Вопрос к участникам авторитетного форума такой: Какова роль силы пальцев в игре на фортепиано? Сам я (некоторое время занимался с учителем из муз. школы, теперь самостоятельно) пришел к выводу, что эта роль очень высока, хотя традиционное образование к этому относится поверхносно, но я считаю именно недостаток силы есть причина возникновения паразитных напряжений и зажатости рук, особенно у начинающих, и особенно у детей. Я провел среди своих знакомых, (один немного учился в муз. школе, другой закончил по классу баяна) такой эксперимент- просил поставить мне на ладонь один из пальцев, полностью расслабить руку и держать ее вес только на этом пальце, никто этого сделать не смог, они или напрягали остальные пальцы или не высвобождали весь вес руки (2-3 кг должно быть). Затем я предложил сыграть первое упражнение из Ганона,- сыграли, затем предложил сыграть его с полной опорой на клавиатуру,- не смогли даже в самом медленном темпе.
Игра на фортепиано- это смешение физио-моторных движений музыкально-эстетических переживаний, (в своем роде физики и лирики)так может их следует до определенной степени разграничить?
Канатоходец идет по своему канату легко и расслабленно, именно по тому, что у него сильные и определенным образом тренированные мускулы, игра на фортепиано- это тоже некая акробатика на пальцах, для которой нужны мускулы, растяжка и координация. (первые 2 позиции, думаю, нужно развивать также и отдельно от инструмента).
Это мои теоритические (сам я пока играю, верней пытаюсь, только 2 сонаты Бетховена и 2 прел. и фуги из ХТХ) измышления не только как начинающего любителя, но и как слушателя. (из всего, что я слушал на сцене и в записи, только Рихтер смог поразить, и оставить ощущение "ни за что бы не додумался, что так можно сыграть", что-бы он ни играл- он увлекает, слушая всех остальных или отмечаешь отдельные удачи или, что чаще, возникает неудовлетворение и желание срежисировать).
Ответ: наивный вопрос по технике игры на фортепиано
А в чем собсно вопрос? Ну да (я тоже начинающий) - сила важна. Хотя бы чтоб контролировать: )
Кстати, хорошее упражнение (мне так кажется), показывающее как раз необходимость сильных тренированных пальцев - это играть Ганона пианиссимо. Ровно и тихо. Ну, скорость - по возможности. А от зажатости мне советовали (MAks) играть гаммы чередуя сильный и слабый удар. Учит расслабляться. Мне очень помогает, раньше я и одно упражнение Ганона не мог сыграть без ощущения, что руки налились кровью и не шевелятся.
Повторюсь, я начинающий и это в основном из незначительного опыта моего + значительного - других: )
PS. А вопросик лучше бы в зеленой зоне задать. Тут такие правила.
Ответ: наивный вопрос по технике игры на фортепиано
Слово "наивный" в заголовке следовало поставить в кавычки. Думаю вопрос совсем не наивный, и хочу подчеркнуть, что слово "сила" я трактую трактую иначе, чем это приходит на ум в бытовом смысле. Приведу пример: недавно ходил на концерт Ф Кемпфа в БЗК, он играл 3 самые известные сонаты Бетховена, играл громко и, конечно, ужастно, да, долбить аккорды можно громко (у него это получалось одновременно неряшливо), но сыграть сильно гаммообразный пассаж у него решительно не получалось (при этом была ужасно некрасиво заметна педаль и его напряженные плечи).
Еще более недавно был на концерте Крайнева, высокий профессионализм и хорошая советская школа заметны, но, то ли здоровье уже не то, то ли с учениками порастратился, но не получилось звука. Ну и про Мацуева упомянуть хочется, - вроде есть "и то и то", но за душу не берет и раз на раз не приходится.
Недостатки техники видны (слышны) невооруженным ухом даже у профессионалов (Кемпфа я к ним не отношу), так что же говорить об остальных?
(между прочем Мацуев вслед за Рихтером хвастался что никогда не играл гаммы, впрочем это и Рихтера не красит)
Ответ: наивный вопрос по технике игры на фортепиано
Сообщение от Сашка
Вопрос к участникам авторитетного форума такой: Какова роль силы пальцев в игре на фортепиано?).
Колоссальная.
Сообщение от Сашка
хотя традиционное образование к этому относится поверхносно, но я считаю именно недостаток силы есть причина возникновения паразитных напряжений и зажатости рук, особенно у начинающих, и особенно у детей.).
Вы абсолютно правы. И многие педагоги не занимаются этой важнейшей проблемой, отдавая предпочтение работе над музыкальными вещами. Но что самое страшное - у т.н. педагогов нет системы, концепции воспитания "пальцев" у учеников. Но есть и хорошие педагоги, которые выработали такую систему. Вот, например, если б не Башкиров, мы, возможно, и не узнали б кто такой Адик Володось. До Башкирова его технические возможности были весьма посредственными (левая ручка страдала). А сейчас он показывает чудеса техники.
Ответ: наивный вопрос по технике игры на фортепиано
Сообщение от Сашка
Еще более недавно был на концерте Крайнева, высокий профессионализм и хорошая советская школа заметны, но, то ли здоровье уже не то, то ли с учениками порастратился, но не получилось звука.
Сашка, неужели Крайнев даже звука хорошего не сделал? Наверное еще и мазал безбожно? А хотя бы пианиссимо было?
Обратите внимание на различие в звукоизвлечении тонкими и толстыми пальцами. При всей одиозности на этом форуме фигур Крайнева и Петрова их качество звука не снилось ни Мацуеву, ни Луганскому ни Плетневу. Хотя, может быть здесь и не только массивность руки играет роль. Кто-нибудь смотрел запись недавнего концерта Петрова с произведениями Моцарта, Вебера, Мусоргского? На меня произвело сильное впечатление.
Ответ: наивный вопрос по технике игры на фортепиано
Простите не знал в какую тему вопрос задать.
Подскажите пожалуйста простое и профессиональное упражнение для развития независимости пальцев, которое строится на уменьшенном септаккорде. Можно конечно и на увеличенном, но там растяжка больше чем в одну октаву. Извините если глупый вопрос, но я новичок в этом деле еще.
Ответ: наивный вопрос по технике игры на фортепиано
Сообщение от Сашка
Какова роль силы пальцев в игре на фортепиано?
Думаю, важна не сила в абсолютном выражении, а диапазон применения силы и умение пользоваться этим диапазоном. Красочность и нюансировка звучания тем ярче и интереснее, чем тоньше чувствительность пальцев в плане изменения силы.
Однако, чтобы достичь этого, возможно, нужны силовые тренировки (разработанные с учетом конкретных способностей).
Ответ: наивный вопрос по технике игры на фортепиано
Мой педагог говорит, что вся техника игры на фортепиано заключается в переносе веса с клавиши на клавишу. Силу, как таковую прикладывать смысла нет. Рука весит приличо, и при правильном управлении ее весом можно получить нужную силу.
Ее в свое время в консерватирии дрессировали на фортепииано с клавиишами, подбитыми свинцом. 2 грамма на клавишу и ганноны становятся просто невозможными. Зато после таких мучений, любой, даже самый разбитый и неровный инструмент чувствуется и управляется с легкостью.
Тут наверно надо вспонить Горовица, который таскал везде свой рояль с очень легкими клавишами, за счет чего достигались хорошо известные результаты
Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда нужно срочно решить финансовый вопрос: карта заблокировалась, не приходит перевод, отказали в кредите… В такие моменты на помощь...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
22.10.2025, 10:00
«Привет, бандит! Добро пожаловать в Сан-Андреас!» Эти слова знакомы каждому, кто хоть раз играл в культовую Grand Theft Auto: San Andreas. Спустя годы легендарная игра получила обновлённую версию —...
Современные компании, независимо от их размера и отрасли, сталкиваются с необходимостью оптимизации своей работы, повышения производительности и гибкости. Один из самых эффективных инструментов для...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
10.10.2025, 08:01
Социальные закладки