Страница 16 из 60 ПерваяПервая ... 615161726 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 151 по 160 из 600

Тема: Является ли диатоника природным феноменом разделения октавы на семь ступеней?

              
  1. #151

    По умолчанию Ответ: Является ли диатоника природным феноменом разделения октавы на семь ступеней?

    Цитата Сообщение от murom Посмотреть сообщение
    А вот когда у тебя отобрали этот банан, то и об нуле появится представление. 01010101... так глядишь,обезъяны и компутер в джунглях смастерят.
    Ах, обезьяний бог им в помощь!

  • #152

    По умолчанию Ответ: Является ли диатоника природным феноменом разделения октавы на семь ступеней?

    Цитата Сообщение от lerit Посмотреть сообщение
    Вы, видимо, признаете только один способ познания - научный. Но ведь образное познание намного древнее, оно - основа, на которой потом выросла наука. Бетховену Боэций не был нужен, даже если он бы ознакомился с его наследием, то на его музыке это вряд ли отразилось бы. И Вы, расписав все восприятие по полочкам, не приблизитесь к пониманию музыки.
    Хотел промолчать, видя такое вопиющее... (смолчу). Нельзя же так принижать Бетховена. Как не стыдно!

    Ну, хоть поговорите с Леонорой (Вам крупно повезло, что она сюда еще пишет - ловите момент. Я серьезно!), поинтересуйтесь хотя бы названиями тех великолепных научных трудов, на которых он вырос.
    ...perversi difficile corriguntur et stultorum infinitus est numerus...

  • #153

    По умолчанию Ответ: Является ли диатоника природным феноменом разделения октавы на семь ступеней?

    Цитата Сообщение от Olorulus Посмотреть сообщение
    хотя бы названиями .
    Скобочки подправьте плиз, а то не фурычит.
    Всего и делов. То.

  • #154
    Fiddler оn thе rооf Аватар для murom
    Регистрация
    04.05.2007
    Адрес
    Сидней, Австралия
    Возраст
    71
    Сообщений
    19,497
    Записей в дневнике
    107

    По умолчанию Ответ: Является ли диатоника природным феноменом разделения октавы на семь ступеней?

    Цитата Сообщение от rar Посмотреть сообщение
    Скобочки подправьте плиз, а то не фурычит.
    rar, это не ссылка на названия. Это просто подчеркнуто. А за ссылкой нужно идти к Леоноре, как было сказано. Жаль, что сам автор такой подсказки не выдал этот список.

  • #155

    По умолчанию Ответ: Является ли диатоника природным феноменом разделения октавы на семь ступеней?

    Цитата Сообщение от murom Посмотреть сообщение
    rar, это не ссылка на названия. Это просто подчеркнуто. А за ссылкой нужно идти к Леоноре, как было сказано. Жаль, что сам автор такой подсказки не выдал этот список.
    Ну вот...помахали бананом (или даже целой связкой?) перед обезьяной и - спрятали
    А к Леоноре - это типа - ?.. понял.
    Ну так в ответ можно и еще дальше послать
    Всего и делов. То.

  • #156

    По умолчанию Ответ: Является ли диатоника природным феноменом разделения октавы на семь ступеней?

    Списочек так и не появился, однако. Что ж, придется искать Леонору, раз нам так «крупно пока везет».
    Одна моя знакомая, молодой талантливый композитор, как-то мне сказала, что на творчество Бетховена очень сильно повлиял наш Уильям Шекспир. Она даже взялась перечесть все пьесы и сонеты Шекспира, чтобы найти в них образные мотивы бетховенских симфоний и пополнить этим свое «понимание музыки». А вот какой-нибудь стареющий господин, никогда не читавший ни Боэция, ни Шекспира, ни далее там по списку, но потерявший недавно жену, возьмет да и отличится своим далеко не посредственным «пониманием музыки». Возьмет он вдруг свою скрипочку Ротшильда, да и забацает что-то искреннее оригинальное, дышащее подлинной пронзительной жизнью!
    Да, «понимание музыки» вещь не простая…

  • #157
    Обличаю блудню еретическу Аватар для Zub01
    Регистрация
    29.04.2004
    Адрес
    Москва
    Возраст
    56
    Сообщений
    1,625
    Записей в дневнике
    11

    По умолчанию Ответ: Является ли диатоника природным феноменом разделения октавы на семь ступеней?

    Требования, выставленные к ответу на заявленный в теме вопрос, напоминают софизм Карлсона ("Ты перестала пить коньяк по утрам? - отвечай ясно: "да" или "нет"!).

    "Природным ли" является "математический закон", а проще говоря, разложение двоичного логарифма числа 3/2 (интервал квинты) в цепную дробь:

    log(3/2) = 1/(1+1/(1+1/(2+1/(2+1/(3+...))))),

    чему соответствует последовательность подходящих дробей

    1/1, 1/2, 3/5, 7/12, 24/41, ...

    знаменатели этих дробей соответствуют очередному "подходящему" количеству ступеней, на которые делится октава (при квинтовом строе), а числители - количеству условно "белых" клавиш в ней.

    Например, для иллюстрации:
    1/1 - соответствует "полному унисону" (в октавном звукоряде С-с (не считая верхней ноты с) одна "белая" клавиша - C, "черных" - нет)

    1/2 - это "квинтоктава" (звукоряд - C-G, С - "белая" клавиша, G - "черная", "альтерирующая" основную C на квинту в этом приближении)

    3/5 - это пентатоника (звукоряд: C-D-E-G-A, здесь, например, три "белых" клавиши - C, E, G, расположенные на "бОльших" расстояниях (б. и м. терции), а D и G - "альтерирующие" по тонам в этом приближении)

    7/12 - это "обычный" 12-ступенный звукоряд с "обычными" белыми и черными клавишами. Вот оно то самое число 7 - число "белых" клавиш в этом звукоряде.

    И т.д.
    Это "природно" или нет?

    Акустически можно типа "объяснить и так". "Самые созвучные" интервалы суть октава и квинта - интервалы между 1 и 2 и 2 и 3 гармониками обычного "гармонического обертонового" звукоряда. Если квинту отложить "внутри" октавы, то октава разделится на квинту и кварту (кварта же еще и интервал между 3 и 4 гармониками). Или можно сказать и так: картина "квинта-кварта" соответствует картине 1, 2 и 3-го гармонического обертона, т.е. 2,3, и 4 гармоники (и, между прочим, в отношении 2:3:4 тройка есть среднее арифметическое крайних членов. Либо, если перевести к обратным величинам - от частот к длинам струн, скажем - то получится среднее гармоническое. Вот и "гармония").

    Квинту и кварту легко интонировать голосом - это самые "естественные" интервалы. Квинта вверх и кварта вниз дает целый тон, тоже легко и "естественно" интонируемый.

    Квинту можно отложить вверх от нижнего звука октавы и вниз от верхнего: если это сделать, то целый тон окажется в середине, т.е. получится симметричная картинка звукоряда:

    С - F-G - c
    между крайними звуками - октава, между центральными - целый тон, между 1 и 2, 3 и 4 - кварты, между 1 и 3, 2 и 4 - квинты. Все это образует "божественную гармонию", которую заметили еще древние. Числовое отношение этого всего - 6:8:9:12 - "самая совершенная гармония", "божественная гамма (гармония)" (см. "Послесловие к "законам" Платона, Ямвлиха, Никомаха и др.), в котором представлены все виды пропорций (арифметическая, гармоническая, геометрическая).

    В крайних квартах этой конструкции (С-F и F-G) можно рассмотреть заполнение их (для полноты интонирования по тонам) целыми тонами. Оказывается (природа, акустика, расчет), что в кварту влезает два целых тона, и после них в остатке еще остается меньше, чем тон, а именно так наз. лимма, или диатонический полутон 256/243. То есть "каноническим" делением кварты является ее деление на два целых тона и полутон - тот самый тетрахорд, описанный в "Тимее" Платона.

    NB: исторически греки в таких рассуждениях почти всегда располагали бОльшие интервалы вверху (см., объяснения у Аристоксена), поэтому более правильно было бы проиллюстрировать всё не как C-F-G-c, а как E-A-H-e, чтобы деление кварт на два тона и полутон соответствовало "нашим" "диатоническим" белым клавишам, напр. E-F-G-A

    Т.е., коротко говоря, квинта внутри октавы "естественно" производит ступени звукоряда, и "естественным" первым приближением (на уровне тонов и диатонических полутонов) такого деления является диатоника.

    В конечном счете за это всё отвечают подходящие дроби логарифма, с которых я начал.

  • #158
    Активный участник Аватар для paukenschlag
    Регистрация
    11.05.2005
    Адрес
    Украина
    Возраст
    49
    Сообщений
    461
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Ответ: Является ли диатоника природным феноменом разделения октавы на семь ступеней?

    Ну наконец-то, нашёлся человек, который всё внятно объяснил!
    Спасибо, Zub01!
    А не подскажете, откуда взялось число 2/3, его двоичный логарифм, и почему его нужно раскладывать в цепную дробь?
    Как это связано с гармониками?
    В моей фонотеке нет записей Гергиева и Башмета

  • #159
    Fiddler оn thе rооf Аватар для murom
    Регистрация
    04.05.2007
    Адрес
    Сидней, Австралия
    Возраст
    71
    Сообщений
    19,497
    Записей в дневнике
    107

    По умолчанию Ответ: Является ли диатоника природным феноменом разделения октавы на семь ступеней?

    Цитата Сообщение от Zub01 Посмотреть сообщение
    "Природным ли" является "математический закон", а проще говоря, разложение двоичного логарифма числа 3/2 (интервал квинты) в цепную дробь:
    log(3/2) = 1/(1+1/(1+1/(2+1/(2+1/(3+...))))),
    чему соответствует последовательность подходящих дробей
    1/1, 1/2, 3/5, 7/12, 24/41, ...
    .
    Я это и имел ввиду, когда говорил, что натуральный звукоряд лежит в основе всех ладов, только каждая культура по своему их оформляет.
    плюс к этому - особенности речи.

  • #160

    По умолчанию Ответ: Является ли диатоника природным феноменом разделения октавы на семь ступеней?

    Цитата Сообщение от Zub01 Посмотреть сообщение
    Оказывается (природа, акустика, расчет), что в кварту влезает два целых тона, и после них в остатке еще остается меньше, чем тон, а именно так наз. лимма, или диатонический полутон 256/243.
    Любопытно, выходит полутон "естественный" интервал между ближайшими звуками? Спасибо за подробное разъяснение!

  • Страница 16 из 60 ПерваяПервая ... 615161726 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Диатоника и хроматика
      от Андрей0852 в разделе Теория музыки
      Ответов: 3
      Последнее сообщение: 10.10.2013, 12:33
    2. Модальная позиция ступеней лада
      от Martin Ludenhoff в разделе Теория музыки
      Ответов: 1
      Последнее сообщение: 05.02.2013, 13:32
    3. Диатоника
      от Андрей0852 в разделе Теория музыки
      Ответов: 29
      Последнее сообщение: 29.04.2012, 22:49
    4. Семь основных музыкальных ступеней
      от Математик в разделе Теория музыки
      Ответов: 4
      Последнее сообщение: 30.10.2011, 18:53

    Метки этой темы

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100