Тема: Мифы о новой музыке
-
22.07.2008, 09:57 #1131
Ответ: Мифы о новой музыке
На самом деле, проблема романа даже не в патологической агрессивности, и не в том, что он цинично врет и передергивает на каждом шагу, а в параноидальном желании видеть чью-то злую волю там, где действуют безличные исторические закономерности.
Искусство не может меняться (ни в лучшую, ни в худшую сторону) по щучьему веленью отдельного автора. Нет, оно меняется из-за того, что художественные формы смертны и проходят путь от подлинного видения и обостренного восприятия, когда вещи создаются и рассматриваются любовно в каждом своем перегибе, - до узнавания, когда они делаются по памяти, по традиции, и не видятся, а узнаются наизусть.
Например, восприятие человеческого тела сейчас притуплено, замылено - поэтому даже дети, рисуя человечков, рисуют им рубашки и пуговицы, а колени и локти почти никогда не рисуют.
То же самое и с музыкой. Не может быть ничего хуже "проверенного", "знакомого" языка. Разговор на нем не есть творчество ровно в той же степени, в какой он "знаком" авторам и слушателям. Это какая-то другая практика, комфортная и убаюкивающая, что-то вроде снотворного - она, возможно, необходима, но это не творчество. Единственный смысл творчества - трип, интенсивное переживание реальности. Все обновления в искусстве вызваны, в последнем счете, поисками этой интенсивности и все результаты должны оцениваться ей же.
Чем именно мотивировать обновление - "прогрессом" или "реставрацией" - существенно для каждого конкретного художника, но для общего закона роли не играет. Мотивировка вообще средство, а не цель. Орф отталкивался от романтической эстетики во всех ее проявлениях (включая и нововенские), заезженной к началу 30-х годов до полного изнеможения - если бы этой заезженности не было, он бы, возможно, писал по-другому.
Вполне очевидно, что чем дольше существует музыкальное искусство и чем обширней слуховой опыт (массовый или индивидуальный), тем более исчерпываются выразительные ресурсы "привычного" языка и, соответственно, тем более радикальные обновления ему требуются, чтобы пробить слуховую инерцию (диссонансы и, так сказать, "неблагозвучия" - за этим же). Выше какого-то уровня изменения начинают походить на создание нового языка. Это неизбежно. Но неверно полагать, будто сочиняют ради того, чтобы сказать "я изобрел новый язык".
"Убедительность для посторонних" в акте творчества играет очень небольшую роль (возможно, не играет никакой): слушатели все равно не передадут автору собственного видения, он должен найти его сам для себя.
* * *
Правда, убедительность нужна спорщикам, поскольку довольно трудно объявить шарлатаном и однодневкой художника, добившегося публичного успеха. (Хотя, судя по роману, опять же, ничего невозможного в этом нет.)
Скажем, "гениальный Васкс" ("peteris vasks") проигрывает в количестве возвращаемых гуглем результатов Кайе Саариахо ("Kaija Saariaho"). Штокхаузен ("karlheinz stockhausen") кроет Васкса как бык овцу. Шенберг ("arnold schoenberg") возврашает более миллиона результатов, хотя его должны были бы давно высмеять и забыть. Этого почему-то не происходит.
Последний раз редактировалось Fritz; 22.07.2008 в 11:20.
A momentary maniac with casual delusions
Ответ: Мифы о новой музыке
Один впечатляющий пример недавно мне показывал форумчанин Ciaccona D-moll: цитата из Кейджа (то ли из книги, то ли из интервью) стояла эпиграфом к некоему медицинскому исследованию/статье/книге (забыл точно); профессиональный врач интересовался музыкой Кейджа (т.е. даже не Шёнберга какого-нибудь) настолько, что даже счёл нужным почитать о композиторе и запомнить какие-то вот цитаты. Это ли не среднестатистический "дядя Вася", который якобы никак не может переварить "авангард"?
(если что, цитата была про "Не понимаю, почему люди боятся нового - сам я боюсь старого", а медицинский труд, соотв-но, про некий новый метод чего-то там)
Ответ: Мифы о новой музыке
А таким, что на языке Гайдна "разговаривали" музыканты, игравшие менуэты на графских вечеринках. И даже простые бюргеры. Вернее, Гайдн говорил на том же самом языке, только он умел его профессионально организовать и насытить художественными образами.
Это Вам в консерватории такое рассказали? Или собственное открытие?Они ж пионеры все были. Писали на таком языке, какого никто и не слыхивал никогда.![]()
Ответ: Мифы о новой музыке
- Регистрация
- 15.08.2004
- Адрес
- Москва, ёпт
- Сообщений
- 3,720
- Записей в дневнике
- 45
Тут мне стало интересно, и я провел эксперимент.
Опрашивался google.com на англ. языке, вот так: http://www.google.com/search?hl=en&q=Palestrina
Результаты:
Palestrina - 2.150.000
Pachelbel - 2.770.000
Vivaldi - 14.400.000
Haynd - 11.100.000
Mozart - 49.300.000
Beethoven - 33.400.000
Schubert - 20.700.000
Schumann - 14.200.000
Rachmaninoff - ~8.000.000 (ff, v - разные варианты)
Bruckner - 7.840.000
Mahler - 9.460.000
Итак, примерно до начала 20-го века видные композиторы собирали по 10-15 миллионов ссылок. Ну, идем дальше.
Webern - 1.450.000
Prokofiev - 4.130.000
Shostakovich - 3.400.000
Stockhausen - 2.880.000
Плавно переходим к концу 20-го
Ligeti - 2.080.000
Schnittke - 898.000
Lachenmann - 210.000
Два порядка - это немало.
Ответ: Мифы о новой музыке
О-о-о..
На 114-ти страницах воду в ступе толочь... Это круто!
P.S.С детства не люблю манную кашу. И как бы меня не убеждали, что она очень полезна, тошнит меня от неё.![]()
Иди своей дорогой, и пусть люди говорят, что хотят.
Ответ: Мифы о новой музыке
A momentary maniac with casual delusions
Ответ: Мифы о новой музыке
Так, всё понял!!!Понял на каком языке должен писать произведения!!! Буду равняться на современных бюргеров и репертуар, звучащий на корпоративных вечеринках!!!
Заватра же начинаю писать симфонию в куплетной форме, где запев будет аля репертуар Дима Билан, а припев аля репертуар Коля Басков!!!
Только художественными образами всё насычу и всё, признание потомков мне обеспечено.
А теперь серьёзно.
Неужели Вы верите, что сейчас возможен один универсальный язык (во всех видах искуссва), который бы устраивал абсолютно всех, ну, или большинство?
Похожие темы
-
Настройка дек. Мифы и реальность.
от hobby в разделе Скрипичный мастерОтветов: 567Последнее сообщение: 21.12.2018, 12:44 -
Статьи о новой музыке
от Kontrakadenz в разделе Современная музыкаОтветов: 61Последнее сообщение: 07.12.2008, 01:11 -
Главный миф о новой музыке...
от SSK в разделе Современная музыкаОтветов: 0Последнее сообщение: 29.07.2008, 14:15 -
Мифы о композиторах.
от LoveBach в разделе Композиторы / История музыкиОтветов: 3Последнее сообщение: 12.01.2008, 01:30 -
Мифы о Валотти
от il_cembalista в разделе Старинная музыкаОтветов: 3Последнее сообщение: 04.01.2008, 17:37






Понял на каком языке должен писать произведения!!! Буду равняться на современных бюргеров и репертуар, звучащий на корпоративных вечеринках!!! 
Социальные закладки