Ну, как и следовало ожидать... Я - об идеале, а мне - о форс-мажорных обстоятельствах.
Это не форс-мажорные обстоятельства, это обычная работа в оркестре. Вы слыхали о том, что на конкурсах в оркестр бывает тур читки с листа? Как вы думаете, почему? и никогда не бывает коллоквиума по знанию партитур. Как Вы думаете, почему?
А знаете, как иногда приходится работать на записи? Положили ноты, свежие, только что написанные, настроили звук, один разок сыграли от цифры до цифры - записали. Потом следующие пару цифр, прочли, сделали несколько дублей - записали. И, поверьте, после склейки всё будет хорошо. Это нормальная работа.
Знать партитуру, почувствовать себя дирижером означает выработать свое собственное отношение к играемому, свое слышание его. Вот Вы, Андрес, видели партитуры сочинений, в озвучивании которых Вы участвуете? Или Вам достаточно того, что Вы знаете их на слух?
Кое-что видел, кое что не видел. Повторяю, это не имеет значения, а тем более в контексте данной темы.
У меня есть отношение к исполняемому, но для этого мне не нужна партитура. Ориентироваться по записи, кстати, плохо ещё и потому, что то, что было хорошо слышно на записи, может быть вообще не слышно изнутри оркестра.
Ну, кстати, когда так много пауз, да ещё в этом темпе при хорошем дирижёре, который ясно показывает цифры и смену размера - можно и не считать где-то до 24 цифры. Три до 24 будет видно. Оттуда уже считать.
Ну, кстати, когда так много пауз, да ещё в этом темпе при хорошем дирижёре, который ясно показывает цифры и смену размера - можно и не считать где-то до 24 цифры. Три до 24 будет видно. Оттуда уже считать.
Соглашусь, с Понькиным, например, проблем не должно возникнуть.
У меня есть отношение к исполняемому, но для этого мне не нужна партитура. Ориентироваться по записи, кстати, плохо ещё и потому, что то, что было хорошо слышно на записи, может быть вообще не слышно изнутри оркестра.
Я о записи вообще не говорил. Обратил внимание только на знание партитуры. Когда-то подрабатывал концертмейстером в камерном хоре, состоявшем исключительно из выпускников дир-хора консы. Каждый из них мог стать перед нашим хором и продирижировать. Почему бы ударнику, один раз за все время исполнения бухнувшему в большой барабан, не продирижировать симфонией? Тосканини был виолончелистом в оркестре и только форс-мажор послужил причиной его дирижерской карьеры.
Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии...
Да ничего подобного! В корне неправильный подход! Да, если надо знать музыку, полезно заранее послушать. Кто бы возражал! Однако к качеству своего исполнения это не имеет ни малейшего отношения, так как привыкнув к определённой записи, не будет живой музыки на сцене. Кроме того, трактовка дирижёра может весьма отличаться от заранее выученной. Потеряется связь с дирижёром и мобильность, что должно быть одним из главных качеств оркестранта.
Запись мне нужна была только для того, чтобы намертво запомнить, где вступать. Как только партия была выучена, я ею больше не пользовался. Вопросы исполнения, разумеется, решались на репетициях. Зато чувствовал себя свободно и в паузах спокойно сидел и слушал, что играют другие (что, кстати говоря, тоже немаловажно ― при подсчёте тактов внимание притупляется).
Каждый имеет право на своё мнение ― при условии, что оно совпадает с моим (Б. Шоу)
Удивительно активная тема!! Не успеешь начать писать ответ, как оно уже написано . Согласен с Андресом: оркестр, в котором каждый - дирижер с партитурой в голове - это просто ужасно!
Мне кажется, что надо и музыку знать, и считать. И дирижер (особенно в сложных партитурах, особенно при первых проигрываниях или вспоминаниях) ОБЯЗАН показать вступления (есть такие строчечки в начале партитуры: Tr-ne, Timp, Batt. и т. д.: их всегда и нужно проглядывать на предмет "а не 2578 ли там пустых тактов у музыканта?"). Его его основная задача на первых репетициях. А потом уже чуВства. Записи слушать тоже неплохо.
Кстати, даже в музыке Моцарта деревяшкам тоже иногда КРАЙНЕ необходимо перед сольными или просто открытыми местами дать вступление (только сегодня в этом убеждался), притом даже тогда, когда музыканты опытные и произведение не первый раз играют. Просто неквадратность многих мест у Моцарта иногда вызывает состояние нервозности (кстати! а многие пытаются к четырехтактам счет сводить - по возможности, если музыка имеет такую структуру - или я один?). Ну и, конечно, характер вступления показать неплохо (это к вопросу о трактовке дирижера; или дирижером? ).
Тосканини был виолончелистом в оркестре и только форс-мажор послужил причиной его дирижерской карьеры.
Угу. Он еще был репетитором для певцов, ведь оркестр то был оперного театра. Тосканини разучивал с певцами их партии, играя на ф-но и, поэтому, знал все оперы от корки до корки. И когда дирижер перед самым началом спектакля отказался дирижировать, то Тосканини уговорили встать за пульт, т.к. он был единственный, кто знал партитуру.
А оркестранту достаточно знать партитуру на слух и манеру дирижирования того дирижера, который становится сегодня за пульт. И нужно не свое мнение иметь об исполняемом, а именно знать, что захочет именно этот дирижер.
Угу. Он еще был репетитором для певцов, ведь оркестр то был оперного театра. Тосканини разучивал с певцами их партии, играя на ф-но и, поэтому, знал все оперы от корки до корки. И когда дирижер перед самым началом спектакля отказался дирижировать, то Тосканини уговорили встать за пульт, т.к. он был единственный, кто знал партитуру.
А оркестранту достаточно знать партитуру на слух и манеру дирижирования того дирижера, который становится сегодня за пульт. И нужно не свое мнение иметь об исполняемом, а именно знать, что захочет именно этот дирижер.
Так пусть все в оркестре будут Тосканини... Я хотел бы послушать такой оркестр! Я единожды был оркестрантом, если не считать, конечно, опыт игры на альтушке в военном оркестре во время прохождения службы. Друг-композитор, авангардист, как-то попросил исполнить партию ф-но в одной из частей его симфонии: пианист оркестра чем-то ему не понравился. Я сразу же потребовал партитуру, так как сидеть и считать такты да еще в такой музыке, где партия ф-но состоит из музыкальных междометий, а тактовые размеры меняются с калейдоскопической быстротой, у меня не было никакого желания. Зато на репетициях и концерте я чувствовал себя совершенно спокойно, такты не считал, на дирижера тоже не было особой нужды смотреть. Оркестрант должен иметь свое мнение об исполняемом, он же не инструмент оркестра, не лакей "чего изволите", а живой человек. Думаю, Тосканини имел свое мнение... Оркестровое звучание есть результат взаимодействия интенций дирижера и оркестрантов.
А вот пример уже из повседневной моей практики. Хоть и не связанный с оркестром. Как известно, партии в фортепианном ансамбле записываются двумя способами: отдельно на каждой странице и партитурно. Я однозначно предпочитаю партитурное изложение, надеюсь, понятно почему.
Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии...
Люди с очень высоким индексом массы тела (ИМТ 50–60) относятся к категории морбидного ожирения, при котором традиционные методы (диеты, медикаменты, физическая активность) зачастую не дают стойких...
Социальные закладки