерсонант одного из двух интервалов:
- _T_2D3t– (тон),
- _ψT_8T5d– (псевдотон).
Наравне c ПДС важнейшую роль в становлении Западной музыкальной нотации сыграл ПХС (пифагорейский хроматический строй). Однако начиная cо времён И. С. Баха он массово подвергся серьёзной деформации. После довольно длительного и практически монопольного доминирования системы 12РДО, где _T_2D3t– подменяется слегка зауженным _T_2T/12– (12РДО тоном), который в точности равен двум одинаковым _T/2_T/12– (12РДО полутонам). Кроме того точно таким же полутоном подменяется _ψT_8T5d–, что в неискажённом ПХС невозможно. Действительно, если от исходного сонанта :0D0T поднять цепь из двух _ψT_8T5d–, получается сонант :16T10d. Он на мельчайший тон или _μT_12D19t– (ПХС микротон) ниже сонанта :2D3t, полученного после поднятия _T_2D3t– от :0D0T. Интервал _μT_12D19t– известен ещё как пифагорейская комма (соотношение граничных частот 3^12·2^-19). Добавление _μT_12D19t– к _ψT_8T5d– порождает _>ψT_7D11t– (ПХС надпситон): _>ψT_7D11t– = _ψT_8T5d– + _μT_12D19t– (12)
Дальнейшее добавление _ψT_8T5d к _>ψT_7D11t– даёт _T_2D3t–. Таким образом в ПХС возможно существование двух неравных и только неравных делений тона.
Далее будет понятно, что ПХС существует в любой ЧИПp, где p> 3, но для музыкальной нотации в ЧИПp с увеличением p возникает необходимость добавлений. В ориентированной на использование в условиях систем 53/31РДО TABLE I демонстрируется, что для ЧИП5 нужны
значки ЧИП3 и дополнительные микротоновые. В ЧИП13 задействованы все значки, участвующие в ЧИП5 и дополнительные гипопситоновые. В целом три набора значков исчерпывают все необходимые варианты изменения высот ПХС для нотации близкой к ЧИП13 музыки.
В границах ЧИП3 знаками альтерации являются обычные для ПХС (и для системы 12РДО) символы хроматических изменений нот на один или два надпситона. Например ПДСH:5D7t (ПДСот ноты H:5D7t), таким образом, порождает следующую сонантометрию цепи нот, разделённых тонами и псевдотонами:
=H= __T–– =c# ___T–– =d# ___ψT–– =e= ___T–– =f# ___T–– =g# ___T––– =a#___ψT––– =h=
:5D7t_2D3t :7D10t_2D3t:9D13t_8T5d :4D5t_2D3t :6D8t_2D3t–:8D11t_2D3t–:10D14t_8T5d–:5D6t
Обогащение выразительности в пространстве ЧИП5 добавляет символы микротоновых альтераций. Как выяснится ниже, в ЧИП5 для ЧДСC:Ss (чистого диатонического строя от ноты C:Ss), например, возникает другая цепь:
=C _<T– <D ____μT––– =D ___<T–– <E __>ψT– =F __T–– =G __<T– <A __T–– <H ___>ψT– =c
:Ss_MT2d-:MT2d_4Dm4t-:2D3t_MT2d-:M2t_4Tmd-:2Td2D3t-:Dt_MT2d-:Md_2D3t-:MD3t_4Tmd-:T
Каждая нота ЧДС, исключая исходную =C:Ss получает свой сонант преобразованием сонанта предыдущей смежной ноты через интерсонант одного из четырёх возможных повышающих интервалов:
- _T_2D3t– (тон),
- _<T_MT2d– (подтон),
- _>ψT_4Tmd– (надпситон),
- _μT_4Dm4t– (микротон).
Социальные закладки