500509510511520 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 5,091 по 5,100 из 9170

Тема: музыкальная семантика

              
  1. #5091
    Постоянный участник Аватар для Амфибия
    Регистрация
    14.04.2007
    Адрес
    СПб
    Сообщений
    744
    Записей в дневнике
    8

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от барух Посмотреть сообщение
    всe-тaки - движeниe, в суммe дaющee нeкoe рaвнoвeсиe.
    Ну да, - основания для того, чтоб продолжаться, и для того, чтобы заканчиваться. ( Начало, середина и конец).


  • #5092
    стaрoжид Аватар для барух
    Регистрация
    09.04.2007
    Возраст
    56
    Сообщений
    5,384
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Olorulus Посмотреть сообщение
    Да нет, в сотый раз - не об этом речь.

    В том, что лад любого традиционного типа (тональный или модальный) "продукт жизнедеятельности" человека - с этим спорить нечего. Я и не спорю. А значит (логическое следствие) и все ладовые функции, в свою очередь, продукт его (человека) восприятия, его (человека) субъективной оценки.

    Вообще, любой феномен искусства при небольшом напряжении сводится к "субъективному идеализму" - так что спорщикам остается дискутировать только о том, является ли музыкальная гармония отражением божественного прообраза (в смысле "Тимея" Платона или в позднейшем - в смысле христианских догматов) или "человек - сам творец собственного счастья"

    Вопрос сводится исключительно к тому, что Вы называете тяготениями. Мне кажется, что Вы трактуете тяготения слишком расширительно. По моему убеждению (подкрепленному многолетней работой с источниками - теоретическими и нотными), ладовые функции в модальной музыке не привязаны как таковые к тяготению. Это не значит, что тяготения в модальной музыке могут отсутствовать - наоборот, как раз чаще в музыке находятся и модальные, и тональные функции (ввиду некоррелятивности двух принципов лада), модальные устои (финалис - конечный тон, его функция в "темпорально развернутом" звукоряде - только в том, что он конечный) могут выполнять и функцию прототональных (финалис Dies irae - и прототоника данного хорала, но не обязательно всех и каждого из григорианских напевов).

    В общем, для меня это абсолютно ясный и давно закрытый вопрос.

    Вo-пeрвых, eсли oтрaжeниe Бoжeствeннoй гaрмoнии - тo ужe нe прoдукт жизнeдeятeльнoсти, a oткрoвeниe.
    Вo-втoрых - прoдукт жизнeдeятeльнoсти - этo eщe нe тo жe сaмoe, чтo "функция вoсприятия".
    В-трeтьих, у Вaс этa жизнeдeятeльнoсть пoлучaeтся всe рaвнo oтгoвoркoй, вынeсeниeм зa скoбки, - a oстaeтся всe тa жe стaтуaрнoсть, - нaпoдoбиe aнaлизa мoчи: люди пoжизнeдeйствoвaли, и вoт тeпeрь eсть лaды, кoтoрыe oблaдaют нeизмeнными признaкaми, кoтoрыe мы мoжeм изучaть.
    Нo этa жизнeдeятeльнoсть здeсь - этo прoцeсс oзнaчивaния (фoрмaлизaция, oнтoлoгизaция, сeмaнтизaция), - eсли игнoрирoвaть укoрeнeннoсть тeх жe тягoтeний в вoсприятии, aнaлизируя нe динaмику тoгo или инoгo кoнтeкстa, a чтo-тo нeизмeннoe-зaфиксирoвaннoe, тo пoлучaeтся тoлькo услoжнeниe тeрминoлoгии (кaк в случae с Mусoргским) и умнoжeниe сущнoстeй (кaк в случae с "исключeниeм" в видe литoвскoгo/бoлгaрскoгo мнoгoгoлoсия).

  • #5093
    стaрoжид Аватар для барух
    Регистрация
    09.04.2007
    Возраст
    56
    Сообщений
    5,384
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Амфибия Посмотреть сообщение
    Ну да, - основания для того, чтоб продолжаться, и для того, чтобы заканчиваться. ( Начало, середина и конец).
    Дa, нo и для тoгo чтoбы - быть (срaзу цeликoм).

  • #5094
    Постоянный участник Аватар для Filin
    Регистрация
    05.02.2006
    Адрес
    Ramat Gan, Israel
    Сообщений
    3,949

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Амфибия Посмотреть сообщение
    Мне кажется, уважаемый Олорулус, вы не совсем точно меня поняли. Я не собиралась сомневаться в существовании модальной музыки.
    Вероятно мне нельзя было упоминать о "тяготениях" (даже в кавычках!).
    Просто если рассуждать в самом широком смысле, то музыка - всегда движение, а не статика. И для движения должна быть причина в самой музыке.
    Пока думала над ответом, вы еще и свое "бррр" добавили. А я задавала вопрос уважаемому Филину именно об этом - "о тормозящей и движущей роли" - никак при этом не имея в виду тональность.

    У Бершадской это же определение лада в ее учебнике.
    Ну да, я сосредоточился на том, что у ТСБ есть ЦЭ и на "как же будет двигаться форма". Надо было уточнить, что в модальной музыке "элемент" - не тяготение, а попевка (мелодический оборот, как пишет Олорулус), из которых и строятся формы по своим правилам в разных культурах, причём часто очень протяжённые, например, арабская нуба ("мугамная опера") длится 8-9 часов.
    Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит (Ж. Лабрюйер)
    http://21israel-music.net - музыкальный журнал "Израиль XXI"

  • #5095
    Постоянный участник Аватар для Filin
    Регистрация
    05.02.2006
    Адрес
    Ramat Gan, Israel
    Сообщений
    3,949

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Zub01 Посмотреть сообщение
    Я довольно давно возвратился с поезда , но был занят пиской в "Дневник" сначала

    Так вот, я прошу более внимательно читать то, что я пишу , а не выделять однозначные значения слов "вне контекста". Я говорил о "естественности" 12-ступенной темперации по сравнению с 24-ступенным равномерным делением октавы (четвертитоновая система Хабы-Вышнеградского, или в честь кого там ее называют).

    Волконский, которого я упомянул, в своей книге написал так: "Механическое деление современной хроматической гаммы на микроинтервалы (как это практиковал И. Вышнеградский) считаю порочным, как не соответствующее никакой акустической реальности" (курсив мой - А.З.)

    Мы можем говорить об известной "естественности" (искусственных конструкций), предназначенной для чего либо. Такой контекст часто используется ("естественно предположить, что...", "естественно определить как..." и т.п.)

    Так вот 12-ступенная темперация "естественна" тем, что она хорошо приближает 12-ступенную систему, основаную в той или иной мере на чистых интервалах (скажем, пифагоров, "царлинов", или среднетоновый строй), чему подтверждение - все её формирование, которое можно начать отмечать, в общем, прямо от античности.

    К счастью, наше ухо устроено так, что "этос" (или "внутреннюю семантику" ) интервала оно воспринимает недискретно (т.е. "допустимы" малые отклонения от "точных" "чистых" значений - на этом основана возможность темперации вообще).

    Иными словами - "так уж нам повезло", "так случилось математически-акустически", что интервалы, получаемые при делении октавы на 12 равных частей, достаточно близки - в большей или меньшей, но постепенно ставшей "приемлемой для воспитываемого привычками уха", степени - со всеми "характерными" интервалами любой из "чистых" 12-ступенных систем.

    Такое нельзя сказать про деление октавы на 24 равных части. Она именно что "не отвечает никакой акустической реальности", т.к. не приближается ни к какой "естественно данной" интервальной системе.

    Я понятен, или все-таки не очень?

    P.S. Про "естественность" 53-ступенной системы рассказывать, или не надо?
    А почему Волконский начинает с греческой музыки? Были ведь и древнее системы, например у индийцев октава делится на 22 части, у арабов (не знаю, м.б. они позаимствовали её у индийцев, когда завоевали Индию) - на 21 часть, причём эти части неравны между собой. И это там вполне естественно. У музыки всегда было много путей развития, и если кто бы то ни было абсолютизирует один из них, так ведь это его проблемы, а не музыки. Я уже просил сравнивать различные деления октавы в разных культурах, а не говорить как попугай об акустике. Музыка всё же искусство, и её можно обосновать математически и иначе, чем греки.
    Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит (Ж. Лабрюйер)
    http://21israel-music.net - музыкальный журнал "Израиль XXI"

  • #5096
    Постоянный участник
    Регистрация
    10.09.2002
    Сообщений
    989

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Filin Посмотреть сообщение
    Я уже просил сравнивать различные деления октавы в разных культурах, а не говорить как попугай об акустике.
    А почему бы дорогому Zub01 и не поговорить об акустике и ее истории, если он в ней что-то понимает. Вот, например, Марк Райс в своей статье пишет:
    Пифагор "открыл систему обертонов. Иначе говоря, он обнаружил, что при делении струны на 2, 3, 4 и т.д. части возникают призвуки, которые влияют на окраску основного звука"
    Во-первых, Пифагор не открывал никаких обертонов.
    Во-вторых, фраза "при делении струны на 2, 3, 4 и т.д. части возникают призвуки, которые влияют на окраску основного звука" - вообще не поддается никакой вразумительной интерпретации.
    В третьих, "обертонового лада" - такого нет "и в помине"(с)nibelung
    Однако расстояние между первым и третьим звуком лада (терция) не вполне совпадало с обертоновым ладом; поэтому терцию назвали "несовершенным" консонансом, в отличие от четырёх "совершенных" консонансов Пифагора. Вот эти интервалы и стали впоследствии основой тональности
    Как расстояние может совпадать или не совпадать с ладом?
    Когда христианам понадобился символ Святой троицы, они, после долгих дискуссий, остановились в конце концов на первых трёх звуках лада.
    Тут речь идет о совершенном (по-современному, большом мажорном) трезвучии, которое никак не может состоять из "первых трех звуков лада" (даже "обертонового")
    Самое главное, что в совершенном трезвучии стала участвовать чистая терция (5/4) вместо "пифагорова" дитона (81/64), который никак не относился к консонансам.

    Очевидно, что вот такой автор мало что понимает в акустике и ее истории, потому ему, конечно, лучше бы о ней и не писать, а Zub01 пусть пишет, читать его всегда интересно.
    Последний раз редактировалось Guzal; 15.05.2008 в 12:22.

  • #5097
    анархист Аватар для jevlampij
    Регистрация
    03.10.2006
    Адрес
    г. Блинск
    Сообщений
    1,303
    Записей в дневнике
    124

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Filin Посмотреть сообщение
    А почему Волконский начинает с греческой музыки? Были ведь и древнее системы, например у индийцев октава делится на 22 части, у арабов (не знаю, м.б. они позаимствовали её у индийцев, когда завоевали Индию) - на 21 часть, причём эти части неравны между собой. И это там вполне естественно. У музыки всегда было много путей развития, и если кто бы то ни было абсолютизирует один из них, так ведь это его проблемы, а не музыки. Я уже просил сравнивать различные деления октавы в разных культурах, а не говорить как попугай об акустике. Музыка всё же искусство, и её можно обосновать математически и иначе, чем греки.
    Критика дорогова Zub01'а щщитаю не вполне справедливая.
    Лутше говорить конешно не про акустику а про ухо.

    А дорогому Filin'у вопрос: нет ли ссылочки какой на описание доступное сих 22 и 21-частной систем?
    Может в Вашем журнальчике столь интересном найдетца статеечка подходящщая?
    Раз неравномерные наверняка же в ухе причина как и в 12-тоновой.

    Дак я же для Блинска систему разрабатываю -- вдруг уж арабы-то ее открыли? Надо же будет сослатца по-честному, по-научному.
    (голосом Хемпсона) "Piangi, piangi, pia-a-ngi, o-oh, mi-i-se-e-ra!"
    P.S. Эх приматология! -- не то што философия!

  • #5098
    Постоянный участник Аватар для Filin
    Регистрация
    05.02.2006
    Адрес
    Ramat Gan, Israel
    Сообщений
    3,949

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от jevlampij Посмотреть сообщение
    Критика дорогова Zub01'а щщитаю не вполне справедливая.
    Лутше говорить конешно не про акустику а про ухо.

    А дорогому Filin'у вопрос: нет ли ссылочки какой на описание доступное сих 22 и 21-частной систем?
    Может в Вашем журнальчике столь интересном найдетца статеечка подходящщая?
    Раз неравномерные наверняка же в ухе причина как и в 12-тоновой.

    Дак я же для Блинска систему разрабатываю -- вдруг уж арабы-то ее открыли? Надо же будет сослатца по-честному, по-научному.
    Об индийской музыке: Лад имел оригинальное интервальное строение и расширялся за счет производных звуков, отходящих от главных на четвертитоновую интонацию. Так, октава делились на 22 неравных интервала, каждый из которых мог стать исходным пунктом для нового лада. http://kamasukha.in/music_1.php
    Про арабскую систему сейчас не нашёл.
    Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит (Ж. Лабрюйер)
    http://21israel-music.net - музыкальный журнал "Израиль XXI"

  • #5099
    Постоянный участник Аватар для Filin
    Регистрация
    05.02.2006
    Адрес
    Ramat Gan, Israel
    Сообщений
    3,949

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    To Guzal:
    "Обертоновый лад" - это, естественно, описка, не замеченная редактором. А так статья ведь написана для газеты, а в ней ни про какие коммы рассуждать невозможно, так уж не обессудь. Ясное дело, что тебе это не интересно. Но той публике, для которой это написано, это очень интересно, и эта моя статья - одна из самых цитируемых.
    Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит (Ж. Лабрюйер)
    http://21israel-music.net - музыкальный журнал "Израиль XXI"

  • #5100
    Постоянный участник
    Регистрация
    10.09.2002
    Сообщений
    989

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Filin Посмотреть сообщение
    To Guzal:
    "Обертоновый лад" - это, естественно, описка, не замеченная редактором. А так статья ведь написана для газеты, а в ней ни про какие коммы рассуждать невозможно, так уж не обессудь. Ясное дело, что тебе это не интересно. Но той публике, для которой это написано, это очень интересно, и эта моя статья - одна из самых цитируемых.
    Ну понятно - где больше глупостей написано, то и больше всего цитирут А коммы тут совсем ни причем, дело-то в исторических фантазиях, что про Пифагора "открывшего обертоны", что про Окегема и "средневековое ухо"
    Последний раз редактировалось Guzal; 15.05.2008 в 12:20.

  • Страница 510 из 917 ПерваяПервая ... 500509510511520 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. семантика тональности
      от bobr177 в разделе Старинная музыка
      Ответов: 4
      Последнее сообщение: 11.02.2015, 21:18
    2. Синтаксис и семантика
      от Glinski в разделе Современная музыка
      Ответов: 14
      Последнее сообщение: 20.08.2012, 22:04
    3. Музыкальная семантика: двадцать лет спустя...
      от Muzylo в разделе Философия и музыка
      Ответов: 82
      Последнее сообщение: 12.02.2008, 16:38
    4. Музыкальная угадайка!
      от Анатолий Лихницкий в разделе Аудио- и видеозаписи
      Ответов: 7
      Последнее сообщение: 17.08.2007, 20:27
    5. "Семантика" Моцарта (Вариации фа мажор KV 613)
      от Walter Boot Legge в разделе Фортепианная музыка
      Ответов: 434
      Последнее сообщение: 01.10.2006, 14:18

    Метки этой темы

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100