Значки, о которых мы пишем, суть обозначения динамических оттенков в нотах. То есть, Вам следовало бы признать, что, когда Вы написАли, что, мол, "динамические оттенки не отражены в нотном тексте", тогда Вы несколько погорячились.
Другой вопрос, насколько адекватно с помощью этих значков можно (либо нельзя в принципе?) отразить такие-то более "тонкие" изменения громкости, которые должны иметь место при исполнении музыкального произведения.
Кстати, некоторые более тонкие градации в динамике вообще-то можно отобразить с помощью всё тех же значков, например, одно дело - разница между piano и forte и несколько другое - между, к примеру, piano и pianissimo.
He's a real Nowhere Man, sitting in his Nowhere Land, Making all his nowhere plans for nobody...
"Указания на динамические оттенки одним из первых ввёл в музыкальную нотацию композитор Джованни Габриэли, однако до конца XVIII века подобные обозначения использовались композиторами редко. использовал термины piano, piщ piano и pianissimo (написанные словами), и можно считать, что обозначение ppp в тот период означало pianissimo."
Два базовых обозначения громкости в музыке:
(фо́рте, forte) — громко,
(пиа́но, piano) — тихо.
Умеренные степени громкости обозначаются следующим образом:
(меццо-форте, mezzo-forte) — умеренно громко,
(меццо-пиано, mezzo-piano) — умеренно тихо.
Кроме знаков f и p, есть также
(форти́ссимо, fortissimo) — очень громко,
(пиани́ссимо, pianissimo) — очень тихо.
Для указания ещё более крайних степеней громкости и тишины используются дополнительные буквы f и p. Так, довольно часто в музыкальной литературе встречаются обозначения fff и ppp. У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо» или «три форте» и «три пиано».
В редких случаях при помощи дополнительных f и p указываются ещё более крайние степени силы звука. Так, в своей Шестой симфонии использовал pppppp и ffff, а в Четвёртой симфонии — fffff.
Обозначения динамики носят относительный, а не абсолютный характер. Например, mp указывает не на точный уровень громкости, а на то, что играть этот отрывок следует несколько громче, чем p, и несколько тише, чем mf. У некоторых компьютерных программ записи звука существуют стандартные значения скорости нажатия клавиши, соответствующие тому или иному обозначению громкости, но, как правило, эти значения можно настраивать.
-------------------
Сорри за вынужденные офф-топ и этот "ликбез"
He's a real Nowhere Man, sitting in his Nowhere Land, Making all his nowhere plans for nobody...
Значки, о которых мы пишем, суть обозначения динамических оттенков в нотах. То есть, Вам следовало бы признать, что, когда Вы написАли, что, мол, "динамические оттенки не отражены в нотном тексте", тогда Вы несколько погорячились.
Другой вопрос, насколько адекватно с помощью этих значков можно (либо нельзя в принципе?) отразить такие-то более "тонкие" изменения громкости, которые должны иметь место при исполнении музыкального произведения.
Кстати, некоторые более тонкие градации в динамике вообще-то можно отобразить с помощью всё тех же значков, например, одно дело - разница между piano и forte и несколько другое - между, к примеру, piano и pianissimo.
Вы по -видимому не прочитали или не поняли, что я написал .Разница между соседними обозначения ми громкости ,скажем между f и ff или между p и pp равна 10 дБ (что соответствует изменению мощности звуков в 10 раз) , а громкости звуков в 2 раза .Это очень много ,поэтому переход от скажем f к ff оттенком ни как не назовешь. Этот вопрос подробно освящен в работах Стивенса, а у нас у Ржевкина.
"Красота как идея непостижима и не может быть отождествлена с какой-либо формой её воплощения, она априорна и лежит вне нашего опыта"
(из статьи Сергея Невского).
Так что же считать красотой в музыке? Согласна, что на вкус и цвет товарищей нет. Но всё же?..
Музыку Моцарта, Баха, Вивальди, Грига и многих других классиков мы называем красивой (и она действительно является таковой).
А как оценить в этом смысле произведения современных композиторов?
Не получается ли так, что если мы улавливаем нечто, напоминающее нам тех самых классиков, мы улавливаем и красоту. А если нет?
Произведения, например, композиторов-авангардистов вообще многие не оценивают с этой точки зрения. По-крайней мере, у меня сложилось такое мнение.
Понятие "красота" связанно с таким понятием как "гармония" - т.е. пропорциональное сочетание всех составляющих музыкального произведения. В современной музыке композиторы сознательно добиваются дисгармонии, тем самым разрушая и красоту в привычном понимании этого слова, но не смысл. А вообще, некоторые образцы современной музыки вообще отражают эмоции и переживания нездоровых людей. Внимание! Attention! Achtung! Все что написанно ниже, ни к кому лично не относиться.
Н-р, у Арнольда Шенберга была подруга-психиатр, у которой он консультировался по поводу того, каким представляется окружающий мир в сознании больных людей, и реализовывал это в своих сочинениях...
Так что все относительно...
Я прочитал ровно ТО, что Вы написАли. Ещё раз вынужден Вас процитировать: "...динамические оттенки не отражены в нотном тексте".
Мне думается, что тут Вы погорячились.
Как и в том, что между piano и pianissimo (или между forte и fortissimo) разница в громкости составляет 10 раз.
He's a real Nowhere Man, sitting in his Nowhere Land, Making all his nowhere plans for nobody...
Я прочитал ровно ТО, что Вы написАли. Ещё раз вынужден Вас процитировать: "...динамические оттенки не отражены в нотном тексте".
Мне думается, что тут Вы погорячились.
Как и в том, что между piano и pianissimo (или между forte и fortissimo) разница в громкости составляет 10 раз.
Вы умеете читать внимательно? Я же написал не громкости (субъективная величина) ,а мощности (объективная величина) ,а изменение в 10 раз по мощности воспринимается на слух как удвоение громкости.
Читать внимательно я умею, уважаемый т.Лихницкий. Поэтому заметил и то, КАК замечательно Вы отредактировали Ваше предыдущее сообщение. И вот уже "громкость" стало "мощностью". Сразу бы ТАК и писАли!..
Подредактируйте столь же замечательно и ещё одно Ваше прежнее сообщение, так, чтобы динамические оттенки в нотном тексте не ВООБЩЕ не имели обозначения, а не имели, скажем, достаточно ТОНКОГО обозначения, и о моих замечаниях к неточности Ваших некоторых высказываний можно будет совсем забыть.
------------------
Нет, правильно всё-таки на некоторых сайтах недоступна опция редактирования своих старых сообщений. Как говорится, что однажды написано "пером" - то не вырубишь уж потом "топором"!..
-----------------------
to all: И вновь: сорри вери мач за вынужденный офф-топ!
He's a real Nowhere Man, sitting in his Nowhere Land, Making all his nowhere plans for nobody...
Инквизиция, проходя мимо, заметила, что ваша перебранка, коллеги, никак не служит украшением темы, которая называется "понятие Красоты...", ибо брань некрасива по определению.
Айболит:
Вот всегда у нас присутствует путаница между знаком и символом, даже в Википедии.. я бы использовал термин "символьный". Знак, по моему представлению, требует в большей степени однозначного соответствия между собой и означаемым, а также состоит в знаковой системе, у которой свои системные свойства, например у алфавита.
Попытки найти знаковые системы в музыке предпринимались, но сильно отдают наивным материализьмом )) Символ - более свободное понятие.
Согласен. В нашей (то бишь местной внутриболотной ) терминологии привилось, что символ - понятие частное, знак - понятие общее (в чём наше болото, в общем-то, не оригинально - т.с. в писаниях символистов нач. 20 в. - Белого, напр.). Ведь любой символ также состоит в некой системе - только не замкнутой, как тот же алфавит, а разомкнутой. Но я согласен, что нужно разграничить этимологическое значение этих понятий. Символ - скорей не "более свободное", а более неопределимое понятие (да, кадавр что надо ), т.к. его корень тянется из сферы иррационального.
Но: это если говорить о музыкальной символике (напр., у Баха или Скрябина). Но такое семантическое явление, как лейтмотивная система, - это полноценная (внутри данного произведения)замкнутая знаковая система. Другое дело, что лейтмотив, помимо своей конкретной знаковой задачи (служить звуковым ярлыком-портретом данного персонажа или явления), часто ещё и играет роль символа... Зря я в предыдущем посте напихал символику и лейтмотивы в одну кучу .
Айболит:
А вот синтаксис вы не получите, пока не выделите в музыкальной фразе синтаксические единицы и синтаксическую структуру в целом, и не поймёте их функциональное значение для передачи сообщения.
Если вспомнить старую добрую "Глокую гуздру" и её многосерийные приключения, то она есть пример того, что некоторое нечёткое сообщение в языке может быть передано средствами исключительно морфологическими и синтаксическими, и исключительно за счёт правильного их сочетания в прагматическом плане речи. В "Глокой куздре" каждая синтагма имеет смысл, но не имеет означаемого, во как!
А синтаксические единицы мы из музыки не выделим, так как у нас нет "общественного договора" об общих и понимаемых всеми правилах их формирования сиречь морфологии - все эти приставки-суффиксы, дабы из звукового потока их выделять, а также фонологиии, которая есть система элементарных фонетических знаков, из которых слоги и слова собираются, и которые, как ни странно, имеют собственные, но давно утерянные и ушедшие в подсознание фоносемантические смыслы.
Так что я бы не рекомендовал называть это синтаксисом в строгом смысле, ибо функционально-коммуникативное значение музыкальных элементов не имеет такой однозначности, как в языке. Просодия, метрика - да, синтаксис - нет.
Вот здесь буду спорить, уж не разлюбите меня за это! Если Вы помните, я не сказал "идентичны", я сказал "типологически родственны". Это значит, что при разных, о, очень разных функциональных значениях эти принципы организации, как Вы говорили в одном из предыдущих постов "эксплуатируют одну и ту же мозговую структуру". А точнее - являются разными формами бытия одной особенности логико-структурного мышления человека. Здесь нужно сделать ряд существенных уточнений:
1) далеко не все формы организации музыкальной сруктуры приближаются к вербальным. В наибольшей степени, видимо, так можно сказать о европейской традиции начиная эдак с века 16го. Здесь, я преполагаю (вслед за нек-рыми умными дядями и тётями, вроде О. Захаровой), существенную роль сыграла риторика и её пути пересечения с музыкой в 16-18 в.в. Риторика (её структурные принципы) в нек-рой степени сформировала один из существенных структурных аспектов европейского музыкального мышления. Т.е. мы здесь имеем феномен сближения. Конечно, общая база здесь - именно просодия, но она же формирует и весьма существенные структурные параллели (см. об этом классную книжку Корляковой и Лушиной "Соотношение речевого и музыкального синтаксиса как аспект музыкальной риторики", в инете, увы, нету). А многие другие формы муз. организации (напр., сугубо интструментальные по инт. происхождению) могут быть далеки от вербальных структур настолько, что даже внешнего сходства нема, хушь плачь...
2) Мы с Вами просто опять не поделили этимологию, т.е. Вы считаете, что данное явления называть синтаксисом - кощунство, а я - очень даже... В рамках этой нашей "постриторической" традиции (есть такой термин? если нет, значит - будет ) мы синтаксические единицы очень даже выделим, только они будут:
а) внепонятийны, а следовательно - внеграмматичны. Бернштейна не читал (не Леонард ли это Бернстайн?), но исходя из маленького фрагментика его концепции в Вашем посте, разделяю Ваше осуждение . Его ошибка, судя по цитате, - в наивном переносе особенностей понятийной смысловой структуры на интонационную. Так что не посылайте меня, грешного, по этому "прямому пути"
б) мобильны, а не постоянны, как в вербальном синтаксисе. Что сие значит? Сие значит, что здесь нет и не может быть элементов, устойчивых настолько, что их можно определить в качестве частей речи (ибо музыкальная структура внепонятийна), и тем более в качестве морфологич. "приставок-суффиксов". Но вербальный синтаксис зависит не только от понятийной структуры мысли (когда я слышу на улице текст вроде "я ваще, вся такая, блин, короче, капец блин!", мне кажется что там никакая понятийная структура и никакая мысль и не ночевала), а и от просодии также. И устойчивость синтаксических элементов в музыке и их общность с вербальным синтаксисом заключается совсем в другом - в дыхании и его роли в синтаксической структуризации мысли.
Итак, дыхание - святая святых музыкального синтаксиса. Второй общий параметр связан с интонационностью: с вопросительным или утвердительным значением данного элемента. Здесь простор для музыкальной риторики безграничен... Скажете: просодия, просодия, и ничего, кроме просодии. Но выкиньте ЭТИ элементы просодии из вербального синтаксиса - что останется?
Но боюсь, что я своим неумеренным красноречием окончательно выветрил из Вас остатки любви ко мне .
Засим замолкаю, а если Вы увидете в моём посте логическую дыру - придирайтесь к ней, сколько есть Вашего желания и сил, и да родится истина! Дискуссия с Вами отлично прочищает мои мозги, слегка присохшие от сентябрьской беготни за справками - дамоклова меча всех советских и постсоветских музыкантов ("справка о том, что выдали справку...")
В современном мире, где технологии занимают важное место в нашей повседневной жизни, подарок в виде подарочной карты Apple становится отличным решением для тех, кто ценит качество, инновации и...
Автор elenazharkova (Комментариев: 0)
20.11.2025, 10:53
Яндекс Музыка давно стала одним из самых удобных музыкальных сервисов в России. Она сочетает богатую библиотеку треков, умные рекомендации и дополнительные возможности, которые делают прослушивание...
Дренажные системы и крепёж для кондиционеров: помпы, шланги, кронштейны и виброопоры
Приветствую! Меня зовут Владимир, работаю в компании СиАйс, специализируюсь на системах кондиционирования,...
Социальные закладки