-
21.03.2013, 22:20 #21Старожил
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Re: Дерево; его смысл и значение
Маленькая добавка к сведениям о дробях и отношениях в античной арифметической и музыкальной теории:
“Итак, поскольку дроби были изгнаны из чистой теории чисел, то естественно встал вопрос, нельзя ли создать для понятия дроби математический эквивалент и таким образом чисто теоретически обосновать вычисления с дробями. Конечно, таким эквивалентом является числовое отношение.”
Из замечательной книги Б. Л. ван дер Вардена “Пробуждающаяся наука”, оглавление которой я выложил здесь:
----------------------------------------------------------------
В античности строго различались “теоретическая” и “практическая” математики:
“Пифагорейцы первыми возвысили математику до ранее неведомого ей ранга: числа и числовые отношения они стали рассматривать как ключ к пониманию вселенной и ее структуры. Они впервые пришли к убеждению, что "книга природы написана на языке математики", как спустя почти два тысячелетия выразил эту мысль Галилей.”
Именно конструкции “теоретической математики” были во многом мотивированы задачами теории музыки:
“С большой степенью вероятности можно утверждать, что интерес к математике наличествовал в пифагорейской школе с самого ее основания и что положение "все есть число" принадлежит самому Пифагору. Как и в других теориях ранних греческих мыслителей, это положение явилось обобщением очень небольшого числа наблюдений. Не только древние свидетельства, но и ранняя математическая терминология указывают на связь этих наблюдений с музыкой.”
См. также в арифметических исследованиях Архита и Никомаха:
“В принадлежащей Архиту теории музыки главную роль играют два следующих теоретико-числовых предложения...”
------------------------------------------------------------------
Так что нет ничего удивительного в том, что музыкально-теоретические конструкции в конце концов вновь явственно проявились на Дереве.
Re: Дерево; его смысл и значение
Последний раз редактировалось commator; 22.03.2013 в 12:32.
Re: Дерево; его смысл и значение
В контексте теории музыки я метки узлов дерева интерпретирую как сонанты. Вместо 15/8 употребляю :MD3t, а вместо 5/7 пишу :Mq. Мне именно так удобнее всего выяснять (из своих сонантометрических представлений) какие в подвергаемой анализу партитуре получаются дроби.
Если я попрошу свою девятилетнюю внучку, уже умеющую ноты читать и писать, изобразить дробь, она меня поймёт и напишет два целых числа, разделяя горизонтальной или косой палочкой. О том, что дробь есть частный случай отношения, ей толковать ещё рано, думаю.
Не помню, толковали мне такое, или нет, пока я учился. Позже сам об этом узнал, а за пару последних лет уверился, что в контексте теории музыки дробь, обозначающую относительную частоту звучащего тела, лучше всего интерпретировать как соотношение номера обертона (числитель) и номера унтертона (знаменатель) и первым обертоном первого унтертона (1/1) считать основной тон ноты До0 (до большой октавы).
Такая музыкально-теоретическая интерпретация всякого тона явно указывет его дуальный адрес, а имено определённый числителем номер обертона в натуральной скале (НС), порождённой унтертоном с номером в унтеральной скале (УС), определённым знаменателем.
Выясняя без диска нотацию соотношения m/n можно сначала в НС от До0 [1/1] найти высоту обертона m и в УС от найденной ноты [m/1] выделить унтертон n, что окажется искомой нотой [m/n]. Иначе в УС от До0 [1/1] можно найти унтертон n и в НС от найденной ноты [1/n] выделить обертон m, что также окажется искомой нотой [m/n]. Так я поступаю с малоисследованными сонантами. Нотацию лучше известных определяю быстрее. Например понимая, что нота [5/3=1.(6)] есть :Md (медиант субдоминанта), определяю в уме что это дидимова, большая терция от ноты из класса Фа между первым и вторым обертонами НС от До0 [1/1] (1/1<1.(6)<2/1), чем является пониженная на дидимову комму пифагорейская нота Ля0-бекар. Для себя нотирую <Ля0-бекар:Md, а для облегчения понимания другими желающими -- <Ля0-бекар:Md [5/3].
С диском интерпретировать и нотировать получается ещё быстрее, а способ один и тот же для лучше/хуже изученных сонантов.
Последний раз редактировалось commator; 26.03.2013 в 15:16.
Re: Дерево; его смысл и значение
Уважаемый bntr показал свою версию диска, что впечатляет:
Мне нравится, что к центовому лимбу изнутри примыкает пространство, где штрихами чётко выявляется затронутый в обсуждении индийской монографии о шрути факт: Учитывая в центах ширину свободного пространства в окрестности обособленных высотных штрихов, соответствующие им сонанты можно выстроить в следующем порядке обособленности:
- Оригинант суборигинанта ↔ :Фф [1/1] ~ 46 ц.
- Тонант суборигинанта ↔ :Tф [2/1] ~ 24 ц.
- Доминант субтонанта ↔ :Dt [3/2] ~ 15 ц.
- Дватонант субдоминанта ↔ :2Td [4/3] ~ 12 ц.
- Медиант двасубтонанта ↔ :M2t [5/4] ~ 10 ц.
- Медиант субдоминанта ↔ :Md [5/3] ~ 9 ц.
- Доминантонант субмедианта ↔ :DTm [6/5] ~ 8 ц.
- Квартант субмедианта ↔ :Qm [7/5] ~ 7 ц.
- Квартант субдоминантонанта ↔ :Qdt [7/6] ~ 7 ц.
- Квартант двасубтонанта ↔ :Q2t [7/4] ~ 6 ц.
- Тритонант субмедианта ↔ :3Tm [8/5] ~ 6 ц.
- Тритонант субквартанта ↔ :3Tq [8/7] ~ 6 ц.
- Двадоминант субмедианта ↔ :2Dm [9/5] ~ 5 ц.
- Медиантонант субквартанта ↔ :MTq [10/7] ~ 5 ц.
- Двадоминант субтритонанта ↔ :2D3t [9/8] ~ 5 ц.
- Двадоминант субквартанта ↔ :2Dq [9/7] ~ 5 ц.
- Медиантонант двасубдоминанта ↔ :MT2d [10/9] ~ 5 ц.
- Ундецимант медиантонанта ↔ :Nmt [11/10] ~ 4 ц.
- Ундецимант трисубтонанта ↔ :N3t [11/8] ~ 4 ц.
- Ундецимант субквартанта ↔ :Nq [11/7] ~ 4 ц.
- Ундецимант субдоминантонанта ↔ :Ndt [11/6] ~ 4 ц.
- Доминандватонант субундециманта ↔ :D2Tn [12/11] ~ 4 ц.
- ...
Последний раз редактировалось commator; 24.03.2013 в 13:22.
Re: Дерево; его смысл и значение
Вчера впервые увидел фрагмент ДШБ на интресном чертеже уважаемого bntr, где 1, 2, 3, ... в нижней строке следует понимать как 1/1, 2/1, 3/1, ... и нет соотношений меньше 1/1:
В моём похожем чертеже (сделан до знакомства с работой ув. bntr) есть и соотношения меньше 1/1:
Последний раз редактировалось commator; 24.03.2013 в 18:00.
Re: Дерево; его смысл и значение
К ранее изготовленному диску диапазона 1/1..2/1, ув. bntr добавил ещё два -- для диапазонов 2/1..4/1 и 1/2..1/1.
Теперь их можно сравнивать между собой
и с диаграммами шероховатости интервалов Гельмгольца со страниц 193 и 333 всемирно известного эллисова перевода на английский его знаменитой книги (где-то на этом Форуме ув. zesapel давал связь на ON THE SENSATIONS OF TONE):
![]()
![]()
![]()
Последний раз редактировалось commator; 18.04.2013 в 11:51.
Re: Дерево; его смысл и значение
Сегодня мне показали как настоящие живые деревья могут влиять на человечество через музыкальную логику
От восхищения нет слов...
Последний раз редактировалось commator; 25.03.2013 в 12:23.
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Re: Дерево; его смысл и значение
Да писал же я Вам где-то раньше на этом Форуме, что поиск наилучших приближений через вытягивание носов не годится для Подходят не арифметические, а логические наилучшие приближения, которые арифметически могут быть хоть наихудшими. Годится полосовое выращивание ДШБ, например по всей ширине зоны Гарбузова для пифагорейской большой терции однако
Последний раз редактировалось commator; 27.03.2013 в 14:27.
Похожие темы
-
Пианист Николай Петров - значение и назначение?
от Дмитрий Волобуев в разделе Исполнители-солистыОтветов: 132Последнее сообщение: 13.10.2014, 23:45 -
Дерево для инструментов
от kotsubinsk в разделе Скрипичный мастерОтветов: 15Последнее сообщение: 29.03.2009, 00:45 -
Значение аббревиатуры на скрипке
от privylen в разделе Скрипичный мастерОтветов: 9Последнее сообщение: 24.01.2009, 20:37 -
Эдисон Денисов- его значение в нынешней музыкальной ситуации и есть ли такое вообще
от консерватор в разделе Современная музыкаОтветов: 91Последнее сообщение: 05.01.2008, 00:23 -
Значение слова в создании атмосферы
от До ля в разделе БеседкаОтветов: 24Последнее сообщение: 26.04.2007, 02:44




Ответить с цитированием





Социальные закладки