-
24.02.2013, 17:38 #81
Re: Геометризация музыкально-теоретических конструкций
Музыкальная теория строится преимущественно в пространстве музыкальных ощущений, которое связано с пространством музыкальных стимулов через логарифмическую зависимость закона Вебера-Фехнера. Однако теория не может обходиться без обращения к пространству стимулов и в неё проникают логарифмические соотношения ощущений с порождающими стимулами.
Таким образом логарифмы скорее для теории свойственны, чем для практики.
Не секрет, что огромное количество практикующих музыкантов и слушателей пребывает в пространстве музыкальных ощущений ничего толком не зная о музыкальной теории и логарифмах, т. е. не интересуясь числовыми подробностями пространства музыкальных стимулов. Один достаточно известный англичанин писал (Бозанкет, Роберт Холфорд Макдоуoл. Труды Королевского общества, No. 161, 1875, сс. 390-1):
<<...
В первоначальной статье, представленной автором Королевскому Обществу, как мера интервалов применялись логарифмы, поскольку они обычно используются другими. Больше преимуществ было найдено, однако, следуя от принятия за единицу интервала равномерно темперированного (Р. Т.) полутона, который является 1/12 октавы. Это единица наиболее знакома музыкантам, и была найдена, чтобы дать выражение теории циклических систем посредством формул самого простого вида...>>In the original paper presented by the writer to the Royal Society, logarithms were employed as the measure of intervals, as they have been commonly employed by others. Great advantages have been found, however, to result from the adoption of the equal temperament (E. T.) semitone, which is 1/12 of an octave, as the unit of interval. It is the unit most familiar to musicians, and has been found to admit of the expression of the theory of cyclical systems by means of formulae of the simplest characterПоследний раз редактировалось commator; 24.02.2013 в 19:21.
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Re: Геометризация музыкально-теоретических конструкций
Возможно, что в плане “искривления” поможет “риманова геометрия”.
(речь в данном случае, конечно, идет не о музыкально – теоретическом, а о геометрическом Римане)
Просмотрите, пожалуйста, оглавление классической книги:
Рашевский П.К.
Риманова геометрия и тензорный анализ.
3-е изд., М.: Наука, 1967.
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Re: Геометризация музыкально-теоретических конструкций
Re: Геометризация музыкально-теоретических конструкций
У меня была такая зрительная аналогия аккордов в виде новогодней гирлянды со снежинками из бумаги. Теперь будут сферы вместо снежинок. Звуки изображаем не точками, а кружочками (сферами), в которых ставим значки - (+ и -), что будет подобно ян и инь. Пустой кружок - звук-полюс, вокруг которого строятся прочие.
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Re: Использование логарифмов в музыкознании
Идея использования flogs'ов вместо logs'ов – хорошая.
“Используя логарифмы по основанию 2, можно легко определить сложение "логарифмов по модулю 1" (которые мы называем "flogs" или "флогсами") таким образом, чтобы эта сумма была бы приемлемой с музыкальной точки зрения в контексте процесса, при котором складываются друг с другом "флогсы" двух питч-классов отношений”.
(пункты [2] и [3] по указанной выше ссылке)
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Re: Использование логарифмов в музыкознании
Было бы желательно дать чисто теоретико-музыкальное обоснование теории логарифмов. Думаю, что это вполне возможно, поскольку тот же Клейн указывает в качестве логарифмического предтечи немецкого математика XVI века шваба Михаэля Штифеля:
В контексте теории музыки упомянутая Клейном книга сего шваба мелькает здесь:
Section 10.43
Next, to prepare for Zarlino’s arithmetic and harmonic divisions, we must also consider the work of Michael Stifel. In commentaries to his German translation of the Prima Parte and Seconda Parte of the Istitutioni harmoniche, Michael Fend gives the following description and translated excerpt from Stifel’s Arithmetica integra (1544):
Re: Использование логарифмов в музыкознании
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Re: Использование логарифмов в музыкознании
Углубленное и вместе с тем понятное изложение теории логарифмов для школьников дать пытаются:
И. Б. АБЕЛЬСОН. РОЖДЕНИЕ ЛОГАРИФМОВ.
огиз • гостехиздат • 1948 (html- версия книги)
Но все же надо отметить, что одно из ключевых понятий здесь (понятие “геометрической прогрессии”, см. Главу III по указанной ссылке) первоначально возникло из задач теории музыки (под брэндом “непрерывной пропорции”):
Также и появление “среднего геометрического”:
(под брэндом “среднего пропорционального”):
тоже, вроде бы, было навеяно именно теоретико-музыкальной проблематикой.
---------------------------------------
Вы же знаете, что мне больше нравятся длины струн (вернее, отношения длин струн):
Re: Использование логарифмов в музыкознании
Похожие темы
-
Нестандартное использование музыкальных инструментов и футляров
от MFeht в разделе СмешноОтветов: 10Последнее сообщение: 15.03.2011, 06:43 -
Использование airbrush для нанесения лака.
от hobby в разделе Скрипичный мастерОтветов: 25Последнее сообщение: 31.08.2010, 18:45 -
Использование МОДЕРАТОРА фортепиано
от PianistM в разделе Фортепианный настройщикОтветов: 6Последнее сообщение: 01.07.2010, 15:45 -
Использование блогов
от pochetta в разделе Техническая поддержкаОтветов: 22Последнее сообщение: 30.04.2009, 15:34 -
Использование тегов
от boris в разделе ОбъявленияОтветов: 0Последнее сообщение: 29.04.2008, 10:03





Ответить с цитированием
Социальные закладки