Результаты опроса: Хороший ли пианист Клайберн?

Голосовавшие
62. Вы ещё не голосовали в этом опросе
  • Да.

    46 74.19%
  • Нет.

    8 12.90%
  • Готов(а) развернуть суждение.

    8 12.90%
Страница 3 из 3 ПерваяПервая ... 23
Показано с 21 по 28 из 28

Тема: Хороший ли пианист Клайберн?

              
  1. #21
    Постоянный участник Аватар для restore
    Регистрация
    19.07.2004
    Адрес
    Пустыня Негев
    Возраст
    67
    Сообщений
    609
    Записей в дневнике
    2

    По умолчанию Re: Хороший ли пианист Клайберн?

    Нота бене: цитирована первая редакция моего текста. Подтверждаю: цитата верная!

    r
    "В конце всё обязательно должно быть хорошо.
    Если что-то плохо — значит, это ещё не конец…"
    © Пауло Коэльо

  • #22
    Частый гость
    Регистрация
    31.07.2003
    Адрес
    Kiev,Ukraine / Beijing,China
    Возраст
    43
    Сообщений
    103

    По умолчанию Re: Хороший ли пианист Клайберн?

    Его рубато был Очень интересно в том времени....
    PianoBoy Won't B "Piano"... ;o)

  • #23
    Постоянный участник
    Регистрация
    25.03.2004
    Сообщений
    6,693
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Re: Ван Клиберн

    Цитата Сообщение от Walter Boot Legge Посмотреть сообщение
    На ПИЧ приезжал уже с раком...
    Возможно, но вообще-то, судя по сообщениям СМИ (см., например, сообщение РИА Новости от 28.08.2012):
    МОСКВА, 28 авг - РИА Новости. Врачи диагностировали у знаменитого американского пианиста Ван Клиберна рак кости на поздней стадии, сообщила во вторник представитель музыканта Мэри Лу Фэлкоун (Mary Lou Falcone) http://ria.ru/culture/20120828/73190...#ixzz2M9ESqBUj
    То есть это произошло в августе 2012 г. А конкурс им. Чайковского, на который он приезжал, проходил летом 2011 г.
    Цитата Сообщение от Aprile Посмотреть сообщение
    Он подъехал тогда к БЗК и волна пронеслась: "Ван Клиберн!!!" Все сбежались, окружили его, давай автографы просить. И он стоял, наверное, не меньше получаса в этом дворике, и такая волна любви разливалась вокруг него...
    И я тоже тогда стоял в этой толпе.
    Цитата Сообщение от avg Посмотреть сообщение
    ...В моей жизни он сыграл особую роль. Благодаря ему у 14-летнего мальчишки интерес к музыке превратился в настоящую страсть.
    И в моей жизни он сыграл ту же роль. С его записи 1-концерта Чайковского началась моя любовь к классической музыке. И в те же, что и у Вас, 14 лет. Только несколькими годами позже. Хотя к тому времени (начало 1960-х) со времени 1-го конкурса им. Чайковского прошло уже 5 лет, записи выступлений Клиберна в БЗК и КЗЧ продолжали передавать по радио, выпускать на пластинках, показывать по телевидению. Напомню, тогда еще видеомагнитофонов не было и для того, чтобы зрители в других городах могли их увидеть, трансляции выступлений Клиберна снимались на кинопленку в московской телестудии прямо с экрана кинескопа. А его пластинка с записью 1-го концерта Чайковского была дефицитом (несмотря на огромные тиражи) в Иркутске даже в 1964 г. Помню, что пришлось почти месяц заходить каждый день в отдел грампластинок иркутского универмага, прежде чем продавщица на мой вопрос: не поступила ли к ним вожделенная пластинка - ответила положительно.
    Цитата Сообщение от Дискограф Посмотреть сообщение
    ...Может, по такому печальному поводу будут переизданы записи его выступлений в СССР с оркестром под управлением Кирилла Кондрашина?...
    Запись Первого концерта Чайковского, сделанная с оркестром МГФ под управлением Кондрашина сразу после конкурса, выходила много раз раз, в том числе и на СиДи, а вот тогда же сделанная запись 3-го концерта Рахманинова почему-то до сих пор не переиздана на компакт-диске и, более того, много лет не звучала в эфире. На радио Орфей не раз передавали трансляционную запись исполнения 3-концерта Чайковского на 3-м туре конкурса, а на телеканале "Культура" показывали снятое на кинокамеру с экрана кинескопа выступление Клиберна на его прощальном послеконкурсном концерте в Москве, где он играл 3-й концерт (а на бис сыграл мелодию песни "Подмосковные вечера"), но вот почему-то про прекрасную студийную аудиозапись 3-го концерта Рахманинова, сделанную с тем же оркестром, совсем забыли.

    Может я ошибаюсь, но по-моему не изданы на СиДи и многие сольные записи Клиберна. Я не бог весть какой филофонист, но даже в моей фонотеке есть записи, которые я не видел на компактах. Например, 10-я до-мажорная соната Моцарта. А на обороте той же пластинки - этюд "Мазепа" Листа, Ноктюрн для левой руки Скрябина (не путать с более поздней записью, сделанной на концертах 1972 г.), Токката Равеля из «Гробницы Куперена», Рондо Кабалевского, бывшее обязательной пьесой для участников 1-го конкурса имени Чайковского и немало других записей, которые почему-то не переиздаются с 60-х годов. Я уж не говорю о тех записях с концертов 1958 - 1965 гг. (а тогда, насколько мне известно, все они записывались), которые остались неизданными и вероятно так и пылятся в архивах Гостелерадиофонда.
    Цитата Сообщение от avg Посмотреть сообщение
    У меня нет слов... Светлая память!
    Сколько буду жить, столько и буду помнить!

    P.S. Наконец-то нашел фотографию, которую давно искал. Я её видел в книге Хентовой, но вот в инете она мне не встречалась, а сейчас вот нашел и решил вставить сюда.
    Вот так тогда слушали Клиберна:

  • #24
    Старожил
    Регистрация
    21.01.2004
    Адрес
    СПб
    Сообщений
    4,366
    Записей в дневнике
    2

    По умолчанию Re: Хороший ли пианист Клайберн?

    Прекрасный пианист и личность, вошедшая в историю. Чем судьба не наградила, может быть, не менее ярких по таланту. Светлая память!
    Улыбка Юрия Гагарина, улыбка Вана Клиберна... То, что было светлого во временах.
    ..............................................
    Настоящий джентльмен - это человек, который может играть на волынке, но не играет. (Томас Бичем)

  • #25
    Постоянный участник
    Регистрация
    25.03.2004
    Сообщений
    6,693
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Re: Умер Ван Клиберн

    Цитата Сообщение от avg Посмотреть сообщение
    Да, человек удивительного обаяния...
    На фотографиях хорошо видно какое буквально гипнотическое воздействие его игра оказывала на публику. Причем не только на обычную публику. Кирилл Кондрашин в одной из заметок рассказал о том воздействии, какое игра Клиберна имела на музыкантов оркестра Московской филармонии. Его первая встреча с Клиберном состоялась на ночной киносъемке фильма о конкурсе Чайковского. Фильм был задуман цветной, а тогда чувствительность цветной кинопленки была такой, что при съемке в закрытом помещении нужно было устанавливать специальное, сильное освещение. Поэтому короткие фрагменты выступлений участников третьего тура снимались не непосредсвенно на конкурсе, а на специально организованной киносъемке, которая проводилась ночью, чтобы не мешать проведению конкурса. Поскольку условиями конкурса никаких предварительных встреч с дирижером и оркестром (помимо одной репетиции с оркестром перед выступлением на 3-м туре) не полагалось, решили, что у участников конкурса, участвовавших в съемке, время этой репетиции будет сокращено наполовину. Впрочем, зачем я буду пересказывать очерк Кондрашина, впервые опубликованный в журнале «Дружба народов» за 1959, № 11. Предоставим слово самому дирижеру:
    Уже после первого тура Международного конкурса им. Чайковского среди «музыкальной» Москвы пошли разговоры о необыкновенном американском юноше, который произвел сильное впечатление на жюри и публику. Я был тогда в гастрольной поездке по югу СССР, и мне об этом рассказал один из приехавших туда москвичей.

    — Говорят, среди участников конкурса появился какой-то американец, который станет серьезным соперником нашим пианистам. Публика сразу же устроила ему овацию. Не знаю, переиграет ли он наших в Чайковском, но Моцарт был у него превосходен.

    В Москву я приехал уже после второго тура и сразу же был приглашен на ночную киносъемку конкурса. Там я и познакомился с Вэном Клайберном.

    Тем, кто когда-нибудь присутствовал на съемках цветного фильма, известно, сколь мучителен и медлителен этот процесс: пока ставят свет и переставляют аппаратуру, «объект», то есть в данном случае оркестр и солисты, часами сидит под палящими лучами прожекторов, занимаясь разговорами и чтением газет. Когда раздается долгожданный оклик «камера», все успевают настолько «осоветь», что бывает трудно прийти в творческое состояние и заставить себя хорошо исполнить те несколько тактов, которые предназначены для этого кадра.

    Вэн снимался третьим или четвертым. К роялю подошел высокий юноша с нервным характерным лицом, приветливо поздоровался со мною и оркестром и, сев за рояль, стал играть фрагменты из Третьего концерта Рахманинова.

    Желая использовать это время, я стал спрашивать его, как он трактует то или другое место концерта (ведь предварительных встреч дирижера с исполнителями не полагалось, и нам предстояла всего половина оркестровой репетиции перед третьим туром).

    И вот постепенно обычный гул прелюдирующего и разговаривающего оркестра затих. Вэн проиграл почти весь концерт, сыграл Шестую сонату Прокофьева, финал «Аппассионаты», миниатюру собственного сочинения. Рояль окружила толпа оркестрантов. Начались «заказы». Он охотно удовлетворял почти все: «Мефисто-вальс», фрагменты из Третьего концерта Прокофьева, прелюдии Рахманинова и т. д. При этом он обаятельно улыбался и, обращаясь к заказчику, мимикой подчеркивал то или иное место. Это продолжалось более часа.

    Наконец, раздался голос дирижера: «Оркестр, по местам!» И тут случилось чудо! В ответ послышались единодушные крики: «Подождите!», «Дайте доиграть!» и т. д. Если принять во внимание, что оркестр участвовал в съемке после своего вечернего концерта и что было уже около четырех часов утра, вы сразу получите представление о той силе контакта с аудиторией, которая так характерна для Клайберна.

    В чем же секрет такой гипнотической силы, превращающей любого слушателя в горячего его поклонника — «клайберниста» — после первой же вещи, исполненной пианистом?

    Мне кажется, таких причин, по крайней мере, две: первая — это его отношение к музыке, как к языку, на котором исполнитель говорит с аудиторией.

    Клайберну всегда есть что сказать. Это обусловлено его образным мышлением, глубокой продуманностью его трактовки и убежденностью в правильности ее. Именно поэтому он не исполняет на публике любое сочинение, даже из числа любимых им — он ждет, пока пьеса обогатится в его сердце таким количеством «подтекстов» и ассоциаций, что они при исполнении смогут передаться слушателю и заставить его включиться в мир образов, созданных воображением артиста. Вторая причина — удивительно быстрая «возбудимость» от музыки, способность моментально включаться в этот мир и отрешаться от всего будничного, повседневного. Поэтому так и своеобразен его метод занятий: он не играет, как большинство артистов, регулярно и определенное время. Для занятий ему так же необходимо настроение, как и для концерта. Но если он уже садится за рояль, то меньше шести-семи часов его музицирование не продолжается.

    К этим качествам артиста необходимо добавить редчайшее личное обаяние, которое чувствует каждый, сидящий в зале. Некоторые скептики, пытаясь, видимо, оправдать этот ток, поразивший вне всякого сомнения и их самих, высказывают предположение о позировании, «игре на публику» и т. д. Нет ничего более несправедливого, чем подобные домыслы. Вэн просто не может позировать по самому существу своей натуры — он предельно искренен во всех проявлениях как в музыке, так и в жизни...

    (полный текст очерка в инете можно найти здесь)

  • #26
    Старожил
    Регистрация
    15.07.2002
    Сообщений
    3,784
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Re: Ван Клиберн

    "Посвящение", "Грёзы любви", 12 рапсодия, - яркие впечатления со школы.

    3 Рахманинова я услышал, к стыду своему, сегодня впервые. У меня уже был образ Клиберна, в том числе слышанная в конце 60 гг. по ТВ слабая игра среди завалов цветов, и я долгое время считал, что идеальный записи 3 концерта не существует, не понимал, почему его не сыграл Рихтер, и давно уже не могу слышать.

    А когда сегодня нашёл эту запись, качество никакое, включил из любопытства ПОСМОТРЕТЬ, и до конца не мог оторваться, смотрел и СЛУШАЛ! Теперь знаю идеальное исполнение. Совершенно поразительное сочетание рихтеровской бескомпромиссности и чутья с фантастической открытостью при абсолютном чувстве меры - никакой сентиментальности или нажима, хотя везде слышен сквозь оркестр. И единственный случай, когда я вижу, как человек играет этот концерт "сверху", буквально играючи, без малейших следов "борьбы с трудностями", которая хотя бы в рефлексии присутствует даже у патентованных виртуозов. А как Кондрашин его ловит и оркестр! Именно об этом исполнении Рихтер сказал "гениально", насколько я знаю, а он всего дважды сказал такое о других пианистах, первый раз - о Топилине.

    А 2 соната Рахманинова в занудной 1 редакции, которая у него не даёт оторваться, в отличие от комбинированной и одобренной Рахманиновым, но бесконечно занудной записи любимчика СВ Горовица, где тот демонстрирует все свои слабости! Я вообще не люблю эту сонату - она мне кажется какой-то пафосно пустой, и никогда никого не мог выслушать полностью, а Клиберна - с восторгом.

    Вот, собственно, и всё - остальные его записи, которых мало вообще, не так интересны. Тоже мистика - "такой музыкант!" (Рихтер о Гульде и Гульд о Рихтере ) сделал так мало. В брошюре Хентовой, помню, говорилось, что его сломали концертные перегрузки после конкурса, но это - часть жизни, и сейчас уже не имеет значения. Такие откровения были доступны единицам из солидных мэтров, сделавших много.

    И, конечно, этот фантастический внемузыкальный и вообще внежанровый образ эмоционального героя холодной войны, замешанный на взломе самых глухих стереотипов, вся эта невероятная история гораздо больше, чем музыкального, - какого-то человеческого взлёта прекрасного во всём человека, в которой нет ни грамма сделанности: действительно невероятный красавец, руки - символ "пианистических", "техасская" открытость без единого миллиграмма Лимонадного Джо, феноменальное обаяние и лучащаяся доброта к людям без игры - уже этого было бы достаточно, чтобы стать символом и идолом, но при этом "ещё" и игра без малейших скидок, и поразил не абстрактными музыкальными доблестями, а именно в самой что ни на есть исконно и посконно русской музыке!

    Сверхъестественное сочетание уникальных качеств и обстоятельств.

    Я смотрел трансляции с последнего Чайника, куда он приехал почётным членом жюри и несколько раз говорил в перерывах с ведущей. Он нашёл тёплые слова о всех участниках, о ком его спросили, и было видно, что не только потому, что не мог себе позволить никого критиковать ни как член жюри, ни как собственно Он Сам, а искренне был рад за всех. Меня впечатлили рассказы, как его встречали. А ведь эти люди родились уже после того конкурса! Фантастическая сила легенды и личного обаяния, и я до слёз рад, что он снова, как на машине времени, увидел эту сверх-музыкальную любовь к себе в том же и у того же Большого зала в последние дни своей жизни. Ну, и как-то горжусь, что ли, за тех москвичей.

    А что звали его Harvey Lavan Cliburn Jr. - тоже сегодняшнее открытие: я не знал раньше вообще имени Lavan.

  • #27
    Старожил
    Регистрация
    15.07.2002
    Сообщений
    3,784
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Re: Умер Ван Клиберн

    А двойные ноты в коде? - Как сказала моя знакомая, "я впервые поняла, зачем они!" А какой вальс в средней части!!! Он играет не как наученный профи, а как гениальный дилетант. Мне тут в частной переписке возразили, что вот, мол, Мержанов. Разница как раз в этом. Разные "концептуальные" фокусы Мержанов - явно находки Фейнберга, но реализованы поверхностно. А у ВК - естественный полёт на уровне, высоту которого он сам не осознаёт, поскольку это - его привычная среда обитания. Собственно, главная проблема и причина отсутствия "идеального" исполнения - трудность сохранить свежесть восприятия микронюансов, не утонув при этом в деталях и большом количестве нот. А ВК ни в одном такте не теряет эту разрешающую способность и абсолютную точность восприятия, это невозможно выучить.

    Сравнение с Мержановым полезно ещё для иллюстрации роли владения инструментом в этом концерте. Способности сыграть все эти ноты - недостаточно. Мержанов, например, берёт слишком большой темп в первой части, и в каденции начинается чёс, а фактура концерта настолько богата, что она - не повод для блеска и демонстрации, совсем наоборот: виртуозные данные нужны для того, чтобы оторваться от её реализации. ВК - отрывается, а точнее, и не был никогда привязан, он даже играет с поднятой головой. Я вот таких отрывов не могу припомнить. Многие легко справляются с чисто технической стороной, но отрыва, свободы от неё - нет. Пошевели "дерево вариантов" - например, слегка по темпу туда-сюда, и вся выученность рухнет. А ВК - свободен.
    Преподаватели лучше это смогут выразить, я тут играю роль Василия Иваныча.

  • #28
    Частый гость Аватар для Appassionata
    Регистрация
    02.09.2012
    Адрес
    в городе
    Возраст
    27
    Сообщений
    235

    По умолчанию Re: Хороший ли пианист Клайберн?

    Цитата Сообщение от opus_posth Посмотреть сообщение
    Но именно по таким минутам и судят о художниках, не так ли )
    Вот великий Бах - сколько бумаги понапачкал, с ума сойти - а много ли среди этого всего подлинно гениального, а не только лишь ремесленнически-совершенного ?
    Много. Не надо сравнивать Баха с самим собой. У него есть АБСОЛЮТНЫЕ шедевры, а есть относительные(не все, но много, и бывает, что это даже не целые произведения, а какие-то отрывки из них), и последние в сравнении с первыми кажутся полной ерундой. Но это - в сравнении с абсолютными шедеврами, а на общем фоне того, что тогда(да и, наверное, вообще) было сочинено, относительные являются-то как раз яркими, гениальными произведенями! Для сравнения - послушайте его менее знаменитых современников - Луи Куперена, например, и вообще французскую музыку малоизвестных мастеров эпохи барокко(когда и работал И.С.Бах) с её тогдашней вычурностью. Будет с чем сравнить.

    А по теме - в опросе поставила "да". там же не сказано - гениальный, насчёт этого действительно можно поспорить(ну, кроме определённых моментов вроде уже описанного 3его Рахманинова), но хорошим он точно был.
    Последний раз редактировалось Appassionata; 03.03.2013 в 17:27.

  • Страница 3 из 3 ПерваяПервая ... 23

    Похожие темы

    1. Пианист Как правильно говорить:Ван Клиберн или Ван Клайберн?
      от Пианист будущий в разделе Исполнители-солисты
      Ответов: 23
      Последнее сообщение: 28.02.2013, 15:48
    2. Хороший ли преподаватель?
      от binary_girl в разделе Скрипичная и альтовая музыка
      Ответов: 6
      Последнее сообщение: 22.10.2009, 00:19
    3. Хороший смычок
      от Niccolo в разделе Скрипичная и альтовая музыка
      Ответов: 4
      Последнее сообщение: 29.11.2008, 13:07
    4. Вэн Клайберн – политика или сказка о гениальном юноше?
      от Fafner в разделе Исполнители-солисты
      Ответов: 64
      Последнее сообщение: 24.12.2004, 22:16

    Метки этой темы

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100